Занятие №8. Лабораторная работа «Сенсорные системы: функции»
Цель: изучить строение и функции сенсорных систем. Оборудование: [1, с.59-73; 5, с.36-41], учебники [3, с. 199-253; 4, с. 67-87]. Задание 1. Выполните работу «Определение остроты зрения». Цель работы: освоить методику определения остроты зрения у каждого студента. Материальное обеспечение: таблица Сивцева, указка, щиток для глаз. Ход работы: таблицу для остроты зрения повесить на хорошо освещенную стену. Испытуемого поместить на расстояние 5 м от таблицы. Закрыть один глаз испытуемого специальным щитком, указывать определенные буквы, начиная с верхних строк и постепенно переходить к нижним. Последняя строка, которую испытуемый прочел без ошибок, служит показателем остроты зрения для данного глаза. Аналогичную операцию провести и для другого глаза. Остроту зрения рассчитывают по формуле: V=d/D, где V – острота зрения D – расстояние от испытуемого до таблицы d – расстояние, с которого данная строка правильно читается нормальным глазом (указана слева для каждой строки) Например, если больной сидит на расстоянии 4 м от таблицы и видит буквы только первого ряда, которые в норме он должен был различать с расстояния 5 м, то его острота зрения 4:50 = 0,08, а не 0,1, как было бы, если бы он видел знаки первой строки с расстояния 5 м. В тех случаях, когда с расстояния 5 метров не различают и первого ряда букв, исследуемого для определения остроты зрения подводят ближе к таблице и учитывают расстояние, с которого он видит первую строку. Так, если он различает знаки первой строки только с расстояния 1 м, то острота зрения — 1:50, т. е. 0,02, если видит знаки с расстояния 2 м, то острота зрения равна 2:50 = 0,04 и т. д. Форма отчетности. Результаты запишите для каждого глаза отдельно, высчитывая по формуле остроту зрения. В заключении оцените полученные результаты в сравнении с общепринятой нормой. Изучите рисунок 17 «Схема глазного яблока при нарушении зрения» и сделайте вывод о возможных причинах нарушения остроты зрения. Сделайте рекомендации по профилактике нарушений зрения.
Рисунок 17 – Схема глазного яблока при нарушении зрения
Задание 2. Выполните работу «Наблюдение явления аккомодации» Цель работы: убедиться, что при фиксировании взгляда на ближе расположенных объектах, отдаленные видятся нечетко и наоборот. Материальное обеспечение: книга, предметное стекло с нанесенными на него тушью поперечными полосками. Ход работы: расположите книгу с текстом перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Возьмите в руку предметное стекло и установите его на середине расстояния от глаза до книги. Направьте взгляд на книгу и, читая текст, попытайтесь подсчитать количество полосок на стекле. Наоборот, направив взгляд на предметное стекло и подсчитывая полоски, попытайтесь прочесть текст. Форма отчетности. Результаты наблюдения опишите в тетради. В заключении дайте понятие аккомодации и укажите ее основные механизмы. Задание 3: Выполните работу «Определение поля зрения» Цель работы: убедиться, что при фиксированном взгляде глаз воспринимает обширное пространство, различно удаленное от фиксируемой взглядом точки. Материальное обеспечение: периметр Фостера, белые и цветные марки к нему, циркуль, линейка, бланки с контурами нормального поля зрения. Ход работы: установить периметр на столе в хорошо освещенной комнате. Посадить испытуемого спиной к свету, подбородок установить на специальную подставку таким образом, чтобы скуловая кость со стороны исследуемого глаза находилась на уровне нижнего края визирной пластинки. Исследуемым глазом испытуемый фиксирует белую точку в центре периметра. Второй глаз должен быть закрыт пластинкой. При первом измерении дугу установить в горизонтальном положении. Для измерения границ черно-белого зрения использовать белую марку, которую надо медленно передвигать по внутренней поверхности дуги от ее наружного края к центру. Испытуемый при неподвижно-фиксированном взгляде сообщает о моменте, с которого становится видна подвижная марка, а экспериментатор отмечает соответствующее положение марки на дуге в градусах смещение от фиксируемой точки, а затем точкой на стандартном бланке (рисунок 18) с контуром нормального поля зрения. Местоположение каждой точки проверить дважды. Затем измерить поле зрения с другой стороны. Аналогичным образом проводить опыт при повороте дуги на 45º, 90 º, 135 º, 180 º. Всего на бланке отмечают 8 точек. По окончании измерений все точки на бланке соединить друг с другом, образуя периметр одновременно видимых точек пространства при фиксированном взгляде. После определения поля зрения для белого цвета повторить работу с цветными марками, нанося найденные точки и периметры цветными карандашами или фломастерами на тот же лист бумаги. Размеры поля зрения для разных цветов различны: больше всего они для белого цвета, несколько меньше для синего, еще меньше для красного и всего меньше — для зеленого. Иногда наблюдают нарушения полей зрения – скотомы. Скотомы – это постоянное или скоропреходящее ослабление зрения через частичное потемнение поля зрения.
Рисунок 18 – Схемы полей зрения правого (а) и левого (б) глаза Форма отчетности. Результаты работы в виде полученных рисунков оформляются в тетради. Для построения нормального поля зрения на бланке можно воспользоваться таблицей 8.
Таблица 8 – Размеры нормального поля зрения для разных цветов
Заключение должно содержать сравнительную оценку размеров полей для разных цветов и сравнение их с нормой. Задание 4: Выполните работу «Обнаружение слепого пятна (опыт Мариотта)» Цель работы: убедиться в наличии слепого пятна в месте проникновения зрительного нерва через сетчатку в глазное яблоко. Материальное обеспечение: рисунок 19 (варианты 1-3) и линейка. Ход работы: поместите рисунок перед глазами на расстоянии вытянутой руки, закройте один глаз и медленно приближайте рисунок к глазу. На определенном расстоянии рисунка от глаза часть рисунка выпадает из поля зрения. Измерьте это расстояние от рисунка до глаза. Объясните получаемое явление. Вариант 1 (смотри на маленькую точку правым глазом, левый закрыт)
Вариант 2 (смотрите на большую точку в центре двух кругов левым глазом, правый закрыт)
Вариант 3 (смотрите на круг правым глазом, левый закрыт) Рисунок 16 – Обнаружение слепого пятна
Далее определите расстояние между слепым и желтым пятном. Для этого обозначьте следующие точки: А1 – слепое пятно В1 – желтое пятно С1 – середина расстояния между слепым и желтым пятнами О – узловая точка глаза А – центр точки, где фиксируете глаз В – центр второй фигуры, которая исчезает при приближении рисунка к глазу С – середина расстояния между центрами двух фигур на рисунке. Из подобия треугольников вывести отношение АВ/А1В1=ОК/ОС1, где АВ – измеряете на бумаге ОК – расстояние от бумаги до глаза ОС1 – расстояние от узловой точки глаза до сетчатки, которое в среднем равно 17 мм А1В1=АВ*ОС1/ОК Вывод сформулируйте в соответствии с поставленной целью. Задание 5. Выполните работу «Значение бинаурального слуха» Цель работы: определить значение бинауральности слуха для пространственной локализации звуковых сигналов. Материальное обеспечение: камертон, резиновые трубки различной длины, соединенные со стеклянными воронками. Ход работы: испытуемый вставляет в оба слуховых прохода данные ему экспериментатором резиновые трубки одинаковой длины. К раструбам воронок, обращенным друг к другу, экспериментатор, стоя позади испытуемого, подносит звучащий камертон. Испытуемый указывает точку пространства, из которой воспринимается звук. Повторить опыт, заменив одну из трубок другой более длинной или более короткой. Испытуемый отмечает точку пространства, в которой проецируется звучащий камертон. Результатызанести в тетради. Отметить особенности восприятия звука в первом и втором опытах. Выводысделать в соответствии с поставленной целью. Указать, на основании каких особенностей в условиях звуковых раздражений слуховой анализатор способен локализовать в пространстве источник звука. Задание 6: Выполните работу «Наблюдение костной проводимости звука» Помимо обычной воздушной проводимости звуковых волн, возможен другой способ их передачи – непосредственно через кости черепа. Если приложить ножку звучащего камертона к сосцевидному отростку, то звук слышен даже при полном поражении звукопроводящего аппарата (среднего уха). Врачи пользуются исследованием костной проводимости для диагностических целей. Цель работы: убедиться в наличии костной проводимости звуков. Материальное обеспечение: камертон, вата, резиновая трубка. Ход работы: 1) Опыт Вебера. · Ножку звучащего камертона поставить на среднюю линию головы испытуемого. Отметить, что испытуемый обоими ушами слышит. · Повторить опыт, предварительно вложив в одно ухо ватный тампон. Оценить характер возникающих при этом ощущений (определить каким ухом – закрытым или открытым – звук воспринимается как более сильный). · Соединить резиновой трубкой не заложенное ватой ухо первого испытуемого с ухом второго испытуемого и приложить звучащий камертон к средней линии головы одного из них. 2) Опыт Ринне – сравнение воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон ножкой приложить к сосцевидному отростку. Слышен звук, который постепенно ослабевает и, наконец, исчезает совсем. Как только звук перестает быть слышен, камертон переносят к уху и отмечают звуковые ощущения. Повторите этот опыт в обратной последовательности: поднесите камертон к уху, а когда звук перестанет быть слышен, приложите камертон к сосцевидному отростку. Результаты наблюдений изложить в тетради. Выводы сделать в соответствии с поставленной целью. Выводы:
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2520)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |