РАБСТВО В ЕГИПТЕ НОВОГО ЦАРСТВА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Материалы по историографии Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета
История Древнего Востока: Материалы по историографии. Учебное пособие / Сост. А. А. Вигасин, С. С. Соловьева, О. В. Томашевич; Под ред. В. И. Кузищина, А. А. Вигасина. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 200 с
В учебном пособии представлены фрагменты из трудов советских востоковедов 30-80-х годов XX в. (В. В. Струве, Г. Г. Гиоргадзе, Г. Ф. Ильина и др.), а также переводы исследований зарубежных авторов по важнейшим проблемам истории стран Древнего Востока. Хрестоматия предназначена прежде всего для проведения семинарских занятий по истории Древнего Востока на 1 курсе исторических фа- культетов. Материалы подобраны по темам: рабовладение в Египте Нового царства, социальные отношения по законам Хаммурапи, фор- мы зависимости в Хеттском государстве, рабство в древней Индии. Издание содержит методические указания и комментарии. Для студентов-историков и востоковедов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное издание предназначается главным образом для проведения се- минарских занятий на 1 курсе исторических факультетов. Как известно, ос- новной задачей университетского семинара является воспитание навыков са- мостоятельной работы с источником. Обычно студенты используют перево- ды, помещенные в «Хрестоматии по истории Древнего Востока» (М., Выс- шая школа. 1982. Ч. 1-2). В ней содержится подборка источников для проведения занятий и подготовки студенческих докладов, сообщений, кур- совых работ по определенным темам. Самостоятельный анализ источника не только не исключает знакомства с научной литературой, но, напротив, требует такого знакомства. Однако существуют препятствия, затрудняю- щие, а нередко исключающие сколько-нибудь систематическую работу над историографией. Многие исследования публиковались давно, небольшими тиражами и стали библиографической редкостью. Замечания по тем проб- лемам, которые рассматриваются в семинаре, порой рассеяны в моногра- фиях, недоступных первокурснику ни по объему, ни по характеру изложе- ния, изобилующего сносками и цитатами на языке оригинала, лингвистиче- скими экскурсами и т. д. Наконец, в том случае, когда студенту рекоменду- ется та или иная работа, значительная часть ее содержания проходит мимо его внимания из-за того, что вырвана из историографического контекста. Научная литература на общих семинарских занятиях зачастую используется лишь эпизодически, с чисто информационными целями, и отношение к ней складывается догматическое. Составители настоящего издания стремились обеспечить историографи- ческим материалом ряд тем семинарских занятий, предусмотренных в «Хре- стоматии но истории Древнего Востока». Естественно, что в каждой из по- мещаемых ниже статей может быть найден дополнительный материал из других, недоступных студенту, источников; статьи служат помимо прочего и неким комментарием к разбираемому на семинаре тексту. Но главная цель заключалась отнюдь не в сообщении новых фактов. Исследования вос- токоведов подбирались таким образом, чтобы продемонстрировать наличие разных концепции, дискуссионных интерпретаций одного и того же текста источника. Студенческая группа включится таким образом в обстановку на- учного диалога и вынуждена занимать определенную позицию в споре. Несомненно, серьезный исследователь, изучающий ту или иную пробле- му, должен обращаться к иному изданию монографии и к литературе на разных языках. самостоятельно подбирать эту литературу и т. д. Точно так же и с источником необходимо работать только в оригинале - будь то санскрит, древнеегипетский, хеттский или аккадский языки, ибо всякий пе- ревод уже является интерпретацией. Но если студенты в семинаре на I кур- се используют источники в переводах, подобранных в хрестоматии, то не менее оправдано создано специальных хрестоматий и по историографии. Учитывая учебный характер издания, мы сочли необходимым пойти на известные сокращения как с целью уменьшения объема публикуемых ра- бот, так и облегчения их восприятия. Латинская транслитерация заменена русской, сноски на литературу даны лишь самые необходимые, чтобы сохра- нить историографический контекст. Каждая опубликованная работа-часть историографии определенного времени, и какое-либо ее исправление и под- новление недопустимы. Редакторы и составители стремились максимально бережно относиться к авторским идеям и системе доказательств. В то же время представляется нецелесообразным сохранение таких утверждений, ко- торые содержат заведомые фактические ошибки. Сохранение их потребовало бы чрезмерного расширения комментария и понапрасну отвлекало бы вни- мание студента. Любые идеи-как бы они ни были спорны с точки зрения современного историка - должны быть сохранены как часть авторской кон- цепции. Анализ явно тенденциозных построений полезен для студентов не менее, чем образцы объективного и взвешенного исследования, - задача, в конце концов, в том и заключается, чтобы продемонстрировать все возмож- ные пути и направления интерпретации источников, постановки и решения конкретной исторической проблемы. Но в том случае, когда интерпретация текста безнадежно устарела в филологическом отношении, она перестает представлять интерес для историографии вопроса. Поскольку тема обычно формулируется с указанием конкретного источ- ника (например, «рабство по хеттским законам»), то и фрагменты из иссле- дований подбирались таким образом, чтобы аргументация строилась на том же доступном студенту материале. Лишь при этом условии утверждения историка могут быть проверены по переводу источника, сопоставлены с утверждениями других исследователей, таким образом, и для студента по- является возможность определить свое отношение к позиции каждой из дискутирующих сторон. Последнее нам кажется особенно важным, ибо за- ставляет начинающего историка по-иному относиться к авторитетам. Исто- риография, включая, разумеется, и учебник, перестает быть суммой фактов и собранием истин в последней инстанции. Она превращается в арену борь- бы идей, где каждый-в меру своих знаний и способностей-может при- нять участие. Работы, как правило, располагаются по хронологии. Это дает возмож- ность проследить противоборствующие тенденции развития исторической мысли, выявить не просто отдельные соображения, характерные для того или иного времени или автора, но и систему взглядов, общую историческую концепцию. Данное издание может стать пособием для историографических штудий - в том скромном объеме, в котором они возможны и необходимы на 1 курсе. Задания по написанию конспектов, рефератов, рецензий обзо- ров являются существенной частью подготовки курсовой (в конечном счете и дипломной) работы. Четыре раздела книги, конечно, не исчерпывают ни тематики занятий на 1 курсе, ни богатства историографии, хотя бы и преимущественно советской. Все они, как и большинство тем, предусмотренных «Хрестоматией по исто- рии Древнего Востока»,-связаны с социально-экономической историей. Склонность преподавателей вести занятия именно по этим темам и источни- кам вполне правомерна, так как на 1 курсе - в начальном курсе историче- ского образования-требуются компактность источников и предельная кон- кретность поставленных проблем. Для сборника историографических мате- риалов подобная тематика представляется удачной и в ином отношении. Никакие другие проблемы древней истории не изучались в советской науке столь основательно и нигде не было столь разноречивых суждений. Эволю- ция общих концепций, противоречия между исследователями в самой поста- новке проблем, в решении многих частных вопросов - это и делает данные материалы полезным средством для обучения «ремеслу историка». Состави- тели старались сохранить авторские примечания (помечены в тексте цифра- ми). Комментарии составителей (обозначены буквами русского алфавита) расположены в конце каждого раздела. Включение в сборник той или иной работы диктовалось отнюдь не зна- чительностью вклада ее автора в науку. В настоящем издании нет важней- ших тем по истории Шумера (с фундаментальными исследованиями И. М. Дьяконова, А. И. Тюменева, ряда зарубежных исследователей), нет темы по поздневавилонскому рабству (в советской науке представленной основательной монографией и статьями М. А. Дандамаева), нет тем по со- циальной структуре Китая, до сих пор вызывающей особенно ожесточенные споры. В то же время в подборку публикуемых текстов намеренно включе- ны фрагменты работ устаревших или несовершенных. Главное заключается в том, что отобранные материалы отражают наиболее характерные - для определенного периода или школы - подходы к источнику и проблеме. Кро- ме того, необходимо учитывать, что пособие вовсе не заменяет списка ре- комендованной студентам литературы, оно не ограничивает свободы выбора преподавателем тематики и круга используемых на занятиях работ. При вынужденной ограниченности сюжета и объема предлагаемое из- дание позволяет читателю сравнивать постановку одних и тех же общих проблем на материале источников разных стран. Несмотря на различие ис» точниковой базы, развитие советской египтологии, ассириологии, хеттологии, индологии проходило, в известной мере, сходные этапы. В литературе по- следних лет есть уже несколько общих обзоров историографии по дискус" сионным проблемам общественного строя на Древнем Востоке. Полезны, в частности, содержащие обширную библиографию книги: Никифо- ров В. Н. Восток и всемирная история. М., 1975; Неронова В. Д. Вве- дение в историю древнего мира. Пермь, 1973. Можно надеяться, что и на- стоящее издание, включающее обширные фрагменты из работ полузабытых и нередко труднодоступных, поможет понять общую картину развития на- уки о древнем мире - с ее достижениями, противоречиями и слабостями - и заинтересует не только студентов-историков 1 курса. А.А. Вигасин
Раздел I РАБСТВО В ЕГИПТЕ НОВОГО ЦАРСТВА
Источники по данной теме до- вольно разнообразны, относительно многочисленны, разбро- саны по публикациям, не всегда доступным студентам. Как известно, древний Египет не оставил нам судебника или како- го-либо другого значительного по объему письменного памят- ника, который мог бы стать основным источником сведений о рабстве в долине Нила. Поэтому целью составителя было так подобрать литературу, чтобы читатель смог не только получить представление об общей линии развития историографии по дан- ной проблеме, но и увидеть, как разными исследователями ин- терпретируются источники, доступные благодаря ХИДВ 1980 и 1963 гг. Перечислим документы, привлекаемые из ХИДВ 1980 г. Ч. 1 (в скобках указаны соответствующие страницы ХИДВ 1963 г.)а: 1. Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса - док. 18, с. 63-65 (81-83). 2. Стела Аменхотепа II из Мит-Рахине-док. 20, с. 71- 74 (96-99). 3. Декрет Сети 1 из Наури-док. 24, с. 83-90 (-). 4. Документы из архива Меси-док. 27, с. 93-96 (109- 112). 5. Преследование беглых рабов-док. 30, с. 103-104 (136- 137). 6. Положение различных слоев населения Египта по школь- ным поучениям – док. 31, с. 104-107 (137-140). 7. Завещание Рамсеса III-док. 32, с. 107-115 (132-136) 8. Протокол судебного разбирательства по делу о покупке рабыни - в ХИДВ 1980 г. отсутствует (130-132). Проблема форм зависимости в древнем Египте достаточно разработана в советской историографии, поэтому составитель была вынуждена ограничиться эпохой Нового царства и попы- таться вычленить полемику по поводу терминов «бак» и «хем», не касаясь дискуссий о социальном положении других слоев населения (мерет, хентиуше и пр.). Первая из помещаемых ниже работ - отрывок из знамени- того, почти четырехчасового доклада В. В. Струве (1889-1965) в ГАИМК в мае 1933 г. «Проблема зарождения, развития и разложения рабовладельческих обществ Древнего Востока», ставшего важнейшим событием дискуссии 20-30-х годов о ха- рактере общественного строя на Востоке в древности. В этой работе акад. В. В. Струве использовал материал новоегипет- ских источников. Доклад был опубликован в 1934 г. в «Извес- тиях ГАИМК» (вып. 77) с многочисленными ссылками на ис- точники и литературу и, что чрезвычайно существенно для изу- чения историографии, - с текстами выступлений в прениях и ответами докладчика. Для нашей темы были отобраны, естественно, фрагменты выступлений египтологов. Первым довольно подробно критико- вал докладчика И. М. Лурье, придерживавшийся тогда «фео- дальной» концепции. Другой фрагмент - из выступления Ю. Я. Перепелкина, отрицавшего правомерность употребления термина «крепостной» для перевода текстов времени Древнего царства (в качестве источника им были использованы надписи и изображения в гробницах вельмож) и обратившего внимание на социальный статус рабовладельцев эпохи Нового царства. Следующая работа - отрывок из статьи 1938 г. И. М. Лу- рье (1903-1958), посвященной анализу документа о деле Иритнефрет. Один из наиболее горячих оппонентов В. В. Стру- ве, он активно занимался социально-экономической историей Египта, пытался отстаивать свою точку зрения. В другой статье того же времени (Иммунитетные грамоты Древнего царства// ТОВЭ. 1939. 1. С. 93-139) И. М. Лурье высказывается более решительно о «неразвитом феодальном» характере общества Древнего царства. 1951 годом датируется статья И. С. Кацнельсона (1910- 1981), фрагменты которой помещены ниже не только потому, что содержат критику выводов И. М. Лурье и касаются данных легко доступного читателю источника (стела Аменхотепа II из Мит-Рахине), но и потому, что статья отразила некоторые ти- пичные черты советской историографии 40-50-х годов. Затем следует рецензия московского исследователя И. А. Стучевского (1927-1989) на книгу арабского египтолога Абд эль-Мохсен Бакира «Рабство в древнем Египте» (Каир, 1952), остающуюся, несмотря на ее неоднократно отмеченные в нашей и зарубежной литературе недостатки, работой, изуче- ние которой совершенно необходимо для исследования темы рабства в Египте. В 1966 г. вышла книга И. А. Стучевского «Зависимое насе- ление древнего Египта» (М.), IV главу которой - «Проблема рабства» - мы приводим в сокращенном виде. Отметим, что, по мнению автора, «основным социально-экономическим содер- жанием понятия «азиатский способ производства» является со- четание двух первичных линий классовых противоречий - кре- постнической и рабовладельческой. [...] Можно было бы гово- рить о «феодально-рабовладельческой формации», понимая в данном случае под феодализмом государственно-общинную форму крепостничества» (с. 158). Этому важнейшему теорети- ческому вопросу посвящена специальная