Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТАРОВАВИЛОНСКОГО ОБЩЕСТВА



2015-11-27 760 Обсуждений (0)
СТАРОВАВИЛОНСКОГО ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Основным источником по дан-

ной теме являются законы вавилонского царя Хаммурапи

VIII в. до н. э.). Перевод этих законов, осуществленный

М. Дьяконовым, с комментарием, сделанным им же и

Я. М. Магазинером, опубликован в ВДИ (1952, № 3). Перевод

Л. А. Липина, помещенный в «Хрестоматии по истории Древ-

Дего Востока» (М., 1963), заново отредактирован, уточнен и в

ряде случаев исправлен В. А. Якобсоном и переиздан в «Хре-

стоматии по истории Древнего Востока», ч. 1 (М., 1980).

Весьма полезно использовать в процессе семинарских заня-

тий собрание административных, хозяйственных и частнопра-

вовых документов старовавилонского периода а, опубликован-

ных А. П. Рифтиным (Старовавилонские юридические и адми-

нистративные документы в собраниях СССР. М.; Л., 1937).

Законы Хаммурапи с момента их обнаружения в Сузах

французской археологической экспедицией в 1901-1902 гг. не-

однократно издавались, переводились, комментировались и

Научались. Первый их перевод был сделан французским иссле-

дователем В. Шейлем. Далее последовали переводы Г. Винкле-

ра, А. Унгнада, У. Дэвиса, Ф. Харпера, П. Крюисльс и других

на различные европейские языки. Как справедливо отмечает

Д» Г. Редер в помещаемой ниже статье, «литература, посвя-

'Щенная законодательству Хаммурапп, является необозримой и

охватывает целый ряд проблем». Наши соотечественники так-

же активно включились в изучение этого юридического памят-

ника древности. Отметим важнейшее исследование и перевод с

языка оригинала – книгу И. М. Волкова «Законы вавилонско-

го царя Хаммураби»б, вышедшую в 1914 г. в серии «культур-

но-исторические памятники Древнего Востока», издававшейся

под руководством Б. А. Тураева.

В настоящее время выделяются как классические капи-

тальные две работы, посвященные Законам Хаммурапи: это

уже упоминавшаяся работа И. М. Дьяконова и Я. М. Магази-

нера (ВДИ. 1952. До 3) и работа английских исследователей

Дж. Драйвера и Н. Майлса «Вавилонские законы» в 2-х томах

(Оксфорд, 1955-1956). Из новых работ следует отметить мо»

нографию чехословацкого ассириолога И. Климы «Древней-

шие законы человечества» (Прага, 1979). А из новейших-

целый ряд статей советского ассириолога В. А. Якобсона, из

которых в первую очередь мы отсылаем читателя к статье

«Возникновение писаного права в древней Месопотамин»

(ВДИ. 1981. № 4) и к автореферату его докторской диссерта-

ции «Законы Хаммурапи как источник по истории древней Ме-

сопотамии» (Ленинград, 1988), основные положения которой

нашли отражение в вышедших в издательстве «Наука» «Исто-

рии Древнего Востока». Т. 1. Ч. 1 (М., 1983) и в «Истории

древнего мира». Т. 1 (М., 1989). Итоговый вывод автора: «За-

коны Хаммурапи... отражают объективную реальность и явля-

ются для нас энциклопедией сведений об экономике, культуре,

праве и об обществе в целом старовавилонского периода» (аз-

тореф. С. 39),-преодолевает возникшую в 60-70-е годы ги-

перкритическую тенденцию оценивать Законы Хаммурапи как

литературный памятник, «царскую надпись апологетического

жанра» (Дж. Финкельстейн), отвергать их законодательную

природу (Ф. Краус), утверждать, что им при'сущ лишь мораль-

ный аспект, а отнюдь не юридическое действие (И. Ренгер).

Возвращаясь к уже проверенной десятилетиями оценке За-

конов Хаммурапи как исторического источника, следует под-

черкнуть. что в них отражена «классовая структура старовави-

лонского общества», хотя «лишь в самых общих очертаниях

Г...], поскольку законы отражают социально-экономический

строй общества не непосредственно, а в преломлении через

правовые воззрения в духе классовых интересов господствую-

щего класса» (Дьяконов И. М. Указ. соч. С. 264).

Законы Хаммурапи позволяют достаточно полно рассмот-

реть социальную структуру современного им вавилонского об-

щества. Именно в этом обширном юридическом сборнике мы

встречаемся с тремя классами вавилонского общества: рабо-

владельцами, мелкими производителями материальных благ и

рабами. Четко выделяются три сословия: 1) свободных, полно-

правных общинников-авилумов, 2) свободных, но ограничен-

ных в правах «царских людей»-мушкенумов и 3) рабов (вар-

думов). Мы встречаемся также с представителями различных

профессий, довольно замкнутых социальных групп: тамкары и

шамаллумы-торговцы; редумы и баирумы-воины; жрече-

ство; представители сельскохозяйственных и ремесленных про-

фессий, к которым примыкала и «интеллигенция» (врачи, ве-

теринары). Они занимали различное положение в экономиче-

ской системе государства, в отношениях собственности, имели

очерченный круг прав и обязанностей, располагали опредвлен-

ным отношением к себе со стороны общества и государствен-

ный власти.

Судить о социальной структуре вавилонского общества не-

просто. С начала XX в. сложилась известная концепция

Эд. Мейера о цикличности исторического развития, согласно

которой он и его последователи усматривали наличие феодаль-

ных и капиталистических отношений в древнем мире, в том

числе и в Месопотамии. Подобная точка зрения имела место,

например, в работах немецких историков Б. Майснера «Вави-

лония и Ассирия» (Гейдельберг, 1920) и М. Вебера «Аграрная

история древнего мира» (пер. с нем. М., 1925). Эту концепцию

восприняли и развивали вплоть до середины 30-х годов наши

отечественные исследователи Н. М. Никольский, А. И. Тюме-

нев и др. После дискуссии 30-х годов в кругах научной общест-

венности возобладала активно утверждаемая В. В. Струве точ-

ка зрения на древневосточное общество как на общество ра-

бовладельческое, базирующаяся на фактическом материале из

истории древнего Египта, Хеттского государства, но более все-

го – Месопотамии, особенно времен Шумеро-Аккадского цар-

ства III династии Ура. С некоторыми поправками и отступле-

ниями она была вскоре принята всеми советскими востоковеда-

ми и повторно дискутировалась на новом теоретическом и фак-

тологическом уровне в 60-х годах, конкурируя с «теорией фео-

дализма» и «азиатского способа производства»в.

В разделе, посвященном историографии проблемы социаль-

ной структуры старовавилонского общества, подобраны фраг-

менты исторических трудов и ряд несколько сокращенных ста-

тей отечественных востоковедов, занимавшихся ее изучением.

Они представляют определенные хронологические этапы изуче»

иия социально-экономических отношений в Месопотамии 11 тыс.

до н. э.: это работы И. М. Волкова (1914 г.), Н. М. Никольско-

го (40-е годы), В. В. Струве, И. М. Дьяконова (50-е годы),

Д. Г. Редера (70-е годы), В. А. Якобсона (60-80-е годы).

В данных работах отразились некоторые общетеоретические

спорные вопросы: о степени развития рабства, его источниках,

Общих чертах и различиях, характерных для тех или иных

стран древнего Востока (например, Вавилонии, Палестины), а

также в сравнении с античным «классическим» рабством. Осо-

бенно интересным (различающимся в ряде случаев в трактов-

ке и переводе тех или иных терминов или параграфов сборни-

ка Законов) является взгляд этих исследователей на пробле-

му долгового рабства, связанную с имущественной дифферен-

циацией, ростовщичеством, уставом древневосточной патриар-

хальной семьи.

Весьма интересны и разнообразны взгляды ученых на проб-

лему «мушкенумов» - сословия свободных, но неполноправных

^йодей. Б. Майснер считал их «пролетариями», И. М. Волков –

«вольноотпущенниками». В. В. Струве полагал, что это поко-

ренное амореями население юга Двуречья. И. М. Дьяконов

В. А. Якобсон видят в них «царских людей», условно владев-

ших землей за службу дворцу. Для более детального ознаком-

ления с этой проблемой полезно и необходимо обратиться к

статье И. М. Дьяконова «Мuskenum» и повинностное землевла.

дение на царской земле при Хаммураби» («Еоs». 1956. 48. N 1).

Наконец, ниже приводятся две статьи В. А. Якобсона, одна из

которых посвящена торговцам, другая-воинам, наиболее по-

дробно представленным в Законах Хаммурапи профессиональ-

ным группам свободного населения Вавилонии.

Для расширения знаний об экономических, социальных,

правовых, психологических сторонах жизни старовавилонского

общества полезно также обратиться к книгам: Дьяконов И. М. Люди города Ура (М., 1990); Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон (обширное предисловие В. А. Якобсона) (М., 1979); Козырева Н. В. Древняя Ларса (М.: Наука, 1988).

Предлагаемые ниже статьи и фрагменты исторических тру-

дов вышеупомянутых авторов позволяют проредить историю

изучения социально-экономических отношений в Вавилонии

времен Хаммурапи со многими ее спорными вопросами, а так-

же могут быть использованы для изучения непосредственно по

источнику-Законам Хаммурапи - ряда вопросов социальной

структуры: например, рабство в Вавилонии, проблема ростов-

щичества и долговой кабалы, место мушкенумов в сословной

структуре вавилонского общества, царские воины, вавилонская

торговля и торговцы во II тыс. до н. э.

 



2015-11-27 760 Обсуждений (0)
СТАРОВАВИЛОНСКОГО ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТАРОВАВИЛОНСКОГО ОБЩЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (760)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)