Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О явлении злых духов и образе их явлений



2015-11-27 459 Обсуждений (0)
О явлении злых духов и образе их явлений 0.00 из 5.00 0 оценок




 


К


ниги Ветхого и Нового Заветов и Церковная история пере-

дают также много опытов явления злых духов. Первое из-

вестнейшее и самое зловредное для человека явление диа-


вола, — это то, когда он под видом змия явился к Еве и искусил ее 1 .


С тех пор образ змия самый употребительный, чувственный образ


диавола. В Свящ. Писании диавол часто называется древним змием 2 ,


— говорится, что адский дракон будет сражаться с женою, под ви-


дом которой представляется церковь, и что он будет поражен Ар-


хангелом Михаилом и свержется им с высоты небесной 3 . Из книг


Ветхого завета известно, что в этом образе он был почитаем языч-


никами. В Вавилоне напр. воздавали божеское поклонение живо-


му дракону, которого Даниил умертвил, дав ему проглотить состав


из разных ядовитых веществ 4 . У язычников быль род гаданий пос-


редством змей, который назывался у них офиомантией.


Египтяне, Греки и Римляне почитали змей и смотрели на них, как


на что-то божественное. Воздавали гадам божеское почитание 5 . Бла-


женный Августин 6 передает, что Манихеи признавали змия за Хрис-


та и говорили, что это животное, подав известный совет Адаму и


Еве, чрез это самое открыло им глаза. По общепринятому мнению,


выражения Абраксас или Абрахадабра 7 , которые считались священ-


ными у древних еретиков Василидиан, которые, подобно Манихеям,


признавали два начала всех вещей, доброе и злое, — по своему на-


чертанию представляли образ змея. Абраксас с еврейского значит


злое начало, или отец зла, — Аб-ра-хад-аб-ра — означает также еди-


ный отец зла, или единое злое начало.


Блаженный Августин 8 замечает, что ни одно животное не употреб-


лялось так часто при волхованиях, как змея, как бы в наказание за то,

 

 



Быт. III, 1-23.

Апок. XII, 9.

Апок. XII, 7-9.

Дан. XIV, 23-26.

Aelian, Hist. animal.

Aug., Tom VIII, p. 28, 264.

Ab-racha – отец зла, или злой отец.

Aug. de Penes. ad lit. I, 2, c. 18.

Весь языческий мир в своих мифах о борьбе божественных героев со змием, или сата-


ною, единогласно указывает на неоспоримую истинность Моисеева повествования о яв-


лении демона Еве в образе змия. В сочинении доктора Зеппа: Das Heidenthum und dessen


Bedeutung für das Christenthum, III Thl. 8 J. —говорится относительно этого предмета так:


что змий-обольститель вначале внес в мир зло, от чего извращено в нем (мире) пер-

 



 


то, что она соблазнила первого человека. Впрочем, более обыкно-


венный вид, в каком демон являлся людям и искушал их, — это об-

 

 


вобытное совершенное состояние и возникла борьба между добром и злом с перевесом


этого последнего, и что этого древнего змия, по обетованию, имел победить и сокрушить


ему главу небесный герой, рожденный от девы, — эта религиозная идея были присуща


всем народам древности и у всех их выразилась в мифе о борьбе с драконом. Так, Зевс


побеждает змеевидных Титанов; Аполлон — Пифона; Геркулес побеждает Гесперндова


дракона, — хранившего прекраснейший сад с золотыми яблоками, принадлежавший трем, а


по другим, четырем сестрам, называвшимся Гесперидами, — побеждает также девяти-


головую Лернейскую гидру, у которой всякий раз, как только отсекалась у ней голова,


тотчас на место ее вырастала новая. между тем как враждебный герою рак щипал его за


пятки. Геркулес же убивает буйного Цербера, у которого было 3, а по Гесиоду (Theog.. V,


312) даже 50 голов. Озирис борется с Тифоном и Горус умерщвляет этого бога-дракона,


или Баал-Зефона, самое имя которого означает змия. Ормузд побеждает Аримана, кото-


рый под видом змея соблазнил праотцов, — и Феридун низвергает с неба князя драконов


Ацдегака, или Цогака. В Индии Вишну отрубает голову дракону Рагу, а Кришна воюет


против черного дракона Цеши с пятью головами и умерщвляет его, раздавив ему наконец


головы. У Иова (в III, 8; XXVI, 12, 13) и у Псалмопевца (I.XXIII, 14, LI, 9) образно пред-


ставляется Иегова поражающим змия Левиафана. Тибетяне представляют свою Дургу бо-


рющейся с Магаасурой, великим злым духом. Дурга — это восточная Минерва, потому


что и Минерва изображается также победительницей змея с копьем и чудовищем подле


нее (Pavsanias I, 24). В образе молодой девушки Дурга наступает ногой на голову змия и


отсекает ее от туловища; но когда на обезглавленном туловище вырастает верхняя часть


человеческого тела, она вонзает меч в сердце туловища. У Камчадалов этот миф имеет то


отличие, что богиня раздавливает голову змия. В честь этой богини — победительницы


змей у язычников было два годовых праздника, с которыми по времени совпадают хри-


стианские празднества св. Георгия и Михаила: один из них праздновался весной, другой


осенью. Победу над змием приписывали Финикияне Кадму. который будто бы победил


Пифона при Исмейском источнике у Киферона, — Греки и другие восточные народы Пер-


сею, Арамейцы — Араму. В северной Германии Тор побеждает народного змея Иормун-


гарда, Фрейр исполина Бели; Зигфрид, Отнит и Вольфдитрих по примеру богов сра-


жаются с крылатым змием. У Богемских и Польских Славян есть рассказ о чудовище


Турисе, которое было побеждено Кроком; Русские называют св. Владимира победителем


змей. Еще национальнее в этом отношении их победитель змей Журило. Никто не мог


победить ужасного Линта, но Журило, обладая необыкновенной силой, сламывает дерево


и убивает им страшилище. Это борьба вола со змеем. Подобно Тезею, Журило получает


от Яги-Бабы клубок ниток, который, постепенно разматываясь, указывает ему путь к вол-


шебному замку князя Зимы Кощея, похитившего удивительно прекрасную Милолику, ко-


торую Журило теперь и освобождает увозит на своем чудном коне. У Ацтеков змей в


свите бога войны представляет многознаменательный символ; изображение борьбы со


змием высшего божества и умерщвление его этим последним как воплощенной разруши-


тельной силы, встречается также на Мексиканских картинах; Тетцкатлипока представ-


ляется убивающим большого змия (Cortes, I. с. 211). По понятию Китайцев, солнечные и


лунные затмения происходят от того, что змий тьмы заслоняет собой сияние солнца и лу-


ны, но при этом Илиос (бог света) всегда остается победителем .


Все эти мифы получают, конечно, полный свой смысл и истинное значение только при


свете христианства, — при свете той истины, что Сын Благословенной в женах Девы Ма-


рии, Христос, побеждает древнего змия — диавола в охраняет свою непорочную невесту


— церковь от его козней. В средневековой храмовой символике Спаситель изображается


в виде победителя львов и змей с победной хоругвью, — смысл такой: в виде победителя


львов Он изображается, как победитель грубой силы древнего язычества, а в виде победи-


теля змей как победитель тонкой хитрой силы современного язычества и современных


врагов церкви Христовой. Примеч. Немецкого переводчика.

 


25


 


раз человеческий: вероятно, в таком виде явился он Иисусу в пус-


тыне (Матф. IV) и искушал его. Почти во всех тех явлениях диаво-


ла, которые в таком бесчисленном множестве передаются нам жития-


ми Святых, он имел человеческий образ. Для того, чтобы предста-


вить фактические доказательства действительности явлений диаво-


ла и несколько примеров на то, в каком именно виде и зачем яв-


лялся он, представляем несколько фактов его явления, заимство-


ванных из жизнеописаний Святых.


Незадолго до нашествия Персов на Греческую империю, во второй


Киликийской епархии в городе Адане, с экономом соборной церк-


ви этого города Теофилом случилось такое происшествие.


Теофил отличался и всем известен был безукоризненно-честным


и в высшей степени деятельным выполнением своих обязанностей


по должности и своими христианскими добродетелями. Он был гла-


зом и десницею своего епископа. Он был отцом для сирот, питате-


лем для вдов, щедрым подателем для нищих, заступником для оби-


жаемых, помощником для беспомощных, и потому пользовался все-


общею любовью и уважением. И когда епископ Аданы умер, то все


единодушно желали, чтобы епископом был сделан Теофил, и обра-


тились об этом с просьбою к киликийскому первопрестольному ар-


хиерею. Архиерей разделил общее желание. Но Теофил, по чувству


христианского смирения и по слишком высокому уважению к епи-


скопскому сану, решительно отказался от принятия на себя этого


сана. Напрасны были все просьбы к нему об этом со стороны всего


народа, клира и первопрестольного архиерея. Теофил остался при


своем решении. Принуждены были сделать епископом другого, а


Теофил остался при прежней экономской должности. Несмотря на


безукоризненно-честную жизнь Теофила, нашлись люди, которые


по внушению духа злобы и зависти начали клеветать на Теофила


пред епископом и обвинять его в самых непотребных вещах. Епис-


коп, сам хорошо зная Теофила, как человека в высшей степени бла-


гочестивого и добродетельного, сначала долго не давал никакой ве-


ры этим клеветам и обвинениям. Но так как они не прекращались, а


все более и боле усиливались, то епископ мало-помалу стал верить


им и решился наконец удалить Теофила от экономской должности


под тем предлогом, чтобы дать ему покой от продолжительных тя-


желых трудов. Теофил беспрекословно повиновался. Теперь зависть


и злоба демона приняли другое направление. Прежде он действовал


чрез других людей, теперь он начал всеми силами действовать на


душу самого Теофила. Демон стал возбуждать и развивать в нем та-


кую мысль, что он подвержен от епископа совершенно несправед-


ливому унижению, что за его труды и добродетели ему заплатили


оскорблением и пренебрежением. Мало-помалу эта мысль разви-


лась в Теофиле до такой степени, что он наконец вообразил, что он


всеми в высшей степени унижен, оскорблен, поруган, и в связи с


этим скоро его душою овладело непреодолимое желание как можно

 

 



 


более возвыситься между людьми. Он сильно возжелал теперь на


первых порах, по крайней мере, получить свою прежнюю долж-


ность. Властолюбие до того овладело Теофилом, что он решился на-


конец, для выполнения своих честолюбивых желаний, искать помо-


щи у волшебства и бесовской силы. И вот он отправляется к извест-


нейшему в то время волхву и чародею, открывает ему свои желания


и со слезами просит у него помощи, обещая должное вознаграж-


дение. Волхв с радостью соглашается помочь несчастному и, обна-


дежив его, велит ему прийти к себе в следующую ночь. Теофил ушел


обрадованный, и в следующую полночь опять является к чародею.


Волхв ведет его на ипподром, т. е. на место конских ристалищ, и


говорит ему: если ты увидишь какое-нибудь видение, или услы-


шишь какой-нибудь голос, не пугайся и не совершай крестного зна-


мения. Теофил соглашался на все и тотчас пред их глазами воз-


никло такое привидение: они увидели множество странных лиц,


разодетых в разные светлые платья и со свечами в руках. Это был


сонм демонов; они славословили своего князя-сатану, который с


гордостью и надменностью восседал среди них. Волхв взял Теофила


за руку, ввел его в сборище и предстал с ним пред князем демонов.


Сатана спросил волхва: «Зачем ты привел к нам этого человека?»


Волхв отвечал: «Я привел к тебе его, господин мой, потому, что он


очень много обижен своим епископом и просит твоей помощи». Са-


тана сказал на это: «Как я помогу человеку, который есть раб Своего


Бога? Если же согласен сделаться моим рабом и поступить в число


моих слуг, в таком случае я ему так помогу, что он получит власть


большую той, какую он имел прежде и даже той, какую имеет епис-


коп». «Слышишь, что говорит князь», сказал волхв Теофилу. «Слы-


шу», отвечал Теофил, «и сделаю все, что только прикажет он мне»,


— и с этими словами он повергся к ногам бесовского князя и начал


лобызать его ноги. Тогда диавол сказал, обращаясь к Теофилу: «Пусть


этот человек отречется от Сына Марии и от нее самой, потому что я


их глубоко ненавижу. И пусть это отречение он напишет своею соб-


ственною рукою и отдаст эту рукопись мне; и тогда пусть требует от


меня всего, чего ему угодно; я все исполню». «Я согласен сделать


все, что бы ты ни повелел», сказать Теофил, «лишь бы я получил то,


чего желаю». Услышавши это, сатана простер свои бесовские руки и


начал обнимать и лобызать Теофила, говоря при этом: «Радуйся, мой


искренний, верный друг!» — Потом Теофил произнес отречение от


Христа и его Пречистой Матери, написал это отречение на заранее


приготовленной для этого волхвом бумаге, запечатал ее и отдал кня-


зю тьмы. И дружески обнявшись и облобызавшись, новые друзья


расстались. Сатана с своею свитой сделался невидим. А Теофил и


волхв с радостью отправились домой.


На другой день после этого происшествия, епископ, нужно по-


лагать, по внушению от Бога, а не от диавола, раскаялся в том, что


он отставил от экономской должности Теофила, призвал его к себе

 

 



 


и снова возвел его на эту должность и при этом вручил ему власть


во всех церковных делах вдвое большую той, какою он владел преж-


де. Епископ потом даже публично пред целым клиром и народом


просил у Теофила прощения за сделанное ему им оскорбление. И


весь почет и уважение от всех, какими пользовался Теофил прежде,


не только опять возвратились к нему, но сделались еще несравнен-


но больше прежнего. Честолюбие Теофила было удовлетворено: он


был успокоен. Но недолго продолжалось это гибельное спокойст-


вие. Милосердный Господь не дал погибнуть грешнику до конца.


Скоро он возбудил в его сердце раскаяние. Скоро Теофил ясно соз-


нал и глубоко почувствовал все несчастие своего положения. Рас-


каяние его было слишком глубоко и искренне; день и ночь прово-


дил он в слезах о своем беспредельном оскорблении Господа и Пре-


чистой Его Матери, о своем глубочайшем падении. И как ни велика


была его виновность пред Богом, мысль о беспредельном милосер-


дии Божием, не хотящем, да кто погибнет, но да вси в покаяние


приидут, — внушала ему надежду на помилование и дерзновение


обратиться к Премилосердому с молитвою о прощении и спасении.


И вот Теофил оставляет все свои занятия по службе и решается все


свои силы и все время употребить на исходатайствование себе про-


щения у Господа; — для этой цели он заключается в одной Церкви


Божией Матери и здесь, пред иконою Пресвятой Девы, целых сорок


дней и сорок ночей проводит в постоянном, глубоком сокрушении о


своей греховности, в строжайшем посте и постоянной слезной мо-


литве о своем помиловании. Наконец, по прошествии сорока дней, в


полночь, когда Теофил по обыкновению молился, является к нему


Божия Матерь и говорит ему: «Зачем же ты так бесстыдно обра-


щаешься, взываешь и молишься ко Мне, чтобы я помогла тебе? ведь


ты же отрекся от Сына Моего и от Меня! Как же я стану молиться за


тебя к Сыну и Богу Моему, когда ты отдался диаволу и дал ему в


этом рукописание, — когда ты раб диавола? И я Сама не могу тер-


петь оскорблений Сыну Моему и Богу. Я могу простить тебя в том, в


чем ты согрешил против Меня, — но озлоблений и оскорблений,


которые вы делаете Сыну Моему, вторично распиная Его таким об-


разом, я не могу видеть и слышать. От совершивших такие озлоб-


ления и оскорбления потребны многие подвиги и глубокое сердеч-


ное сокрушение для того, чтобы они были помилованы Господом,


поелику Он хотя премилосерд, но вместе есть и Судия праведный,


воздающий каждому по делам его». Теофил, ободренный явлением


Богоматери, выразил пред ней все свое глубочайшее сокрушение,


все свое искреннейшее раскаяние, и принес к ней пламенную, слез-


ную молитву о заступлении за него пред Господом и исходатай-


ствовании ему помилования. — Увидев искреннее и глубокое рас-


каяние Теофила, Матерь Божия повелела ему произнесть право-


славное исповедание веры. Теофил с искренним чувством исполнил


это повеление. После этого Богородица обещала ему помолиться за

 

 



 


него пред Господом и скрылась. Теофил по-прежнему продолжал


непрестанно сокрушаться и молиться. Чрез три дня опять является


к нему Матерь Божия с радостным лицом и светлыми очами — и


возвещает ему, что его раскаяние благоугодно Господу, что молитва


его услышана, и что ему даруется Богом помилование под тем толь-


ко условием, чтобы он впредь до конца своей жизни оставался вер-


ным Богу. Теофил высказал искреннейшее благодарение к Преми-


лосердному Господу и к Его Пречистой Матери и искреннейшее же-


лание и готовность во все дни живота своего быть преданным Гос-


поду, и молил Матерь Божию о том, чтобы ему было возвращено


данное им демону рукописание. — Богородица сделалась невидима.


Чрез три дня, в продолжение которых Теофил по-прежнему пре-


бывал в посте и непрестанной молитве, когда он наконец, уже


слишком удрученный подвигом покаяния, уснул, он в сонном виде-


нии увидел, что Матерь Божия несет к нему это рукописание. От


радости он проснулся и действительно увидел, что рукописание это


лежало на его груди. После этого Теофил частью от перенесенных


им духовных трудов, частью от необыкновенной радости впал в ка-


кое-то полумертвое состояние. Пришедши в сознание, он принес до-


стодолжное благодарение Богу и премилосердой Заступнице рода


христианского, и потом для большего очищения себя пожелал со-


вершить публичную исповедь. Для этой цели он во время Бого-


служения явился к Архиерею, рассказал ему всю историю своего па-


дения и спасения и просил его огласить эту историю во всеуслыша-


ние, для общего назидания. Просьба его была исполнена. Вся исто-


рия была оглашена пред всем народом и епископ потом произнес


приличную случаю речь. В продолжение всего этого Теофил лежал


у ног епископа и плакал. Потом Теофил был приобщен Святых Тайн


и весь народ принес хвалу и благодарение Господу Богу. — Осталь-


ное краткое время своей жизни Теофил провел в подвигах молитвы


и воздержания1 .


Святой Священномученик Киприан2 , который до своего обраще-


ния в христианство был волшебником и имел непосредственные


сношения с демонами, сам рассказывает о себе следующее: «По-


верьте мне, говорит он, я видел самого диавола, свидание с ним я вы-


молил у него многими жертвоприношениями; встретившись с ним,


я обнимал и лобызал его и наслаждался беседами его и почетней-


ших его служителей».

 



Чет. Мин. месяца июня 23 день.

Там же, октябрь месяц, 2-й день.

 


 


ГЛАВА VI

 




2015-11-27 459 Обсуждений (0)
О явлении злых духов и образе их явлений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О явлении злых духов и образе их явлений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)