Лекция. Менеджмент качества в МСБ
Цель лекции:изучениеМеждународных стандартов Вопросы лекции: 1. Менеджмент качества в МСБ и его особенности. Движение за повышение уровня качества. 2. Комплексное управление качеством Концепция тотального контроля. 3. Сертификация систем качества. Международные стандарты ИСО 9000, ЕН 29000. Вхождение Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира, а равно и предстоящее вступление в ВТО, одним из основных факторов развития отечественной экономики предполагает внедрение Системы менеджмента качества (СМК) на предприятиях. К сожалению, на текущий момент СМК пока не приобрела достаточной популярности в казахстанской бизнес-среде. Темпы ее внедрения не выдерживают никакой критики. Сами предприниматели считают эту процедуру дорогостоящей и малоприменимой. Основным и, можно сказать, стартовым, стандартом СМК является ISO 9000. Его суть заключается в экономически оправданном применении так называемого «правила доверия», позволяющего рационально пользоваться ресурсами отдельно взятого предприятия и экономики в общем и целом. Для того чтобы понять суть ISO 9000, нужно не путать, а разделять два основных понятия: сертификация Системы качества и управление качеством. Управление качеством является одной из функций предприятия по его управлению, которая фактически обеспечивает качество услуг и продукции на высоком уровне за счет разумного и грамотного управления производством и его обслуживанием. Другими словами, СМК регламентирует вовсе не отдельные стандарты качества той или иной продукции (это прерогатива ГОСТов), а прежде всего именно качество управления. Именно стандарты серии ISO 9000 предлагают методику разработки и построения системы управления качеством, которая может быть официально сертифицирована, т.е. проверена и признана независимым аккредитованным органом по сертификации. Что, в свою очередь, дает признание такого сертификата в большинстве развитых стран мира. Сертификацию проводят органы по сертификации, аккредитованные в соответствующих государственных и международных системах по сертификации, что обеспечивает им признание и доверие к выдаваемым сертификатам. Сертификация Системы менеджмента качества показывает другим участникам рынка, что СМК данного предприятия разработана и организована с учетом определенных требований и эффективно функционирует, что в конечном итоге косвенно указывает на высокое и стабильное качество услуг и продукции данного предприятия. Кроме того, многие организации требуют наличие сертифицированных систем управления качеством у поставщиков продукции. Из всего вышесказанного можно считать, что система качества по стандартам серии ISO 9000 существует для того, чтобы дать предприятиям большую уверенность в поставщиках. Суть стандартов ISO заключается в универсальности этой серии. Эти стандарты не предлагают абсолютных критериев качества для отдельного вида услуг и продукции, потому что это невозможно. Качество – это способность услуг или продукции удовлетворять потребности людей, а, в свою очередь, потребности – разнообразны до бесконечности. Стандарты ISO 9000 задают методологию функционирования и саморегулирования системы качества с учетом изменения запросов потребителя, а уже она, в свою очередь, должна обеспечивать и поддерживать высокий уровень качества услуг и продукции, другими словами, обеспечивать высокую степень удовлетворенности потребителей. Внедрение стандарта ISO 9001 помогает построить эффективную клиентоориентированую систему менеджмента, позволяющую удовлетворять и предвосхищать ожидания клиентов, что, в свою очередь, дает компании возможность стабильно зарабатывать деньги. Сегодня в Казахстане сотни (894), а в Европе – уже сотни тысяч предприятий внедрили и сертифицировали Систему менеджмента качества на базе ISO 9001, и с каждым годом их число неуклонно растет. Немалую роль здесь играет то, что стандарты ISO изначально были задуманы как универсальные, и поэтому они в равной степени применимы в деятельности любых организаций – начиная от маленькой ремонтной мастерской и заканчивая гигантскими международными холдингами. Реформирование казахстанской экономики и переход ее на рыночный уровень, а также выходы на мировые рынки вынуждают отечественные компании уделять проблеме качества все больший интерес. В условиях жесткой конкуренции гарантии качества вносят решающий вклад в выбор потребителем продукции или услуги той или иной компании. Одной из таких гарантий является сертификат системы менеджмента качества (СМК) по международным стандартам серии ISO 9000. ISO 9000 - это серия международных стандартов по созданию на предприятии системы управления качеством, которая представляет собой набор предписаний по повышению эффективности происходящих в компании процессов с целью улучшения выпускаемой продукции и услуг. Эта серия стандартов была разработана комитетом ISO на основе британского стандарта BS 5750 и впервые опубликована в 1987 году. На данный момент во многих странах мира ISO 9000 является государственным стандартом. В России ему полностью соответствует стандарт ГОСТ-Р ИСО 9001-2001 и европейский стандарт EN 29000. ISO - международная организация по стандартизации (Женева, Швейцария). Именно она объединила опыт ведущих стран в определении требований к "хорошим" Системам управления и сформировала серию стандартов по качеству управления. Семейство стандартов ISO 9000: 2000 опубликованное в декабре 2000 года, определяет минимальный набор общих требований к качеству систем управления, процессов и продукции и состоит из стандартов ISO 9000: 2000, ISO 9001: 2000, ISO 9004: 2000. Стандарты ISO 14001, 18001, 29001, 16949 базируются на стандарте ISO 9001 и являются его развитием в спецализированных областях. В этом случае внедряют интегрированную СМК (например, на базе ISO (9001 + 14001) и т.д.). Все что будет ниже говориться о построении СМК по стандарту ИСО 9001 в равной степени относится и к СМК по стандартам ИСО 14001, 18001, 29001, 16949. Предназначение стандартов следующее: - Стандарт ИСО 9000: 2000. Системы менеджмента качества. «Основные положения и словарь». Описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества. - Стандарт ИСО 9001: 2000. Системы менеджмента качества. «Требования» . Определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию (услуги), отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей. - Стандарт ИСО 9004: 2000. Системы менеджмента качества. «Рекомендации по улучшению деятельности». Содержит рекомендации, рассматривающие результативность и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации, удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон. - Стандарт ИСО 19011. Содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. - Стандарт ИСО 10012. Вспомогательный стандарт, определяющий требования к контрольно-измерительному и испытательному оборудованию Если коротко, то термины нужно использовать в соответствии со стандартом ИСО 9000, разрабатывать и совершенствовать СМК нужно по стандарту ИСО 9004, сертифицироваться в соответствии с требованиями ИСО 9001, проверять аудиторы будут в соответствии с правилами ИСО 19011. Менеджмент качества - это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Менеджмент качества отличается от понятия «Управление качеством» тем, что менеджмент качества является понятием более объемным и включает в себя такие области как: планирование, управление, обеспечение и улучшение качества. То есть, если раньше основное внимание уделялось управлению качеством, то повсеместно принятый в настоящее время международный стандарт качества ISO 9001:2000 расширяет требования к деятельности предприятия в области качества. Менеджмент качества - это не только выполнение требований к качеству (управление качеством), но и планирование, управление, обеспечение и улучшение качества. Менеджмент качества на предприятии подразумевает под собой: - установление целей и планов в области качества (планирование), - выполнение требований к качеству (управление), - создание уверенности у потребителя, что требования к качеству будут выполнены (обеспечение), - увеличение способности предприятия выполнять требования к качеству (улучшение). Менеджмент качества базируется на 8 основных принципах:
Эти 8 принципов образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000. Управление качеством продукции - деятельность, направленная на достижение уровня качества, удовлетворяющего проектно-конструкторским, контрактным и иным требованиям. Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции. В число основных функций управления качеством продукции входят, прежде всего, такие функции, как: • прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции; • планирование повышения качества продукции; • нормирование требований к качеству продукции и стандартизация; • разработка и постановка продукции на производство; • технологическая подготовка производства; • организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий предприятиями-изготовителями и потребителями продукции; • обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла; • контроль качества и испытания продукции; • профилактика брака в производстве; • внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.; • сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств; • стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества; • внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции; • технико-экономический анализ изменения качества продукции; • обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материальное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое); • специальная подготовка и повышение квалификации кадров. Вопросы для самоконтроля
1. Сертификация Системы менеджмента качества 2. основные функций управления качеством продукции 3. Основные принципы Менеджмент качества Рекомендуемая литература 1. Малый бизнес [Текст] : организация, экономика, управление: учеб. пособие / ред. В. Я. Горфинкель. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 495 с. 2. Широков, Б. М. Малый бизнес: Финансовая среда предпринимательства [Текст] : учебно-метод. пособие / Б. М. Широков. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 496 с. 3. Сирополис, Н. К. Управление малым бизнесом [Текст] : руководство для предпринимателей: пер. с англ. / Н. К. Сирополис. - М. : Дело, 1997. - 672 с. 4. Кэссон, Г. Н. Что нужно знать каждому бизнесмену (Эффективный менеджмент) : пер. с англ. / Г. Н. Кэссон. - М. : Бином, 1992. - 64 с. – 5.Загулин, М. С. Основы бизнеса и менеджмента [Текст] : учебн.пособие / М. С. Загулин. - М. : Компания Спутник+, 2000. - 176 с. a. Қосымша әдебиеттер//Дополнительная литература 6. Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан [Текст] : практ. пособие по специальным налоговым режимам Налогового кодекса от 12.06.01 г. - 3-е изд., перераб. - Алматы : LEM, 2005. - 236 с. 7. Маслов, Д. В. Малый бизнес:японский путь к успеху [Текст] / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин. - М. : Пресс, 2005. - 192 с. 8. Чепуренко, А. Ю. Малый бизнес в рыночной среде [Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Чепуренко. - М. : Издат. дом Международного ун-та, 2006. - 324 с. a. Электрондық қорлар//Электронные ресурсы 9. Пирогов, К. М. Основы организации бизнеса [Электронный ресурс] : электронный учебник / К. М. Пирогов. - Электрон. дан. (683 Мб). - М. : КНОРУС, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |