Тема X. Создание моделей индивидуальных занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы
Особенности начального, продвинутого и заключительного этапов коррекционной работы по звукопроизношению. Приоритетные направления работы на каждом из этапов. Составление планов-конспектов индивидуальных занятий для каждого этапа. обсуждение разработанных моделей занятий. Проведение индивидуальных занятий по предлагаемым моделям.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Организация практических занятий по данной дисциплине предусматривает аудиторные занятия и выходы в практические учреждения. В содержании данной дисциплины учитываются межпредметные связи с такими дисциплинами как «Логопсихология», «Логопедия» (разделы: дислалия, ринолалия, нарушения голоса, дизартрия, алалия, нарушения письма и чтения, заикание), «Логопедические технологии», «Онтогенез речевой деятельности» и др.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Тема 1. Индивидуальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми. План. 1. Принципы организации индивидуальной работы с детьми. 2. Система планирования и проведения индивидуальной работы логопеда в условиях детского сада для детей с нарушениями речи. 3. Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией. 4. Анализ перспективных и текущих планов индивидуальных занятий с детьми с дислалией, ринолалией.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Анализ перспективных и текущих планов индивидуальных занятий с детьми с дислалией, ринолалией.
Задания для самостоятельной работы: Подготовить фрагмент протоколов обследования по разделам: артикуляционная моторика; звукопроизношение, фонематическое восприятие. Литература: Основная 1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. 3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная: 1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004. 2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010. 3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003. 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Тема II. Обследование детей как важнейший этап подготовки к проведению индивидуальных занятий. План. 1. Изучение личных дел, речевых карт, индивидуальных тетрадей детей. 2. Участие в логопедическом обследовании детей и обсуждении его результатов. 3. Подготовка студентами фрагментов протоколов обследования артикуляционного аппарата, произносительной стороны речи и фонематического восприятия. 4. Проведение фрагментов обследования с последующим анализом и составлением заключений (по разделам).
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Изучение личных дел, речевых карт, индивидуальных тетрадей детей. 2. Участие в логопедическом обследовании детей и обсуждении его результатов. 3. Подготовка студентами фрагментов протоколов обследования артикуляционного аппарата, произносительной стороны речи и фонематического восприятия. 4. Проведение фрагментов обследования с последующим анализом и составлением заключений (по разделам).
Задания для самостоятельной работы: Провести фрагмент логопедического обследования ребёнка с дислалией. Разработать протоколы обследования различных сторон речи.
Литература: Основная 1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. 3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная: 1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004. 2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010. 3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003. 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Тема III. Задачи и содержание индивидуальных занятий с детьми с дислалией и ринолалией на разных этапах работы. План. 1. Направления индивидуальной работы с детьми. 2. Формулировка задач индивидуального занятия в соответствии с ведущими направлениями работы. 3. Принципы отбора речевого и дидактического материала. 4. Структура занятия. Зависимость содержания занятия от этапа индивидуальной работы в целом и от этапа работы над конкретным звуком (начальный, продвинутый, заключительный).
Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Направления индивидуальной работы с детьми. 2. Структура занятия. 3. Зависимость содержания занятия от этапа индивидуальной работы в целом и от этапа работы над конкретным звуком (начальный, продвинутый, заключительный).
Задания для самостоятельной работы. Разработать план-конспект индивидуального занятия с ребёнком с дислалией (ринолалией).
Литература: Основная 1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. 3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная: 1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004. 2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010. 3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003. 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Тема V. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики. План. 1. Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией и ринолалией. 2. Составление перспективного и текущего плана работы над артикуляцией. 3. Отбор артикуляционных упражнений общего и частного характера и распределение их в структуре занятия. 4. Разработка фрагментов занятия по формированию артикуляционной моторики. 5. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Вопросы для коллективного обсуждения. 1.Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией и ринолалией. 2. Составление перспективного и текущего плана работы над артикуляцией. 3. Отбор артикуляционных упражнений общего и частного характера и распределение их в структуре занятия. 4. Разработка фрагментов занятия по формированию артикуляционной моторики.
Задания для самостоятельной работы. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики. Литература. Основная 1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. 3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная: 1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004. 2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010. 3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003. 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002. Тема VI. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию фонематического восприятия. План. 1. Характеристика особенностей фонематического восприятия у детей с дислалией и ринолалией. 2. Составление перспективного и текущего плана работы над фонематическим восприятием. 3. Виды заданий по развитию фонематического восприятия. 4. Разработка фрагментов занятия по развитию фонематического восприятия. 5. Проведение и анализ фрагментов занятий. Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Характеристика особенностей фонематического восприятия у детей с дислалией и ринолалией. 2. Составление перспективного и текущего плана работы над фонематическим восприятием. 3. Виды заданий по развитию фонематического восприятия. 4. Разработка фрагментов занятия по развитию фонематического восприятия. 5. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Задания для самостоятельной работы. 1.Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по развитию фонематического восприятия (по заданной теме). 2.Подобрать и систематизировать речевой материал. Литература. Основная 1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. 3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная: 1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004. 2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010. 3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003. 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002. Тема VII. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков. План. 1. Нарушения звукопроизношения при дислалии, сложной дислалии, ринолалии. 2. Перспективное планирование работы по коррекции звукопроизношения. 3. Овладение различными способами постановки звуков. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, микротекстах. 4. Требования к отбору речевого материала для автоматизации звуков на различных этапах работы над звукопроизношением. 5. Разработка фрагментов занятия по постановке и автоматизации звуков. 6. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Нарушения звукопроизношения при дислалии, сложной дислалии, ринолалии. 2. Перспективное планирование работы по коррекции звукопроизношения. 3. Овладение различными способами постановки звуков. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, микротекстах. 4. Требования к отбору речевого материала для автоматизации звуков на различных этапах работы над звукопроизношением. 5. Разработка фрагментов занятия по постановке и автоматизации звуков. 6. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Задания для самостоятельной работы. 1. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков (на выбор). 2. Подобрать речевой материал для автоматизации соответствующих звуков на начальном, продвинутом и заключительном этапах. Литература. Основная 1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. 3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная: 1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004. 2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010. 3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003. 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Тема VIII. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по дифференциации звуков. План. 1. Трудности дифференциации звуков у детей с дислалией и ри-нолалией. 2. Текущее планирование работы по дифференциации звуков. 3. Создание наборов оппозиционных (коррелирующих) фонем для дифференциации, дифференциация фонем по твердости-мягкости, глухости-звонкости, по способу и месту образования. 4. Особенности работы по дифференциации звуков на начальном и продвинутом этапах. 5. Требования к отбору речевого материала для дифференциации звуков. 6. Разработка фрагментов занятия по дифференциации звуков. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Трудности дифференциации звуков у детей с дислалией и ринолалией. 2. Текущее планирование работы по дифференциации звуков. 3. Создание наборов оппозиционных (коррелирующих) фонем для дифференциации, дифференциация фонем по твердости-мягкости, глухости-звонкости, по способу и месту образования. 4. Особенности работы по дифференциации звуков на начальном и продвинутом этапах. 5. Требования к отбору речевого материала для дифференциации звуков. 6. Разработка фрагментов занятия по дифференциации звуков. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Задания для самостоятельной работы. 1. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по дифференциации звуков. 2. Подобрать речевой материал. Литература. Основная 1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. 3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная: 1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004. 2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010. 3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003. 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Тема IX. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией. План. 1. Характеристика особенностей речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией. 2. Перспективное и текущее планирование работы. 3. Отбор заданий для работы над голосом в дооперационном и послеоперационном периодах. 4. Разработка фрагментов занятий, их проведение и анализ.
Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Характеристика особенностей речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией. 2. Перспективное и текущее планирование работы. 3. Отбор заданий для работы над голосом в дооперационном и послеоперационном периодах. 4. Разработка фрагментов занятий, их проведение и анализ.
Задания для самостоятельной работы. 1. Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией. 2. Подобрать игры и упражнения. Литература. Основная 1. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. - М., 2001. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. 3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб., 2000.
Дополнительная: 1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 2004. 2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М., 2010. 3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М., 2003. 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2603)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |