О явлении злых духов и образе их явлений
К ниги Ветхого и Нового Заветов и Церковная история пере- дают также много опытов явления злых духов. Первое из- вестнейшее и самое зловредное для человека явление диа- вола, — это то, когда он под видом змия явился к Еве и искусил ее 1 . С тех пор образ змия самый употребительный, чувственный образ диавола. В Свящ. Писании диавол часто называется древним змием 2 , — говорится, что адский дракон будет сражаться с женою, под ви- дом которой представляется церковь, и что он будет поражен Ар- хангелом Михаилом и свержется им с высоты небесной 3 . Из книг Ветхого завета известно, что в этом образе он был почитаем языч- никами. В Вавилоне напр. воздавали божеское поклонение живо- му дракону, которого Даниил умертвил, дав ему проглотить состав из разных ядовитых веществ 4 . У язычников быль род гаданий пос- редством змей, который назывался у них офиомантией. Египтяне, Греки и Римляне почитали змей и смотрели на них, как на что-то божественное. Воздавали гадам божеское почитание 5 . Бла- женный Августин 6 передает, что Манихеи признавали змия за Хрис- та и говорили, что это животное, подав известный совет Адаму и Еве, чрез это самое открыло им глаза. По общепринятому мнению, выражения Абраксас или Абрахадабра 7 , которые считались священ- ными у древних еретиков Василидиан, которые, подобно Манихеям, признавали два начала всех вещей, доброе и злое, — по своему на- чертанию представляли образ змея. Абраксас с еврейского значит злое начало, или отец зла, — Аб-ра-хад-аб-ра — означает также еди- ный отец зла, или единое злое начало. Блаженный Августин 8 замечает, что ни одно животное не употреб- лялось так часто при волхованиях, как змея, как бы в наказание за то,
Быт. III, 1-23. Апок. XII, 9. Апок. XII, 7-9. Дан. XIV, 23-26. Aelian, Hist. animal. Aug., Tom VIII, p. 28, 264. Ab-racha – отец зла, или злой отец. Aug. de Penes. ad lit. I, 2, c. 18. Весь языческий мир в своих мифах о борьбе божественных героев со змием, или сата- ною, единогласно указывает на неоспоримую истинность Моисеева повествования о яв- лении демона Еве в образе змия. В сочинении доктора Зеппа: Das Heidenthum und dessen Bedeutung für das Christenthum, III Thl. 8 J. —говорится относительно этого предмета так: что змий-обольститель вначале внес в мир зло, от чего извращено в нем (мире) пер-
то, что она соблазнила первого человека. Впрочем, более обыкно- венный вид, в каком демон являлся людям и искушал их, — это об-
вобытное совершенное состояние и возникла борьба между добром и злом с перевесом этого последнего, и что этого древнего змия, по обетованию, имел победить и сокрушить ему главу небесный герой, рожденный от девы, — эта религиозная идея были присуща всем народам древности и у всех их выразилась в мифе о борьбе с драконом. Так, Зевс побеждает змеевидных Титанов; Аполлон — Пифона; Геркулес побеждает Гесперндова дракона, — хранившего прекраснейший сад с золотыми яблоками, принадлежавший трем, а по другим, четырем сестрам, называвшимся Гесперидами, — побеждает также девяти- головую Лернейскую гидру, у которой всякий раз, как только отсекалась у ней голова, тотчас на место ее вырастала новая. между тем как враждебный герою рак щипал его за пятки. Геркулес же убивает буйного Цербера, у которого было 3, а по Гесиоду (Theog.. V, 312) даже 50 голов. Озирис борется с Тифоном и Горус умерщвляет этого бога-дракона, или Баал-Зефона, самое имя которого означает змия. Ормузд побеждает Аримана, кото- рый под видом змея соблазнил праотцов, — и Феридун низвергает с неба князя драконов Ацдегака, или Цогака. В Индии Вишну отрубает голову дракону Рагу, а Кришна воюет против черного дракона Цеши с пятью головами и умерщвляет его, раздавив ему наконец головы. У Иова (в III, 8; XXVI, 12, 13) и у Псалмопевца (I.XXIII, 14, LI, 9) образно пред- ставляется Иегова поражающим змия Левиафана. Тибетяне представляют свою Дургу бо- рющейся с Магаасурой, великим злым духом. Дурга — это восточная Минерва, потому что и Минерва изображается также победительницей змея с копьем и чудовищем подле нее (Pavsanias I, 24). В образе молодой девушки Дурга наступает ногой на голову змия и отсекает ее от туловища; но когда на обезглавленном туловище вырастает верхняя часть человеческого тела, она вонзает меч в сердце туловища. У Камчадалов этот миф имеет то отличие, что богиня раздавливает голову змия. В честь этой богини — победительницы змей у язычников было два годовых праздника, с которыми по времени совпадают хри- стианские празднества св. Георгия и Михаила: один из них праздновался весной, другой осенью. Победу над змием приписывали Финикияне Кадму. который будто бы победил Пифона при Исмейском источнике у Киферона, — Греки и другие восточные народы Пер- сею, Арамейцы — Араму. В северной Германии Тор побеждает народного змея Иормун- гарда, Фрейр исполина Бели; Зигфрид, Отнит и Вольфдитрих по примеру богов сра- жаются с крылатым змием. У Богемских и Польских Славян есть рассказ о чудовище Турисе, которое было побеждено Кроком; Русские называют св. Владимира победителем змей. Еще национальнее в этом отношении их победитель змей Журило. Никто не мог победить ужасного Линта, но Журило, обладая необыкновенной силой, сламывает дерево и убивает им страшилище. Это борьба вола со змеем. Подобно Тезею, Журило получает от Яги-Бабы клубок ниток, который, постепенно разматываясь, указывает ему путь к вол- шебному замку князя Зимы Кощея, похитившего удивительно прекрасную Милолику, ко- торую Журило теперь и освобождает увозит на своем чудном коне. У Ацтеков змей в свите бога войны представляет многознаменательный символ; изображение борьбы со змием высшего божества и умерщвление его этим последним как воплощенной разруши- тельной силы, встречается также на Мексиканских картинах; Тетцкатлипока представ- ляется убивающим большого змия (Cortes, I. с. 211). По понятию Китайцев, солнечные и лунные затмения происходят от того, что змий тьмы заслоняет собой сияние солнца и лу- ны, но при этом Илиос (бог света) всегда остается победителем . Все эти мифы получают, конечно, полный свой смысл и истинное значение только при свете христианства, — при свете той истины, что Сын Благословенной в женах Девы Ма- рии, Христос, побеждает древнего змия — диавола в охраняет свою непорочную невесту — церковь от его козней. В средневековой храмовой символике Спаситель изображается в виде победителя львов и змей с победной хоругвью, — смысл такой: в виде победителя львов Он изображается, как победитель грубой силы древнего язычества, а в виде победи- теля змей как победитель тонкой хитрой силы современного язычества и современных врагов церкви Христовой. Примеч. Немецкого переводчика.
25
раз человеческий: вероятно, в таком виде явился он Иисусу в пус- тыне (Матф. IV) и искушал его. Почти во всех тех явлениях диаво- ла, которые в таком бесчисленном множестве передаются нам жития- ми Святых, он имел человеческий образ. Для того, чтобы предста- вить фактические доказательства действительности явлений диаво- ла и несколько примеров на то, в каком именно виде и зачем яв- лялся он, представляем несколько фактов его явления, заимство- ванных из жизнеописаний Святых. Незадолго до нашествия Персов на Греческую империю, во второй Киликийской епархии в городе Адане, с экономом соборной церк- ви этого города Теофилом случилось такое происшествие. Теофил отличался и всем известен был безукоризненно-честным и в высшей степени деятельным выполнением своих обязанностей по должности и своими христианскими добродетелями. Он был гла- зом и десницею своего епископа. Он был отцом для сирот, питате- лем для вдов, щедрым подателем для нищих, заступником для оби- жаемых, помощником для беспомощных, и потому пользовался все- общею любовью и уважением. И когда епископ Аданы умер, то все единодушно желали, чтобы епископом был сделан Теофил, и обра- тились об этом с просьбою к киликийскому первопрестольному ар- хиерею. Архиерей разделил общее желание. Но Теофил, по чувству христианского смирения и по слишком высокому уважению к епи- скопскому сану, решительно отказался от принятия на себя этого сана. Напрасны были все просьбы к нему об этом со стороны всего народа, клира и первопрестольного архиерея. Теофил остался при своем решении. Принуждены были сделать епископом другого, а Теофил остался при прежней экономской должности. Несмотря на безукоризненно-честную жизнь Теофила, нашлись люди, которые по внушению духа злобы и зависти начали клеветать на Теофила пред епископом и обвинять его в самых непотребных вещах. Епис- коп, сам хорошо зная Теофила, как человека в высшей степени бла- гочестивого и добродетельного, сначала долго не давал никакой ве- ры этим клеветам и обвинениям. Но так как они не прекращались, а все более и боле усиливались, то епископ мало-помалу стал верить им и решился наконец удалить Теофила от экономской должности под тем предлогом, чтобы дать ему покой от продолжительных тя- желых трудов. Теофил беспрекословно повиновался. Теперь зависть и злоба демона приняли другое направление. Прежде он действовал чрез других людей, теперь он начал всеми силами действовать на душу самого Теофила. Демон стал возбуждать и развивать в нем та- кую мысль, что он подвержен от епископа совершенно несправед- ливому унижению, что за его труды и добродетели ему заплатили оскорблением и пренебрежением. Мало-помалу эта мысль разви- лась в Теофиле до такой степени, что он наконец вообразил, что он всеми в высшей степени унижен, оскорблен, поруган, и в связи с этим скоро его душою овладело непреодолимое желание как можно
