Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



2015-11-27 457 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Нижегородская правовая академия

Т.К. Зарубицкая

Административное право

Учебно-методический комплекс

Нижний Новгород

ББК.67.401

3 34

Рецензенты:

Кафедра государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный Университет правосудия».

Начальник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Агеева М.А.

 

Зарубицкая Т.К.

Административное право: учебно-методический комплекс. – Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2014. – С.

 

Настоящий учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 03 900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр». Включает в себя программное содержание дисциплины, методические рекомендации студентам по ее освоению, список рекомендованных к изучению источников, перечень вопросов для обсуждения на занятиях и для подготовки к экзамену, методические указания по выполнению контрольной работы, практические задания и тесты.

Для студентов заочной формы обучения и преподавателей.

 

ББК 67. 401

Зарубицкая Т.К. 2014

Нижегородская правовая академия 2014

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………4

Методические рекомендации по изучении курса…………………………….….7

Источники по всему курсу………….................................................................11

Тематические планы учебной дисциплины………………………………….…..15

Программа учебного курса…………………………………………………….……18

Планы семинарских и практических занятий………………………………...….27

Методические указания по выполнению контрольной работы…………..…..44

Задания для контрольной работы ……………………………………………..…46

Вопросы для самоконтроля при подготовке к семестровому экзамену…….52

 

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Административное право» предусмотрена Федеральным Государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 – юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр») в качестве базовой (обязательной) части профессионального цикла.

Главной целью изучения данной дисциплины в вузе является приобретение студентами-юристами необходимых знаний, навыков, умений в области административного права – одной из системообразующих, фундаментальных отраслей отечественного публичного права и законодательства.

Административное право имеет своим истоком государственную власть – его нормы регулируют организацию и деятельность государственной власти в лице правительства, министров, должностных лиц иных государственных структур. Поэтому административное право входит в число так называемых государствоведческих отраслей, наиболее тесно соприкасаясь с конституционным правом.

В связи с тем, что государственная деятельность регулируется нормами не только административного права, но и других отраслей права, важно уметь выделить ту её часть, отношения в которой регулируют нормы именно административного права. При этом за отправную точку следует брать тот факт, что эта часть государственной деятельности, осуществляемая по практическому исполнению законов, получила название от соответствующей ветви государственной власти - исполнительной, согласно принципу разделения властей в государственном механизме. В административном праве эта часть государственной деятельности именуется также административной, исполнительно-распорядительной или государственным управлением. Общественные отношения в этой сфере, составляющие предмет административного права, весьма обширны, разнообразны, чрезвычайно подвижны, возникают в регулятивной и охранительной административной деятельности. Субъектами прав и обязанностей, закрепляемых административным правом, и соответствующих общественных отношений являются все существующие органы публичной власти, граждане, все организации любых форм собственности, предприятия, учреждения, общественные и религиозные объединения. Такая полисубъектность, разнообразие по содержанию и форме общественных отношений, регулируемых административным правом, объясняется тем, что публичная администрация призвана обеспечить исполнение множества законов, регулирующих разные стороны общественной жизни, а также соблюдение общеобязательных правил (санитарии, дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, налогообложения, пересечения государственной и таможенной границ, регистрации права собственности и др.). На предмет административного права оказали влияние и такие факторы, как развитие российского федерализма, появление частного предпринимательства, формирование муниципального права, дальнейшее развитие административного судопроизводства и многое другое. Кроме того, отношения в процессе исполнительно-распорядительной деятельности повторяются и за пределами исполнительной власти, в частности ,в организации деятельности самих органов исполнительной власти, представительных органов государственной власти, правосудия, прокуратуры, органов местного самоуправления. Например, это отношения по государственной службе, субординационные отношения внутри организаций. Такие отношения, складывающиеся внутри отраслей, сфер организаций названы внутриорганизационными.

Таким образом, в предмет административного права, кроме отношений в процессе осуществления исполнительной власти, включаются отношения внутриорганизационные.

И наконец, есть еще группа отношений, включаемых в предмет административного права – те, которые складываются в процессе общегосударственной контрольной деятельности. Контроль как управленческая функция входит в компетенцию любого государственного органа. В данном же случае речь идет о контрольной деятельности, осуществляемой в общегосударственном масштабе специально созданными для этой цели органами – Счетной палатой Федерального Собрания, контрольными структурными подразделениями Администрации Президента, федеральными службами и др.

Таким образом, административное право как самостоятельная отрасль российского права – совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления). Эти нормы должны закреплять оптимальные варианты создания системы исполнительных органов государственной власти, распределения компетенции между ними, комплектования их личного состава. Административное право призвано предложить аппарату научно обоснованный набор средств воздействия на общество в нормальных и чрезвычайных условиях, способов реализации прав и законных интересов граждан и их защиты, демократические процедуры деятельности.

Административное право рассматривается и как самостоятельная отрасль в системе науки российского права. Под наукой административного права понимается система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и его предмете. Безусловное восприятие отрасли и науки административного права в их неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости чрезвычайно важно как в процессе реализации государственной власти, так и в деле подготовки специалистов по юриспруденции. Логика данного положения обусловила и существование еще одной категории – «административное право» как учебная дисциплина. Ее система и структура базируется на системе отрасли административного права и определяется Государственным образовательным стандартом.

Настоящее пособие имеет целью обеспечение последовательного, полного, логичного и глубокого изучения студентами – заочниками учебного курса «Административное право». Концепция пособия направлена на то, чтобы правовые институты в сфере осуществления исполнительной власти осваивались студентами на базе знаний, приобретенных как по общенаучным учебным дисциплинам, так и по таким общепрофессиональным дисциплинам, как теория государства и права, история государства и права России, а также зарубежных стран, конституционное право России и зарубежных стран. В то же время знание административного права будет способствовать успешному изучению муниципального, финансового, предпринимательского, экологического, налогового, таможенного, земельного права.

Трудоемкость учебной дисциплины «Административное право» составляет шесть зачетных единиц (одна зачетная единица – 36 академических часов), т.е. 216 академических часов. Из этого времени при заочной форме обучения преимущественная его часть отводится на самостоятельную работу студентов (194 часа – для студентов обучающихся на базе общего среднего и высшего неюридического образования и 202 часа – для студентов, имеющих среднее юридическое образование). Изучение курса завершается сдачей экзамена.

Цель изучения курса – формирование у студентов административно-правовых знаний, умений и практических навыков. Исходя из этой цели, формулируются основные задачи учебного курса:

- усвоение студентами понятий и категорий административного права, положений и выводов отечественной и зарубежной административно - правовой науки;

- приобретение студентами навыков работы с источниками административного права и актами правоприменительной практики;

- формирование умения анализировать и разрешать различные виды дел в сферах регулирования административного права.

 

Преподавание курса «Административное право» призвано сформировать следующие общекультурные компетенции:

- осознание социальной значимости отрасли административного права и сферы действия, связанной с реализацией функций исполнительной власти и местного самоуправления;

- добросовестное исполнение профессиональных обязанностей сотрудника государственного, муниципального органа и учреждения;

- способствование работе с официальной информацией, анализу и формулированию социально-значимых проблем в сфере исполнительной власти;

- уважительное отношение к праву и закону;

- способность логически верно, профессионально грамотно строить устную и письменную речь, в том числе и официально-делового (служебного) стиля.

- обладание культурой служебного поведения в коллективе.

Профессиональные компетенции, формирование которых призвано обеспечить преподавание курса «Административное право»

1. в нормативной деятельности:

-способность творчески и по – деловому участвовать в разработке проектов нормативно-правовых актов, формировать предложения по совершенствованию действующих;

2. в правоприменительной деятельности:

-способность юридически-правильно квалифицировать факты и обстоятельства, правильно реализовать, в том числе применять нормы административного права в профессиональной деятельности;

-владение навыками составления правоприменительных актов и служебных документов;

3. в правоохранительной деятельности:

-способность к принятию мер по соблюдению административного законодательства участниками общественных отношений;

-готовность и способность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, в том числе по выявлению, пресечению и квалификации административных и иных правонарушений в сфере реализации функций исполнительной власти;

4. в экспертно-консультационной деятельности:

-готовность к участию в проведении юридической, в том числе антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

-способность давать оценку, толковать различные правовые акты;

-способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в различных видах юридической деятельности.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Административное право Российской Федерации как правовая отрасль обладает определенной спецификой и требует определенного подхода к его изучению. Студентам, заинтересованным в глубоком усвоении этого предмета, мы предлагаем ряд советов, которые помогут сориентироваться в этой специфике и определить последовательность изучения тем учебного курса, рационально распределить время на усвоение его положений, проверить уровень приобретенных знаний.

1. Самая большая, самая мощная часть государственной машины – государственная администрация. Власть, которой она обладает, - административная власть – огромная социальная сила. Поэтому от деятельности государственной администрации во многом зависит эффективность в деле обеспечения конституционных прав и свобод граждан, безопасности общества, страны, реализация социальных и экономических программ. В демократически организованном обществе формирование и –деятельность государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы правом. И основную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого государства – административное право. Особенно велико его значение в России, где такие факторы, как большая территория, значительные природные ресурсы, многонациональный состав населения, исторические традиции обусловили особое значение государственной администрации. Эти же факторы во многом определили масштабы отрасли административного права, которое по своему объему едва ли может сравниться с какой-либо другой правовой отраслью. Поэтому студентам рекомендуется: приступая к изучению административного права в рамках одноименной учебной дисциплины, настроиться на нелегкий, кропотливый труд, проявить максимум усердия в усвоении важнейших научных положений административного права и определении возможных вариантов его реализации в повседневной жизни общества, государства, каждого гражданина.

2. Административное право – это логически завершенная в своем формировании отрасль права, представляющая собой весьма четкую и стройную систему административно-правовых институтов и подотраслей права. В связи с этим изучение курса административного права должно быть последовательным, регулярным и соответствовать логике построения отрасли. В административном праве все институты взаимозависимы и взаимосвязаны между собой. Например, формы и методы реализации функций исполнительной власти уходят своими корнями в вопросы о сущности, задачах и функциях государственного управления и поэтому требуют предварительного изучения основополагающих проблем государственного управления и исполнительной власти, определения соотношения этих категорий. В свою очередь, вопрос о функциях государственного управления, о субъектах, обеспечивающих непрерывность и регулярность их осуществления, ведет к необходимости разграничения понятий «субъект государственного управления» и «субъект административного права».

3. Следует иметь в виду и чрезвычайную нестабильность (подвижность, мобильность) административного законодательства. Это обусловлено, во-первых, огромным динамизмом отношений, регулируемых административным правом, отношений по своей сути управленческих, связанных с повседневной реализацией требований законов каждым индивидом, государством, обществом в целом. Во-вторых, нестабильность эта во многих случаях служит частным проявлением общей несогласованности, пробельности и иных негативных свойств законодательства России на всех уровнях. С учетом сказанного тот, кто заинтересован в глубоком усвоении положений административного права должен систематически следить за состоянием административного законодательства, вовремя обнаруживать изменения, дополнения, любые его корректировки с тем, чтобы в практической деятельности не допускать нарушений его требований и в необходимых случаях оказать квалифицированную юридическую помощь нуждающимся в ней.

4. Требования к уровню усвоения курса определяются знанием действующего административного законодательства, способностью студента установить причинно-следственные связи его развития с различного рода социальными реформами, закономерностями историко-правового процесса.

Одним из важнейших занятий по данной дисциплине, составляющих основу теоретической подготовки студентов, являются лекции. Они дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, акцентируют внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.

С целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, проводятся семинарские занятия, а для приобретения отработки и закрепления практических умений и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач – практические занятия. Этим же целям призвана служить и выполняемая студентами контрольная работа.

5. Источники для изучения курса «Административное право» следует подразделить на две категории – литературные источники и правовые акты. В свою очередь, и первые, и вторые можно распределить на относящиеся ко всему курсу в целом и относящиеся к конкретной теме семинарского или практического занятия. Расположенные в настоящем комплексе списки литературных источников и правовых актов призваны оказать посильную первоначальную помощь каждому студенту в освоении одной из фундаментальных отраслей права и законодательства. Списки правовых актов построены по принципу их иерархичности и ориентированы, в силу объективных причин (большинство вопросов решается на общероссийском уровне), в первую очередь, на федеральный уровень законодательства.

Нельзя не отметить то, что упомянутые списки носят базовый характер, так как более подробные материалы располагаются, в частности, в Программе учебного курса «Административное право». Нужно принимать во внимание и происходящие в науке административного права изменения ее качества, глубины исследований и других параметров, в частности отсутствие полноценных научных изысканий по важнейшим вопросам курса. Так, проблемы административной реформы, оказания публичных услуг и многие другие в наши дни чаще раскрываются экономистами и политологами, чем юристами, поэтому и направленность поиска должна быть соответствующей, о чем студент может проконсультироваться у преподавателя.

С особенной тщательностью каждому студенту при изучении курса необходимо отслеживать новации в законодательстве РФ и Нижегородской области, относящиеся к реализации исполнительной власти. Кроме того, большое значение имеет использование сравнительного метода, в частности сравнение:

1) научных положений и законодательства дореволюционного, советского и современного периодов отечественной истории;

2) отечественного и зарубежного законодательства и науки, причем, сопоставление можно проводить как в отношении отдельных стран, так и их объединений – Европейского Союза, Совета Европы, Содружества Независимых Государств и т.п.;

3) законодательства Российской Федерации, ее субъектов (на примере Нижегородской области) и муниципальных образований и т.д.

Разумеется, студент должен учиться навыкам поиска правовой информации, содержащейся в источниках различной формы, на различных носителях – как традиционных печатных, так и электронных. Использование сети Интернет поощряется, но лишь в качестве вспомогательного (а не основного) инструмента, и при условии соблюдения авторских и смежных прав на размещенные в ней материалы, т.е. указания в письменной работе (реферате, докладе, сообщении) электронного адреса (URL) конкретной страницы. Вполне допустим, на наш взгляд, поиск информации, требующейся для выполнения учебных заданий, прежде всего на официальных серверах, сайтах, страницах органов и должностных лиц государства: president.kremlin.ru (сервер Президента РФ), goverment.gov.ru (сервер Правительства РФ) и т.п. Многие юридические и прочие печатные средства массовой информации имеют электронные версии: www.hro.org/editions (журнал «Правозащитник»), www.pnp.ru («Парламентская газета» – орган Федерального Собрания РФ) и т.д. Студент может рассчитывать на помощь преподавателя в вопросе ориентации в сайтах, затрагивающих проблемы административного права.

Относительно справочно-правовых систем можно сказать, что их применение необходимо, и, в первую очередь, можно порекомендовать базы «Консультант» и «Гарант», особенно учитывая тот факт, что только в подобных системах можно обнаружить последний вариант текста нормативного правого акта со всеми изменениями и дополнениями.

Необходимо использовать не только юридическую периодику и иную литературу, но также и относящуюся к смежным дисциплинам. Например, при поиске информации по темам, связанным с государственным управлением в конкретных сферах и отраслях, следует обращаться напрямую к литературе, связанной со связью, транспортом и т.п. При этом особое внимание надо уделять специализированным журналам и газетам. Настоятельно рекомендуется, в первую очередь, просматривать официальные издания государственных органов: «Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации», «Гражданская защита» (орган МЧС России), «Дипломатический вестник» (орган МИД России) и т.д.

Необходимо знакомиться с материалами специализированных журналов по проблемам административного права:

«Административное право и процесс» (учредитель – Издательская группа «Юрист»);

«Полицейское право» (учредитель – Омский юридический институт).

«Государственная служба» (учредитель – Российская академия государственной службы при Президенте РФ);

«Чиновникъ» (учредитель – Уральская государственная юридическая академия; доступен по адресу www.chinovnik.uapa.ru).

Материалы реальных дел по применению норм административного права уполномоченными лицами можно найти в источниках:

1) судебная практика, в том числе арбитражно-судебная («Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и www.arbitr.ru, «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и www.supcourt.ru, «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», базы данных по судебной практике);

2) нотариальная практика (журнал «Нотариус» и т.д.);

3) адвокатская (статьи из газеты «Коммерсантъ» под рубрикой «Адвокатская практика» в базе данных «Консультант. Комментарии законодательства», журнал «Адвокат» и т.п.);

4) прокурорская практика (журналы «Законность», «Прокурорский надзор» и другие акты Генеральной прокуратуры РФ).

 



2015-11-27 457 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (457)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)