Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История становления и развития радиационной и химической защиты как вида обеспечения защиты населения в чрезвычайных ситуациях



2015-11-27 828 Обсуждений (0)
История становления и развития радиационной и химической защиты как вида обеспечения защиты населения в чрезвычайных ситуациях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Появление и последующее развитие радиационной и химической защиты населения было тесно связано с зарождением и совершенствованием местной противовоздушной обороны (МПВО) – гражданской обороны (ГО) – единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Разработка способов и средств противохимической защиты, производство и обеспечение соответствующими средствами личного состава армии и населения возлагалось на химический комитет Главного артиллерийского управления Красной Армии. С этого времени прослеживается ориентация целей, задач и мероприятий РХЗ населения, а также организация их выполнения на аналогичный вид обеспечения боевых действий Красной Армии.

В 1925 году выполнение мероприятий противохимической защиты «пассивной» (местной) обороны возлагалось Реввоенсоветом СССР на наркоматы (Министерства), исполкомы Советов народных депутатов и организации, в чьем ведении находились обороняемые пункты и объекты. Совет труда и обороны СССР 27 августа 1926 года принял постановление «Об организации воздушно-химической обороны на путях сообщения СССР», в котором обязал Наркомат путей сообщения строить на железнодорожных станциях убежища, обучать рабочих и служащих железнодорожного транспорта мерам противохимической защиты, создавать нештатные формирования противохимической защиты. Постановлением Совета труда и обороны СССР от 14 мая 1927 года «Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР» был установлен дифференцированный подход к осуществлению мероприятий противохимической защиты. На территории страны были выделены приграничная угрожаемая зона и тыл. Общее руководство мероприятиями противохимической защиты было возложено на Народный комиссариат по военным и морским делам СССР, а непосредственно в угрожаемой зоне на командование военных округов через их управления Военно-воздушных Сил и создание при этих управлениях штабы воздушно – химической обороны (ВХО). В 1927 году на базе военно – химического музея были созданы курсы по подготовке работников ВХО для нужд народных комиссариатов.

19271929 годы характеризовались дальнейшим обострением международной обстановки. В ведущих капиталистических странах Запада и Японии развернулось строительство военных самолетов, был налажен массовый выпуск химических авиабомб.

В этих условиях 11 июня 1928 г. Совет труда и обороны СССР принял постановление «О противовоздушной обороне важнейших пунктов в угрожаемой по воздушным нападениям полосе СССР», в котором среди других мероприятий по защите предусматривалось сформировать и обучить команды противохимической защиты и заготовить дегазационные средства на объектах 48 важнейших пунктов ПВО. В 1929 году в военных округах в составе управлений ПВО были созданы службы химической защиты, а в штабах городов – пунктов ПВО химические участковые команды. В 1931 году в районах ПВО были созданы среди других служб и службы противохимической защиты.

Одновременно с осуществлением мероприятий противохимической защиты на государственном уровне осуществлялась массовая подготовка населения через сеть соответствующих добровольных обществ и курсов: Военно-научное общество (1920 г.), Общество содействия обороне СССР (с 1926 г.), Добровольное общество друзей химической и оборонной промышленности (с 1925 г.), Осоавиахим (с 1927 г.).

В результате проведенной работы к началу 30-х годов прошлого столетия в развитии пассивной обороны в стране были достигнуты серьезные успехи. Население получило около 3,5 млн противогазов, было построено несколько тысяч газоубежищ, около 2,5 млн человек прошли обучение способам противохимической защиты.

Важным шагом в дальнейшем развитии мероприятий противохимической защиты стало постановление Совета Народных Комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР». В соответствии с данным постановлением в угрожаемой зоне необходимо было проводить следующие мероприятия противохимической защиты: обучение населения способам противохимической защиты, подготовку специальных формирований, строительство газоубежищ, создание и накопление СИЗ. При введении «угрожаемого положения» выполнялись следующие мероприятия противохимической защиты: оповещение населения и объектов ПВО о химическом заражении (угрозе заражения), снабжения населения противогазами, защита людей, воды, продуктов питания, фуража от химического заражения, приведения в готовность формирований противохимической защиты. Во время ликвидации последствий химических ударов противника среди других мероприятий силы МПВО должны заниматься дегазацией одежды, обуви и техники.

Великая Отечественная война стало суровым испытанием для МПВО. В этих условиях по-новому пришлось оценивать и состояние противохимической защиты. О том, что немецкое командование намеревалось применить химическое оружие, свидетельствовал не только рост арсеналов боевых ОВ не его складах, но и секретные документы, захваченные в ходе боевых действий. Угроза химического нападения выявила большие проблемы в организации противохимической защиты. Промышленность не обеспечивала даже минимальных потребностей в дегазационных средствах, приборах и имуществе. В городах не хватало газоубежищ и соответствующих специалистов.

2 июля 1941 г. СНК СССР принял постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». В соответствии с данным постановлением по вопросам противохимической защиты требовалось:

усилить подготовку населения и формирований МПВО по вопросам противохимической защиты ;

уточнить нормы оснащения формирований МПВО средствами противохимической защиты;

реорганизовать и укрепить службы противохимической защиты на местах.

В соответствии с вышеуказанным постановлением 7 августа 1941 г. ГКО СССР принимает решение об увеличении выпуска противогазов для гражданского населения, а СНК СССР 13 сентября издает постановление «О приспособлении бомбоубежищ под газоубежища».

На предприятиях, по месту жительства и учебы граждан, в местной и центральной печати, по радио и средствами наглядной агитации организовывались выступления специалистов МПВО, которые нацеливали людей на овладение приемами и способами защиты от химического оружия, оказание первой помощи при поражениях ОВ и т. д. В парках, скверах, кинотеатрах, на улицах и площадях вывешивали плакаты и лозунги, призывавшие готовиться к отражению химического нападения.

Обеспечение населения СИЗ и дегазации стало носить плановый централизованный характер и возлагалось на противохимическую службу МПВО. Благодаря проделанной работе к концу 1941 года оснащенность инженерно-противохимических полков и других формирований МПВО средствами противохимической защиты значительно возросла, они располагали 2240 приборами для определения зон заражения, 376 стационарными и 76 походными лабораториями. В их составе имелось около 300 дегазационных подразделений, оснащенных специальной техникой.

Складывающаяся в послевоенные годы международная обстановка и агрессивные устремления руководства США, владевших в то время монополией на атомное оружие, не позволили снять с повестки дня вопросы совершенствования способов защиты населения и мероприятий, обеспечивающих защиту, в том числе мероприятий противохимической защиты.

31 октября 1949 г. Совет Министров СССР утвердил новое Положение о МПВО СССР, в котором противохимическая защита была отнесена к основным мероприятиям МПВО. В городах-пунктах МПВО и городах с районным делением были созданы противохимические службы.

В связи с новой международной обстановкой и изменением характера угроз населению руководством страны был предпринят ряд мер по укреплению МПВО, совершенствованию ее организационной структуры, технической оснащенности, уточнению задач и мероприятий, в том числе мероприятий противохимической защиты (Постановление СМ СССР от 14.04.1956 г. «Положение о МПВО Союза ССР»). В соответствии с новым положением была проведена реорганизация штаба МПВО СССР. Вместо отдела противохимической защиты было организовано управление противоатомной, противобактериологической, противохимической и маскировочной защиты. Были значительно расширены задачи МПВО в части всеобщего обучения населения способам защиты от ОМП, строительство защитных сооружений, обеспечение населения СИЗ и т. д. В республиках, краях и областях дополнительно были созданы службы санитарной обработки людей, обеззараживания территорий и сооружений, ветеринарной обработки.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонительная система – Гражданская оборона СССР. В соответствии с новыми подходами к защите населения произошло уточнение содержания, цели, задач и мероприятий противохимической защиты, а также взглядов на организацию их выполнения.

Так более важное место было отведено такому мероприятию, как накопление СИЗ: противогазов, респираторов, противопыльных тканевых масок и т. д. На Гражданскую оборону страны были возложены задачи всеобщего обучения населения способам защиты от ОМП, оповещение населения о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, обеспечение защиты животных, продовольствия и воды от заражения РВ, ОВ и БС.

В областном, городском (районном) звеньях в зависимости от необходимости и наличия базы для выполнения мероприятий противохимической защиты создавались службы противорадиационной и противохимической защиты, коммунально-техническая и т. д.

Сложившаяся обстановка требовала внести изменения в деятельность Гражданской обороны страны в целом и, в частности, уточнить содержание, цель, задачи и мероприятия противохимической защиты. В результате появился такой вид обеспечения защиты населения, как противорадиационная и противохимическая защита (ПР и ПХЗ). Большое внимание стало уделяться инженерно-техническим мероприятиям, направленным на повышение устойчивости функционирования радиационно и химически опасных объектов. Обеспечение убежищ фильтрами-поглотителями и регенеративными установками было возложено на отделы ПР и ПХЗ штабов ГО областей. Промышленностью был освоен выпуск новых типов противогазов для взрослых и детей: ГП-4У, ГП-5, ДП-6, камер защитных детских КЗД-4, защитной одежды и других СИЗ.

В середине 70-х годов XX века была определена организационно-штатная структура и нормы оснащения формирований ПР и ПХЗ: сводные отряды (команды, группы) ПР и ПХЗ, команды (группы) обеззараживания, посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН), группы (звенья) радиационной и химической разведки (ГрРХР, ЗРХР), санитарно – обмывочные пункты (СОП), станции обеззараживания одежды (СОО) и техники (СОТ).

В 1980 году впервые в истории был утвержден план Гражданской обороны СССР, а также планы ГО республик, краев, областей, городов (районов), служб ГО и объектов экономики. В них в качестве самостоятельных приложений и подразделов были выделены мероприятия ПР и ПХЗ (с 1986 года – РХЗ).

В соответствующих Директивах штаба ГО СССР и штаба ГО РФ были уточнены содержание, цель, задачи и мероприятия ПР и ПХЗ.

ПР и ПХЗ представляла собой комплекс мероприятий по предотвращению или ослаблению воздействия на население радиоактивных излучений, ОВ и СДЯВ [83].

Как видно из проведенного анализа истории становления и развития РХЗ, содержание, цель, задачи и мероприятия РХЗ население находятся на постоянном развитии и зависят от многих факторов, основными из которых являются: характер угроз населению, условия жизни общество и реальные экономические возможности государства.

Анализ опыта работ по ликвидации ЧС в стране во второй половине 80-х годов прошлого столетия показал, что современное состояние и развитие средств поражения, повышение роли вторичных факторов поражения в случае разрушения радиационно и химически опасных объектов в военное время, переориентация Гражданской обороны страны с решение задач военного на мирное время и привлечение Вооруженных сил к ликвидации ЧС мирного времени вызвали необходимость уточнить содержание, цель, задачи и мероприятия химического обеспечения боевых действий Сухопутных войск, а также содержание, цель, задачи и мероприятия РХЗ населения.

Исследования, проведенные в МЧС России в последние годы, в том числе на кафедре радиационной и химической защиты Академии гражданской защиты, позволили сформулировать содержание, цель, задачи и мероприятия РХБ защиты населения применительно к существующему характеру угроз для населения, условиям жизни общества и реальным экономическим возможностям государства на данном этапе развития нашей страны.

 

2.2. Цель, задачи и краткое содержание мероприятий радиационной и химической защиты населения

 

РХБ защита – это комплекс мероприятий, направленных на снижение потерь спасательных воинских формирований в условиях РХБ заражения.

РХБ защита организуется с целью не допустить или максимально снизить воздействие радиоактивных, аварийно химически опасных веществ и биологических средств на спасательные воинские формирования и обеспечить им выполнение задач в условиях РХБ заражения [83].

Для достижения целей РХБ защиты предусмотрено выполнение двух основных задач [83]:

выявление и оценка масштабов и последствий применения ОМП, аварий на радиационно и химически опасных объектах, неспецифическое обнаружение биологических средств;

обеспечение защиты сил РСЧС, спасательных воинских формирований, продовольствия и окружающей среды от радиоактивных, аварийно химически опасных веществ и биологических средств.

Для осуществления данных задач предусмотрено проведение следующих мероприятий, соответственно: [83].

сбор, обработка данных и информация о РХБ обстановке;

радиационная, химическая и неспецифическая биологическая разведка;

радиационный и химический контроль личного состава вооружения, техники и материальных средств;

оповещение о РХБ заражении;

использование средств индивидуальной и коллективной защиты, защитных свойств местности и других объектов;

специальная обработка спасательных воинских формирований, вооружения и техники, обеззараживание обмундирования, вещевого имущества, снаряжения, средств индивидуальной защиты, участков местности, дорог и сооружений и санитарная обработка;

определение режимов радиационной и химической защиты спасательных воинских формирований при проведении АСДНР;

обеспечение радиационной безопасности;

обеспечение спасательных воинских формирований вооружением и средствами РХБ защиты.

Сбор, обработка данных и информация о радиационной, химической и биологической обстановке организуется для своевременной оценки обстановки, осуществления подготовки предложений командирам (начальникам) спасательных воинских формирований для принятия решения на ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Сбор и обработку данных и информацию о радиационной, химической и биологической обстановке организует штаб спасательного воинского формирования совместно с начальником службы радиационной, химической и биологической защиты.

До получения от спасательных воинских формирований данных разведки, радиационная и химическая обстановка ориентировочно может быть оценена по результатам прогнозирования. При прогнозировании устанавливаются возможные зоны (районы) заражения (загрязнения) местности и атмосферы, спасательные воинские формирования и населенные пункты, оказавшиеся в зонах с высокими уровнями радиации и химического заражения; ориентировочные потери личного состава. По данным прогноза определяются объем задач по ликвидации последствий, наиболее целесообразные направления и районы ведения радиационной, химической и биологической (неспецифической) разведки.

Радиационная, химическая и неспецифическая биологическая разведка организуется для своевременного обнаружения радиоактивного, химического заражения и обеспечения командиров и штабов данными о радиационной и химической обстановке на местности, в воздушном пространстве, акватории, а также о выявленных случаях применения противником биологических средств. Она ведется непрерывно подразделениями наземной и воздушной радиационной и химической разведки и силами сети наблюдения и лабораторного контроля.

Подразделения радиационной, химической и биологической разведки спасательных воинских формирований выполняют свои задачи химическими разведывательными дозорами и постами радиоактивного и химического наблюдения (ПРХН).

Химические разведывательные дозоры действуют самостоятельно или в составе спасательных воинских формирований. Химические разведывательные дозоры ведут радиационную, химическую и неспецифическую биологическую разведку на направлениях действий (маршрутах движения) своих подразделений, в районах расположения и в районах ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Кроме задач, выполняемых наблюдательными постами, они определяют границы участков заражения, пути их обхода или преодоления и устанавливают знаки ограждения в районах разведки.

Радиационный и химический контроль спасательных воинских формирований, техники и материальных средств и объектов тыла осуществляется в целях получения данных для оценки боеспособности спасательных воинских формирований по радиационному фактору и определения объема специальной обработки. Он включает определение доз облучения личного состава и степени заражения людей, вооружения, техники, материальных средств и объектов радиоактивными и отравляющими веществами. Радиационный и химический контроль организуется начальником штаба, начальником службы радиационной, химической и биологической защиты, командирами спасательных воинских формирований и проводится подразделениями радиационной и химической разведки и контроля, химико-радиометрическими лабораториями, штатными и нештатными специалистами спасательных воинских формирований.

По данным радиационного и химического контроля определяются режимы работы спасательных воинских формирований и необходимость направления на обследование в медицинские учреждения.

Контроль облучения личного состава (населения) подразделяется на групповой и индивидуальный.

Индивидуальный контроль облучения проводится в целях получения данных о дозах облучения каждого человека, которые необходимы для первичной диагностики степени тяжести лучевого поражения и сортировке пораженных на этапах медицинской эвакуации. Индивидуальный контроль осуществляется для всех офицеров и прапорщиков, а также подразделений, действующих в отрыве от основных сил. Перечисленным категориям лиц выдаются индивидуальные дозиметры и карточки учета доз облучения. Полученные дозы облучения заносятся в карточки учета доз облучения и журнал контроля облучения.

Групповой контроль организуется командиром (начальником) с целью получения данных о средних дозах облучения личного состава спасательных воинских формирований для оценки их работоспособности. Для этого формирования обеспечиваются измерителями доз (дозиметрами) из расчета 12 дозиметра на группу людей 1420 человек, действующих в одинаковых условиях обстановки. Снятые показания дозиметров присваиваются каждому человеку данной группы и заносятся в журнал контроля облучения.

По показателям войсковых, а в отдельных случаях и индивидуальных измерителей дозы ведется учет облучения: в ротах на весь личный состав; в штабах всех степеней – на весь личный состав данного штаба и командиров подчиненных подразделений на две ступени ниже.

Командиры и штабы ежесуточно представляют:

командиры взводов – сведения о дозах облучения каждого отделения, определенных по показателям войсковых измерителей дозы;

командиры рот – письменное донесение о боеспособности по радиационному показателю каждого отделения, взвода и роты в целом, а также о дозах облучения всех офицеров и прапорщиков, а при необходимости и ведущих специалистов;

штабы – письменное донесение о боеспособности по радиационному показателю подчиненных и приданных подразделений на две ступени ниже, а также о дозах облучения подчиненных командиров, начальников штабов, начальников служб.

Химический контроль проводится в целях определения необходимости и полноты дегазации вооружения и другой техники, материальных средств, сооружений и местности, обеззараживания продовольствия и воды, установления возможности действий личного состава без средств защиты, а также для определения факта применения противником неизвестных отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ и ядов.

Оповещение о радиоактивном, химическом и биологическом заражении организуется и осуществляется в целях предупреждения сил РСЧС о радиоактивном, химическом и биологическом заражении для принятия мер по своевременному приведению в боевое положение средств индивидуальной защиты, своевременное использование средств коллективной защиты.

Оповещение о радиоактивном, химическом и биологическом заражении осуществляется штатными и специально подготовленными подразделениями радиационной и химической разведки в местах развертывания ПРХН установленными сигналами оповещения.

Оповещение спасательных воинских формирований (подразделений) осуществляется и организуется начальником штаба, оперативным дежурным по специально установленным каналам связи.

Использование средств индивидуальной и коллективной защиты, защитных свойств местности и других объектов организуется и осуществляется в целях защиты личного состава от поражающих факторов ядерных взрывов, радиоактивных, аварийно химически опасных веществ и биологических средств.

Своевременность использования средств индивидуальной и коллективной защиты и умелое их применение достигается:

постоянным контролем наличия и исправности средств индивидуальной защиты у личного состава и средств коллективной защиты в подразделениях, на пунктах управления, узлах связи и так далее;

заблаговременной подготовкой и тренировкой личного состава в пользование этими средствами в различной обстановке;

правильным определением рубежей и времени заблаговременного перевода средств индивидуальной защиты в боевое положение;

установлением момента их снятия;

определением режима и условий эксплуатации сооружений, оборудованных средствами коллективной защиты, а также порядка использования техники, оснащенной фильтровентиляционными установками.

Специальная обработка вооружения и техники, участков местности, дорог и сооружений, обезвреживание обмундирования, средств индивидуальной защиты, вещевого имущества, снаряжения и санитарная обработка личного состава, осуществляются с целью ликвидации их заражения радиоактивными, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами и предотвращения поражения личного состава.

Специальная обработка организуется штабами спасательных воинских формирований и заключается в проведении дегазации, дезактивации и дезинфекции имеющегося в спасательных воинских формированиях вооружения и другой техники, средств защиты и обмундирования, а при необходимости и проведении санитарной обработки личного состава.

Специальная обработка может быть частичной и полной.

Частичная специальная обработка включает частичную санитарную обработку личного состава, частичную дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию вооружения и техники. Частичную специальную обработку организует командир подразделения в ходе проведения АСДНР. Она проводится сразу при заражении АХОВ и в течение часа при загрязнении радиоактивными веществами, силами и средствами самих подразделений.

Полная специальная обработка включает полную дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию вооружения и техники, обмундирования и средств защиты, а при заражении биологическими средствами и полную санитарную обработку. Проводится по решению вышестоящего командира (начальника) с привлечением подразделений РХБ защиты спасательных воинских формирований, после проведения АСДНР или при выходе из района АСДНР, на границах «грязной» и «чистой» зон.

Обеззараживание участков местности, дорог и сооружений, обмундирования и снаряжения проводится подразделениями РХБ защиты спасательных воинских формирований.

Определение режимов радиационной и химической защиты спасательных воинских формирований осуществляется с целью создания условий, обеспечивающих исключение переоблучения личного состава выше установленных пределов при проведении АСДНР и сохранения его работоспособности при длительном нахождении в зонах радиоактивного и химического заражения.

Под режимами радиационной защиты понимается порядок действий спасательных воинских формирований и применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного загрязнения для уменьшения возможных доз облучения. Режимами радиационной защиты регламентируются продолжительность и условия работы, передвижения и отдыха спасателей в течение суток. Режимы радиационной защиты зависят от мощности доз излучения на местности в районе АСДНР; степени защищенности спасателей (т. е. нахождении в здании, транспортном средстве, укрытии, открыто на местности и т. д.); времени, прошедшего после ядерного взрыва или аварии на РОО; значений допустимого предела дозы облучения; периода пребывания спасателей на загрязненной местности.

При проведении АСДНР основой режима радиационной защиты является строгая регламентация времени пребывания спасателей в зонах радиоактивного загрязнения с высокими мощностями доз излучения, организация посменной работы, непрерывный контроль за полученными дозами облучения, использование средств индивидуальной защиты, защитных свойств техники и сооружений. Выбор режимов определяется для заданных доз облучения, на основе которых определяются время ввода первой смены в очаг поражения, мощность дозы облучения на время ввода, потребное количество смен в течение суток.

В зонах химического заражения защита спасателей достигается использованием защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, определением режимов функционирования средств коллективной защиты для обеспечения убежищ чистым воздухом, организацией посменной работы спасательных воинских формирований в очагах химического поражения.

Обеспечение радиационной безопасности организуется в целях защиты личного состава от поражающего воздействия ионизирующих излучений, а внешней среды от загрязнения при использовании радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений. Оно осуществляется постоянно как в мирное время, так и в военное время.

Ответственность за обеспечение радиационной безопасности личного состава несет командир (начальник) спасательного воинского формирования.

Непосредственное руководство обеспечением радиационной безопасности возлагается на начальника службы радиационной, химической и биологической защиты. Решение задач обеспечения радиационной безопасности служба радиационной, химической и биологической защиты организует и осуществляет во взаимодействии с медицинской службой.

Мероприятия по установлению и поддержанию режима радиационной безопасности при работах с источниками ионизирующих излучений включают: планирование и организацию обеспечения радиационной безопасности; зонирование территорий и помещений спасательного воинского формирования и допуск личного состава в режимную зону; организацию радиационного контроля; использование специальной одежды и средств индивидуальной защиты; санитарную обработку личного состава; медицинский контроль за условиями труда и наблюдения за состоянием здоровья личного состава.

Предоставление населению средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [27, 28].

Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти – работников этих органов и бюджетных организаций;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

органами местного самоуправления работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;

организациями работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) осуществляет контроль и организационно-методическое руководство за накоплением, хранением и использованием запасов СИЗ, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями [27, 28].

Обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее:

на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее ГО);

в населенных пунктах с объектами особой важности и железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО;

на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).

Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:

на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее РОО);

на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;

на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах:

для детей камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100 % от их общей численности;

для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100 % от их общей численности, за пределами названных зон - противогазы из расчета на 100 % от их общей численности;

для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), противогазы и респираторы из расчета на 100 % от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций;

для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) противогазы из расчета на 100 % от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5 % от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

Обеспечение спасательного воинского формирования вооружением и средствами радиационной, химической и биологической защиты организуется в соответствии с решением командира (начальника) спасательного воинского формирования. Начальник службы радиационной, химической и биологической защиты организует обеспечение с таким расчетом, чтобы в спасательном воинском формировании запасы были созданы в установленных размерах до начала выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ [84].

Общая потребность спасательного воинского формирования в вооружении и средствах радиационной, химической и биологической защиты на время ведения работ определяется с учетом предполагаемой их убыли и необходимых запасов к концу выполнения задачи. Она удовлетворяется использованием созданных в спасательном воинском формировании войсковых запасов, подвозом их со складов региональных центров (спасательного воинского формирования), возвращением в строй вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты после ремонта, а также использованием местных ресурсов.

Для выполнения потерь и расхода создаются запасы табельных и расходных средств. Запасы вооружений и средств радиационной, химической и биологической защиты создаются в спасательном воинском формировании заблаговременно в размерах, обеспечивающих выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Запасы средств индивидуальной защиты, индивидуальных дегазационных пакетов, а при необходимости и другого табельного имущества эшелонируются до отряда, а в отдельных случаях – до роты.

Восполнение убыли вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты осуществляется при подготовке и в ходе ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ из расчета списочной численности личного состава и техники к началу планируемого периода.

В первую очередь вооружение и средства радиационной, химической и биологической защиты восполняются тем спасательным воинским формированиям (подразделениям), которые действуют на основных направлениях аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Плановое восполнение убыли спасательному воинскому формированию производится, как правило, один раз в сутки в соответствии с данными учетно-отчетных документов. В случаях, не терпящих отлагательства, организуется внеочередная подача вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты по заявкам, донесениям и прогнозу.

Доукомплектование специального оборудования машин подразделений РХБ защиты, приборов радиационной и химической разведки, комплектов специальной обработки запасными частями, а также пополнения их веществами и растворами для специальной обработки, источниками электрического тока и индикаторными средствами осуществляется в подразделениях за счет средств, получаемых на складах спасательного воинского формирования, а также непосредственно от объектов экономики.

 



2015-11-27 828 Обсуждений (0)
История становления и развития радиационной и химической защиты как вида обеспечения защиты населения в чрезвычайных ситуациях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История становления и развития радиационной и химической защиты как вида обеспечения защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (828)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)