более возвыситься между людьми. Он сильно возжелал теперь на первых порах, по крайней мере, получить свою прежнюю долж- ность. Властолюбие до того овладело Теофилом, что он решился на- конец, для выполнения своих честолюбивых желаний, искать помо- щи у волшебства и бесовской силы. И вот он отправляется к извест- нейшему в то время волхву и чародею, открывает ему свои желания и со слезами просит у него помощи, обещая должное вознаграж- дение. Волхв с радостью соглашается помочь несчастному и, обна- дежив его, велит ему прийти к себе в следующую ночь. Теофил ушел обрадованный, и в следующую полночь опять является к чародею. Волхв ведет его на ипподром, т. е. на место конских ристалищ, и говорит ему: если ты увидишь какое-нибудь видение, или услы- шишь какой-нибудь голос, не пугайся и не совершай крестного зна- мения. Теофил соглашался на все и тотчас пред их глазами воз- никло такое привидение: они увидели множество странных лиц, разодетых в разные светлые платья и со свечами в руках. Это был сонм демонов; они славословили своего князя-сатану, который с гордостью и надменностью восседал среди них. Волхв взял Теофила за руку, ввел его в сборище и предстал с ним пред князем демонов. Сатана спросил волхва: «Зачем ты привел к нам этого человека?» Волхв отвечал: «Я привел к тебе его, господин мой, потому, что он очень много обижен своим епископом и просит твоей помощи». Са- тана сказал на это: «Как я помогу человеку, который есть раб Своего Бога? Если же согласен сделаться моим рабом и поступить в число моих слуг, в таком случае я ему так помогу, что он получит власть большую той, какую он имел прежде и даже той, какую имеет епис- коп». «Слышишь, что говорит князь», сказал волхв Теофилу. «Слы- шу», отвечал Теофил, «и сделаю все, что только прикажет он мне», — и с этими словами он повергся к ногам бесовского князя и начал лобызать его ноги. Тогда диавол сказал, обращаясь к Теофилу: «Пусть этот человек отречется от Сына Марии и от нее самой, потому что я их глубоко ненавижу. И пусть это отречение он напишет своею соб- ственною рукою и отдаст эту рукопись мне; и тогда пусть требует от меня всего, чего ему угодно; я все исполню». «Я согласен сделать все, что бы ты ни повелел», сказать Теофил, «лишь бы я получил то, чего желаю». Услышавши это, сатана простер свои бесовские руки и начал обнимать и лобызать Теофила, говоря при этом: «Радуйся, мой искренний, верный друг!» — Потом Теофил произнес отречение от Христа и его Пречистой Матери, написал это отречение на заранее приготовленной для этого волхвом бумаге, запечатал ее и отдал кня- зю тьмы. И дружески обнявшись и облобызавшись, новые друзья расстались. Сатана с своею свитой сделался невидим. А Теофил и волхв с радостью отправились домой. На другой день после этого происшествия, епископ, нужно по- лагать, по внушению от Бога, а не от диавола, раскаялся в том, что он отставил от экономской должности Теофила, призвал его к себе
и снова возвел его на эту должность и при этом вручил ему власть во всех церковных делах вдвое большую той, какою он владел преж- де. Епископ потом даже публично пред целым клиром и народом просил у Теофила прощения за сделанное ему им оскорбление. И весь почет и уважение от всех, какими пользовался Теофил прежде, не только опять возвратились к нему, но сделались еще несравнен- но больше прежнего. Честолюбие Теофила было удовлетворено: он был успокоен. Но недолго продолжалось это гибельное спокойст- вие. Милосердный Господь не дал погибнуть грешнику до конца. Скоро он возбудил в его сердце раскаяние. Скоро Теофил ясно соз- нал и глубоко почувствовал все несчастие своего положения. Рас- каяние его было слишком глубоко и искренне; день и ночь прово- дил он в слезах о своем беспредельном оскорблении Господа и Пре- чистой Его Матери, о своем глубочайшем падении. И как ни велика была его виновность пред Богом, мысль о беспредельном милосер- дии Божием, не хотящем, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут, — внушала ему надежду на помилование и дерзновение обратиться к Премилосердому с молитвою о прощении и спасении. И вот Теофил оставляет все свои занятия по службе и решается все свои силы и все время употребить на исходатайствование себе про- щения у Господа; — для этой цели он заключается в одной Церкви Божией Матери и здесь, пред иконою Пресвятой Девы, целых сорок дней и сорок ночей проводит в постоянном, глубоком сокрушении о своей греховности, в строжайшем посте и постоянной слезной мо- литве о своем помиловании. Наконец, по прошествии сорока дней, в полночь, когда Теофил по обыкновению молился, является к нему Божия Матерь и говорит ему: «Зачем же ты так бесстыдно обра- щаешься, взываешь и молишься ко Мне, чтобы я помогла тебе? ведь ты же отрекся от Сына Моего и от Меня! Как же я стану молиться за тебя к Сыну и Богу Моему, когда ты отдался диаволу и дал ему в этом рукописание, — когда ты раб диавола? И я Сама не могу тер- петь оскорблений Сыну Моему и Богу. Я могу простить тебя в том, в чем ты согрешил против Меня, — но озлоблений и оскорблений, которые вы делаете Сыну Моему, вторично распиная Его таким об- разом, я не могу видеть и слышать. От совершивших такие озлоб- ления и оскорбления потребны многие подвиги и глубокое сердеч- ное сокрушение для того, чтобы они были помилованы Господом, поелику Он хотя премилосерд, но вместе есть и Судия праведный, воздающий каждому по делам его». Теофил, ободренный явлением Богоматери, выразил пред ней все свое глубочайшее сокрушение, все свое искреннейшее раскаяние, и принес к ней пламенную, слез- ную молитву о заступлении за него пред Господом и исходатай- ствовании ему помилования. — Увидев искреннее и глубокое рас- каяние Теофила, Матерь Божия повелела ему произнесть право- славное исповедание веры. Теофил с искренним чувством исполнил это повеление. После этого Богородица обещала ему помолиться за
него пред Господом и скрылась. Теофил по-прежнему продолжал непрестанно сокрушаться и молиться. Чрез три дня опять является к нему Матерь Божия с радостным лицом и светлыми очами — и возвещает ему, что его раскаяние благоугодно Господу, что молитва его услышана, и что ему даруется Богом помилование под тем толь- ко условием, чтобы он впредь до конца своей жизни оставался вер- ным Богу. Теофил высказал искреннейшее благодарение к Преми- лосердному Господу и к Его Пречистой Матери и искреннейшее же- лание и готовность во все дни живота своего быть преданным Гос- поду, и молил Матерь Божию о том, чтобы ему было возвращено данное им демону рукописание. — Богородица сделалась невидима. Чрез три дня, в продолжение которых Теофил по-прежнему пре- бывал в посте и непрестанной молитве, когда он наконец, уже слишком удрученный подвигом покаяния, уснул, он в сонном виде- нии увидел, что Матерь Божия несет к нему это рукописание. От радости он проснулся и действительно увидел, что рукописание это лежало на его груди. После этого Теофил частью от перенесенных им духовных трудов, частью от необыкновенной радости впал в ка- кое-то полумертвое состояние. Пришедши в сознание, он принес до- стодолжное благодарение Богу и премилосердой Заступнице рода христианского, и потом для большего очищения себя пожелал со- вершить публичную исповедь. Для этой цели он во время Бого- служения явился к Архиерею, рассказал ему всю историю своего па- дения и спасения и просил его огласить эту историю во всеуслыша- ние, для общего назидания. Просьба его была исполнена. Вся исто- рия была оглашена пред всем народом и епископ потом произнес приличную случаю речь. В продолжение всего этого Теофил лежал у ног епископа и плакал. Потом Теофил был приобщен Святых Тайн и весь народ принес хвалу и благодарение Господу Богу. — Осталь- ное краткое время своей жизни Теофил провел в подвигах молитвы и воздержания1 . Святой Священномученик Киприан2 , который до своего обраще- ния в христианство был волшебником и имел непосредственные сношения с демонами, сам рассказывает о себе следующее: «По- верьте мне, говорит он, я видел самого диавола, свидание с ним я вы- молил у него многими жертвоприношениями; встретившись с ним, я обнимал и лобызал его и наслаждался беседами его и почетней- ших его служителей».
Чет. Мин. месяца июня 23 день. Там же, октябрь месяц, 2-й день.
ГЛАВА VI
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |