Оказание скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе
Оказание СМП при рвоте у детей на догоспитальном этапе включает сбор анамнеза, обследование, медицинские мероприятия, принятие тактического решения и медицинскую эвакуацию (в случае госпитализации). При сборе анамнезаследует обратить внимание на следующие моменты. • Анамнез предшествующей болезни, инфекции, лихорадки, сыпи и др. • Анамнез питания - время, объем, тип (исключить употребление в пищу некачественных продуктов). • Анамнез пищевых извращений или прием через рот токсичных продуктов. • Семейный анамнез метаболических расстройств или судорог. Рис. 17.14.Рвота как симптом угрожающего жизни состояния • Начало и характеристика рвоты (внезапно, фонтаном и др.). • Анамнез травмы. • Анамнез адекватного мочеотделения (мокрый подгузник, пеленка). При дифференциальной диагностикеследует учитывать: • связь между приемом пищи и рвотой; • интервал между рвотой и приемом пищи; • была ли боль в животе перед рвотой; • была ли аура перед рвотой; • была ли тошнота перед рвотой; • характеристика интенсивности рвоты (фонтаном и др.); • тошнота, как правило (но не всегда), отсутствует при рвоте в случае контузии, опухоли или другой патологии головного мозга. Диагностика • Оценить витальные признаки (ЧСС, АД, ЧД, температура тела, SpO2). • Исключить признаки нейроинфекции и других инфекционных заболеваний. • Тщательный неврологический осмотр (органы чувств, осмотр глазного дна). • Осмотр большого родничка в вертикальном положении и спокойном состоянии ребенка (на руках у матери). • Оценить степень питания (паратрофики склонны к рвоте). • Оценить степень гидратации (тургор кожи, влажность слизистых оболочек). • Наличие признаков травмы. • Состояние слизистой оболочки полости рта (исключить химические ожоги при приеме раздражающих веществ). • Осмотр живота (для исключения заболеваний органов брюшной полости). • Визуальное и органолептическое исследование рвотных масс (количество, цвет, запах, состав). Лечебные мероприятия • Прекратить питание через рот при продолжающейся рвоте. • С целью профилактики и коррекции водно-электролитных нарушений показано назначение электролитных растворов (регидрон♠). Состав, дозы и способ применения регидрона* представлены в табл. 17.82. • При отсутствии рвоты в течение 6 ч возможно расширение питания - грудное молоко в небольших количествах, дробно; у детей старшего возраста - бульон, сухое печенье, крекеры в небольшом количестве. • При кормлении грудного ребенка его следует держать вертикально. • Использование противорвотных средств нецелесообразно, так как необходимо устранить основную причину рвоты. • Если у ребенка отмечается повышение температуры тела, показано проведение симптоматической терапии. • При наличии признаков инфекции необходимо решить вопрос о назначении антибактериальной терапии. Показания для госпитализации • Многократная рвота, наличие признаков дегидратации (более 5%). • Наличие крови и желчи в рвотных массах. • Рвота фонтаном. • Подозрение на ЧМТ. • Подозрение на заболевания внутренних органов брюшной полости, требующие экстренного хирургического лечения. Рекомендации для пациентов, оставленных дома • Продолжить дробное энтеральное введение электролитных растворов. • При отсутствии эффекта от проводимой терапии через 4-6 ч - повторный вызов бригады СМП. Оказание скорой медицинской помощи на стационарном этапе Основная задача лечения рвоты на этапе стационара - дифференциальная диагностика с хирургическими заболеваниями органов грудной и брюшной полости, требующими экстренной операции, исключение инфекционной патологии и поиск различных заболеваний внутренних органов, сопровождаемых рвотой. После выяснения причины рвоты проводят соответствующую этиопатогенетическую терапию. Кроме того, одна из задач врача отделения скорой помощи - диагностика и устранение дегидратации. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ОШИБКИ • Неправильно собранный анамнез. • Неадекватная оценка тяжести состояния. • Не проводится целенаправленная дифференциальная диагностика с наиболее частыми причинами рвоты у детей, представленными в алгоритме (см. рис. 17.14). Список литературы 1. Александрович Ю.С., Гордеев В.И., Пшениснов К.В. Неотложная педиатрия: Учебное пособие. - СПб.: СпецЛит, 2010. - 568 с. 2. Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - СПб.: Фолиант, 2001. - 926 с. 3. Пайков В.Л., Хацкель С.Б., Эрман Л.В. Гастроэнтерология детского возраста в схемах и таблицах. - СПб.: СпецЛит, 1998. - 534 с. 4. Шабалов Н.П. Детские болезни. - СПб.: Питер, 2001. - 1088 с. Острая диарея ОПРЕДЕЛЕНИЕ Диарея- увеличение частоты дефекации (более трех раз), сопровождаемое выделением повышенного объема жидких каловых масс (более 10 г/кг/сут). ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ Диарея обусловлена нарушением абсорбции содержимого кишечника и усилением перистальтической активности кишечника. Одна из основных проблем, возникающих при диарее, - дегидратация и нарушения водно-электролитного обмена. Эти нарушения особенно выражены у новорожденных и детей грудного возраста, так как у них водно-электролитный баланс отличается нестабильностью и зависит от объема усвоенной и выделенной жидкости. Наличие пастообразного стула может быть вариантом нормы, в то же время частый водянистый стул с небольшим количеством каловых масс или стул, выделяющийся под давлением (даже не частый), следует расценить как истинную диарею. Причины диареи • Инфекционные заболевания ЖКТ (вирусные, бактериальные, паразитарные). • Аномалии и расстройства метаболизма - непереносимость углеводов, мальабсорбция, рас- Таблица 17.82.Использование регидрона* при дегидратации стройство абсорбции белков и аминокислот, непереносимость жиров, осмотическая диарея. • Неспецифические причины - гиперкалорийная диета, дисбактериоз, лихорадка (парентеральная диарея). У детей наиболее частая причина диареи - инфекционные заболевания ЖКТ, следствием которых в большинстве случаев является углеводная мальабсорб-ция, также приводящая к диареи. Инфекционными возбудителями диареи чаще всего являются вирусы (энтеро-, аденоили ротавирусы). Этиология диареи у детей в зависимости от возраста представлена в табл. 17.83. Таблица 17.83.Этиология диареи у детей в зависимости от возраста КЛАССИФИКАЦИЯ В зависимости от этиологии и механизмов патогенеза выделяют диареи: • инвазивные; • секреторные; • осмотические. При инвазивных кишечных инфекцияхвозбудители (шигеллы, сальмонеллы и др.) поражают эпителиоциты, вызывая воспаление слизистой оболочки кишечника. При секреторных диареяхв результате воздействия эндотоксина возбудителей происходит активация аденилатциклазы энтероцитов с последующим усилением их секреторной активности и нарушением реабсорбции воды и электролитов в просвете кишечника. Типичные возбудители, приводящие к развитию секреторной диареи, - холерный вибрион, энтеропа-тогенные и энтеротоксигенные эшерихии. Осмотические диареиразвиваются вследствие нарушения функции ферментов кишечника, расщепляющих углеводы. Наиболее часто их вызывают рота- и аденовирусы. КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА Основное клиническое проявление синдрома диареи - многократный жидкий стул, приводящий к дегидратации. Как правило, начало заболевания острое, отмечается постепенное прогрессирование синдрома интоксикации и водно-электролитных нарушений, проявления которых достигают максимума через 12-24 ч от начала заболевания. На фоне диареи как инфекционного, так и неинфекционного генеза нередко отмечается повышение температуры тела до субфебрильных, а в тяжелых случаях и фебрильных цифр. В большинстве случаев диарея сопровождается рвотой, при этом поражение ЖКТ протекает по типу гастроэнтерита. При тяжелом течении заболевания может отмечаться угнетение сознания и появление клинических симптомов гиповоле-мического шока. СОВЕТЫ ПОЗВОНИВШЕМУ • Отмена энтерального питания. • При отсутствии рвоты следует начать дробный прием жидкости через рот в небольшом количестве. ЛЕЧЕНИЕ
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (757)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |