Композиция корреспонденции
Охарактеризовав основные содержательные особенности корреспонденции, которые касаются предмета и способа анализа, цели высказывания и выбора авторской позиции, необходимо обратиться к уровню внешней организации текста корреспонденции. Композиция – порядок расположения фрагментов текста. Фрагменты текста аналитического – тезис, аргументы, выводы. По характеру они могут быть самые разные: изложение фактов, описание ситуаций, оценки (прямые, образные), цитаты и т.д. Выделяют три основных вида композиции – хронологическая (событийная), логическая, эссеистская, или метасобытийная (скачкообразные, ассоциативные переходы). В аналитических материалах преобладает логическая композиция: с разными способами следования аргументов и тезиса, но активна и событийная, при общем логически четком выделении главного тезиса и аргументов. В соответствии с задачей спаянности показа и оценки композиция корреспонденции чаще всего строится по хронологии.
Силовые фрагменты текста в корреспонденции: специфика заголовка, зачина и концовки.
Типы заголовков делят чаще всего по заложенному в них содержанию. В основу заголовка может лечь предмет речи (герой, событие, явление), главная мысль и образ-тезис. Для заголовков информационных материалов, как правило, характерно указание на предмет речи. Аналитические публикации предпочитают два других варианта. (Езда без фар по бездорожью, Голливудская улыбка Акаева и т.д.). Зачин создает фон к цели сообщения, информирует, о чем пойдет речь. Корреспонденция – малый жанр газетной аналитики: 100-150 строк. Лид редко выделяется, чаще дается яркий подзаголовок. Зачин может быть событийный, логический, метасобытийный (наиболее показательный эпизод ситуации). · Для корреспонденции характерен быстрый выход на ситуацию. «В Абхазии вновь загремели взрывы» – сплав показа и комментария. Комментирующее слово - вновь. · Динамичный пересказ события. «Во Владивостоке убит гендиректор ЗАО «Информ.-аналитическое агентство «Приморье»… Сергей Ахапкин. Преступление было совершено в 8.15 по местному времени…» · Изложение метасобытия. Рассказ об аресте студента в начале корреспонденции «Фашизма в Воронеже боятся…». Это один из эпизодов общего явления. · Логический зачин. В нем предъявлен основной тезис материала (Голливудская улыбка президента Акаева). Важно не затянуть зачин, нужен быстрый переход к изображению, показу, динамичному описанию.
Концовка бывает с формулировкой вывода и без нее. Прямая формулировка предполагает наличие сигнальных, обобщающих слов и конструкций. В отсутствии прямого вывода роль концовки могут выполнять резкий скачок мысли, который активизирует читателя, перифраз начала, а также – событийный фрагмент, яркий эпизод. Для корреспонденции, как и для каждого аналитического жанра, характерно некая резюмирующая часть. Но она, как правило, содержит динамичную фиксацию проблемы, это не выводы в прямом смысле, это некая констатация проблемы, или ее новый поворот, который требует осмысления. Классический вариант такой концовки представлен в корреспонденции «Фашизма в Воронеже бояться…». Резюмируя ситуацию, автор проговаривает большую проблему. Комментированный показ завершается четкой, динамичной формулировкой проблемы.
Постановочная и аналитическая корреспонденции Постановочная корреспонденция характеризует факт или событие в его существенных свойствах, которые связаны с какой-то либо актуальной публицистической проблемой. В самом названии - характер и масштабы оценки. Постановочная корреспонденция не претендует на окончательный анализ, она сосредоточена на описание конкретного факта на фоне проблемы в большей степени, нежели на подробной аргументации мнения. Ведущая форма авторского присутствия: автор-ноблюдатель (от третьего лица). Среди аргументов преобладает репортажная картинка. Композиция хронологическая. Аналитическая корреспонденция, как правило, рассматривает факт в связи с подобными. Задача – выявить суть факта. В работе над аналитической корреспонденцией привлекается больше источников, больше материала, комментарий развернут и логичен, проблема проговорена. В рассказе о событии преобладает пересказ. Автор выступает в качестве активного комментатора, дистанция между ним и текстом более явная, нежели в постановочной корреспонденции. Композиция нередко логическая. Практические задания 1. Найти в периодике разные типы корреспонденций. Проанализировать способ аргументации, характер комментария, особенности авторской позиции и построения композиции. 2. Придумать заголовок для предложенной преподавателем корреспонденции. 3. Выбрать событие, по следам которого можно написать корреспонденцию. Придумать для нее заголовок и зачин. 4. Выделить финальную часть в предложенной корреспонденции, определить ее тип, попытаться - по возможности, без потери смысла – заменить ее другим вариантом концовки.
Глава 2. Статья
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2702)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |