Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С новыми вызовами и угрозами



2015-11-27 522 Обсуждений (0)
С новыми вызовами и угрозами 0.00 из 5.00 0 оценок




Деятельное участие в международных усилиях по противодействию глобальным угрозам безопасности – терроризму, незаконному обороту наркотиков, транснациональной организованной преступности, коррупции, пиратству, киберпреступности – оставалось одной из приоритетных задач российской внешней политики. Сохраняли убежденность в том, что залог эффективности действий мирового сообщества на данном
направлении – опора на центральную координирующую роль Организации Объединенных Наций.

В условиях возросшей в мире террористической опасности отстаивали подходы, опирающиеся на солидарные, скоординированные действия стран мира, исключающие «двойные стандарты» и четко соответствующие принципам и нормам международного права. На этой основе энергично участвовали в работе Совета Безопасности ООН, содействовали созданию условий для действенного выполнения государствами его базовых антитеррористических резолюций, включая резолюции СБ 1373 и СБ 1624. Привлекли внимание к относительно новому феномену – возрастающим доходам террористических организаций в Сирии и Ираке от нелегальной продажи нефти, инициировав соответствующее заявление Председателя Совета Безопасности (июль). Содействовали закреплению в долгосрочной повестке дня СБ ООН вопросов, затрагивающих эту тематику.

Оказывали поддержку Контртеррористическому комитету, а также Комитетам 1267/1989 (по санкциям в отношении «Аль-Каиды») и
1988 (по санкциям против Движения талибов). Поддержали резолюции
СБ 2160 и 2161 (июнь), обновившие мандаты Комитетов 1267/1989 и 1988.

Поддержали резолюцию СБ 2170 (август), нацеливающую на принятие дополнительных мер против террористических группировок «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и «Джабхат ан-Нусра» (ДаН). В ходе профильного заседания Совета Безопасности ООН (сентябрь) одобрили резолюцию СБ 2178, направленную на предотвращение угроз, исходящих от иностранных террористов-боевиков, в первую очередь из рядов ИГИЛ и ДаН.

Выступали за комплексную реализацию Глобальной контртеррористической стратегии (ГКС) ООН как важного инструмента укрепления антитеррористического потенциала государств. По инициативе России пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ООН по обзору имплементации ГКС включило в мандат Генассамблеи (июнь) тему противодействия ИТБ. Анализ хода выполнения ГКС учитывал такие элементы, как профилактика терроризма, борьба с идеологией экстремизма и насилия, развитие государственно-частного антитеррористического партнерства, противодействие использованию медийного пространства и Интернета в террористических целях.

Полезной площадкой углубленного диалога практиков в сфере антитерроризма оставался Глобальный контртеррористический форум, который дополнял усилия ООН, в том числе по таким вопросам, как противодействие феномену ИТБ и ведущему к терроризму насильственному экстремизму, укрепление антитеррористической компоненты национальных систем уголовного правосудия.

Положительно оцениваем итоги председательства России в Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (ФАТФ) в период с 1 июля 2013 г. по
1 июля 2014 г. По инициативе России реализован масштабный проект по выявлению и последующему блокированию незаконных финансовых потоков от производства и оборота афганских наркотиков. В ходе исследования удалось не просто подтвердить наличие взаимосвязи между доходами от афганского наркотрафика и финансированием терроризма, но и идентифицировать финансовые центры по отмыванию денежных средств. Результаты проведенной работы были отмечены в официальном заявлении Председателя СБ ООН по Афганистану (июнь).

Выступили инициаторами проведения первой встречи глав делегаций государств БРИКС в ходе пленума ФАТФ (Париж, октябрь) в интересах эффективной координации позиций по основным вопросам его повестки дня.

Россия выдвинула для обсуждения проблематику ИТБ на площадке Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ): в частности, данный феномен предметно анализировался участниками ежегодной антитеррористической конференции Организации в Интерлакене (апрель). Развернутая министерская декларация по ИТБ в поддержку соответствующих резолюций СБ ООН 2170 (2014 г.) и 2178 (2014 г.) принята на СМИД ОБСЕ (Базель, декабрь).

Выступали за укрепление потенциала Совета Европы (СЕ) в противодействии терроризму, участвуя, в том числе, в работе Комитета СЕ по вопросам борьбы с терроризмом (КОДЕКСТЕР). Поддерживали деятельность Группы государств-участников Конвенции СЕ о предупреждении терроризма, выступая за ее дальнейшую имплементацию, указывая на особенно актуальные в текущих условиях положения о противодействии публичному подстрекательству к терроризму, вербовке и подготовке террористов. Одобрили решение КОДЕКСТЕР о разработке дополнительного протокола к данной конвенции, который призван содействовать региональной имплементации резолюции СБ 2178 по ИТБ.

Одной из составляющих международных усилий по борьбе с глобальной угрозой терроризма и его предупреждению оставалось антитеррористическое взаимодействие с Европейским союзом. На саммите Россия – ЕС (Брюссель, январь) согласовано совместное заявление по борьбе с терроризмом, охватывающее целый ряд важных и новых тем, таких, как предупреждение террористических проявлений, противодействие финансированию террористической деятельности, содействие пострадавшим от терактов лицам, партнерское взаимодействие в преследовании террористов на основе принципа «выдай либо суди», пресечение деятельности ИТБ. Несмотря на текущее осложнение отношений между Россией и ЕС, настроены на практическую реализацию положений совместного заявления.

В качестве первого этапа практического воплощения в жизнь инициативы Президента Российской Федерации о реформировании Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС) с последующим созданием на ее базе Центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности выступили с предложением о формировании Рабочей группы по противодействию финансирования терроризма от незаконного производства и оборота наркотиков. Достигнута договоренность о включении данного вопроса в повестку дня предстоящего 26-го заседания Совета РАТС ШОС (Ташкент, март 2015 г.).

В ходе 25-го заседания Совета РАТС ШОС (сентябрь) его участниками выработаны «Совместные меры компетентных органов государств-членов ШОС в отношении лиц, возвращающихся на территорию государств-членов ШОС после участия в вооруженных конфликтах на стороне международных террористических, сепаратистских и экстремистских организаций», предусматривающие, в частности, проведение профилактических мероприятий по предупреждению условий и факторов, способствующих выезду граждан за рубеж для участия в вооруженных конфликтах на стороне международных террористических организаций.

Вопросы обеспечения безопасности крупных общественных мероприятий и критически важной инфраструктуры, противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) оставались в числе российских приоритетов в повестке дня Рабочей группы АТЭС по борьбе с терроризмом (РГБТ). Представили в Секретариат АТЭС обновленный национальный план действий в сфере борьбы с терроризмом.

Под сопредседательством России, Китая и Индонезии состоялась
9-я Конференция по безопасности торговли в регионе АТЭС (STAR), посвященная проблематике обеспечения комплексной транспортной безопасности (Пекин, август). Ее участники рассмотрели различные аспекты антитеррористической и антикриминальной защищенности контейнерных перевозок.

В 2014 г. состоялись 5-е заседание российско-пакистанской Рабочей группы по противодействию международному терроризму и 10-е заседание российско-китайской Рабочей группы по противодействию терроризму. Проведены также консультации по проблематике новых вызовов и угроз с Кубой (январь), Сербией (март), Марокко (апрель), Аргентиной (июль).

Одной из сфер сопряжения усилий международного сообщества в противодействии глобальным вызовам оставалась борьба с незаконным оборотом наркотиков.

В качестве одного из ключевых тематических мероприятий 2014 г. (Вена, март) рассматриваем 57-ю сессию Комиссии ООН по наркотическим средствам (КНС) и ее Сегмент высокого уровня (СВУ), вклад в работу которых внесла и российская делегация. Наши приоритеты нашли отражение в министерском заявлении по итогам СВУ, принятом представителями 123 государств: укрепление механизма Парижского пакта (ПП) в целях противодействия незаконному обороту наркотиков (НОН) с территории Афганистана, борьба с отмыванием доходов, полученных от НОН, продвижение концепции альтернативного антинаркотического развития. Комиссия единогласно одобрила российский проект резолюции в поддержку спорта и олимпийского движения в качестве эффективных методик профилактики наркомании, а также российско-американскую инициативу, направленную на противодействие распространению новых психоактивных веществ. В целях объединения передового научного опыта в области профилактики, лечения и социальной реабилитации наркозависимых, а также использования современных технологий для обнаружения и уничтожения незаконных посевов наркосодержащих растений и отслеживания маршрутов транспортировки наркотиков в ходе
57-й сессии КНС российская делегация выдвинула инициативу создания Международной антинаркотической академии. В настоящее время осуществляется проработка ее ключевых элементов с партнерами.

Важным моментом считаем фиксацию в итоговых документах
57-й сессии КНС тезиса о сохранении лидерства Комиссии как главного директивного органа ООН в сфере международного контроля над наркотиками.

На рассмотрение Совета Безопасности ООН в ходе председательства России впервые был вынесен вопрос о борьбе с незаконным производством и оборотом наркотиков афганского происхождения. В соответствующем заявлении Председателя СБ ООН (июнь) производство афганских наркотиков четко квалифицировано в качестве угрозы международному миру и стабильности, а также отражена связь наркотрафика с терроризмом и оргпреступностью.

Проблематика борьбы с наркотической угрозой, исходящей с территории Афганистана, находилась в фокусе внимания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Поддержка усилий афганского народа, направленных на национальное примирение, восстановление и возрождение страны силами в первую очередь самих афганцев была подтверждена главами государств-членов ШОС в Душанбинской декларации (сентябрь). Одновременно декларация фиксирует решимость государств-членов ШОС и далее предпринимать целенаправленные меры по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Продолжали последовательную линию по консолидации усилий государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на основе Плана мероприятий по противодействию вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана, и Решения сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ (Москва, 19 декабря 2012 г.) «О прогнозе развития обстановки в Афганистане на среднесрочную перспективу (до 2015 г.) и мерах по противодействию угрозам, исходящим с территории этой страны».

Российская Федерация сохранила практику предоставления финансовой помощи проектам, направленным на усиление потенциала антинаркотических служб Афганистана и государств Центральной Азии. В 2014 г. было выделено 500 тыс. долл. США на проект ООН по созданию Государственной службы по контролю наркотиков Киргизии и
200 тыс. долл. США на Региональную программу Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП) для Афганистана и соседних с ним стран. Подготовку в профильных учебных заведениях на территории России прошли 165 сотрудников правоохранительных органов стран
Центральной Азии, Пакистана и Афганистана.

Подтвердили совместную с партнерами по СНГ позицию в пользу сохранения и укрепления международной системы контроля над наркотиками, отразив ее в принятом на саммите Содружества соответствующем заявлении (октябрь). Его текст был распространен в качестве официального документа на 69-й сессии Генеральной
Ассамблеи ООН.

Взаимодействовали с партнерами в рамках Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (КТОП). Участвовали в 7-й сессии Конференции участников КТОП (Вена, октябрь).

Все более заметное место в ряду глобальных угроз безопасности занимала коррупция. Исходили из того, что роль центрального координатора международных усилий по борьбе с ней принадлежит ООН. Другие универсальные и региональные организации/объединения призваны дополнять, но не подменять эту роль. Уникальным международным договором, предусматривающим всеобъемлющий комплекс мер по предупреждению и противодействию коррупции, остается Конвенция ООН против коррупции (КПК). В связи с предстоящей в ноябре 2015 г. в
Санкт-Петербурге шестой сессией Конференции КПК российская сторона занималась активной подготовкой к ее проведению. Нацелены на то, чтобы заседание этого крупнейшего антикоррупционного форума прошло в конструктивном ключе и сфокусировалось на актуальных проблемах тематического международного сотрудничества. Последовательно отстаивали неполитизированный характер Механизма обзора хода выполнения Конвенции – как инструмента, поддерживающего усилия государств по имплементации КПК. В 2014 г. Правительством Российской Федерации принято решение о выделении единовременного взноса в бюджет Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП), большая часть которого (1,126 млн. долл. США) предназначена для обеспечения бесперебойного функционирования Механизма обзора хода выполнения КПК. За счет ежегодного добровольного взноса нашей страны в фонд УНП ООН силами Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведены обучающие курсы для зарубежных правительственных экспертов, участвующих в Механизме.

Россия является одним из соучредителей и основных доноров Международной антикоррупционной академии (МАА), которая с ноября 2012 г. функционирует в качестве полноформатной международной организации. На третьей Ассамблее МАА (Баку, ноябрь) российская делегация ознакомила партнеров с передовыми национальными наработками в сфере борьбы с коррупцией.

Во время 13-ой Конференции министров спорта стран-членов Совета Европы (сентябрь) российская сторона в числе первых подписала Конвенцию Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями.

Несмотря на то, что проблема международного пиратства в 2014 г. несколько отошла в информационную «тень», ее актуальность сохраняется. В этой связи Россия оставалась активным участником антипиратской коалиции регулярно направляя корабли российского ВМФ в опасные районы мирового судоходства для вооруженной защиты торговых судов и действуя, в том числе, по линии Контактной группы по борьбе с пиратством у берегов Сомали (КГПС). В течение 2014 г. Группа провела 16-е (Нью-Йорк, май) и 17-е пленарные заседания (Дубай, октябрь), в ходе которых, в частности, констатировано, что принятые за последние годы международным сообществом комплексные меры позволили снизить пиратскую активность в районе Африканского Рога у берегов Сомали до минимального уровня с 2010 г. Вместе с тем, наработанный КГПС опыт имеет все шансы быть востребованным в целом ряде других регионов мира, где пиратство, напротив, набирает обороты. С подачи российской стороны создан Правовой форум КГПС для проработки всех правовых аспектов антипиратской деятельности.

Российские эксперты также участвовали в семинаре по проблематике борьбы с пиратством и безопасности судоходства в Юго-Восточной Азии по линии регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ)
(Пекин, декабрь).

Весь комплекс вопросов по обеспечению международной информационной безопасности (МИБ) рассматривали в качестве неотъемлемого элемента укрепления стратегической стабильности, системно продвигая российские подходы по данной тематике на различных площадках.

Соответствующие разделы включены в итоговую декларацию
6-го саммита БРИКС (Форталеза, июль). Документ осуждает практику массовой электронной слежки и сбора данных о частных лицах по всему миру, нарушение суверенитета государств и прав человека, и в частности права на неприкосновенность частной жизни. Страны БРИКС высказались в пользу выработки универсального и имеющего обязательную юридическую силу международно-правового документа в области борьбы
с киберпреступлениями. В тексте отмечено российское предложение о совместной разработке соглашения между странами БРИКС
о сотрудничестве в области обеспечения МИБ.

На первом заседании Группы правительственных экспертов ООН по МИБ (Нью-Йорк, июль) достигнута договоренность о том, что Группа должна сосредоточиться на выработке практических политических рекомендаций для определения путей адаптации международного права к специфике информационного пространства.

В Первом комитете 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН консенсусом при рекордном числе соавторов – 63 государства – принята российская резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности».

Вопросам международной информационной безопасности было посвящено заседание группы экспертов Шанхайской организации сотрудничества (Пекин, май), которые подготовили раздел по МИБ и управлению сетью Интернет, включенный в Душанбинскую декларацию саммита ШОС (сентябрь).

Наши предложения легли в основу рабочего плана Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) по безопасности в сфере использования ИКТ, согласованного экспертами России, Малайзии и Австралии «на полях» заседания межсессионной группы поддержки АРФ по мерам доверия и превентивной дипломатии (Малакка, декабрь). Документ содержит положения о предотвращении конфликтов в информационном пространстве, правилах, нормах и принципах ответственного поведения государств в информационном пространстве.

Тематика информационной безопасности прочно вошла в повестку дня двусторонних контактов с зарубежными партнерами.

По итогам Полномочной конференции Международного союза электросвязи (МСЭ) (Пусан, октябрь-ноябрь) Российская Федерация была переизбрана в состав Совета МСЭ, а российский кандидат вошел в состав Радиорегламентарного комитета.

Конструктивный характер носил процесс выработки концепции долгосрочной устойчивости космической деятельности и режима безопасности космических операций под эгидой Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Российские эксперты выдвинули комплекс методологически взаимосвязанных предложений по параметрам, функциям и модальностям реализации мер по обеспечению безопасности космических операций. Не теряет актуальности задача формирования реальных предпосылок к тому, чтобы подготавливаемый свод руководящих принципов по указанной тематике характеризовался системным и прагматическим подходом к регулированию всех основных и значимых аспектов сохранения космоса в качестве безопасной, стабильной и бесконфликтной среды. В этом контексте принципиальное значение придавалось обеспечению широкой поддержки внесенной в Комитет ООН по космосу (февраль) российской концепции создания под эгидой ООН единого Центра информации по мониторингу околоземного космического пространства. Она призвана обеспечить эволюционное развитие модели организации на многосторонней основе действенного механизма обмена информацией об объектах и событиях в космосе в целях прямого и эффективного содействия выработке операционных процедур предотвращения опасных ситуаций на орбитах. Проведены консультации с Управлением ООН по вопросам космического пространства относительно организационных аспектов создания подобной информационной платформы.

С прицелом на поддержание базовых стандартов в сфере права и безопасности применительно к космической деятельности Россия энергично продвигала предложение об обсуждении в рамках Комитета ООН по космосу правовых оснований и модальностей задействования (в гипотетическом случае) согласно Уставу ООН права на самооборону применительно к космическому пространству. С нашей подачи Комитет актуализировал схему работы над приоритетным пунктом своей повестки дня о сохранении космоса для мирных целей, что позволит начать рассмотрение российского предложения (подготовлен и вносится в ООН обстоятельный аналитический материал по теме, сформулированы проекты рекомендаций относительно введения в практику самоограничительных мер операционного и технологического характера для предотвращения негативного развития ситуации в космосе).

Контроль над вооружениями и вопросы нераспространения

Нацеленность российской внешней политики на мобилизацию усилий мирового сообщества – как с использованием механизмов многостороннего взаимодействия, так и по двусторонним каналам – для укрепления политических и правовых основ универсального и прочного режима нераспространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки оставалась неизменной. Однако, рассматривая проблематику поддержания стратегической стабильности в широком понимании, нельзя не отметить обострения в 2014 г. целого ряда факторов, не просто оказывающих на нее негативное воздействие, а подрывающих весь фундамент существующей архитектуры безопасности. Это и дальнейшее развертывание глобальной системы ПРО США, и продолжающиеся работы по реализации американской концепции «Глобального удара», и стойкое нежелание американской стороны отказаться от возможности размещения оружия в космосе одновременно с наращиванием дисбалансов в обычных вооружениях. Взятый Администрацией США курс на замораживание отношений с Россией под предлогом украинского кризиса привел к тому, что задействование имевшихся переговорных площадок для обсуждения различных аспектов упомянутой активности американской стороны оказалось невозможным. Фактически, США и страны Запада в целом свернули диалог с российской стороной по стратегическим вопросам.

Отсутствовал какой-либо прогресс в урегулировании проблемы ПРОСША. При этом если в предыдущие годы американская сторона была вынуждена хотя бы минимальным образом реагировать на наши аргументы и озабоченности, то с принятием решения о прекращении практики регулярного политического диалога с российскими представителями США устранили для себя и эту формальность. В результате строительство глобальной системы противоракетной обороны окончательно приобрело характер ничем не ограниченного процесса развертывания элементов ПРО с подключением к нему союзников в различных регионах мира.

Российская сторона также не получила удовлетворительного ответа ни на одну из высказанных озабоченностей в отношении ряда действий Вашингтона, прямо подрывающих Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) 1987 г.: использование ракет-мишеней для целей ПРО, аналогичных по характеристикам баллистическим РСМД, боевых летательных аппаратов (ударных беспилотников), подпадающих под определение крылатых ракет средней дальности, а также наземных пусковых установок противоракет, развертываемых на базах ПРО США в Румынии и Польше. Подобные шаги не просто разрушают ДРСМД, но и прямо угрожают военной безопасности российского государства. Уходя от предметного разговора с нами по упомянутым вопросам, Администрация США попыталась публично раскрутить тему якобы имевшего место нарушения Россией своих обязательств по Договору. При этом от какой-либо конкретизации или обоснования своих обвинений американцы уклонились.

Приоритетом для России остается выполнение Договора между Российской Федерацией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению наступательных вооружений (ДСНВ) 2010 г. Работу по реализации его положений оцениваем в целом положительно. Состоялись две регулярные сессии Двусторонней консультативной комиссии, на которых рассматривались практические вопросы соблюдения Договора.

Исходили из того, что любые переговоры о дальнейшем сокращении ядерных вооружений невозможны без подключения к этому процессу других государств, обладающих военным ядерным потенциалом – в первую очередь американских союзников по НАТО.

Одним из важнейших элементов режима ядерного нераспространения оставался Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Активно участвовали в подготовке к Обзорной Конференции 2015 г. по рассмотрению действия ДНЯО (ОК ДНЯО-2015). «На полях» 3-й сессии ее подготовительного комитета (Нью-Йорк, май) состоялось подписание ядерной «пятеркой» Протокола к Договору о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.

Продолжали систематическую деятельность по реализации решений ОК ДНЯО-2010. Особое внимание уделяли теме созыва Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки (ЗСОМУ). Над решением этой задачи работали в тесном контакте с другими депозитариями ДНЯО (США и Великобританией), Секретариатом ООН, Специальным координатором по подготовке Конференции и всеми заинтересованными ближневосточными государствами.

Содействовали универсализации и скорейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). По состоянию на 1 января 2015 г. Договор подписали 183 государства, а ратифицировали – 163. Из 44 государств, чья ратификация обязательна для вступления Договора в силу (обладатели ядерного потенциала),
лишь 36, включая Россию, выполнили эту процедуру. Ключевой участник этого Договора – США, ратификационные процедуры не выполнил.

Приветствовали инициативу Исполнительного секретаря Подготовительной комиссии Организации по ДВЗЯИ Л.Зербо о создании «Группы видных деятелей» для проведения работы с теми государствами, которые еще не ратифицировали Договор. Российский представитель (Президент Российского совета по международным делам И.С.Иванов) уже приступил к работе в рамках этой Группы. Приняли участие в министерской встрече государств-«друзей» ДВЗЯИ (Нью-Йорк, сентябрь).

Взаимодействие с партнерами по Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ) и свое участие в мероприятиях данного формата выстраивали, исходя из понимания того, что ее основной задачей остается обобщение, универсализация и внедрение «наилучших практик» национальных систем противодействия ядерному терроризму.

Придерживались линии на укрепление режима экспортного контроля в ядерной сфере в рамках Группы ядерных поставщиков (ГЯП). Как показала практика, Группа технических экспертов ГЯП служит эффективным механизмом выработки рекомендаций по актуализации контрольных списков.

В фокусе внимания российской дипломатии оставалась проблематика милитаризации космоса. Задействовали механизмы профильных форумов (Конференция по разоружению, Первый комитет ГА ООН, Комиссия ООН по разоружению) и двусторонние контакты для продвижения национальных интересов в области предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве. С целью популяризации нашей инициативы – политического обязательства о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК) подписали двусторонние заявления о НПОК еще с двумя государствами: с Аргентиной (май) и Кубой (июль). При активной поддержке партнеров (страны ОДКБ, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индонезия, Китай, Куба, Пакистан, Шри-Ланка) впервые внесли на Генеральную Ассамблею ООН проект соответствующей резолюции, который был принят подавляющим большинством голосов, собрав в итоге 34 соавтора (A/RJES/69/32). Кроме того, удалось сохранить консенсус по еще одной приоритетной для России резолюции ГА ООН – Меры транспарентности и доверия в космической деятельности (МТДК).

Вели интенсивный диалог с членами Конференции по разоружению (КР) на предмет скорейшего вывода форума на рабочий режим деятельности, в первую очередь для запуска предметного обсуждения представленного в июне 2014 г. обновленного российско-китайского проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК). Третий год подряд выступили от имени единомышленников на сессии Первого комитета ГА ООН с заявлением в поддержку КР.

Действуя в соответствии с Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» и руководствуясь национальными обязательствами по Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО), продолжали планомерную ликвидацию российских запасов химического оружия. На конец 2014 г. в России уничтожено 33 тыс. тонн отравляющих веществ, что составляет 84,5% от их общих запасов. Завершить процесс планируется не позднее 2020 г.

Самым активным образом, включая содействие в
материально-техническом и финансовом обеспечении, участвовали в усилиях международного сообщества, направленных на ликвидацию сирийского военно-химического потенциала согласно решениям Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия и резолюцией СБ ООН 2118.

В связи с прекращением по инициативе западных стран многостороннего взаимодействия с Россией в рамках Глобального партнерства «Группы восьми» против распространения оружия массового уничтожения и связанных с ним материалов, профильный диалог ограничился реализацией ядерно-экологических проектов, реализуемых на двусторонней основе с Германией, Италией, Норвегией, США и Швецией.

Выступали за укреплениеКонвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) в соответствии с решениями 7-й Обзорной конференции (2011 г.) – использовали для продвижения данной позиции встречу экспертов (август) и совещание государств-участников Конвенции (декабрь). Провели опрос среди государств-участников о целесообразности возобновления переговоров по юридически обязывающему дополнительному протоколу к КБТО. Большинство из откликнувшихся респондентов (более 40 государств) данное предложение поддержали.

Принимали участие в ежегодных межсессионных мероприятиях Конвенции о «негуманном» оружии (КНО), выступая за укрепление и универсализацию КНО. Призывали экспертов Конвенции дать объективную оценку применению в Донецкой и Луганской областях силовыми структурами Украины оружия неизбирательного действия, влекущего жертвы среди гражданского населения.

Значительное влияние на деятельность Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ)и Консультативной Комиссии по открытому небу (ККОН) оказал кризис на Украине. Аргументированно, опираясь на результаты инспекционных мероприятий по Венскому документу 2011 г. (ВД-2011) и наблюдательных полётов в рамках Договора по открытому небу (ДОН), отводили обвинения в адрес России в чрезмерном накоплении войск и вооружений вблизи украинско-российской границы. В свою очередь, обращали внимание партнёров на то, что в рамки требований ВД-2011 не вписывается «необычная военная деятельность» (карательная операция) военных сил Украины.

С учётом ухудшения международной политической обстановки принципиальных решений по вопросам ведения ФСОБ в течение 2014 г. принять не удалось. В то же время продолжались дискуссии по традиционным для Форума темам, включая европейский контроль над вооружениями и укрепление доверия и безопасности, в том числе в контексте обсуждения возможности развития соответствующих режимов в интересах европейской безопасности в будущем.

Способствовали реализации положений основополагающей нераспространенческой резолюции СБ ООН 1540, предусматривающей создание каждым государством эффективной системы мониторинга и экспортного контроля, нацеленной на предотвращение попадания ОМУ, средств его доставки и относящихся к ним материалов в руки негосударственных субъектов. Представили в Комитет СБ ООН 1540 обновленный национальный доклад о выполнении данной резолюции.

Отводили попытки использовать Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) в качестве рычага давления на отдельные государства. Акцентировали приоритетность вступления в Режим стран, обладающих значимым ракетно-космическим потенциалом. Поддерживали инициативы, направленные на повышение эффективности РКРТ, его адаптацию к новым вызовам и угрозам в ракетной сфере.

Взаимодействуя с партнерами в рамках Гаагского кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (ГКП), указывали на необходимость выполнения всеми его участниками обязательств по транспарентности ракетной деятельности, желательность присоединения к Кодексу государств, располагающих соответствующим ракетным потенциалом.

Последовательно продвигали в формате Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения (ВД) приоритетную для нас проблематику предотвращения дестабилизирующих накоплений оружия, прежде всего в зонах конфликтов (Сирия, Ливия, Грузия, Украина). При актуализации контрольных товарных списков отстаивали интересы российских производителей и потребителей высокотехнологичной продукции.

В контактах с партнерами по Инициативе по борьбе с распространением ОМУ (ИБОР) стремились обеспечить соответствие ИБОР нормам международного права и национального законодательства, закрепить ее ненаправленность против каких-либо стран. Исходили из необходимости углубленной проработки всех международно-правовых аспектов при проведении операций в рамках ИБОР в целях предотвращения возможного ущерба законному экономическому и научно-техническому сотрудничеству государств.

Внесли заметный вклад в процесс выработки текста Международного договора о торговле оружием (МДТО, вступил в силу 24 декабря 2014 г.). С учетом того, что в МДТО так и не нашли отражения продвигавшиеся Россией меры по противодействию попаданию оружия в незаконный оборот (в Договоре отсутствуют положения о недопустимости передач оружия структурам, не уполномоченным государством) российской стороной было принято решение не торопиться с присоединением к Договору.

Продвигали отвечающие национальным интересам подходы к решению проблем неконтролируемого распространения легкого и стрелкового оружия (ЛСО) за счет принятия конкретных и практически осуществимых мер, направленных на перекрытие каналов утечки ЛСО в нелегальный оборот. Вместе с тем, итоги Пятого двухгодичного совещания государств по Программе действий ООН в сфере борьбы с незаконной торговлей ЛСО (Нью-Йорк, июнь) показали неготовность международного сообщества к решительным действиям на данном направлении.

 



2015-11-27 522 Обсуждений (0)
С новыми вызовами и угрозами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С новыми вызовами и угрозами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)