И.М. Волков. ЗАКОНЫ ВАВИЛОНСКОГО ЦАРЯ ХАММУРАБИ
М, 1914
С о с л о в и я
Возглавляемое монархом вавилонское общество делится на три сословия, резко обособленных одно от другого в отноше- нии их прав и обязанностей. Основную массу населения со- ставляет класс свободных («авилум»). Это граждански полно- правные вавилонские подданные, в большинстве своем владев- шие землей и несшие имущественные и личные повинности в пользу государства. Следующим общественным классом были вольноотпущенники («мушкенум»). Состоя в большинстве слу- чаев из бывших рабов двора или храма, вольноотпущенники не могли приобрести гражланскои полпоправкости наразне с свободными, и, например, при нечаянном убийстве в ссоре за вольноотпущенника уплачивается ввиде пени треть мины се- ребра (ст. 208), тогда как за свободного-полмины (207), но зато в силу клиентческих отношений к прежнему господину –
двору или храму – они пользовались и некоторыми преимуще- ствами перед свободными; так, например, покража у вольноот- пущенника возмещается в десятикратном размере (8), между тем как свободному просто возвращается украденное. Низший общественный слой составляют рабы («вардум»). ме военнопленных, а также покупных рабов значительная этого класса состояла из порабощенных и ставших бес- ыми свободных. Таковы, например, преступники и несо- стоятеьные должники. Последние для расплаты с долгами могли предоставить кредитору своих жену и детей во времен- ное рабство (117) или же были порабощены насильно (114, 115). Рабы рассматриваются законом как вещь, находящаяся полной собственности хозяина. Подобно всякому другому ро- ду имущества, право собственности на рабов переходило в мье от поколения к поколению. Рабов продают (278-281), продают (117) и закладывают (118)1. Повреждение их ровья или лишение их жизни считается не более как толь- повреждением или уничтожением имущества их господина, орому виновный и обязан возместить ущерб. Так, за лише- ние жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности – на- пример, врачом (219) или строителем (231) – виновный обя- зан отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего (216), за умерщвление его бодливым быком (252), за смертельный удар, нанесенный рабыне дерущимися II), господину их уплачивается треть мины, за удар, причи- нивший беременной рабыне выкидыш, - 2 сикля (213), за по- вреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собою его смерть,-половина его стоимости (220). При всем доверии, каким иногда раб мог пользоваться со стороны гос- подина, он не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества последнего, например, продавать его, закладывать и проч. Не говоря уже о самом рабе, даже поку- патель, совершивший с ним куплю-продажу, наказывался смертью (7). Против бегства рабов, по-видимому, нередкого в Вавилонии, были принимаемы серьезные меры, как, например, обыски подозрительных домов и проч. Иногда царь по получе- нии от кого-либо прошения о правительственной помощи в де- ле отыскания беглого раба лично принимал меры к розыску беглеца. За содействие бегству и укрывательство казенного "раба или раба-вольноотпущенника и отказ выдать его на тре- бование власти виновный подлежал смертной казни (16), рав- но как и поимщик раба, которого, поймав, он держит у себя, медля с возвращением его господину и тем навлекая на себя подозрение в укрывательстве (19). Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получает за услугу два сикля (17). Поимщик, бывший не в силах удержать в своих руках Пойманного беглого раба, может снять с себя подозрение в по- пустительстве клятвою именем божиим (20). В случае отказа пойманного раба назвать имя своего господина оно устанавли- вается в местном правительственном присутствии (18); за от- речение от своего господина раб наказывается отсечением уха (28). Для обозначения рабского состояния на рабов налага- лись особые знаки, может быть, вырезаемые или выжигаемые на теле. Сборником Хаммураби предусматривается случай не- законного наложения знака неотчуждаемого раба. За наложе- ние рабу такого знака без согласия господина клеймильщик наказывается отсечением рук (226), а за склонение его к это- му путем обмана виновный подлежит смертной казни и зары- тию в своем доме (227). Необычайная тяжесть наказания в данном случае объясняется, вероятно, тем, что такое клейме- ние влечет за собою важное ограничение владельческих прав господина, лишаемого этим возможности продать раба или от- дать его в обмен на другого. Торговые сделки относительно рабов нередко сопровождались оговорками насчет их здо- ровья, неоспоримой принадлежности продавцу и проч. Если раб заболел в первый со дня покупки месяц, то покупателю воз- вращаются деньги, а продавцу-больной раб (278); очевидно, предполагается, что продавец, зная о предрасположенности ра- ба к известной болезни, лукаво умолчал о ней; ответственность за проданного раба в случае, если на него будет заявлена вла- дельческая претензия со стороны третьего лица, падает на про- давца (279). Если кто-нибудь купит за границею убежавшего или уведенного туда раба-соотечественника и по возвращении их на родину объявится господин раба, то последнего должно безвозмездно вернуть господину (280); если же раб-инозе- мец, то покупатель получает обратно указанную им клятвенно покупную плату (281). В первом случае наказание налагается. по-видимому, за предполагаемое злонамеренное бездействие покупателя раба по отысканию рабохозяина. Из общего поло- жения о рабах законом делаются некоторые изъятия для ра- бов из бывших свободных, закабаленных за долги, и для рабы- ни, родившей, в качестве наложницы господина, детей. Закаба- ленные за долги не могли находиться в рабском состоянии бо лес трех лет (117). Родившая детей рабыня в случае, если он^ попала в чужие руки для уплаты долгов своего господине: могла быть выкуплена последним (119). В случае неповинове- ния своей госпоже она не могла быть продана, а только низве- дена на положение обычной рабыни, в котором находилась до деторождения (146). Дети ее госпожи не имеют права на по- рабощение ее детей, а в случае признания их законными со стороны отца последние являются его полноправными наслед- никами наряду с детьми главной жены (170, 171). Казенному рабу и рабу-вольноотпущеннику дозволяется жениться на сво- бодной, и дети от такого брака свободны (175). Приданое вдовы такого раба было неприкосновенно для господина, ч то/п.ко совместно нажитое супругами имущество делилось меж- ду вдовою и господином (176). Смотря на рабов как на пол- ную собственность господина, закон, как видим, все же при- знает за рабом человеческое достоинство и не только не дает господину права жизни и смерти в отношении к нему, но даже доставляет рабу некоторые из благ общежития, обычно яв- ляющиеся привилегией свободных классов общества.
П р о ф е с с и и
Наряду с сословиями сборником Хаммураби отмечаются также профессиональные занятия. Первые места среди них за- нимают придворные служащие, из которых в сборнике назва- ны только тапгагит (вероятно, царский телохранитель) и высшее жречество; те и другие стояли в непосредственной бли- зости к царю как средоточию светской и духовной власти. Из других государственных служащих в сборнике Хаммураби упо- минаются не совсем ясные по своим функциям «р е д у м» (ве- роятно, тяжеловооруженный солдат), «б а и р у м» (вероятно, легковооруженный солдат), «д е к у м» (вероятно, нечто вроде фельдфебеля) и «л у б у т т у м» (вероятно, один из офицерских чинов). В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди дру- гих профессий занимают и храмовые служащие. Из них сбор- щиком Хаммураби отмечаются только лица женского пола: божья жена» (40), «божья сестра» (110), храмовая дева (181) храмовая блудница (181). Низшие ступени профессиональ- но-служебной лестницы занимают крупные купцы и предпри- ниматели, ремесленники и, наконец, поденщики. При частых войнах эпохи Хаммураби вопросам обороны страны, естественно, должно было уделяться особенно много внимания. Кроме народного ополчения в Вавилонии было по- стоянное войско, служба которого была организована на нача- лах, напоминающих средневековые ленные начала. Военнослу- жащий обязан был по первому царскому требованию высту- пить в поход. За уклонение от военной службы, равно как и за попустительство этому, виновный подлежал смертной казни (26, 33). В вознаграждение за службу военнослужащие полу- чали от. государства в наследственное пользование земельные участки с инвентарем. Эти участки законом считаются неот- чуждаемыми (36), они не подлежат даже продаже за долги (38), и торговая сделка относительно их признается недействи- тельной (37). Пользование ленным земельным участком обус- ловлено исключительно личным отправлением служебных обя- занностей со стороны военнослужащего. В случае замещения Связанной с леном должности другим последний вступает в пользование леном даже в том случае, если прежний владелец лена находится в плену н, таким образом, по совершенно не Зависящим от него обстоятельствам, не может отправлять сво- их служебных обязанностей; в случае же своего возвращения на родину он одновременно с возобновлением отправления служебных обязанностей получает и свой прежний лен (27), если, впрочем, его отсутствие длилось не более трех лет (30). Если у него есть сын, то, в крайнем случае, он мог заступить служебное место отца, вместе с чем к нему переходил и отцов- ский лен (28): если же, по своему малолетству, сын был еще непригоден к службе, то его матери дается треть лена на со- держание ее с детьми (29). Вообще государство очень забо- тится о своих служащих; так, если военный не в состоянии сам выкупить себя из плена, он выкупается на средства храма своей местности, в крайнем случае-на счет казны (32). На тех же самых началах наделения землею от государства осно- вана была и служба многочисленного чиновничества, пристав- ленного к разным частям сложного государственного механиз- ма. Из этих агентов правительства в сборнике Хаммураби упо- минается только тамкар (40), функции которого состояли в сборе налогов и взносов, поступавших в царскую казну и скла- ды, а также в выдаче ссуд торговым агентам и купцам, при посредстве которых велась торговля с окраинами государства и другими странами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Документ купли-продажи рабов имеет обычно приблизительно такую форму: «Анаку-илумма, сын Маннийа, купил рабыню по имени Ит-Иштар- милки у Иштар-илшу, Идннъятума и Нарамсина. В качестве полной платы за это он отвесил 16 сиклей серебра. Иштар-илшу, Идинъятум и Нарамсин ни- когда не могут заявлять какой-либо (судебной) претензии на Ит-Иштар-мил- ки. Они поклялись перед богом Нумушда и царем Хаммураби». Присоединены подписи девяти свидетелей (из врем. Хаммураби).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (855)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |