Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обменные реакции в растворах электролитов



2015-12-04 1055 Обсуждений (0)
Обменные реакции в растворах электролитов 0.00 из 5.00 0 оценок




Пример решения задач

Задача 5.1. Записать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций между следующими веществами: CH3COONa и H2SO4; Na2CO3 и HNO3; HCN и Ca(OH)2; Pb(NO3)2 и K2CrO4.

Решение: Так как CH3COOH, HCN и H2O - слабые электролиты, а CO2 и PbCrO4 - малорастворимые в воде вещества, искомые уравнения будут иметь вид:

CH3COO+ H+ → CH3COOH

CO32– + 2H+ → CO2↑ + H2O

HCN + OH→ CN+ H2O

Pb2+ + CrO42– → PbCrO4

Задачи для самостоятельной работы:

5.2. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малорастворимых осадков или газов: а) Pb(NO3)2 + KI; б) NiCl2 + H2S; в) K2CO3 + HCl; г) CuSO4 + NaOH; д) CaCO3 + HCl; е) Na2SO3 + H2SO4; ж) AlBr3 + AgNO3.

5.3. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малодиссоциированных соединений: а) Na2S + H2SO4; б) FeS + HCl; в) HCOOK + HNO3; г) NH4Cl + Ca(OH)2; д) NaOCl + HNO3.

5.4. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций нейтрализации: а) HCl + Ba(OH)2; б) HF + KOH; в) Fe(OH)3 + HNO3; г) CH3COOH + NH4OH; д) HNO2 + NH4OH; е) H2S + NH4OH.

Указать, какие из этих реакций протекают обратимо, а какие – необратимо.

5.5. Составить в молекулярной форме уравнения реакций, которые выражаются следующими ионно-молекулярными уравнениями:

NO2+ H+ = HNO2;

Cu2+ + 2OH= Cu(OH)2↓;

Pb2+ + 2I= PbI2↓.

5.6. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций взаимодействия между водными растворами следующих веществ: а) NaHNO3 и HCl; б) FeCl3 и KOH; в) Pb(CH3COO)2 и Na2S; г) KHS и H2SO4; д) Zn(NO3)2 и KOH (избыток); е) Ca(OH)2 и CO2; ж) Ca(OH)2 и CO2 (избыток).

Для каждого случая указать причину смещения равновесия в сторону прямой реакции.

5.7. В каком направлении будет смещено равновесие реакции

AgI (к.) + NaCl (водн.) AgCl (к.) + NaI (водн.):

а) в направлении прямой реакции; б) в направлении обратной реакции?

5.8. В каком направлении будет смещено в водном растворе равновесие реакции

CH3COONa+CH2ClCOOH CH3COOH+CH2ClCOONa:

а) в направлении прямой реакции; б) в направлении обратной реакции?

5.9. Указать какой порядок расположения растворов равной молекулярной концентрации соответствует возрастанию рН:

а) NH4Cl−NaNO3−CH2ClCOONa−NaF−CH3COONa−NaCN;

б) NaCN−CH3COONa−NaF−CH2ClCOONa−NaNO3−NH4Cl.

5.10. Раствор кислоты и раствор основания смешивают в эквивалентных соотношениях. Для каких из перечисленных пар (кислота + основание) раствор будет иметь нейтральную реакцию: а) NH4OH + HCl; б) NH4OH + CH3COOH; в) NaOH + HCl; г) NaOH + CH3COOH?

5.11. Какие из перечисленных ниже солей, подвергаясь частичному гидролизу, образуют основные соли: а) Cr2(SO4)3; б) Na2CO3; в) AgNO3;

г) AlCl3?

 


 

ВАРИАНТЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Вариант Номера задач
1.4 1.6 2.8 3.11 3.21 4.6(а,в) 4.23 5.7
1.5 1.7 2.2 3.6 3.22 4.7(а,б) 4.11 5.6
1.8 1.4 2.3 3.7 3.23 4.7(б,в) 4.21 5.6(а,ж)
1.10 1.5 2.5 3.8 3.24 4.5(а,б) 4.15 5.8
1.12 1.6 2.7 3.9 3.25 4.9 4.27 5.5
1.13 1.7 2.2 3.10 3.26 4.10 4.13(а,г) 5.9
1.11 1.8 2.4 3.11 3.19 4.5(а,в) 4.16 5.4
1.9 1.15 2.8 3.12 3.20 4.12 4.20(а,в) 5.6(е,ж)
1.14 1.4 2.6 3.13 3.16 4.6(а,б) 4.26 5.11
1.15 1.6 2.7 3.14 3.26 4.17 4.20(б,в) 5.6(д,ж)
1.16 1.8 2.6 3.15 3.25 4.8(а,б) 4.19 5.3
1.6 1.11 2.4 3.6 3.24 4.14 4.22 5.6(в,г)
1.7 1.14 2.3 3.7 3.23 4.8(б,в) 4.24 5.2
1.4 1.16 2.2 3.17 3.22 4.18 4.25 5.6(а,б)
1.9 1.15 2.5 3.18 3.21 4.13(б,в) 4.17 5.10

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 1

Константы диссоциации некоторых слабых

электролитов в водных растворах при 25оС

 

Электролит Константа диссоциации
Азотистая кислота HNO2   2,6∙10-5
Аммония гидроксид NH4OH   4∙10-4
Борная кислота H3BO3   5,8∙10-4
Бромноватистая кислота HOBr   2,1∙10-9
Водорода пероксид H2O2   2,6∙10-12
Кремниевая кислота H2SiO3 K1 K2 2,2∙10-10 1,6∙10-12
Муравьиная кислота HCOOH   1,8∙10-4
Сернистая кислота H2SO3 K1 K2 1,6∙10-2 6,3∙10-8
Сероводород H2S K1 K2 6∙10-8 1∙10-14
Угольная кислота H2CO3 K1 K2 4,5∙10-7 4,7∙1011
Уксусная кислота CH3COOH   1,8∙10-5
Фосфорная кислота H3PO4 K1 K2 K3 7,5∙10-3 6,3∙10-8 1,3∙10-12
Циановодород HCN   7,9∙10-10
Щавелевая кислота H2C2O4 K1 K2 5,4∙10-2 5,4∙10-5

 

Продолжение

Таблица 2

Коэффициенты активности (f) ионов

при различных ионных силах раствора

 

Ионная сила раствора I Заряд иона z Ионная сила раствора I Заряд иона z
±1 ±2 ±3 ±1 ±2 ±3
0,001 0,98 0,78 0,73 0,1 0,81 0,44 0,16
0,002 0,97 0,74 0,66 0,2 0,80 0,41 0,14
0,005 0,95 0,66 0,55 0,3 0,81 0,42 0,14
0,01 0,92 0,60 0,47 0,4 0,82 0,45 0,17
0,02 0,90 0,53 0,37 0,5 0,84 0,50 0,21
0,05 0,84 0,50 0,21        

 

 

Таблица 3

Произведение растворимости некоторых

малорастворимых электролитов при 25 оС

 

  Электролит   ПР   Электролит   ПР   Электролит   ПР
AgBr 5,3·10-13 CaSO4 2,5·10-5 MnS 2,5·10-10
Ag2CO3 8,2·10-12 Ca3(PO4)2 1,0·10-29 Ni(OH)2 6,3·10-18
AgCl 1,8·10-10 CdS 1,6·10-28 PbBr2 9,1·10-6
Ag2CrO4 1,1·10-12 CoCO3 1,5·10-10 PbCO3 7,5·10-14
AgI 8,3·10-17 Co(OH)2 2·10-16 PbCl2 1,56·10-5
Ag2S 5,3·10-50 CrPO4 2,4·10-23 PbF2 2,7·10-8
Ag2SO4 1,6·10-5 CuCO3 2,5·10-10 PbI2 1,1·10-9
Ag3PO4 1,3·10-20 Cu(OH)2 1,6·10-19 PbS 2,5·10-27
Al(OH)3 5·10-33 CuS 6,3·10-36 PbSO4 1,6·10-8
AlPO4 5,7·10-19 Fe(OH)2 8·10-16 Pb3(PO4)2 7,9·10-43
BaCO3 5,1·10-9 Fe(OH)3 6,3·10-38 Sb2S3 1,6·10-93
BaCrO4 1,2·10-10 FePO4 1,3·10-22 SrCO3 1,1·10-10
BaSO4 11·10-10 FeS 5·10-18 SrCrO4 3,6·10-5
Ba3(PO4)2 6,0·10-39 HgS 1,6·10-52 SrF2 2,5·10-9
BeCO3 1·10-3 MgCO3 2,1·10-5 SrSO4 3,2·10-7
CaCO3 4,8·10-9 Mg(OH)2 6·10-10 ZnCO3 1,4·10-14
CaF2 4,0·10-11 Mg3(PO4)2 1·10-13 Zn(OH)2 1·10-17
CaHPO4 2,7·10-7 MnCO3 1,8·10-11 α-ZnS 1,6·10-24
Ca(H2PO4)2 1·10-3 Mn(OH)2 1,9·10-13 Zn3(PO4)2 9,1·10-33

 

Продолжение

 

Таблица 4

Интервалы перехода и окраска в различных средах

наиболее распространенных кислотно-основных индикаторов

 

Название Цвет индикатора в различных средах
Фенолфталеин бесцветный рН < 8 бледно- малиновый 8.0 < pH < 9.8 малиновый pH > 9.8
Лакмус красный рН < 5 фиолетовый 5 < рН < 8 синий рН > 8
Метиловый оранжевый красный рН < 3.1 оранжевый желтый
3.1< рН < 4.4 рН > 4.4
Метиловый фиолетовый жёлтый рН = 0 фиолетовый рН > 3  
 
Бромкрезоловый зелёный жёлтый рН < 3,8 синий рН > 5,6  
 
Бромтимоловый жёлтый синий pH > 7,7  
рН < 6  
Тимоловый синий красный рН < 0,5 жёлтый 2,5 < pH < 7,9 синий pH > 7,9

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Некрасов Б.З. Курс общей химии.–М., 1948.–1004 с.

2. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии.–М.: Интеграл-Пресс, 2001.–240 с.

3. Латыпова Ф.Н., Сыркин А.М. Методическое руководство к лабораторным работам по теме «Растворы электролитов».–Уфа: УНИ, 1987.–29 с.


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Основные положения теории электролитической диссоциации Сванте

Аррениуса ………………………………………………………………………1

2. Механизм диссоциации …………………………………………………….....1

3. Диссоциация солей, оснований и кислот …………………………………….3

4. Степень диссоциации электролита. Закон разбавления Оствальда ………..4

5. Растворы сильных электролитов ……………………………………………...7

6. Ионно-обменные реакции в растворах ……………………………………….8

7. Произведение растворимости ………………………………………………...9

8. Ионное произведение воды и водородный показатель …………………….10

9. Индикаторы …………………………………………………………………...12

Лабораторные работы по теме «Растворы электролитов» …………………...14

Задания для самостоятельной работы …………………………………………16

Варианты домашних заданий ………………………………………………….26

Приложение ……………………………………………………………………..27

Список литературы………………………………………………………………29

 

 



2015-12-04 1055 Обсуждений (0)
Обменные реакции в растворах электролитов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обменные реакции в растворах электролитов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1055)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)