Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специально-юридические гарантии подразделяются на нормативно-правовые, организационно-правовые и технико-правовые



2015-11-27 945 Обсуждений (0)
Специально-юридические гарантии подразделяются на нормативно-правовые, организационно-правовые и технико-правовые 0.00 из 5.00 0 оценок




Нормативно-правовые гарантии это действующая в государстве система законов и подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечивающая законность и способствующая восстановлению нарушенных прав. Важно при этом чтобы система нормативно-правовых актов была эффективной, непротиворечивой и качественной.

Речь здесь идет о действующем в государстве законодательстве с точки зрения его технического (внешнего) и содержательного (внутреннего) совершенства. Систему российского законодательства образуют федеральные конституционные и текущие законы, а также подзаконные нормативно-правовые акты (указы и распоряжения Президента, постановления и решения Правительства, а также нормативно - правовые акты министерств, организаций и учреждений).

С учетом того, что Россия федеративное государство, важное значение приобретает наличие действующих в государстве конституций, уставов и законов субъектов федерации, нормативных актов администраций этих субъектов и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, их соответствие федеральному (региональному) законодательству.

Необходимо отдельно выделить в рамках нормативно-правовых гарантий международные соглашения и договоры, а также нормы международного права, которые способствуют законности как самих принимаемых в государстве нормативно-правовых актов, так и процесса соблюдения законности в целом.

Организационно-правовые гарантии - это эффективная деятельность государственных органов и иных организаций по созданию, реализации, охране и восстановлению права и обеспечению законности.

Сюда относится правоприменительная, правотворческая и контрольно-надзорная деятельность государственных органов и должностных лиц, обладающих соответствующими полномочиями.

Правотворческая деятельность направлена на создание, изменение или отмену законов и подзаконных нормативно-правовых актов в государстве. Законность в государстве начинается с принятия законов, соответствующих принципам права и международным стандартам, компетентными законотворческими органами.

Правоприменительная деятельность, как гарантия законности, направлена в первую очередь на обеспечение и восстановление нарушенной законности.

Правоприменение - это властная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными субъектами, обладающими властными полномочиями, соответствующая компетенция которых установлена правом. Незаконность и необоснованность применения права неизбежно влечет за собой нарушение прав граждан и организаций, в отношении которых вынесен акт применения права (незаконный арест, обыск, задержание, прослушивание, изъятие документов и т.д.) или наоборот предоставление им благ с нарушением действующего законодательства (пенсии, льгот, квартиры и т.д.)

Контрольно-надзорная деятельность представляет собой осуществление контроля государственных органов и общественных организаций за соблюдением государственными органами и должностными лицами предписаний законов.

Остановимся подробнее на данном вопросе. Контроль за соблюдением законности в деятельности государственных органов может быть двух видов: государственный и общественный.

Государственный контроль осуществляется Парламентом, Конституционным судом, Президентом, прокуратурой, судами общей юрисдикции и руководителями соответствующих министерств и ведомств.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» суд, в случае установления «при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу», т.е. принимает меры для восстановления нарушенной законности и отмены незаконного юридического акта.

Весьма важна в укреплении законности роль конституционной юстиции, т.е. роль Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, создание которых предусмотрено Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации предназначен для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта федерации.

Особо необходимо отметить роль прокуратуры в вопросе надзора за соблюдением законности в государстве. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» гласит, что Прокуратура осуществляет «надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации». В случае выявления фактов принятия правовых актов, противоречащих закону, прокурор обращается в суд или арбитражный суд с требованием признания таких актов незаконными и вносит предложение об устранении нарушений закона.

Общественный контроль – это контроль за деятельностью государственных органов и должностных лиц со стороны общественных организаций и средств массовой информации. Он осуществляется общественными российскими и международными правозащитными организациями деятельность которых строится на основе Закона РФ «Об общественных объединениях» и средствами массовой информации, действующие на основании Закон РФ «О средствах массовой информации». В соответствии с Законном «Об общественных объединениях» общественное объединение имеет право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, защищать права и законные интересы граждан. Согласно Закону «О средствах массовой информации» журналист имеет право: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения.

Общественный контроль предполагает таким образом, что деятельность общественных объединений и средств массовой информации достаточно часто бывает направлена на проверку законности принятия тех или иных решений органов государственной власти и местного самоуправления, особенно если эти решения касаются прав и свобод граждан.

Технико-правовые гарантии законности это наличие в государстве развитых правовых процедур, обеспечивающих процессуальную сторону защиты и обеспечения законности.

К этой группе гарантий законности относятся реализация права подачи жалоб на неправомерные действия государственных органов и должностных лиц, возложение юридической ответственности на должностное лицо, нарушившего законность, работа конфликтных комиссий, суд присяжных и др.

Неоспоримым является тот факт, что ни одно общество и государство не застраховано от нарушения законности. Поэтому важно, чтобы в государстве, в случае нарушения законности, действовал эффективный и доступный механизм ее защиты и обеспечения, предполагающий:

– восстановление режима законности, т.е. восстановление нарушенных прав и свобод;

– возложение юридической ответственности на виновных в нарушении законности;

– компенсацию ущерба (моральную и материальную) потерпевшим от нарушения законности.

Демократическим завоеванием государства является реализация права граждан на обжалование в судебном и административном порядке незаконных действий и решений должностных лиц.

В соответствии с Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу или государственному служащему.

 



2015-11-27 945 Обсуждений (0)
Специально-юридические гарантии подразделяются на нормативно-правовые, организационно-правовые и технико-правовые 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специально-юридические гарантии подразделяются на нормативно-правовые, организационно-правовые и технико-правовые

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (945)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)