Вопрос 12. Формы обслуживания рабочих мест
1.Дежурная форма обслуживания рабочих мест 2.Планово-предупредительная форма обслуживания 3.Стандартная форма обслуживания 4.Самообслуживание рабочих мест
1. Различают следующие формы обслуживания: • дежурная; • планово-предупредительная; • стандартная; • самообслуживание. Дежурная форма обслуживания состоит в том, что вспомогательные, обслуживающие рабочие вызываются на основные рабочие места по мере необходимости. Особенности дежурной формы обслуживания. • заранее составленные графики и планы обслуживания отсутствуют; • по всем или большинству функций обслуживание применяется на небольших предприятиях с единичным или мелкосерийным типом производства. Достоинства дежурной формы обслуживания: • невысокие затраты на ее организацию, обусловленные относительно небольшой численностью вспомогательных рабочих; • простота осуществления. Недостатки дежурной формы обслуживания. • простои оборудования; • потери рабочего времени у основных рабочих. в том, что все или большинство функций обслуживания осуществляются по заранее разработанным и технически обоснованным планам-графикам, увязанным с производственными заданиями и планами. Особенности планово-предупредительной формы обслуживания. • осуществляют высококвалифицированные рабочие в условиях четкого профессионально-квалификационного разделения труда: электросиловую и осветительную технику обслуживают электрики; регулировку движущихся частей механизмов выполняют слесари и механики; проверку и наладку автоматических систем управления — высококвалифицированные наладчики, владеющие электронной техникой, и т. д.; • работы ведутся по календарному графику независимо от того исправно оборудование или нет: как только подходит предусмотренный графиком срок, оборудование останавливают на планово-предупредительный ремонт; • • осуществляются транспортное обслуживание, снабжение инструментом, контрольные функции; • основные рабочие лишь участвуют в выполнении отдельных работ; • применяется в условиях серийного и крупносерийного производства и при достаточно больших объемах работ.
Достоинства планово-предупредительной формы обслуживания: • высокая эффективность, обеспечивающая стабильную и производительную работу основного производства; • более высокое качество обслуживания. Недостатки планово-предупредительной формы обслуживания. • необходимость значительной подготовительной и организационной работы; • сравнительно высокие затраты ресурсов. 3. Стандартная форма обслуживания состоит в том, что обслуживание по всем или большинству важнейших функций производится по жестким расписаниям или так называемым "стандарт-планам", в которых предусматриваются не только время обслуживания и простоев оборудования и рабочих мест, нои последовательность выполнения различных видов обслуживания, многие из которых могут совмещаться по времени. Особенности стандартной формы обслуживания. • все функции обслуживания выполняются специалистами — вспомогательными рабочими высокой квалификации; • применяется в условиях:
• поточно-массового производства; • устойчивого производственного процесса; • на особо ответственных участках других типов производства, например при обслуживании мощных силовых установок, при предполетном и плановом осмотрах и ремонтах самолетов в гражданской авиации. Достоинства стандартной формы обслуживания. • очень высокая эффективность; • почти полное устранение потерь рабочего времени и времени простоев оборудования по техническим причинам; • высокий профессиональный уровень; • сжатые, регламентированные сроки обслуживания. 4. Самообслуживание рабочих мест заключается в том, что все или часть функций обслуживания выполняются на рабочих местах основными рабочими. Недостатки самообслуживания: • основные рабочие не всегда имеют достаточную квалификацию для выполнения всех функций обслуживания; • простои основного технологического оборудования многократно возрастают за счет затрат времени на получение необходимого инструмента, запасных частей, деталей и контрольно-измерительной аппаратуры. На производственной практике не всегда возможно применить ту или иную форму обслуживания в чистом виде, поэтому на предприятиях нередко применяется смешанная форма обслуживания, при которой часть функций выполняется по регламенту, соответствующему планово-предупредительной или стандартной формам обслуживания, а часть менее ответственных функций — в порядке дежурного обслуживания или самообслуживания. Вопрос 13.Способы организации обслуживания рабочих мест 1.Централизованный способ обслуживания 2.Децентрализованный способ обслуживания 3.Смешанный способ обслуживания
1. Большое значение для организации обслуживания рабочих мест и оборудования имеет выбор наиболее эффективного и экономичного способа обслуживания, т. е. условий его организации. В зависимости от степени централизации на предприятиях применяют три способа организации обслуживания рабочих мест: • централизованный; • децентрализованный; • смешанный. Централизованный способ обслуживания предполагает концентрацию функций обслуживания в соответствующих службах предприятия по всем его подразделениям. Например, все транспортные работы выполняются транспортным цехом; ремонтные — ремонтно-механической мастерской под руководством отделов главного механика и главного энергетика; контрольные функции — работниками отдела технического контроля предприятия и т. д. Это создает условия для централизованного планирования всех функций обслуживания и его увязки с планами основного -производства. Достоинства данного способа обслуживания. • обеспечение экономичности; • повышение качества обслуживания (при условии достаточного объема работ). Однако на организацию централизованного обслуживания требуются значительные затраты ресурсов, поэтому данный способ применяется в основном на крупных предприятиях с массовым или крупносерийным типом производства. 2.При децентрализованном способе обслуживания функции об-служивания выполняются либо основными работниками, либо вспомогательным персоналом подразделений (цехов, обособленных участков). Достоинствами такого способа организации обслуживания являются: • оперативность; • усиление ответственности линейных руководителей за своевременность и высокое качество обслуживания. К недостаткам относятся: • увеличение численности обслуживающих рабочих; • недостаточный уровень их квалификации; • более низкое, чем при централизованном способе, техническое оснащение. Способ применяется в основном на средних и мелких предприятиях или в условиях территориальной разобщенности подразделений предприятий. 3. Часто при организации обслуживания на предприятиях применяется смешанный (комбинированный) способ организации труда обслуживающих рабочих, при котором часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а часть — децентрализовано.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4111)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |