И. М. Лурье. СТОИМОСТЬ РАБА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
ВДИ. 1938. № 4. С. 65- 71
[...] Текст, к сожалению, сохранился не полностью, но содер- жание все же ясно: это часть протокола процесса по обвине- нию горожанки Иритнефрет (Иринефер) в том, что она при- своила чужих рабыню и рабан. [...] Приведенный папирус дает некоторое представление о стои- мости рабыни в начале или середине царствования Рамсеса II. Эта стоимость определена в тексте в размере 4 дебен и 1 кит серебрао. Весовое выражение цены рабыни - 373 г серебра - не может, разумеется, дать представление о ее реальной стои- мости, ибо ценность серебра не является неизменной величи- ной. Для того чтобы была ясна действительная ценность се- ребра, уплаченного за рабыню, необходимо уяснить себе тог- дашнюю покупательную способность денежной единицы - 1 де- бена серебра (=10 кит = 91 г). Лучше всего это было бы сде- лать по сравнению со стоимостью земли, однако именно для этого времени таких данных еще нетп. Поэтому придется при- бегнуть к сравнительной стоимости хлеба. Это теперь тем лег- че сделать, что на основании анализа ряда текстов Я. Черный установил картину колебания стоимости полбы и ячменя на протяжении времени с конца XIX династии по начало XX, на- шедшую свое выражение в составленной им диаграмме. То обстоятельство, что цены выражены в дебенах меди, не препятствует пониманию стоимости серебра, ибо наш текст (с. 10) указывает на соотношение меди и серебра как 100: 1, а в конце XX династии, как установил Пит, соотношение стоимо- сти этих двух металлов соответствовало пропорции 60: 1. Исходя из известного нам для времени Рамсеса II соотноше- ния стоимости меди и серебра и принимая для этого времени стоимость 1 хар (72 л) полбы как равную 1 дебену меди, мы получим, что стоимость рабыни, указанная в тексте (41 кит се- ребра), соответствует стоимости 29520 л полбы р. Приведенный материал указывает, что сумма, уплаченная Иритнефрет за рабыню, весьма велика. Однако, для того чтобы сделать из этого факта какие-либо выводы, следует прежде все- го решить, нормальна ли указанная в тексте стоимость рабы- ни. К сожалению, сравнительный материал для времени XIX династии отсутствует [...], а прямого указания на этот счет в тексте нет. Все же мне кажется возможным ответить на него, исходя из косвенных данных самого текста. Покупательница рабыни - Иритнефрет - жена начальника округа, именовавшаяся «горожанкой», по своему общественно- му положению относится к средним слоям чиновничьей знати. Совершенно естественно было бы предположить, что для нее покупка рабыни должна была бы быть вполне доступной. Одна- ко из текста мы узнаем иное. Свидетельствуя перед судом о
том, что рабыня была ею куплена за 41 кит серебра, Иритнеф- рет указывает те предметы, которыми она уплатила торговцу Райа. Из перечня этих предметов мы узнаем, что только часть их, стоимостью в 221/3 кит, принадлежала самой Иритнефрет, остальные же, на сумму в 182/3 кит, ей пришлось занять у ше- сти разных лиц. [...] Это дает нам право заключить, что приоб- ретение рабыни превышало возможности бюджета отнюдь не бедной семьи начальника округа, жена которого оказалась вы- нужденной сделать долги. Возможно, что в данном случае речь идет о рабыне, обладавшей особой квалификацией. Косвенным подтверждением этому, как мне кажется, может служить заме- чание Иритнефрет, что она заботилась о своих одеждах. [...) Этим она, по-видимому, хочет объяснить суду причины, побу- дившие ее купить рабыню: ее купили, вероятно, для того, что- бы она ткала одежды для хозяйки дома. Все сказанное дает основание считать, что даже во времена частых и удачных военных походов египетских царей в Азию, в результате которых в Египет поступала богатейшая добыча, некоторые категории рабов стоили чрезвычайно дорого, почему трудно предполагать большое распространение в Египте раб- ского труда. Этот вывод может быть подтвержден данными других тек- стов. [...] Во всяком случае, даже меньшая и, как можно думать, де- шевая цена раба - 2 дебена серебра - все же достаточно ве- лика: таким образом, и при XXI династии раб стоил дорого. Большой она продолжает оставаться и в последующее вре- мя. [...] Приведенный нами материал, говорящий о стоимости рабов в древнем Египте, разумеется, чрезвычайно скуден и отрывочен. Однако то обстоятельство, что случайно сохранившиеся тексты от разных времен (от XIII, XII, XI-Х и VIII вв. до н. э.) со- вершенно одинаково констатируют дороговизну рабского труда, заставляет думать, что рабский труд не составлял в Египте универсальную основу хозяйства, как, скажем, это было в Гре- ции или Риме.
И. С. Кацнельсон. ХАРАКТЕР ВОЙН И РАБОВЛАДЕНИЕ В ЕГИПТЕ ПРИ ФАРАОНАХ-ЗАВОЕВАТЕЛЯХ XVIII-XX ДИНАСТИИ
ВДИ. 1951. № 3. С. 46-54
Новая надпись Аменхотепа 11с блестяще подтверждает по- ложения, выдвинутые советскими учеными - академиком В. В. Струве и проф. В. И. Авдиевым о грабительском, хищ- ническом характере войн, которые вел Египет с соседними странами, особенно в период Нового царства. [...] В результате сопоставления надписей египетских фараонов и их сподвижников, содержащих сведения о захваченных ими пленных, представляется закономерным следующий вывод. Как правило, точное указание на численность людей, угоняемых в рабство, особенно если имеется в виду все население покорен- ной области, не приводится, так как надписи не стремились дублировать отчетные документы. Кроме того, общие фразы более подходили к их задачам и, следовательно, стилю побед- ных надписей. Точные сведения, какие содержит Мемфисская стела Аменхотепа II или некоторые другие памятники, срав- нительно редки. Поэтому буржуазные ученые, упорно стремив- шиеся и стремящиеся сейчас доказать наличие в Египте фео- дальных отношений или хотя бы их «элементов», сознательно или бессознательно замалчивали те скудные и, правда, далеко не всегда ясные сведения о том, что египтяне порабощали в буквальном смысле этого слова целые племена и народы. Ха- рактерно, что в литературе, где иногда точно приводятся све- дения о добыче (в том числе и пленных), захваченной тем или иным фараоном, тем или иным из его командиров, никогда не говорится о тех, кто «угонялся без числа». Этим фразам не при- давали значения или, может быть, не хотели придавать зна- чения, считая их за обычную похвальбу восточных деспотов. Теперь, когда в нашем распоряжении имеется Мемфисская сте- ла Аменхотепа II, мы знаем, что это не похвальба и что дей- ствительно десятки и даже сотни людей угонялись египтянами в рабство. Подвергать сомнению цифры, приведенные в Мем- фисской стеле, не приходится: они слишком точны и близки к тем цифрам, которые сохранили анналы ассирийских царей и сочинения греческих и латинских авторов и правильность кото- рых никем не оспаривается. [...] Невозможно согласиться и с мнением проф. И. М. Лурье, высказанном в его работе, опубликованной в 1938 г. [...] От- нюдь не претендуя полностью установить, в какой степени был в Египте распространен труд рабов, попытаемся, однако, разоб- раться в доводах И. М. Лурье. [...1 Основываясь на купчей ра- быни-ткачихи, [...] И. М. Лурье утверждал, что «некоторые ка- тегории рабов» стоили дорого, так как их стоимость равнялась стоимости 29520 л полбы. При этом египетские цены на зерно сравниваются с ценами, существовавшими в Греции в V-IV вв. до н. э. Прежде всего хлеб в Египте всегда стоил дешевле, чем в Греции, одной из житниц которой была именно долина Нила: во-вторых, невозможно сравнивать цены XIII в. до н.э. с це- нами V-IV вв. до н. э., когда они значительно поднялись; в-третьих, высокая стоимость «некоторых категорий рабов», т. е. высококвалифицированных или обладавших выдающимися физическими данными, отнюдь не означает, что все рабы стои- ли дорого. Ведь и в Греции, и особенно в Риме, где рабы были доступны, за некоторых рабов платили целые состояния. Нако- нец, при Рамсесе II приток рабов, возможно, несколько сокра-
тился, и цены могли немного подняться. Однако решающие ар- гументы против доводов И. М. Лурье дает, с нашей точки зре- ния, текст вновь найденной Мемфисской стелы. [...] [...] Египет, особенно в период Нового царства, был таким же хищническим государством, стремившимся к порабощению соседних народов в интересах своего эксплуататорского класса, и утверждал свое господство такими же жестокими средства- ми, как и другие страны Древнего Востока, а вслед за ними страны античной древности, ибо это есть неизбежное следствие самой природы рабовладельческого общества. Полностью по- этому опровергаются слова Эд. Мейера, «что на Востоке вовсе нет той интенсивной потребности в рабах и той жадной погони за рабами, которые так характерны для позднейшей римской республики». Между античными странами и странами Древне- го Востока нет глубокого принципиального различия. И те и другие образуют рабовладельческую общественную формацию. Страны Древнего Востока «неотделимы от всего остального ан- тичного мира», и им всем присущи одни и те же основные законы развития и основные характерные черты.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1442)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |