Власть (общественная, политическая, государственная, законодательная)
Политическая власть-способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Субъекты политической власти – обладатели, носители политической власти, активное звено в системе политической власти, от которого исходят влияние, воздействия, распоряжения, указания, требования, спрос, контроль. В качестве названного звена могут выступать конкретные лица, определённые органы, институты, учреждения. Субъекты политической власти могут одновременно быть и объектами для власти другого вида (вышестоящей, экономической, административной и т. п.). Объекты политической власти – лица, явления, органы, предметы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми, согласно закону или подзаконным актам, а также сложившимся правилам и нормам общежития, принятым традициям, направлена деятельность субъекта политической власти. Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчинённых принятым в данном обществе политическим, социальным, юридическим, идеологическим, культурным нормам, историческим традициям и установкам. Политическая система общества включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, определяет характер политических процессов, включающих институционализацию власти, характер политического участия различных институтов и структур общества в политической жизни, неинституциональные политические отношения. Общественная власть:это совокупность частной и публичная власть. Государственная власть: это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. Признаки государственной власти: 1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие. 2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом. 3) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления». 4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством. 5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти. Принципы организации и деятельности государственного аппарата:· принцип законности - принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам; · принцип эффективности - обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений; · принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход; · принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа как источника государственной власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных органов; · принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов; · принцип гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую отчётность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям; Законодательная власть:— власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).
При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.
При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента. Структура государства Организационная структура государства (или государственный механизм) включает в себя ряд важнейших элементов. К ним относятся: - представительные органы государственной власти. Они подразделяются на высшие, обладающие законодательной власти (парламент), и местные органы властью и самоуправления; - исполнительно–распорядительные (органы государственного управления), состоящие из высших (правительство), центральных (главки, министерства, ведомства) и местных исполнительных органов; - органы судебной власти и прокуратуры; - органы государственного контроля; - органы охраны общественного порядка; - органы государственной безопасности; - вооруженные силы. 8 Понятие права.Право-это правила поведения исходящие уже не от общества, а от государства, причем - предписания, защищяющие интересы политических сил, находящихся у власти, санкционирующие социальное неравенство людей. Наиболее очевидным признаком права является то,что оно исходит от государства, а не от общества, являясь воплощением воли всего общества. 9 Принципы и функции права. Принципы права — это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности общественной жизни. Под принципами права понимаются исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах или составлять саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм. В зависимости от того, на какую область права они распространяются принципы делятся на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые. К числу общих принципов относятся: -приоритета прав и свобод человека как высших социальных ценностей; -социальной справедливости; -законности; -юридическое равенство граждан перед законом и судом; -гуманизм; -демократизм; -единство прав и обязанностей; -ответственности за вину: -сочетание убеждения и принуждения Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, равного доступа к судебной защите и т.д. Отраслевые правовые принципы наиболее общие черты конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.), действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности и т.п. Функции права — это основные направления правового воздействия на общественные отношения и их упорядочение, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.Функции права рассматриваются в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических или в общесоциальных . Если следовать широкому смыслу функций права,то среди них можно выделить : экономическая ( право упорядочивать производственные отношения закрепляет формы собственности ) политическая (регламентирует политические отношения,регулирует деятельность субъектов политической системы) воспитательная ( отражает определенную идеологию ,оказывает специфическое педпгогическое воздействие) коммуникативная (выступает как способ связи между субъектом и объектом управления). На специально0юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции. Регулятивная функция первична, она имеет творческий характер,ибо с её помощью право призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Эту функцию обеспечивают правовые стимулы-поощрения,льготы,дозволения.Охранительная функция направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к правонарушителю, предусмотренных в праве мер принудительного воздействия. Специфика охранительной функции состоит в том, что она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализации мер защиты и юридической ответственности. 10 Источники права. Общие понятия.Источник права-внешняя форма выражения права, совокупность способов «документирования» государственной воли. Источник право можно рассматривать ,как источник познания , имея в виду дошедшие до нас исторические документы. Источник права в формально-юридическом смысле представляет собой юридический прецедент, нормативно-правовой акт, правовой обычай, нормативный договор. Правовой обычай- исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм. Юридический прецедент-это решение по конкретному, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья либо суд в полном составе принимает решение по делу. При этом решение не должно ими приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судей .Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, наконец, житейским опытом. Если данное решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется. Нормативный правовой акт-официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2366)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |