Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование



2015-11-27 630 Обсуждений (0)
Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование 0.00 из 5.00 0 оценок




Выстраивая свои подходы к участию в разрешении конфликтных ситуаций в различных регионах мира, Российская Федерация руководствовалась необходимостью четкого соблюдения государствами общепризнанных норм международного права, важнейшим сводом которых остается Устав ООН. К числу таких основополагающих принципов относим отказ от применения силы или угрозы силой, мирное разрешение споров, уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела.

Особенность текущего момента мирового развития в том, что подавляющая часть международных кризисов носит не межгосударственный, а внутриполитический характер и зачастую вызвана напряженностью в межконфессиональных отношениях. Россия сохраняет твердую убежденность в отсутствии перспектив их силового решения – это наглядно продемонстрировала за последние годы история мирового развития. Единственный путь, способный привести к долговременному
результату, – политико-дипломатическое урегулирование с подключением механизмов инклюзивного диалога. Усилия же международного сообщества следует ограничить содействием процессам национального примирения.

В 2014 г. серьезным вызовом для всей системы безопасности в Европе стали события на Украине, во многом спровоцированные вмешательством западных стран в глубокий внутриполитический кризис в этой стране, обострившийся в ноябре 2013 г. в связи с решением украинского руководства приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. После вооруженного государственного переворота, предпринятого на следующий день после подписания 21 февраля 2014 г. Президентом В.Януковичем и лидерами парламентской оппозиции Соглашения об урегулировании, к власти в Киеве пришли радикально настроенные националистические силы, провозгласившие курс на форсированное сближение с Западом и интеграцию страны в евроатлантическое пространство. Зафиксированные соглашением обязательства о продвижении национального согласия на основе реального учета интересов всех политических сил и регионов Украины были стремительно «забыты» как бывшими оппозиционерами в Киеве, так и в столицах Евросоюза, выступивших в качестве посредников при его заключении.

При попустительстве Вашингтона и Европейского союза новыми властями в Киеве была развязана карательная операция на юго-востоке страны. Ее целью стало подавление протестных выступлений населения под лозунгами большей самостоятельности украинских регионов, против возрождения в обществе фашиствующего национализма, ущемления прав и свобод русскоязычных граждан. Силовые действия властей во многом предопределили развитие событий по негативному сценарию: тысячи погибших и раненых, десятки тысяч беженцев и внутренне перемещенных лиц, уничтоженная социальная и экономическая инфраструктура, возникновение долгосрочного очага напряженности в непосредственной близости от российских границ.

Одновременно новые власти сознательно предприняли шаги по сворачиванию многопланового взаимодействия с Россией, преднамеренному разрушению складывавшихся на протяжении веков между двумя странами уникальных отношений, в буквальном смысле переплетенных миллионами родственных, духовных, культурных и экономических связей, по грубому искажению совместного исторического прошлого.

С самого начала кризиса Российская Федерация занимала твердую позицию уважения суверенитета Украины, выступала с призывом к партнерам в США и Европе воздержаться от вмешательства в ее внутренние дела. Отчетливая перспектива сползания соседнего государства в пропасть гражданской войны побудила Россию активней включиться в работу по поиску путей выхода из кризиса. 17 апреля в Женеве состоялась встреча министров иностранных дел России, США, Украины и Высокого представителя Евросоюза по иностранным делам. Ее итогом которой стало принятие заявления, зафиксировавшего необходимость немедленного прекращения применения силы и начала прозрачной конституционной реформы на основе общенационального диалога с участием всех регионов и всех политических сил страны. На практике, однако, эти положения реализованы не были.

По мере разрастания военного противостояния на юго-востоке Украины на первый план вышла задача безотлагательного прекращения огня. В ходе торжественных мероприятий в Нормандии по случаю 70-летия открытия второго фронта в Европе (июнь) президенты Российской Федерации, Украины, Франции и Канцлер ФРГ достигли договоренности о совместных действиях в так называемом «нормандском» формате. Уже
2 июля (Берлин) министры иностранных дел России, Украины, Франции и Германии подписали Декларацию о перемирии, в которой немедленное и безусловное прекращение огня обозначалось в качестве первостепенной цели.

К ситуации на Украине было приковано и внимание Совета Безопасности ООН: проведено тридцать заседаний Совета по данной проблематике, из которых восемь инициировано Россией. Неоднократно выдвигали проекты так называемых «гуманитарных» резолюций, нацеленных на немедленное прекращение насилия в стране. Российской стороне пришлось пойти на ветирование американского проекта резолюции СБ ООН по ситуации на Украине как полностью игнорирующего сложившиеся реалии.

Настаивали на объективном и беспристрастном расследовании случаев грубого, массового и умышленного нарушения вооруженными силами и национал-радикалами Украины норм международного гуманитарного права, прав человека и верховенства закона, в том числе применения тяжелых вооружений и боевой авиации против гражданского населения, на привлечении виновных к ответственности.

Российская Федерация инициировала в Совете Безопасности ООН вопрос о проведении эффективного и беспристрастного расследования причин катастрофы над территорией Украины самолета авиакомпании «Малайзия эйрлайнс». Соответствующая резолюция СБ ООН 2166 принята при активном участии нашей страны.

Серьезной попыткой достичь политического урегулирования украинского кризиса стали Минские соглашения. Речь идет о Протоколе по итогам консультаций контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины и инициатив Президента России, и Меморандуме по соблюдению режима прекращения огня на Украине, подписанных 5 и 19 сентября соответственно. Участие в переговорах наряду с представителями России и Украины также и представителей ОБСЕ и провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик давало ощутимый шанс на их претворение в жизнь и, как следствие, к установлению на юго-востоке Украины долгосрочного и окончательного перемирия.

К сожалению, руководство Украины в 2014 г. так и не решилось на подобный шаг – верх вновь взяла «партия войны».

В целом, украинский кризис стал отражением системных проблем безопасности в Евро-Атлантике. В первую очередь они связаны с проводимой в течение последней четверти века западными государствами линией на укрепление собственной безопасности путем продвижения на восток контролируемого ими геополитического пространства, что проявилось, в частности, в последовательных волнах расширения НАТО. Этот процесс происходил без учета российских интересов и вопреки дававшимся Российской Федерации на высшем уровне заверениям.

Очагом нестабильности оставалась Сирия. Продолжительный и кровавый конфликт в измученной войной стране наглядно – ценой сотен тысяч жизней – продемонстрировал невозможность достижения мира силовыми методами. Россия последовательно выступала за скорейшее налаживание широкого межсирийского диалога на основе Женевского коммюнике 2012 г., рассматривая переговоры в качестве единственной возможности для достижения прочного урегулирования ситуации.

Благодаря российско-американской инициативе, такой диалог удалось запустить, организовав 22 января в Монтре Международную конференцию по Сирии с участием Генерального секретаря ООН, генеральных секретарей Лиги Арабских Государств и Организации исламского сотрудничества, а также глав внешнеполитических ведомств 40 государств. Прошедшие два раунда переговоров в Женеве (с 24 по 31 января и с 10 по 15 февраля) продемонстрировали, что определить контуры будущего своей страны могут только сами сирийцы. Любые попытки внешних сил заниматься «социальной инженерией» и диктовать другим народам рецепты политического устройства контрпродуктивны и не способны привести ни к прочному миру, ни к национальному согласию.

Одной из первоочередных задач остается объединение усилий правительства и оппозиции Сирии в борьбе с террористической угрозой, создающей прогрессирующие риски региональной дестабилизации. Для противодействия террористическим вызовам в регионе Советом Безопасности ООН были приняты соответствующие решения – резолюция 2170 (15 августа), направленная на противодействие поддержке и финансированию террористических группировок «Исламское государство Ирака и Леванта» и «Джабхат ан-Нусра», и резолюция 2178 (24 сентября), нацеленная на купирование угроз со стороны иностранных боевиков, воюющих в рядах террористических группировок.

В мае Россия и Китай в четвертый раз со времени начала сирийского конфликта были вынуждены воспользоваться в Совете Безопасности ООН правом вето. На данный шаг Москва и Пекин пошли в отношении французского проекта резолюции СБ ООН о передаче сирийского «досье» в Международный Уголовный Суд, в котором вина за совершение масштабных военных преступлений и преступлений против человечности возлагалась почти исключительно на сирийское правительство, а зверства орудующих под знаменами оппозиции исламистов замалчивались. При этом западными партнерами по Совету Безопасности был отклонен российский проект резолюции СБ ООН о поддержке широко практикуемых сирийскими властями локальных замирений с оппозицией, позволивших существенно облегчить условия гуманитарного доступа к нуждающемуся населению и спасти жизни людей непосредственно в зонах вооруженного противостояния.

При активном участии России Совет Безопасности ООН принял три резолюции: 2139 (22 февраля), 2165 (14 июля) и 2191 (17 декабря) по проблемам оздоровления гуманитарной ситуации в САР.

Наглядным подтверждением эффективности солидарных действий государств стало успешное завершение международной операции по ликвидации сирийского военно-химического потенциала в соответствии с разработанным Исполнительным советом Организации по запрещению химического оружия и одобренным резолюцией 2118 Совета Безопасности ООН планом по уничтожению сирийского химического оружия за пределами страны. По состоянию на конец 2014 г. ликвидировано порядка
98 % вывезенных из Сирии компонентов и прекурсоров химического оружия, запущена работа по уничтожению на территории Сирии бывших объектов по производству химоружия.

В фокусе международного внимания оставалась ситуация вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). Благодаря проявленному всеми участниками переговорного процесса (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия и Иран) стремлению к поиску компромиссов удалось заметно продвинуться по пути выхода на политико-дипломатическое урегулирование комплекса вопросов вокруг ИЯП. При этом оказались востребованными ряд российских концептуальных, политических и технических решений, которые, на наш взгляд, позволяют добиться искомого компромисса при учете базовых позиций всех участников переговоров. Продолжаем исходить из основополагающего принципа урегулирования, согласно которому Иран должен сохранить за собой право на мирное использование атомной энергии, в том числе на обогащение урана, при строгом и полном контроле со стороны МАГАТЭ. Отталкиваясь от достигнутого в течение 2014 г. прогресса в переговорах, министры иностранных дел стран «шестерки» и Ирана 24 ноября пришли к согласию о продлении переговоров по ИЯП до конца июня 2015 г.

Как относительно стабильную – на контрасте с кризисными «всплесками» в первой половине 2013 г. – оценивали обстановку на Корейском полуострове. Тем не менее, об общем оздоровлении ситуации на полуострове говорить не приходилось. Укреплению доверия между сторонами не способствовала военная деятельность США и Республики Корея (РК), в частности, совместные военные учения, включавшие ряд провокационных эпизодов (отработка десантных операций по захвату некоего «крупного административного центра» и уничтожению ядерных объектов на территории условного противника). Постепенно обретает практические очертания перспектива размещения в Южной Корее американских комплексов ПРО THAAD. В конце 2014 г. подписано трехстороннее соглашение между РК, США и Японией об обмене разведывательной информацией относительно ракетно-ядерных программ КНДР, по сути, закладывающее юридическую основу для создания интегрированной системы ПРО трех стран. При этом по своим техническим характеристикам она существенно превосходит уровень, необходимый для нейтрализации ракетного потенциала Северной Кореи.

Прикладывали усилия по разблокированию шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова (ЯПКП). В ходе визитов в Москву Министра иностранных дел КНДР Ли Су Ёна (октябрь) и специального представителя руководителя КНДР, секретаря ЦК ТПК Цой Рён Хэ (ноябрь) северокорейская сторона заявила о своем согласии вернуться в шестисторонние переговоры без предварительных условий и на основе целей Совместного заявления Китая, КНДР, России, РК, США и Японии от 19 сентября 2005 г. По мнению России и Китая, подобный шаг создавал реальные возможности возобновления переговорного процесса по ЯПКП.

Однако на практике эти перспективы остались нереализованными вследствие жесткой политики США и их союзников, бескомпромиссно добивавшихся от Пхеньяна односторонних «серьезных действий, подтверждающих искренность его намерения отказаться от ядерного оружия». Одновременно в Вашингтоне реанимировали тему северокорейского правочеловеческого «досье» и ввели новые санкции в отношении Пхеньяна под предлогом хакерской атаки на компанию
«Sony Pictures».

Тем не менее, разумной альтернативы перезапуску переговорного процесса российская сторона не видит и намерена продолжать диалог с партнерами по шестистороннему процессу с целью не допустить выхода событий из политико-дипломатического поля.

Россия оставалась активным участником международных усилий по нормализации ситуации в Афганистане. В ходе председательства в Совете Безопасности ООН (июнь) инициировали проведение Советом открытого тематического заседания. Исходя из центральной координирующей роли ООН в принимаемых международным сообществом мерах по стабилизации и развитию Афганистана, поддержали резолюцию СБ 2145 (март) по продлению мандата Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА) и резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН по положению в Афганистане (ноябрь).

В связи с завершением мандата Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ) и выводом к концу 2014 г. из страны большей части иностранных военных контингентов стремились не допустить дальнейшей деградации ситуации «на земле» и настояли на принятии резолюции СБ 2189 (декабрь) по новой небоевой миссии НАТО в Афганистане «Решительная поддержка», которая предусматривает регулярное рассмотрение деятельности этой миссии в Совете
Безопасности ООН.

Сохраняли вовлеченность в международные усилия по линии Совета Безопасности ООН в разблокирование кризисных ситуаций в Африке. Российские военные наблюдатели и сотрудники органов внутренних дел задействованы практически во всех операциях ООН по поддержанию мира на континенте. Вместе с тем активность международного сообщества рассматриваем как существенное дополнение к усилиям самих африканцев, на которых лежит главная ответственность за предотвращение и урегулирование конфликтов на Африканском континенте. Отмечаем определенные успехи в становлении африканской архитектуры мира и безопасности. Выступаем за наращивание партнерства ООН с Африканским союзом и субрегиональными организациями континента.

Важным этапом посреднических усилий России в рамках процесса нагорно-карабахского урегулирования стала трехсторонняя встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом Армении С.А.Саргсяном и Президентом Азербайджана И.Г.Алиевым (Сочи,
10 августа), позволившая детально проанализировать позиции сторон. Подтвержденная лидерами Азербайджана и Армении приверженность мирному разрешению конфликта способствовала снижению напряженности в зоне конфликта в период резкого обострения ситуации на
армяно-азербайджанской границе и линии соприкосновения.

Тесно взаимодействовали с государствами–сопредседателями Минской группы ОБСЕ. На заседании СМИД ОБСЕ (Базель, декабрь) главы делегаций России, США и Франции приняли заявление, в котором содержался настоятельный призыв к сторонам конфликта воздерживаться от использования силы и настроиться на активную работу в интересах долгосрочного урегулирования. Посредниками проведены 5 встреч
с руководителями Азербайджана и Армении, серия консультаций с министрами иностранных дел двух стран, поддерживались контакты
с властями Нагорного Карабаха.

Россия как страна-гарант и посредник в процессе приднестровского урегулирования стремилась в контактах с участниками формата «5+2» восстановить динамику переговорного процесса, нащупать точки соприкосновения в позициях Кишинева и Тирасполя. Сделать это в полной мере не удалось – в 2014 г. состоялось лишь две встречи в формате «5+2» вместо согласованных в регламенте переговорного процесса пяти-шести.
И без того непростая ситуация осложнилась после подписания Молдавией соглашения об ассоциации с Евросоюзом (июнь). Этим шагом Кишинев проигнорировал выбор жителей Левобережья в пользу тесного сотрудничества с Евразийским экономическим союзом. Механизмы, способные компенсировать разновекторность экономических интересов левого и правого берегов Днестра, Кишиневом не прорабатывались. Не способствовали снятию напряженности и предпринятые властями в Киеве меры по ужесточению пропускного режима в отношении жителей Приднестровья, а также грузового транспорта на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Фактически регион жил в условиях внешнеэкономической и гуманитарной блокады, которая осуществлялась скоординированными действиями Киева и Кишинева.

В целях ее нейтрализации Россия была вынуждена пойти на усиление мер финансовой помощи и социально-экономической поддержки Тирасполя, большее внимание уделять обеспечению стабильности в зоне безопасности конфликта. К позитивным итогам 2014 г. можно отнести успешное проведение силами МЧС России первого этапа демонтажа аварийной промышленной канатной дороги через Днестр (сентябрь-октябрь). При активном содействии российской стороны на СМИД ОБСЕ (Базель, декабрь) принято заявление в поддержку активизации переговорного процесса в рамках решения приднестровской проблемы.



2015-11-27 630 Обсуждений (0)
Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)