статья: Стучев- ский И. А., Васильев Л. С. Три модели возникновения и эволюции докапиталистических обществ (к проблеме азиатско- го способа производства)//ВИ. 1966. № 6. Наконец, завершают подборку работы двух ленинградских египтологов, которым принадлежат фундаментальные исследо- вания по социально-экономической истории древнего Египта - Ю. Я. Перепелкина (1903-1982) и Е. С. Богословского (1941- 1990). Пожалуй, логичнее для соблюдения хронологии было бы поместить сначала отрывок из главы «Египетское общество во времена Нового царства (XVI-XII вв. до н. э.)», написанной Ю. Я. Перепелкиным значительно ранее 1988 г., когда вышла в свет II часть коллективного труда «История Древнего Вос- тока». Однако составитель полагает, что этот отрывок о рабст- ве в Египте Нового царства уместен в качестве некоего заклю- чения всей подборки ввиду обобщающего характера самого труда и учитывая то обстоятельство, что он принадлежит перу одного из лучших знатоков египетской древности. Любопытно сравнить этот отрывок с выступлением Ю. Я. Перепелкина в прениях по поводу доклада В. В. Струве в 1933 г. и с его гла- вой по истории Нового царства из «Всемирной истории» (М., 1955. Т. 1). Е. С. Богословский изучал социально-экономическую исто- рию Египта Нового царства (в основном на материале поселка работников царского некрополя в Дер эль-Медина). Несомненно, что без трудов этих ученых серьезное исследо- вание проблемы форм зависимости в древнем Египте невоз- можно. Для удобства читателей и облегчения печатания книги ла- тинская транскрипция египетских согласных заменена русской, почти полностью сокращен научный аппарат (некоторые сноски внесены прямо в текст в круглых скобках), произведены очень небольшие композиционные перестановки (в работах В. В. Стру- ве и Ю. Я. Перепелкина). Кроме того, в трудах Ю. Я. Пере- пелкнна и Е. С. Богословского передача древнеегипетских соб- ственных имен и географических названий в огласовке на ново- египетский лад, предложенная Ю. Я. Перепелкиным, заменена на традиционную условную (чтение авторов дается в скобках при первом упоминании). Сокращения в тексте обозначены от- точием в скобках; слова, вводимые составителем, даны также в квадратных скобках. В список литературы внесены моногра- фии и статьи по данной теме, на которые ссылаются авторы публикуемых ниже работ.
ЛИТЕРАТУРА
Берлев О. Д. Стоимость раба в Египте эпохи Среднего царства //ВДИ. 1966. № 1. С. 28-39. Он же. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М., 1972. С. 147-156. Он же. Общественные отношения в Египте эпохи Нового царства. Со- циальный слой «царских хемуу». М., 1978. Он же. Древнейшее описание социальной организации Егнпта//Пробле- мы социальных отношений и форм зависимости на Древнем Востоке. М., 1984. С. 26-34. Он же. Цифровые данные по угону населения покоренных стран в Егип- те//Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. М., 1989. С. 86-108. Богословский Е. С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц. (К со- циальной истории Египта XVI-XIV вв. до н. э.). М., 1979. Он же. Собственность и должностное владение в древнем Египте (по материалам из Дер эль-Медина)//ВДИ. 1979. С. 3-23. Он же Государственное регулирование социальной структуры древнего Египта//ВДИ. 1981. № 1. С. 18-34. Он же. Об основных производителях материальных и духовных ценно- стей в Египте второй половины II тысячелетия до н. э.//Проблемы социаль- ных отношений и форм зависимости на Древнем Востоке. М., 1984. С. 52- 80. Виноградов И. В. О так называемых ^держателях земли» в папи- русе Вильбур//ВДИ. 1969. № 1. С. 31-44. Кацнельсон И. С. О значении древнеегипетского термина «мерет» // ВДИ. 1954. № 2. С. 19-27. Коростовцев М. А. Декрет Сети 1 в Наури//Исторический архив. 1939. № 2. С. 238-287. Лурье И. М. К проблеме домашнего рабства в древнем ЕГИПТС//ВДИ. 1941. № 1. С. 196-198. Он же. Немху в Египте Нового царства//ВДИ. 1953. № 4. С. 9-18. Он же. Рабы-держатели храмовой земли (по материалам Нового царстпа)//ВДИ. 1955. № 1. С. 16-26. Перепелкин Ю. Я. Древний Египет//Всемирная история. М., 1955. Он же. Частная собственность в представлениях египтян Старого цар- ства//Палсстинский сборник. № 16. М.-Л" 1966. Он же. Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988. Редер Д. Г. Рабы и подданные (семдет) египетских храмов в XII в. до н. э. по статистическим данным большого папируса Гаррис//УЗМОПИ Ист. фак-т. Н. 1940. С. 100-143. Струве В. В. Египет XVIII династии. Египет XIX династии//История древнего мира. М" 1936. Т. 1. Древний Восток. Стучевский И. А. О специфических формах рабства в древнем Егип- те в эпоху Нового царства//ВДИ. 1960. № 1. С. 3-10. Он же. Земледельцы государственного хозяйства древнего Египта эпо- хи Рамессидов. М., 1982.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1658)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |