Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие государственных, общественных и журналистских организаций – одно из главных условий дальнейшего развития экопрессы России



2015-12-04 598 Обсуждений (0)
Взаимодействие государственных, общественных и журналистских организаций – одно из главных условий дальнейшего развития экопрессы России 0.00 из 5.00 0 оценок




ГЛАВА V. ГОВОРЯТ, ПИШУТ И

ПОКАЗЫВАЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

СМИ.

 

Экологическая проблематика является одним из важнейших тематических направлений современных российских СМИ. Сегодня практически ни одно средство массовой коммуникации не обходится без экологической информации.

Экологическую проблематику можно охарактеризовать как совокупность материалов, в которых анализируются различные проблемы взаимодействия основных компонентов современного мира: общества, экономики, природы.

Различают количественную и качественную характеристики экологической проблематики. Количественная характеристика исходит из частоты публикации экологических материалов в том или ином печатном издании. Есть издания, в которых экологические материалы появляются крайне редко, например, «Новая газета» или еженедельник «Версия». Экологический аспект может появиться в публикациях как элемент содержания новостного или расследовательского материала, или как необходимый аргумент в ходе политического, экономического или социального анализа. Некоторые газеты и журналы, занимаясь своей специфической проблематикой, иногда рассматривают ее через экологическую призму: экологические аспекты в материалах таких изданий органичны. К ним можно отнести газеты и журналы по интересам: «Дачники», «Мир садовода», «АИФ на даче», «Сад своими руками», «АИФ здоровье», «Помоги себе сам», «ЗОЖ», «Лечебные письма» и т.д. В некоторых изданиях экологические материалы на протяжении многих лет появляются часто (например, газета «Комсомольская правда»). Но есть издания, в которых экологические материалы публикуются постоянно, так как именно они является смыслом их существования - это специализированная экологическая пресса.

Важная особенность современного состояния экологических СМИ - это возможности знакомства с изданиями этой направленности с помощью интернета. В конце XX - начале XXI века наблюдается буквально бум возникновения электронных версий изданий, а также самостоятельных интернет-СМИ. В сети интернета равно присутствуют как общероссийские, так и провинциальные газеты, журналы, агентства. Существенно, что именно региональная пресса лидирует в освещении экологических проблем. Лидером изданий в этом отношении остается нижегородская газета «Берегиня», освещающая не только проблемы нижегородской области, но и транслирующая общероссийский и зарубежный опыт. Потеряв значительно в бумажном тираже, она все же продолжает выходить в двух версиях – печатной и электронной(1).

Можно сослаться и на опыт официального вебсайта Рязанской экологической группы «Зеленый луч» был скромной газетой небольшого формата. Со временем газета стала полновесной информационной структурой, предполагающей качественную экологическую информацию, которой читатели доверяют. Тот же путь прошла и Карельская экологическая газета “Зеленый лист”.

В целом, СМИ не остаются равнодушными к экологическим проблемам. Более того, даже традиционные печатные издания, осваивая сетевую нишу, уделяют экологической проблематике значительное внимание. Многие электронные издания пользуются хорошо отлаженной обратной связью. Появилась возможность интерактивного взаимодействия между коммуникатором и адресатом: электронная почта, интерактивные пресс-конференции и многое другое. Экологические проблемы теперь волнуют не только специалистов, они все активнее вторгаются в повседневную жизнь людей. Расширяется тематика информации в СМИ, идет поиск решений экологических проблем, для которого требуется взаимодействие различных слоев общества.

В настоящее время появились и разнообразные электронные экологические издания: бюллетени «Анти-атом Пресс», «Проблемы химической безопасности», «Лесные новости» и др. С 1997 по 2007 года выходил бюллетень для журналистов «Экосводка» Междунароного Социально-экологического союза, а с 2000 года функционирует портал экологических новостей Экопорт.

На радио и телевидении также существуют передачи, в которых экологический аспект является лишь элементом содержания новостных, аналитических или расследовательских материалов, например, «Момент истины» Андрея Караулова. Но есть и самостоятельные, постоянно действующие теле- и радиопередачи. Так, в Алтайском крае существует телерадиокомпания «Катунь», организованная Алтайским отделением Международного Социально-экологического Союза. Компания имеет в местном эфире около шести часов еженедельного вещания и пользуется популярностью. В Новороссийске создана экологическая телекомпания «Акватория», которая также имеет время на местном телевидении.

К сожалению, наше телевидение за последнее время утратило интересные экологические программы, такие как: «Дикий мир» с Тимофеем Баженовым (НТВ), «В мире животных» с Николаем Дроздовым («Домашний») и др. Николай Дроздов сегодня ведет новую программу «В мире людей» на первом канале. Возможно, конфликты между людьми сегодня на телевидении кажутся более важными, чем конфликты между людьми и природой.

Итак, если рассматривать экологическую проблематику с количественной точки зрения, то можно с уверенностью утверждать, что в большинстве печатных и электронных СМИ она присутствует в том или ином объеме.

Для определения понятия «экологическая проблематика» не менее существенна и качественная характеристика, важнейшими составляющими которой являются глубина, всесторонность и последовательность разработки проблемы. Природа и общество в современном мире не существуют автономно, они находятся в постоянном взаимодействии. Учеными уже доказано, что при анализе экологических проблем необходимо учитывать системное взаимодействие компонентов «Общество (Человек) - Экономика - Природа».

В зависимости от того, взаимодействие каких компонентов системы исследуется, рождается проблема, которая трансформируется в тему конкретного газетного или журнального материала. Например, анализ взаимодействия компонентов «Человек - Природа» рождает материал, посвященный проблеме гуманного отношения к окружающей среде, знания ее законов и умения разумно использовать их в практической деятельности. Сопоставление компонентов «Экономика - Природа», соответственно, рождает проблему рационального и бережного использования природных богатств в условиях рыночной экономики, развития общества при реализации концепции устойчивого развития и т.д.

К сожалению, «общие» СМИ часто ограничиваются лишь констатацией существования той или иной экологической проблемы, не пытаясь анализировать ее причинно-следственные отношения, не ищут пути ее решения. Особенно это касается тех материалов, в которых целью журналиста является поиск и раздувание сенсации. В редких случаях издания вновь возвращаются к заявленной теме, не отслеживают ее дальнейшее развитие. Представители властных структур и специалисты часто обвиняют журналистов в некомпетентности, поверхностном отношении к поднятым проблемам, что иногда вполне оправданно. Однако, как правило, с такими обвинениями выступают «герои» критических материалов, которым недоработки журналистов только на руку.

Специализированная экологическая пресса (ее еще называют - «зеленая» пресса) стремится к глубокому анализу поставленных проблем, однако ее аудитория, как правило, - не рядовые читатели. Отсутствие экологических изданий на газетных развалах, «тяжелый» язык публикаций, недостаточное количество иллюстративного материала — все это, в конечном счете, приводит к тому, что популярность этой прессы у населения невелика.

Итак, при анализе понятия экологическая проблематика следует учитывать как количественную характеристику (частота появления материалов), так и качественную (глубина, всесторонность и последовательность разработки проблемы, информационная насыщенность и прогностический характер публикаций, умелое владение специальной терминологией, баланс между научной точностью и эмоциональностью, стилистическая «выверенность» текстов и т.д.).

Иногда понятие «экологическая проблематика» подменяют понятием «экологическая тема», имея в виду не конкретную тему отдельного материала, а всю совокупность публикаций, имеющих экологическую направленность. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но к экологии в нашей жизни в той или иной степени относится все: политика экономика, образование, религия, мораль, искусство, этика, быт... Журналист, который ориентируется на экологию как на свою специализацию, может выбрать любой аспект анализа экологических проблем. Если пойти по пути перечисления наиболее часто встречающихся тем или даже тематических блоков, то вскоре можно увидеть, насколько бесперспективен этот путь. К примеру, возьмем тематический блок, связанный с проблемами гидрологии. Сразу же рождаются основные темы: загрязнение реке, озер и морей промышленными и сельскохозяйственными отходами; проблема создания и эксплуатации искусственных водоемов; ухудшение среды обитания живых существ, населяющих гидросферу; браконьерство; ухудшение качества питьевой воды, обмеление водоемов и так далее почти до бесконечности.

Рациональнее выделить основные тематическиенаправления экологической журналистики, которые вбирают в себя все тематическое разнообразие конкретных материалов различных изданий. Эти тематические направления в процессе жизненных коллизий развиваются, трансформируются и обогащаются, т.е. не являются догмами. К таким направлениям относятся: политико-правовое и социальное, познавательное, эколого-экономическое, нравственно-эстетическое, направление экологической безопасности и направление защиты экологических прав человека. Необходимо отметить, что два последних направления оказались особо актуальными для нашего общества в последние годы:

политико-правовое и социальное направление содержит социальный анализ сложившихся экологических проблем, выявляет их международное и политическое значение, анализирует структуру и пути совершенствования экологического законодательства, способствует выработке системы правовых мер наказания за нарушение экологических законов. Цель материалов этого тематического направления – сформировать у аудитории представление об общепланетарном, глобальном характере экологических проблем; о роли всех стран мира в процессе оптимизации взаимоотношений общества и природы; о влиянии общественных законов и общественного устройства на систему взаимодействия человека и природы; о правовых гарантах во взаимодействии общества, человека и природы;

познавательное направление раскрывает перед аудиторией научные законы функционирования природных систем, обосновывает разумное использование этих законов в их повседневной практической деятельности. Цель материалов этого направления – постоянное и необходимое экологическое образование, без которого невозможно ясное представление о том, что происходит в природе и как нужно действовать обществу и человеку в экологической сфере;

эколого-экономическое направление рассматривает экономическую и экологическую практику через призму взаимовыгодного сотрудничества, способствует внедрению на российском производственном поле новейших технологий, не загрязняющих окружающую среду. Цель материалов - сформировать у российской аудитории представление о научно-техническом прогрессе не как о неизбежном зле, а как о необходимом компоненте гармонизации отношений с природой в современных условиях развития экономики и техники; выработать у производственников и ученых отношение к природе не только как к сырьевому источнику, но и как необходимому материальному условию дальнейшего социально-экономического развития, который надо поддерживать в надлежащем состоянии и оберегать.

нравственно-эстетическое направление предлагает аудитории философскую концепцию нравственного отношения Человека к Природе, включающую в себя достижения таких форм духовно-практической деятельности, как мораль, искусство, религия. Реализация этой концепции представлена конкретными примерами гуманного отношения ко всему живому на Земле. Цель материалов - экологическое воспитание взрослой, подростковой и детской аудитории;

направление экологической безопасности предлагает способы относительно безопасного существования и выживания в условиях сложившегося экологического кризиса. Это одно из молодых тематических направлений, появившееся в процессе «рассекречивания» экологических данных по многим областям деятельности человека: ядерной, химической, бактериологической, бытовой и т.д. Цель – предложить аудитории научные и практические методики поведения в обычных и экстремальных ситуациях;

направление защиты экологических прав человека тесно связано с экологической безопасностью. В его рамках анализируются явления и факты нарушения прав человека на безопасную окружающую среду, на достоверную экологическую информацию, а также факты преследования людей за их активную экологическую позицию, независимо от профессии и политических убеждений. Это направление возникло буквально на наших глазах, особенно в связи с судебными процессами по делу капитана Александра Никитина и военного журналиста Григория Пасько. Бюллетень ”Nikitin Update” (”Новости по делу Александра Никитина”) выпускала норвежская организация «Беллона», членом которой являлся Александр Никитин. Периодичность – по мере поступления новостей. Издание выходила на русском и английском языках. Бюллетень последовательно рассказывал о ходе расследования по делу капитана 2-го ранга Никитина, о деятельности российских и зарубежных правозащитников, он был рассчитан на тех, кто следит за ходом дела. Теперь «Беллона» выпускает пресс-релизы и издает журнал «Экология и Право» (2). Цель материалов этого направления - формирование активной экологической позиции россиян как необходимого элемента построения гражданского общества в нашей стране, попытка консолидации общества на основе соблюдение экологических прав человека.

Каждому направлению присущ свой тематический тип материала, и даже преимущественный жанр, в котором журналист решает свои профессиональные задачи. Серьезная эколого-экономическая статья, лирическая зарисовка о природе, журналистское расследование о нарушении экологических прав человека... Опытные журналисты-экологи для достижения большего эффекта воздействия на сознание и поведение людей используют в рамках одного материала возможности сразу нескольких тематических направлений. Так, в эколого-экономическом материале оказываются элементы познавательного направления и направления нравственно-эстетического, а в нравственно- эстетическом материале обнаруживается социальный, политико-правовой анализ действительности и т.д.

Итак, проанализировав основные тематические направления и выявив основные функции, приходим к выводу, что экологическая журналистика - это совокупность всех экологических материалов, прошедших по каналам СМИ, в которой представлены различные тематические направления и реализуются задачи информирования, образования, воспитания и организации аудитории, а также воздействия на властные структуры и контроля за их деятельностью.

Как уже говорилось выше, экологическая проблематика сегодня присутствует во многих средствах массовой информации, в том числе и в интернете. В общей прессе она, как правило, сосредоточена в разнообразных экологических рубриках, «газетах в газете», экологических приложениях, которые будут рассмотрены подробнее. Специализированная экологическая пресса: газеты, журналы, вестники, дайджесты, бюллетени - посвящена ей практически полностью, она является смыслом ее существования.

В специализированных изданиях экологическая проблематика представлена практически всеми направлениями и реализована в разнообразных жанровых вариантах. Особенно это характерно для региональной «зеленой» прессы, которая в сегодняшних условиях наиболее эффективно осуществляет основные функции экологической журналистики. Специализированные издания, как правило, многополосные, с фиксированной периодикой, могут себе позволить обращаться ко всем тематическим направлениям экологической проблематики, работать в различных жанрах, публиковать письма и творчество читателей, добиваться от властных структур принятия решений по заявленным проблемам. География экологической прессы охватывает практически всю территорию нашей страны.

По сравнению с самостоятельными, издания типа «газета в газете» более ограничены: обычно они занимают четыре, а то и две полосы, появляющиеся в основном издании раз, реже - два раза в месяц. Однако «"претензии» на настоящую газету заставляют журналистов, как правило, следовать определенным канонам: публиковать актуальные проблемные материалы, уделять внимание образованию и воспитанию аудитории, развлекать ее - и все это необходимо сделать на небольшой по объему газетной площади. За многие годы читатели местной прессы уже привыкли к экологическим «газетам в газетах», охотно сотрудничают с ними, меняя статус читателя на статус автора либо внештатного поставщика информации. Во времена советской журналистики, когда работе с внештатными корреспондентами уделялось большое внимание, такие экологические вкладки делала, как правило, внештатная редакция под руководством опытного штатного журналиста. Но даже сейчас, когда в редакциях каждая копейка на счету, газета не может обойтись без внештатных авторов: специалистов, участников экологического движения, представителей властных структур и т.д. Практика показывает, что «газеты в газетах», а сейчас их часто называют еще и спецвыпусками и приложениями - эффективная форма организации материалов экологической проблематики.

«Газетами в газетах» часто называют и тематические полосы по проблемам экологии, выходящие в региональной прессе, как правило, ежемесячно. Возможностей у таких полос-страниц еще меньше, чем у полновесных вкладышей, однако, эта старейшая форма организации экологических материалов существует во многих изданиях. Естественно, на одной полосе практически невозможно уделить внимание всем тематическим направлениям экологической журналистики, однако и эти полосы стремятся быть похожими на настоящую газету хотя бы композиционно: в них присутствуют проблемные статьи эколого-экономического или социального характера, рубрики, отслеживающие поднятую тему, материалы познавательного, воспитательного или развлекательного характера.

Экологическая проблематика в общей прессе, как правило, представлена в виде постоянных или сменных рубрик. Это могут быть как полосные рубрики, так и рубрики отдельных материалов. Старейшая экологическая рубрика «Окно в природу» уже много лет существует в газете «Комсомольская правда». Автор публикаций - В.М.Песков - один из лучших профессиональных журналистов-экологов, которого знают и любят уже несколько поколений читателей газеты. Сегодня рубрики экологической направленности, как правило, не отличающиеся разнообразием названий, присутствуют во многих общероссийских и региональных изданиях.

Максимальная приближенность к местным экологическим проблемам, доскональное знание своей аудитории, налаженная обратная связь - все это делает региональную экологическую прессу незаменимым источником экологической информации, эффективным средством экологического образования и воспитания россиян.

Экологические материалы, которые сегодня появляются на радио, телевидении, различных газетах и журналах, а также в интернете, можно рассматривать и под углом зрения их общей значимости. В материалах, которые интересны большинству читательской аудитории, отражаются глобальные илиобщенациональные экологические проблемы. К глобальным, например, относятся проблемы возникновения озоновых дыр в атмосфере земли или негативного воздействия парникового эффекта на климат планеты, исчезновения лесного покрова или загрязнения мирового океана. Кобщенациональным можно отнести проблемы хищнического истребления лесов в Карелии и на Дальнем Востоке, да и не только в этих регионах, беззаконный вылов ценных пород рыб в наших морях и реках, загрязнение атмосферы в крупных городах России, безудержного и нерачительного использования невозобновимых природных ресурсов, прежде всего нефти и газа, и т.д. Эти проблемы касаются всех и теоретически всем должны быть интересны.

Наряду с этими проблемами существует огромное множество проблем, которые можно охарактеризовать как локальные. Они не так общезначимы, однако для отдельных регионов их острота и актуальность от этого не уменьшаются. Строить ли завод по утилизации ядовитых отходов в данном регионе или нет, можно ли разместить многоярусный гараж рядом со школой или детским садом, как обезопасить себя и свою семью от ядовитых отходов стоящего рядом предприятия, можно ли купаться в любимой с детства речушке и пить воду из водопроводного крана... Эти проблемы не менее актуальны для каждого из нас, чем, к примеру, вырубка тропических лесов. Местные или региональные экологические проблемы, как правило, менее известны российским читателям. Однако существуют ситуации, когда глобальные проблемы рождались от локальных. Так произошло, к примеру, с озером Байкал: сегодня оно по инициативе ЮНЕСКО названо всемирным наследием планеты, за его судьбой следит все человечество, а полвека назад о ББЦК (Байкальском бумажно- целлюлозном комбинате), загрязняющем «славное море», писали лишь местные издания.

Общероссийским СМИ, как общим, так и экологическим, следует более внимательно приглядываться к локальным проблемам, поднимая их до общенационального уровня. А местным не следует забывать, что мир не кончается за пределами их территории, что есть темы, которые являются достоянием всего человечества.

 



2015-12-04 598 Обсуждений (0)
Взаимодействие государственных, общественных и журналистских организаций – одно из главных условий дальнейшего развития экопрессы России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие государственных, общественных и журналистских организаций – одно из главных условий дальнейшего развития экопрессы России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)