Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция. Приоритеты и программы поддержки малого бизнеса



2015-11-27 518 Обсуждений (0)
Лекция. Приоритеты и программы поддержки малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель лекции:изучение программ поддержки малого бизнеса

Вопросы лекции

1. Значение и перспективы развития МСБ в разных странах и РК.

2. Государственная поддержка малого предпринимательства

В соответствии с конституционным положением: "Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности". Поэтому государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. В целях реализации Послания Президента народу Казахстана "Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год" Правительство Республики Казахстан Постановлением от 7 августа 2002 года образовало Комиссию при Правительстве Республики Казахстан по вопросам малого и среднего бизнеса, а Постановлением Правительства РК от 19 августа 2002 года N 917 утверждено Типовое положение об Экспертных советах по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе государственных, отраслевых и региональных программ и представляет собой комплекс мер, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 января 2001 года N 77 одобрена Концепция развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы, а в настоящее время на смену Государственной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 1999-2000 годы, утверждена Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2001-2002 годы, разработанная Агентством по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса. Как сообщает Центр экономической информации правительства, для реализации программы предусмотрены такие перспективные задачи, как усиление роли неправительственных организаций в вопросах поддержки и защиты малого предпринимательства; приоритетное развитие производственного сектора; постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через отраслевые и межотраслевые ассоциации, к созданию системы партнерских отношений "государство - предпринимательские объединения". Разработаны мероприятия, которые позволят снизить социальную напряженность в обществе и повысить уровень стабильности экономики. Программа должна стать главным инструментом в реализации политики стабилизации и развития малого предпринимательства. В настоящее время в сфере малого предпринимательства занято около 1,5 млн человек, что составляет более четверти от общей численности занятых в стране. Анализ тенденций развития предпринимательства свидетельствует, что они имеют динамично-поступательный характер, влияя на снижение социальной напряженности в обществе. Несмотря на некоторые положительные изменения в отраслевой структуре объема производимой субъектами малого предпринимательства продукции, явно преобладающим видом деятельности остается торгово-посредническая (около 2/3 в общем объеме товаров и услуг). В то же время уровень налоговых поступлений от сферы малого бизнеса не превышает 10% в общем объеме. Как утверждают разработчики программы, чрезмерная подверженность субъектов малого предпринимательства конъюнктурным условиям во многом зависит от действий органов исполнительной власти на местах. Отсюда делается вывод, что дальнейшее развитие малого предпринимательства невозможно без специальных мер государственной поддержки. Среди первоочередных действий в рамках программы указываются такие меры, как развитие сети объектов инфраструктуры малого предпринимательства; повышение исполнительской дисциплины по исполнению действующего законодательства на местном уровне; обеспечение доступа к кредитным ресурсам на приобретение основных и оборотных средств; упрощение процедуры получения производственных помещений предприятиями, занятыми в реальном секторе экономики; разработка системы подготовки кадров и информационной поддержки малого бизнеса. Одним из главных условий, определяющих успешное развитие малого бизнеса, является наличие элементов инфраструктуры, которые обеспечивают деятельность субъектов малого предпринимательства. В целях формирования благоприятного институционального климата, направленного на формирование инфраструктуры малого предпринимательства, агентством инициировано создание вертикально интегрированной структуры "Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству". Структура должна осуществлять трансферт технологий, инновацию, обучение вопросам предпринимательства и менеджмента, научно обоснованные прогнозы потребности в специалистах и рабочих в территориальном и отраслевом разрезах, оказание информационных услуг, организацию выставок продукции. Кроме того, деятельность центра будет тесно увязана с секторальным изучением тенденций развития малого предпринимательства, выявлением наименее освоенных сфер и принятием решений, направленных на стимулирование развития предпринимательства в этих сферах. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства будет осуществляться через кредитование коммерческими банками приоритетных проектов за счет привлечения целевых государственных займов на тендерной основе, в том числе и на льготных условиях через Фонд развития малого предпринимательства. В целях обеспечения возвратности кредитов, предоставляемых банками, предполагается формирование в регионах залоговых фондов. В программе также предусматривается бюджетное софинансирование проектов совместно с банками, а также создание системы сельскохозяйственных кредитных союзов. Для расширения доступа субъектов малого предпринимательства к выполнению госзаказов агентство считает целесообразным внедрение схемы предварительного кредитования субъектов малого предпринимательства. Кроме того, правительство должно ежегодно утверждать номенклатуру видов товаров (работ, услуг), государственные закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства, являющихся товаропроизводителями. В то же время разработчики программы считают вполне правомерным наложение запрета на приобретение госучреждениями импортных товаров, аналоги которых выпускаются в Казахстане на предприятиях малого бизнеса, что даст гарантированный спрос на отечественную продукцию. Кадровое научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства в среднесрочной перспективе подразумевает реализацию ряда мероприятий. Это касается подготовки преподавателей с ориентацией на предпринимательство и малый бизнес; осуществление трансферта лучшего отечественного и зарубежного опыта в Казахстанский регион; развитие дистанционного бизнес-образования; формирование разветвленной сети обучающих и консалтинговых центров. Мероприятия программы в основном будут осуществляться на региональном уровне. В свою очередь, местные администрации должны разработать свои региональные программы, утверждаемые на сессиях маслихатов. Для выполнения плана мероприятий, предусмотренных двухлетней программой, предполагается ежегодное выделение средств из республиканского бюджета в объеме Т50 млн, а также финансирование местных бюджетов, банков, международных организаций, в рамках технической и консультативной помощи. Разработчики документа рассчитывают, что по истечении двух лет общий вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт увеличится до 22%. Определенный раздел отведен развитию малого предпринимательства и в Указе Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2000 года N 344 "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года".

Уполномоченным государственным органом в этой области является Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, которое:

· организует и координирует выполнение государственных программ поддержки и развития малого предпринимательства;

· разрабатывает и представляет в Правительство нормативные правовые акты, обеспечивающие поддержку и развитие малого предпринимательства;

· осуществляет международное сотрудничество в области поддержки и развития малого предпринимательства;

· способствует формированию и развитию инфраструктуры малого предпринимательства в регионах республики;

· обеспечивает развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области малого предпринимательства;

· осуществляет контроль за соблюдением законодательства, направленного на защиту прав предпринимателей;

· осуществляет проверки государственных органов с заслушиванием должностных лиц указанных органов по вопросам, касающимся развития малого предпринимательства;

· информирует Президента и Правительство Республики Казахстан о принятых мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушению законодательства по вопросам защиты и государственной поддержки малого предпринимательства.

В целом, права предпринимателей в Республике Казахстан защищаются:

1) возможностью осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности;

2) максимально простым явочным порядком регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе;

3) ограничением законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами;

4) принудительным прекращением предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основанию, предусмотренному законодательным актом;

5) установлением законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта;

6) привлечением государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности;

6-1) запрещением исполнительным контрольным и надзирающим органам вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов;

7) иными средствами, предусмотренными законодательством.

Особый режим поддержки предусмотрен для субъектов малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;

· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

· установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;

· установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин (налоговые каникулы, имущественные гранты, налоговые кредиты, снижение ставок налогов, льгот по таможенным пошлинам согласно спецификации);

· создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития субъектов малого предпринимательства;

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;

· принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников;

· предоставление преференций субъектам малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;

· организация деятельности общественно-экспертных комиссий по развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Казахстан и местных исполнительных органах.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2000 года N 1543 создано закрытое акционерное общество "Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству" (далее - РИВЦ) со 100-процентным участием государства в его уставном капитале. Основным предметом деятельности РИВЦ определено:

· участие в разработке и реализации государственных программ развития и поддержки малого предпринимательства;

· проведение научных исследований по проблемам малого предпринимательства;

· создание и развитие информационной сети для субъектов предпринимательства;

· организацию выставок;

· развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (технопарки, бизнес-инкубаторы, учебные центры и другие объекты инфраструктуры);

· организацию обучения лиц, занятых в сфере малого предпринимательства.

Определенные шаги в этом направлении предпринимаются и на местном уровне. Так в Алматы уже создан и действует городской бизнес-инкубатор, которому для организации первой промышленной зоны передан на баланс имущественный комплекс бывших казарм ОМОНа и бригады внутренних войск МВД Республики Казахстан общей площадью более 8000 кв.м. В настоящее время на его территории действует 31 производственное предприятие различных отраслей, создано 317 рабочих мест.

Говоря о программах развития малого бизнеса, нельзя также не упомянуть Концепцию развития ремесленничества в Республике Казахстан, утвержденную Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июля 2000 года N 1051. В Концепции указывается, что ремесленничество - часть субъектов малого предпринимательства, для которых характерно изготовление продукта труда или предоставление услуг в малом объеме, или по индивидуальным заказам с высокой долей ручного труда и с творческим использованием собственных особых знаний, навыков и умений, как правило, без функционального и производственного разделения труда внутри ремесленного предприятия, на основе собственности ремесленника (мастера) на средства производства. Такое определение позволяет распространить на ремесленничество нормативную правовую базу поддержки малого предпринимательства. Таким образом, можно определить ремесленника как представителя малого предпринимательства, занимающегося изготовлением, как правило, ручным способом каких-либо изделий и (или) услуг при помощи собственных орудий труда.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Программы и органы поддержки малого бизнеса РК

Рекомендуемая литература

1. Малый бизнес [Текст] : организация, экономика, управление: учеб. пособие / ред. В. Я. Горфинкель. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 495 с.

2. Широков, Б. М. Малый бизнес: Финансовая среда предпринимательства [Текст] : учебно-метод. пособие / Б. М. Широков. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 496 с.

3. Сирополис, Н. К. Управление малым бизнесом [Текст] : руководство для предпринимателей: пер. с англ. / Н. К. Сирополис. - М. : Дело, 1997. - 672 с.

4. Кэссон, Г. Н. Что нужно знать каждому бизнесмену (Эффективный менеджмент) : пер. с англ. / Г. Н. Кэссон. - М. : Бином, 1992. - 64 с. –

5.Загулин, М. С. Основы бизнеса и менеджмента [Текст] : учебн.пособие / М. С. Загулин. - М. : Компания Спутник+, 2000. - 176 с.

a. Қосымша әдебиеттер//Дополнительная литература

6. Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан [Текст] : практ. пособие по специальным налоговым режимам Налогового кодекса от 12.06.01 г. - 3-е изд., перераб. - Алматы : LEM, 2005. - 236 с.

7. Маслов, Д. В. Малый бизнес:японский путь к успеху [Текст] / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин. - М. : Пресс, 2005. - 192 с.

8. Чепуренко, А. Ю. Малый бизнес в рыночной среде [Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Чепуренко. - М. : Издат. дом Международного ун-та, 2006. - 324 с.

a. Электрондық қорлар//Электронные ресурсы

9. Пирогов, К. М. Основы организации бизнеса [Электронный ресурс] : электронный учебник / К. М. Пирогов. - Электрон. дан. (683 Мб). - М. : КНОРУС, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.

 



2015-11-27 518 Обсуждений (0)
Лекция. Приоритеты и программы поддержки малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция. Приоритеты и программы поддержки малого бизнеса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)