Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выполнения Россией обязательств перед советом Европы



2015-12-04 1390 Обсуждений (0)
Выполнения Россией обязательств перед советом Европы 0.00 из 5.00 0 оценок




Прецедентное право ЕСПЧ

Проблема даже в самом названии курса. Лучше – практика ЕСПЧ или решения.

Нигде прямо не написано, что это прецеденты.

Литература: книга прецедентное право ЕСЧП, Кучин. Знакомство с правовыми позициями на период 2003-2004. Есть сравнения по отдельным правам с российским законодательством.

Ст.5 право на свободу и личную неприкосновенность, Деменева А.В., 2005 год.

Ст.6 право на справедливое судебное разбирательство, Алексеева Л.Б., 1998 года.

Та же статья Рабцевич Олеся Ивановна.

Маковей и Чифранова. Есть в инете. Право на свободу выражения мнения.

Исполнение решений ЕСПЧ, Чуркина Л.М.

 

Совет Европы и его контрольные органы.

Это межправительственная организация, организация межпарламентского сотрудничества, 1949, цель-достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, а также содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Средства, которыми, согласно уставу, эта цель должна быть достигнута:

1) рассмотрение вопросов, представляющих общий интерес

2) посредством заключения соглашений

3) проведение совместных мероприятий в экономической, социальной, научной, культурной, правовой и административной областях. Все практически вопросы кроме нац обороны.

Основные принципы, по ст.3 устава:

1) принцип плюралистической демократии

2) уважение прав чловека

3) принцип верховенства права: «каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией должны пользоваться правами человека и основными свободами, а также искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели совета»

принцип верховенства права и принцип правовой определенности.

Контрольные органы

47государств. Абсолютно во всех органах члены = 47.

Парламентская Ассамблея Совета Европы.

Делегация от каждой страны. От РФ 18 парламентариев, как и у ФРГ.

Консультативный орган, по поводу юр силы решений – только рекомендательные.

Для государств не имеют юридической обязательности.

Комитет Министров Совета Европы.

Вправе принимать обязательные решения. 2 ключевых полномочия:

1) принимать решения по фактам нарушения статей Конвенции о защите прав человека на основе заключений ЕСПЧ

2) так как осуществляет контроль за исполнением решений ЕСПЧ, он вправе предписывать государствам предоставлять пострадавшим и потерпевшим справедливую компенсацию.

Решения окончательны. Обязательны.

Секретариат.

Под руководством Ген Секретаря. Избирается Парламентской Ассамблеей сроком на 5 лет.

Контрольный механизм Совета Европы по защите прав человека. Органы специальной компетенции. Рассматривают индивидуальные обращения и принимают решения.

Европейская комиссия по правам человека.

По числу участников. Избирались Комитетом Министров Совета Европы, действовали в личном качестве, то есть не связаны позицией государства и выражали свое собственное мнение. Выполняла по существу судебные функции. Была призвана рассматривать обращения к ней с жалобой на нарушение конкретных конвенционных прав от любого лица, группы лиц, неправительственных организаций или государств. Процедура сама была относительно несложной.

1 стадия - решения вопроса о приемлемости жалоб. На этой стадии отсеивалось 90% обращений.

2 стадия - меры дружественного урегулирования. Если государство признает, что имело место нарушение, компенсация, то все. Если нет, то

3 этап – комиссия делает доклад о нарушении и все документы поступают в ЕСПЧ. Процедура была затянута, так как ЕСПЧ начинал с того же, решал вопрос о приемлемости. Окончательное решение принимал ЕСПЧ. Принятых решений у комиссии не очень много, но с 1955 по 1998 год она рассмотрела 44 тысячи обращений. Большинство решений касались нарушении ст.5, 6, 8, 10. Комиссия прекратила свое существование в соответствии с Протоколом №11 1994 года. Этим был контроль реорганизован. Остался лишь ЕСПЧ.

ЕСПЧ.

1959 году создан и начал работать и действовал до 1998 года, до вступления в силу протокола №11.

Увеличение количества обращений требовало мер. Суд состоит из того же количества судей, 47.

В редакции протокола №11 судьи избирались на 6 лет, сейчас срок полномочий продлен до 9 лет. Вправе решать только в отношении тех, кто признает его юрисдикцию.

РФ И СОВЕТ ЕВРОПЫ.

Заявка была подана в 1992 году. Практически 4 года она рассматривалась. В 1995 году была принята резолюция парламентской Ас Сов Ев «по заявке РФ на вступление в Совет Европы в свете ситуации в Чечне». Совет Европы безоговорочно осуждает неизбирательное, непропорциональное применение силы Рос армии в Чеченском конфликте, что является нарушением Женевских Конвенций 1949 года и 2 доп протокол к ним и кодекса поведения ОБСЕ, касающихся политических аспектов безопасности.

Несмотря на критику в 1996 году Ассамблея по заявке РФ на вступление в Совет Европы Резолюция Комитета Министров приглашение РФ стать членом Совета Европы. «поскольку РФ отвечает требованиям для приема в эту Европейскую организацию и имеет четко выраженное желание и в ближайшем будущем будет способно соответствовать критериям членства в Совете Европы».

Принятие 23 февраля 1996 года ФЗ о присоединении РФ к уставу Совета Европы и ФЗ о присоединении РФ к генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европа и протоколам к нему.

Поставили ряд условий:

1) продолжение реформирование правовой системы и правоприменительной практики

2) приведение российского законодательства в соответствии с европейскими стандартами в области прав и свобод человека

3) ратификация ряда конвенций и протоколов, заключенный участниками Совета Европы

4) При вступлении в Совет Европы РФ обязалась выполнить около 3 десятков соглашений, причем задача в течение года их произвести. Конвенцию, 1, 2, 4, 7, 9 и 10 Протоколы. Кроме того, было поставлено условие провести реформу прокуратуры.

Была обязана внести в законы о нац меньшинствах, об основных политических свободах. Улучшить условия содержания заключенных в тюрьмах, а также перевести пенитенциарные учреждения в систему МинЮста (было в МВД). Обязаны была ввести мораторий на исполнение смертных приговоров и в течение 3 лет отменить смертную казнь, ратифицировав протокол №6.

Отменить все запреты на свободу передвижения и выбор места жительства, то есть отменить институт прописки.

Обязанность признать в законодательном порядке право граждан на индивидуальное обращение в органы Совета Европы.

Признать обязательность юрисдикции ЕСПЧ по правам человека.

ФЗ от 30 марта 1998 года о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней. Этим ФЗ были выполнены по крайней мере 2 требования: ратиф конв и протоколы 1, 3, 5, 1, 4, 7, 9, 10, 11.

Этим ФЗ РФ признает обязательность юрисдикции ЕСПЧ. «РФ в соответствии со ст.46 признает без специального соглашения юрисдикцию ЕСПЧ по вопросам толкования и применения конвенции и протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении РФ».

Нигде нет, что решения имеют обязательную силу, поэтому прецедентами называть не очень юридически корректно.

РФ была вынуждена заявить ряд оговорок, так как действующее на тот момент законодательство не соответствовало ч.3, 4 ст.5, то в соответствии со ст.64 Конвенции РФ сделала след оговорки:

1) Касающиеся порядка ареста. Заключение под стражу принималось прокурором, а не судом

2) Дальнейшая возможность применять такое дисциплинарное наказание как арест с содержанием на гауптвахте в вооруженных силах, так как тоже было во внесудебном порядке.

Срок действия был ограничен периодом времени, которое потребуется для внесение изменений в законодательство РФ.

УПК противоречил. 1997 год-проект 1 нового кодекса принят в 1 редакции, привлекли европейских специалистов.

РФ ратифицировала Е К по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинства обращения или наказания. 1998

1998 Е Хартия местного самоуправления.

Рамочная конвенция о защите нац меньшинств. РФ сделала заявление, что все оговорки, которые делались государствами-участниками Совета Европы и касающиеся порядка определения термина нац меньшинство, заключающиеся в попытках исключить из сферы действия этой конвенции постоянно проживающих на территории государства лиц и ранее имевших гражданство, но в последствии произвольных лишенных его противоречит целям данной конвенции.

1957 года Е конвенция о выдаче.

Е К о правовой помощи по уголовным делам 1959 года и протоколы к ней.

РФ присоединилась к Е К об эквивалентности дипломов, ведущих в доступы в университеты 1953 года.

Е К об эквивалентности периодов университетского образования 1956 года.

Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций. Конвенция 1959 года.

2000 РФ присоединилась к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.

Выполнения Россией обязательств перед советом Европы

Началось поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы. В МинЮст. В системе МВД лишь изоляторы временного содержания. Лица, находящиеся под юрисдикцией РФ получили право обращаться в Е суд по правам человека, ст.46 К получилось реальное наполнение. Были приняты ряд национальных законодательных актов, в частности указ Президента 1998 года, которым учреждена должность уполномоченного РФ при европейском суде по правам человека и основные функции уполномоченного.

Основные функции уполномоченного РФ при ЕСПЧ:

1) Защита интересов РФ при рассмотрении в ЕСПЧ дел, возбужденных против РФ

2) Изучение правовых последствий решений ЕСПЧ по правам человека для государств-членов Совета Европы.

3) Подготовка рекомендаций для органов РФ по совершенствованию законодательства и практики с учетом решений ЕСПЧ

4) Должен обеспечить взаимодействие Ф органов Гос власти, органов исполнительной власти суб РФ при исполнении решений комитета министров совета Европы и ЕСПЧ в связи с исками о нарушении РФ своих обязательств по конвенции, включая восстановление нарушенного права и выплаты денежных компенсаций.

Кузнецов, Екб, 2003 год. Анна Политковская.

В 2000 году «массовые нарушения прав в Чечне». Обострение отношений.

Зачем тогда вообще все это?...

РФ заинтересована в этом. Деньги дают.

Вступление РФ в Совет Европы позволяет ей:

1) Использовать информационный и консультативный инструментарий для осуществления реформы правовой системы

2) Постоянно поддерживать контакты с европейским сообществом посредством парламентской делегации, представителей правительства в рабочих органах это1 организации.

3) Повысить свой авторитет и устранить недоверие со стороны многих европейских государств.

 

 

Принято делить на материальные и процессуальные права личности.

К процессуальным правам относятся те, которые устанавливают принципы судебного разбирательства: ст.5 – право на свободу и личную неприкосновенность, включает в себя случаи и порядок лишения свободы, ст.1 протокола 7, это процедурные гарантии в случае высылки иностранцев. Практически все права из К материальные: право на жизнь и т.д.

Конвенция-единственный эффективный межгосударственный механизм.

Это 1 международный договор, в котором права человека. Первый документ, которым косвенно признается международная правосубъектность индивида.

Есть право, должна быть обязанность, а ее нет, значит не правосубъектно.

Предусматривает возможность заявления оговорок. Ст.64 К гласит, что каждое государство может ограничить применение и действие статей, защищающих определенные права путем установления оговорок, в частности, при подписании конвенции или при сдаче на хранения ратификационной грамоты.

Ст.64 уточнения: оговорку можно сделать к любому конкретному положению конвенции в отношении того, что тот или иной закон, действующий в это время на территории государства, не соответствует этому положению. (УПК РФ)

Не допускаются оговорки общего характера, то есть нельзя сказать, что ратифицирую все, кроме, например, ст.5 К. Применение оговорки в этих ситуациях являются следствием несоответствия национального закона положениям К.

Ч.2ст.64 К любая оговорка, сделанная в соответствии с положениями данной статьи, в связи с несоответствием закона данной К, должна содержать краткое содержание нормы со всеми реквизитами.

Только к оговорке №6 об отмене смертной казни не допускаются оговорки вообще.

После ратификации оговорки не допускаются.

Распространяются положения К как на граждан государств-участников, так и на любых лиц, независимо от их гражданства и места жительства, находящихся под юрисдикцией соответствующего государства. Помимо физических лиц К права распространяются на юр лица, то есть Неправительственные организации.

Причины успешности К: она менялась, существенно. В настоящее время уже 14 протоколов К. из них 1, 4, 6, 7, 11 и 14 действуют до настоящего времени. Изначально в К было 18 прав, но с учетом протоколов количество повысилось до 32.

1952 год, протокол №1. В дополнении к К он ввел защиту права собственности, право на образование, право на свободные выборы.

1963 году протокол №4. Данный протокол доп закрепил запрещение лишение свободы за долги, право на свободу передвижения, запрещение высылки граждан, запрещение коллективной высылки иностранцев.

Протокол №7. Ввел процедурные гарантии в случае высылки иностранцев, право обжалования приговоров по уголовным делам, право на компенсацию в случае судебной ошибки, закрепил принцип «не дважды за одно и тоже» (право не привлекаться повторно за одно и тоже правонарушение дважды).

Другие протоколы, вступившие до протокола №11. Это все были протоколы, направленные на совершенствование, «1 2 3 5 8 9 10 направлены на совершенствование европейского механизма контроля и касались деятельности комиссии по правам человека, в частности, протоколы 3,5,8 и деятельности ЕСПЧ 2, 3, 8. Относительно процедуры действия конвенции протокол №9. Относительно деятельности Комитета Министров протокол №10.

Протокол №9 1990 года. Предоставил частному лицу, подавшему жалобу, признанную комиссией приемлемой, право доступа в ЕСПЧ.

Протокол №10. Ранее необходимо, что бы проголосовало не менее 2/3 голосов при принятии решения, имело ли место нарушение конвенции, он заменил на простое большинство. После его принятия решения стали приниматься простым большинством голосов.

1994 года протокол №11. Те изменения, которые были внесены предыдущими протоколами, внесли в этот протокол.

РФ не ратифицировала только протокол 6 из тех, что сущ до 11, подписан в 1994, вступил в силу в 1998 году.

С момента возникновения ЕСПЧ без комиссии суд все равно не успевал рассматривать дела и приняли протокол№12 2000 года в Риме. «ст.1 пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено без дискриминации по какому-либо основанию, такому как пол, раса, цвет кожи, язык, религия, политические и иные убеждения, национальное или социальное положение, принадлежность к национальному меньшинству, имущественное положение, рождение или другое обстоятельство». Ст.14 содержит это же положение, но это положение дополнено 1 предложением: «никто не должен подвергаться дискриминации ОГВ по какому-либо основанию, указанному выше».

2002 год, с 1 июля 2003 вступил в силу, протокол №13 полностью посвящен отмене смертной казни. РФ в этом протоколе нет. Вообще никаких исключений не предусматривает из отмены смертной казни. Отменяется навсегда и никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен, ст.1 протокола. Ст.2 отступление от данного положения не допускается ни в каких случаях.

Протокол №14 вступил в силу 1 июня 2010 года, разработан в 2004 году, РФ ратифицировала 18 февраля 2010 года. Этим протоколом государства попытались повысить эффективность системы контроля за соблюдением государствами своих обязательств. Изменения:

1) Судьи на 9 лет

2) В редакции протокола №11 возможность рассмотрения дел комитетом из 3 судей, палатой из 7 и большой палата из 17. В протокол №14 добавилась возможность заседать судье единолично.

3) Новые должности правовых референтов. Часть секретариата. Ст.24 в редакции протокола 14 содержит след положения: у суда имеется секретариат, права, обязанности и организация которого определяется регламентом суда. Суд пользуется услугами правовых референтов. При проведении заседания 1 судьей суду помогают правовые референты, которые осуществляют свою деятельность под управлением президента суда. Ст27 компетенция единоличных судей; судья может объявить неприемлемой индивидуальную жалобу или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Единственное, только не тот судья, против чьей страны направлено. Судьи не знают языка и права, помогают правовые референты. Если же единоличный судья не объявляет неприемлемой и не исключает из списка (стороны договариваются о дружественном регулировании или заявитель больше не заинтересован в урегулировании, то есть в сроки предоставления документов не укладывается и не предупредил), то она приемлема.

4) Новые дополнительные условия приемлемости жалоб. «суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со ст.34, если посчитает, что: 1.жалоба явно несовместима с положениями конвенции или протоколов к ней, явно не обоснована или является злоупотреблением права на подачу жалобы. 2.если заявитель не претерпел значительного ущерба. Если только уважение прав человека как определено в конвенции не требует изучения жалобы по существу и при условии, что ни одно дело не может быть отклонено на том основании, которое не было должным образом рассмотрено внутригосударственным судебным учреждением».

Денонсация предусмотрена Конвенцией.

Ст.58. государства могут денонсировать Конвенцию по истечении 5 лет с даты ратификации и после 6 месяцев после направления уведомления генеральному секретарю. Даже денонсация не освобождает государство от его обязательств по конвенции в отношении любого действия, которое явилось нарушением обязательства до вступления денонсации в силу. Или если перестает быть членом Совета Европы.

Права, закрепленные в самой Конвенции:

1) Право на жизнь, ст.2

2) Ст. 3 запрет пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращение или наказания

3) Запрет рабства или подневольного состояния. Запрет принудительного труда. Ст.4

4) Право на свободу и личную неприкосновенность, ст.5

5) Право на справедливое судебное разбирательство, ст.6

6) Возможность осуждения только за то деяние, которое в момент его совершения признавалось преступлением. Ст.7

7) Право на уважение лично, семейной жизни, жилища и корреспонденции, ст.8

8) Право на свободу мысли, совести и религии, ст.9

9) Право на свободу выражения мнения, ст.10

10) Право на свободу мирных собраний и на свободу объединений с другими, ст.11.

11) Право на вступление в брак, ст.12

12) Право на эффективные средства правовой защиты, ст.13

13) Право не подвергаться дискриминации, ст.14



2015-12-04 1390 Обсуждений (0)
Выполнения Россией обязательств перед советом Европы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выполнения Россией обязательств перед советом Европы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)