Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4.2 Модель человека. Качество жизни



2015-11-27 1531 Обсуждений (0)
Тема 4.2 Модель человека. Качество жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Поведение людей в процессах производства и обмена благ является основным объектом анализа экономической теории. Человек предстает в ней, прежде всего как производящий, потребляющий, выбирающий, обменивающий и сберегающий. Во всех этих ролях человек стремится к повышению своего благополучия, который каждый понимает по-своему [7 с.43].

Комплексная модель человека включает четыре основных взаимосвязанных блока (рис.4.2.1):

- ценности и цели;

- потребности;

- потенциал;

- мотивы деятельности.

Все блоки за исключением «мотивы деятельности» связаны между собой прямыми и обратными связями. Блок «мотивы деятельности» не имеет значимых обратных связей, что связано с механизмом формирования мотивов деятельности человека.

Сегодня проблемы эффективности производства и качества жизни – одни из важнейших проблем, как в экономической теории, так и в практике управления социально-экономическими процессами.

Народное благосостояние характеризуется такими понятиями как качество жизни, уровень жизни и условия жизни

Качество жизни – степень удовлетворения потребностей человека, определяемая по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также субъективной оценке степени благополучия.

 
 

Рис.4.2.1 Структура модели человека в социально-экономических системах

Качество жизни – категория, отражающая объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида.

Объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные, а субъективные – когнитивные (оценка общей удовлетворенностью жизнью и сферами жизни), и аффектные (эмоциональные).

По качеству жизни населения Россия значительно отстает от развитых стран. Этот факт отмечен во многих публикациях, в том числе в докладе ООН «Россия в 2015 году, цели и приоритеты развития» [8]. Большие надежды возлагаются на национальные проекты, в здравоохранении, образовании, науке, обеспеченности жильем.

Оценки качества жизни зависят как от характеристик людей, так и от условий их существования. Поэтому в общем случае объектами анализа качества жизни являются: человек, семья, экономическая деятельность, социальные отношения на предприятии, в регионе, стране, мире, экологические характеристики. Первые попытки анализа качества жизни были связаны с оценками потребления населением материальных благ, затем стали учитываться показатели здоровья, образования, социальных отношений.

Понятие качество трудовой жизни выражает совокупность конкретных условий, определяющих степень эффективности реализации трудового потенциала общества, предприятия, отдельного человека.

Главными условиями, обеспечивающими качество трудовой жизни являются:

- справедливое вознаграждение за труд;

- безопасные, здоровые и комфортные условия труда;

- правовая защищенность работника;

- возможность профессионального роста;

- и.т.д.

Качество жизни во многом определяется уровнем жизни населения. Уровень жизни – это обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. В таблице 4.2.1 представлены показатели и индикаторы уровня жизни населения.

Таблица 4.2.1

Показатели и индикаторы уровня жизни населения

Показатели уровня жизни Индикаторы показателей
1. Удовлетворение основных физических потребностей
1.Здоровье 1.1Общая смертность на 1 или 100 тыс. населения; 1.2 число детей, умерших до года на 1000 родившихся; 1.3 ожидаемая продолжительность жизни; 1.4 заболеваемость с утратой трудоспособности;    
2.Питание 2.1 Потребление основных продуктов питания
3. Жилище 3.1 Ввод в действие общей площади жилых домов; 3.2 общая площадь жилищ; 3.3 благоустройство жилищного фонда
4.Домашнее имущество 4.1 Обеспеченность населения предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения;
5. Платные услуги 5.1 Объем платных услуг населению; 5.2 структура платных услуг населению; 5.3 объем бытовых услуг.
6.2. Удовлетворение духовных потребностей
6. Культурный уровень населения 6.1 уровень образования населения; 6.2 объем издаваемых книг и брошюр, журналов и т.д.;  
Удовлетворение социальных потребностей
7. Условия труда 7.1 Потери рабочего времени; 7.2 травматизм; 7.3 нарушение условий труда (отклонение от норм) и т.д.
8. Условия отдыха 8.1 число отдохнувших в санаториях; 8.2 число детей, отдохнувших в оздоровительных лагерях
9.Социальное обеспечение 9.1 Соотношение средних и минимальных размеров пенсий; 9.2 соотношение размеров пенсий и прожиточного минимума и т.д.
10 Социально-бытовая обстановка 10.1 численность безработных; 10.2 число зарегистрированных преступлений4 10.3 выбросы в атмосферу загрязняющих веществ и т.д.
11 Доходы и расходы населения 11.1 Денежные доходы населения; 11.2 денежные расходы населения; Прирост сбережений населения во вкладах и т.д.

 

К показателям, характеризующим уровень и качество жизни можно отнести:

1) индекс покупательной способности рубля(I):

, где

– индекс цен

 

2) индекс реальной заработной платы

, где

– индекс цен,

– индекс реальной зп,

– индекс номинальной зп

Одним из обобщающих показателей качества жизни населения является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Концептуальный подход к человеческому развитию, разработанный группой экспертов Программы развития ООН (ПРООН) и впервые изложенный во всемирном Докладе о человеческом развитии за 1990г., впоследствии ставшем ежегодным, рассматривает развитие человеческого потенциала как цель и критерий общественного прогресса.

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. Важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов является уровень общего и профессионального образования. Согласно теории человеческого капитала, существует зависимость между экономическим ростом и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека», причем рентабельность таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей: ожидаемая продолжительность жизни; уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения; уровень жизни, оцененный через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития (рис.4.2.2).

 


Рис.4.2.2. Система показателей социально-экономической дифференциации социального развития

 

В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИРЧП, было расширено, а сам Индекс подвергся корректировке. В дополнение к ИРЧП были введены три новых индикатора: индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), индекс гендерного неравенства (ИГН) и индекс многомерной бедности (ИМБ).

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий, высокий, средний и низкий уровень.

Для перевода любого показателя в индекс, значение которого заключено между 0 и 1, используется следующая формула:

, где

– индекс данного вида; – фактическое значение показателя;

, – минимальные и максимальные значения показателей из всей исследуемой совокупности;

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) определённой страны зависит от трёх следующих показателей (таблица 4.2.2).

 

Таблица 4.2.2

Формулы для расчета ИРЧП и составляющих его показателей

Наименование индекса Формула
1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни
2. Индекс образования
· Индекс средней продолжительности обучения
· Индекс ожидаемой продолжительности обучения
3. Индекс дохода
ИРЧП

Пример расчета ИРЧП для населения России за 2013 год (таблица 4.2.3).

Таблица 4.2 3

Расчет ИРЧП России за 2013 год

Наименование индекса Расчет
1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни
2. Индекс образования
· Индекс средней продолжительности обучения
· Индекс ожидаемой продолжительности обучения
3. Индекс дохода
ИРЧП

 

Если сопоставить результаты расчетов ИРЧП РФ с другими странами, то по качеству жизни Россия занимает далеко не первое место. Однако прослеживается положительная динамика ИРЧП за 2004 – 2013 гг. (рис. 4.2.3.)

Рис.4.2.3 Динамика ИРЧП России за 2004 -2013 г.г.

Также к показателям, характеризующим качество жизни населения можно отнести показатели Лоренца и Джини. Они показывают расслоение населения по доходным группам на богатых и бедных.

Лоренц (1876-1959г.г.) изучал связь между уровнем доходов и числом их получателей и предложил графическое изображение, которое получило название « кривая концентрации Лоренца».

Под концентрацией понимается степень неравномерности распределения изучаемого признака. Для построения кривой концентрации необходимо иметь частотное распределение единиц исследуемой совокупности и взаимосвязанное с ним частотное распределение изучаемого признака. При этом для удобства вычислений единицы совокупности разбивают на равные группы:

10 групп – по 10 % единиц в каждой;

5 групп – по 20 % единиц

4 группы – по 25 % единиц.

Кривая Лоренца строится в прямоугольной системе координат. На оси абсцисс (x) откладываются накопленные частоты объема совокупности (% населения), а на оси ординат (y)- накопленные частоты объема признака (% доходов). Полученная при соединении точек кривая линия и будет характеризовать степень концентрации.

Если распределение является строго равномерным, то первые 10 % единиц обладают 10 % объема признака или первые 20 % - соответственно 20 % объема признака. Такое распределение отображается прямой, проходящей из нижнего левого угла графика к верхнему правому и называется линией равномерного распределения.

Кривая концентрации может сколь угодно близко приближаться к линии равномерного распределения, но никогда не будет ее пересекать. Ведь население ранжировано по уровню доходов от минимума к максимуму, то суммарный доход первых 10 % населения не может превышать 10 % общего совокупного дохода.

Чем сильнее концентрация изучаемого признака, тем заметнее кривая Лоренца отклоняется от линии равномерного распределения и наоборот.

Коэффициент Лоренца как относительная характеристика неравенства в распределении доходов определяется по формуле:

где yi – доля доходов, сосредоточенная у i-ой социальной группы населения;

xi – доля населения, принадлежащая к i-ой социальной группе в общей численности населения;

n – число социальных групп.

Экстремальные значения коэффициента Лоренца: L=0 в случае полного равенства в распределении доходов, L=1, при полном неравенстве

К показателям дифференциации денежных доходов населения также относят коэффициент Джини, который рассчитывается следующим образом:

где cum yi-кумулятивная (накопленная) доля дохода;

xi – доля населения;

yi –доходов населения.

Коэффициент G изменяется в интервале от 0 до 1.Чем ближе значение G к 1, тем выше уровень неравенства (концентрации) в распределении совокупного дохода. Чем ближе коэффициент к 0 ,тем выше уровень неравенства.

Для изучения зависимости объема потребления от дохода используют коэффициент эластичности потребления от изменения дохода, который показывает, насколько процентов возрастает (или снижается) потребление товаров и услуг при росте дохода на 1%:

где x, y – начальные доход и потребление;

Δx, Δy – их приращения за некоторый период.

По данному показателю также можно судить о качестве жизни населения.

Если Кэ>1,то потребление растет быстрее доходов.

Кэ<1,то потребление увеличивается медленнее, чем доход.

К=1,то между доходом и потреблением существует пропорциональная связь.

Если коэффициент отрицательный, то с ростом доходов потребление» малоценных» (низкого качества) товаров уменьшается.

Качество производства (труда) определяется, прежде всего, взаимным соответствием уровней возвышения и реализации потенциала производительных способностей его субъекта. Рост квалификации работника только тогда отражает повышение качества труда, когда накопленные им знания и способности реализуются [12 с.52]. Следовательно, получаем реализованный трудовой потенциал.



2015-11-27 1531 Обсуждений (0)
Тема 4.2 Модель человека. Качество жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4.2 Модель человека. Качество жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)