РАБСТВО В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Наиболее обширным и содер- жательным древнеиндийским источником о рабстве является глава из «Артхашастры Каутильи» (III.13), помещенная в «Хрестоматии по истории Древнего Востока» (М., 1982. Т. II. Перевод А. А. Вигасина и А. М. Самозванцева). Важный мате- риал содержится также в главе V «Нарада-смрити» (русский перевод Т. Я. Елизаренковой опубликован в ХИДВ (М., 1963), ср. также другие дхармашастры – «Законы Ману» (М., 1960. Перевод Г. Ф. Ильина), «Вишну-смрити» в «Практикуме по истории древнего мира» (М., 1988. Перевод А. Вигасина), «Яд- жнавалкья-смрити» в журнале «Народы Азии и Африки» (1986. № 5; 1988, № 3. Перевод А. Самозванцева). В связи с особенностями источниковой базы и преимущест- венным вниманием индологов к проблемам культурного на- следия теме рабства долгое время вовсе не придавалось зна- чения в истории древней Индии. В общих трудах данный во- прос освещался обычно в разделах об этике и обычаях наро- да. Историки прошлого века либо цитировали слова грека Ме- гасфена об отсутствии рабов в Индии, либо ссылались на «За- коны Ману», где говорилось, что уделом шудр является раб- ская служба на «дваждырожденных». Отголоски такого рода воззрений и до сих пор иногда проявляются в научной лите- ратуре. Заслуживает внимания, например, книга известного ан- глийского индолога Артура Л. Бэшема «Чудо, которым была Индия» (впервые опубликована в 1954 г. и выдержала не- сколько переизданий на разных языках). Освещение в ней дан- ного вопроса типично для современной западной историогра- фии. Внимание ученых к экономике и социальным отношениям в древней Индии впервые было привлечено в начале XX в., в
частности под влиянием новых работ по экономике античного ^ира. Немаловажным обстоятельством явилось также обнару- жение и публикация Артхашастры. В 20-е годы был опублико- ван ряд важных исследований на немецком языке. Отто Штейн в своей книге «Мегасфен и Каутилья» пришел к выводу, что общество Индии по Артхашастре резко отличается от того, ко- торое знал селевкидский посол ко двору Чандрагупты (а сле- довательно, Артхашастра не может быть сочинением Кау- тильи-советника Чандрагупты Маурья). В частности, в Арт- хашастре довольно часто упоминаются рабы (даса), а Мега- сфен утверждает, что в Индии «никто не является рабом, а тем более никто из индийцев». Множество ценных наблюдений содержится в комментариях к немецкому переводу Артхаша- стры Иоганна Я. Мейера (1926). Фундаментальный трехтомный труд (1927-1934) посвятил Артхашастре Бернгард Брелер. Автор стремился продемонстри- ровать особую структуру восточного общества, несходную с античными полисами. По мнению исследователя, так же как в эллинистическом Египте, государство в древней Индии пол- 'ностью контролировало всю хозяйственную жизнь страны. Кни- га Б. Брелера вызвала резкую критику со стороны О. Штейна и И. Я. Мейера. В силу различных причин она практически не оказала влияния на последующую историографию (и даже осталась неизвестна именно в тех странах, где наиболее актив- но занимались в послевоенный период социальной историей,- в Индии и Советском Союзе). Первые исследования по данной проблеме – Г. Ф. Ильина (1914-1986) – появились тогда, когда в советской историо- графии господствовала концепция рабовладельческой форма- ции по отношению к странам Древнего Востока. Основные по- ложения диссертации Г. Ф. Ильина были отражены в авторе- ферате и в двух статьях: «Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов» (ВДИ. 1950. № 2) и «Особенности рабства в древней Индии» (ВДИ. 1951. № 1). Автора критиковали то- гда за недооценку значения рабства и степени его развития и распространения в древнеиндийской экономике. Однако Г. Ф. Ильин и в те годы решительно отвергал точку зрения о феодальном укладе в древней Индии, свидетельством чего яв- ляется его критика работы А. М. Осипова «Краткий очерк истории Индии» (ВДИ. 1950. № 2. «Вопрос о характере соци- ально-экономических отношений в древней Индии»). В последующее время, в процессе работы над соответствую- щими томами «Всемирной истории», а затем над обобщающей монографией «Древняя Индия. Исторический очерк» (М., 1969) совместно с Г. М. Бонгард-Левиным Г. Ф. Ильин пере- смотрел целый ряд высказанных им положений. Его концепция рабства в древней Индии отражена в статье «Рабство в древ- ней Индии», опубликованной в 1963 г. Статья эта вошла как отдельная глава, практически без изменений, в упомянутую выше книгу «Древняя Индия» (на второе издание, опублико- ванное в 1988 г., подробную рецензию см.: ВДИ. 1987. № 1). В работах 60-80-х годов автор вынужден был считаться уже с критикой самой концепции рабовладельческой формации на Древнем Востоке. Основным его оппонентом был ученик А. М. Осипова Е. М. Медведев (1932-1986). Ниже приводит- ся фрагмент одной из его статей по этому вопросу. Проблемы социальной истории занимают значительное ме- сто в прогрессивной историографии самой Индии. Основателя- ми этого направления, во многом находящегося под влиянием марксизма, являются Д. Р. Чанана (его книга «Рабство в древ- ней Индии» впервые была опубликована в 1957 г. на француз- ском языке и в 1960 г. на английском языке) и Д. Д. Косамби (см. его работу «Культура и цивилизация древней Индии». М., 1968). В настоящее время один из крупнейших его представи- телей – Р. Ш. Шарма. На русском языке недавно опубликован сборник его работ «Древнеиндийское общество» (М., 1988). Ниже помещен фрагмент из его первой (1958) и самой извест- ной книги «Шудры в древней Индии». В данном отрывке рас- сматривается лишь один вопрос – о соотношении варны шудр и класса рабов. Серьезное внимание проблеме общественного строя древней Индии уделялось историками-индологами ГДР, начиная с не- большой книги Вальтера Рубена «Положение рабов в древне- индийском обществе» (Берлин, 1957). Одна из учениц В. Ру- бена Мария Шетелих посвятила этой теме специальный очерк в книге, написанной ею совместно с Е. Ричл. Выводы М. Ше- телих по этой проблеме доступны читателю и по ее статье «О некоторых терминах, определяющих отношения зависимо- сти в Артхашастре» в сборнике «Очерки экономической и со- циальной истории Индии» (М., 1973). Подробное исследование соответствующей главы Артхаша- стры содержится также а статье А. А. Вига'сина (род. в 1946 г.) «Устав о рабах» в «Артхашастре Каутильи» (ВДИ. 1976. № 1) и в книге «Артхашастра: проблемы социальной структуры и права» (М., 1984), совместно с А. М. Самозванце- вым. Основные положения этой работы отражены в статье «Общество и государство в древней Индии» (по данным Арт- хашастры), опубликованной в ВДИ (1981. № 1) совместно с Г. М. Бонгард-Левиным, а также изложены в докладе «Сво- бодные и рабы в древней Индии» (ВДИ. 1980. № 4). В помещенных ниже материалах цитаты из Артхашастры на санскрите заменены ссылками на последнее критическое издание Р. П. Кангле (по которому был выполнен и перевод текста для «Хрестоматии по истории Древнего Востока» (1982 г.). Неточности в сносках и опечатки исправлены без специальных оговорок. Обсуждение темы целесообразно проводить параллельно с анализом основного источника (как главы III.13 Артхашастры, так и фрагментов, помещенных в том же разделе хрестома- тии). Могут быть поставлены такие вопросы, как: категории рабов-даса (классификация, предлагаемая источником, и фор- мы зависимости, отмечаемые исследователями); происхожде- ние и характер зависимости; сферы использования зависимых различных категорий; соотношение понятий свободы и рабства с сословно-кастовой структурой общества. По всем этим вопро- сам могут быть прослежены полемика между исследователями и эволюция оценок, даваемых одним и тем же ученым.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (977)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |