Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 14. Условия труда и их элементы



2015-12-06 2624 Обсуждений (0)
Вопрос 14. Условия труда и их элементы 4.33 из 5.00 3 оценки




1.Понятие условий труда

2.Факторы формирования условий труда

3.Элементы условий труда

1. Условия труда это внешняя среда, окружающая человека в процессе производства и оказывающая существенное влияние на организм человека, его физиологические и психические функции во время трудовой деятельности, на его работоспо­собность и эффективность труда.

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) трактует условия труда как сово­купность факторов производственной среды и трудового процес­са, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Категории, связанные с понятием "условия труда ":

вредный производственный фактор производственный фак­тор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

опасный производственный фактор ~ производственный фак­тор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

безопасные условия труда условия труда, при которых воз­действие на работающих вредных и (или) опасных производст­венных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

2. Факторы, воздействующие на здоровье и работоспособность че­ловека, объединяются в следующие группы:

социально-экономические факторы, включающие:

законодательную и нормативно-правовую базу, регламенти­рующую условия труда (законы, правила, нормы, стандарты в области условий и охраны труда; система контроля за их соблюдением);

отношение к трудовой деятельности и условиям труда;

экономические факторы — система компенсаций работникам заработу в неблагоприятных условиях труда, экономиче­ских санкций за нарушение законодательства в области ох­раны труда;

организационно-технические факторы прямо воздействуют на формирование материально-вещественных элементов производственного процесса и условий труда:

• средства и предметы труда;

• технологические процессы;

• организация производства и труда;

 

естественно-природные факторы определяют воздействие на работника географических, климатических, геологических и био­логических особенностей территории, на которой осуществляет­ся трудовой процесс;

социально-психологические факторы — характеризуют взаимо­отношения в трудовом коллективе, создающие у работника со­ответствующий психологический настрой;

психофизиологические факторы обусловлены конкретным характером данного вида труда и содержанием трудовой дея­тельности человека (физическая и нервно-психическая нагруз­ки, монотонность, темп и ритм труда).

Перечисленные факторы условий труда могут быть разделены на внешние и внутренние в зависимости от среды их формиро­вания (внешней или внутренней) и от возможности предпри­ятия оказывать влияние на них.

3. Условия труда, формирующиеся под воздействием различных факторов, представляют собой совокупность различных по воз­действию на работника элементов условий труда:

санитарно-гигиенические условия труда определяют характе­ристики внешней производственной среды и нормируются мето­дами санитарно-гигиенических исследований (микроклимат, шум, освещение и др.);

психофизиологические условия труда обусловлены содержани­ем трудовой деятельности человека, различными нагрузками на нервную и мышечную системы организма работника;

эстетические условия труда — способствуют формированию положительных эмоций у работников и выражают их отноше­ние к производственной среде с точки зрения ее художественно­го восприятия (оформление интерьера, оборудования, оснаст­ки, специальной одежды, озеленение интерьера и др.);

социально-психологические условия труда определяют психо­логическое состояние отдельных работников и трудового кол­лектива в целом.

Вопрос 15.Оценка условий труда на предприятии

1.Понятие тяжести труда

2.Классификация работ по категориям тяжести

3.Интегральная оценка условий труда предприятии

 

1.Предпосылкой организации эффективной работы по созданию благоприятных условий труда является научно обоснованная и объективная оценка их фактического состояния.

Количественная и качественная оценка совокупного воздейст­вия всех факторов осуществления труда на работоспособность и здоровье человека выражается показателем тяжести труда.

Тяжесть труда представляет собой совокупное воздействие на работника различных элементов условий труда (как физическо­го, так и умственного).

Под воздействием факторов производственной среды форми­руются три основных функциональных состояния организма:

• нормальное;

• пограничное (между нормой и патологией);

• патологическое.

Каждое состояние имеет собственные отличительные призна­ки, и от того, в каком из них находится организм человека, за­висят результаты его трудовой деятельности и здоровье.

2. Все работы согласно медико-физиологической классификации мо­гут быть разделены на шесть категорий тяжести: *

первая для данной категории характерно следующее:

• включает работы, выполняемые взрослыми адаптированными работниками в условиях, близких к физиологическому комфорту;

• умственные, физические и нервно-эмоциональные нагрузки полностью соответствуют физиологическим возможностям человека;

• в течение всей рабочей смены у человека сохраняется высокая работоспособность, причем утомление в конце рабочего дня незначительно;

вторая для данной категории характерно следующее:

• работы, выполняемые в благоприятных (но не комфортных) условиях, не вызывающие существенных изменений психо­физических функций;

• в конце рабочего периода у работников не возникает значи­тельного утомления, а производительность труда снижается незначительно;

не наблюдается отклонений в состоянии здоровья, связанных с исполнением трудовых обязанностей;

третья ~ для данной категории характерно следующее:

• работы выполняются в отчасти благоприятных условиях,

• работы, сопровождающиеся повышенной мышечной, психиче­ской и нервно-эмоциональной нагрузками;

• у практически здоровых работников возникают реакции, ха­рактерные для пограничного состояния организма, которые могут быть устранены с помощью улучшения условий труда или разработки рациональных режимов труда и отдыха-;

четвертая для данной категории характерно следующее:

• включает работы, протекающие в неблагоприятных условиях,

• вызывает предпатологические реакции в организме человека;

• большинство физиологических показателей ухудшается;

• изменяются соотношения периодов в динамике работоспо­собности;

. повышается уровень общей заболеваемости, появляются про­изводственно обусловленные заболевания;

• улучшение условий труда и оптимизация режимов труда и отдыха не обеспечивают компенсации затрат энергии работников;

пятая — для данной категории характерно следующее:

• наличие экстремальных условий труда;

• возникновение патологического функционального состояния организма у практически здоровых людей;

• у работников значительно ухудшаются показатели работы, изменяются кривые динамики работоспособности;

• возникают профессиональные и общие заболевания. У боль­шинства работников такие реакции исчезают после полно­ценного отдыха, однако по различным причинам они могут стабилизироваться и перейти в более стойкое заболевание;

шестая для данной категории характерно следующее:

• трудовые процессы, протекающие в особо неблагоприятных условиях,

• патологическое состояние организма возникает вскоре по­сле начала рабочей смены и нередко сопровождается тяжелыми функциональными нарушениями жизненно важных органов.

3. Критерий оценки условий труда должен отражать совокупное влияние факторов, т. е. носить интегральный характер. При этом категория тяжести труда определяется на основе инте­гральной оценки условий труда по шестибалльной системе.

При расчете интегрального показателя учитываются:

значимые элементы условий труда, вызывающие пограничные и . патологические изменения;

реакции в организме.

С помощью специального документа — карты условий труда на рабочем месте — выявляются значимые элементы, и им при­сваивается соответствующий балл с учетом времени их воздей­ствия на человека.

 

где Ит — интегральная балльная оценка тяжести труда на ра­бочем месте;

Хопр ~ элемент, получивший наибольшую количественную оценку в баллах;

сумма количественной оценки биологически активных элементов без Хопр в баллах;

п — количество элементов условий труда.

С помощью интегрального показателя тяжести труда определя­ется влияние условий труда на работоспособность человека, для чего вначале исчисляется степень утомления (У):

 

где 15,6 и 0,64 — коэффициенты регрессии.

Работоспособность представляет собой величину, противопо­ложную утомлению, и исчисляется по формуле:

R = 100-У.41


 


 
 

Вопрос 16.Санитарно-гигиенические условия труда и направления их улучшения

1.Метеорологические условия труда

2.Чистота воздушной среды

3.Шум и вибрация

4.Освещение производственных помещений

 

1. Понятие "метеорологические условия производственной среды"

(микроклимат) включает температуру воздуха, его влажность, движение, барометрическое давление.

Повышенные или пониженные температура и влажность воз­духа вызывают дополнительные непроизводительные затраты энергии человека, снижают производительность труда. Систе­матическое охлаждение и перегревание организма могут при­вести к различным заболеваниям.

Для создания благоприятного микроклимата на рабочих местах и в производственных помещениях реализуются следующие меро­приятия:

• герметизация оборудования, укрывание и изоляция поверхно­стей испарения жидкостей;

• теплоизоляция источников тепла;

• автоматизация и механизация процессов с избыточным выде­лением тепла и влаги;

• установление защитных экранов, воздушных завес; охлаждение стен и потолков в "горячих" производствах;

• установление приточно-вытяжных вентиляционных систем, обеспечение кондиционирования воздуха;

• специальный питьевой режим и индивидуальные средства за­щиты работающих в "горячих" производствах.

2. Чистота воздушной среды определяется количеством примесей
газов, паров, пыли
в мг/л и мг/м3, содержащихся в воздухе.

Санитарными нормами для каждого вида примесей установле­ны предельно допустимые уровни концентрации.

Мероприятия по улучшению состояния воздушной среды:

• замена токсических веществ нетоксическими;

• изоляция источников пыли — газообразования (герметизация оборудования);

• увлажнение воздуха и пылеобразующих веществ;

• гидро- и пневмотранспортировка веществ;

• устройство пыле- и газоотсасывающих устройств;

• осаждение пыли (аэрозолей) в акустическом, электрическом полях;

• применение наиболее рациональных средств и способов убор­ки помещений;

• озеленение производственных помещений и т. д.

3. Шум и вибрация являются наиболее распространенными факторами производственной среды, оказывающими вредное воздействие на нервную и сердечнососудистую систему, на работу органов пищеварения, которое повышает кровяное давление, притупляет внимание и приводит к быстрому утомлению.

Вибрация может быть общей (сотрясение пола) и местной (во­здействующей на ограниченный участок тела); она вызывает заболевание суставов, нарушение двигательных рефлексов человека.

Снижения интенсивности шума и вибрации можно достичь с по­мощью следующих мероприятий:

• облицовка стен и потолков звукопоглощающими и звукоизо­лирующими покрытиями;

• исключение или уменьшение резких изменений давления, вих­ревых движений в машинах и оборудовании;

• применение пружинных амортизаторов;

• отвод "шумных" цехов за пределы помещений, где работают люди;

• точная подгонка деталей и отладка их работы;

• применение глушителей и индивидуальных средств защиты и т. д.

4. Освещение производственных помещений является существенным фактором условий труда, так как около 90% информации человек воспринимает посредством зрительного контакта.

. Улучшение освещения повышает тонус работников, разгружает их нервную систему, сохраняет работоспособность, увеличива­ет производительность труда.

Нормы освещенности для производственных помещений устанав­ливаются в зависимости:

• от точности выполняемых работ;

• размера деталей;

• контрастности между деталью и фоном, источника и характера освещения.

 


Общие рекомендации для улучшения освещенности производствен­ных помещений:

• наиболее благоприятно для организма естественное освещение, так как солнечный свет содержит ультрафиолетовые лучи, без которых наступает световое голодание. Однако естественное освещение непостоянно в течение суток, года и поэтому дополняется, а в ряде случаев — заменяется искусственным;

• наиболее эффективным является комбинированное освещение — общее и местное, причем важно выбрать оптимальное их соче­тание;

• общее освещение должно обеспечивать не менее 20% освещен­ности рабочей поверхности;

• освещенность рабочей поверхности должна быть одинаковой в течение рабочей смены для поддержания определенного ритма работы;

• на освещенной поверхности не должно быть теней, особенно движущихся;

• следует избегать прямо направленных на глаза или отражающих­ся источников света;

• для работ, требующих различения цветов и оттенков, предпоч­тение отдается дневному освещению или освещению люминес­центными лампами соответствующего спектра.

Вопрос 17.Сущность и виды режимов труда и отдыха

1.Понятие режимов труда и отдыха

2.Виды режимов труда и отдыха

3.Гибкие режимы труда и отдыха

 

1. Режим труда и отдыха регламентирует чередование времени работы и отдыха на протяжении смены, недели, месяца, года.

Основная цель его разработки — обеспечение эффективного ис­пользования производственных мощностей при сохранении вы­сокой работоспособности и здоровья работников. Для разработки рационального режима труда и отдыха требует­ся его всестороннее обоснование, включающее:

законодательное — предполагает соблюдение требований Тру­дового кодекса РФ;

экономическое — решение задач повышения эффективности использования производственных ресурсов;

психофизиологическое - учет требований физиологии и психо­
логии труда;

социальное — учет личных интересов работника.

2. Различают следующие виды режимов труда и отдыха:

внутрисменный — это чередование времени работы и отдыха по
сменам.
Он определяется:

• продолжительность смены;

• время начала и окончания работы;

• суммарную продолжительность перерывов на отдых;

• величину отдельных перерывов, их распределение на про­тяжении смены;

• формы проведения отдыха;

недельный — это чередование времени работы и отдыха в тече­
ние недели
(месяца). Он определяется:

| • количеством рабочих часов и дней в неделю;

• порядком чередования рабочих дней и дней отдыха, а также
чередования работы в различные смены (графики сменности);

месячный;

годовой.

Работы сверх установленной продолжительности рабочего време­ни называют сверхурочными. Они не должны превышать для каждого работника 4 ч в течение 2 дней подряд и 120 ч в год.

Трудовой кодекс РФ допускает применение сверхурочных работ:

• в исключительных случаях (ст. 113 ТК РФ);
• с письменного согласия работника.

Основным видом рабочей недели является 5-дневная с двумя вы­ходными днями, которые должны предоставляться постоянно после равного количества рабочих дней.

В случае если применяется "скользящий" график выходных, то их рекомендуется предоставлять подряд, иначе может нару­шаться период устойчивой работоспособности в течение рабо­чей недели. На предприятиях, где по характеру работы и усло­виям производства целесообразно применение 6-дневной ра­бочей недели, может устанавливаться режим работы с одним выходным днем и сменами более короткой продолжительности. По действующему законодательству, если день еженедельного отдыха выпадает на праздник, то он переносится на рабочий день, следующий за праздничным.

Годовой режим труда и отдыха включает в себя:

праздничные дни к ним относятся:

• 1, 2, 3, 4 и 5 января - новогодние каникулы;

• 7 января — Рождество Христово;

• 23 февраля — День Защитника Отечества;

• .8 марта - Международный женский день;

• 1 мая - Праздник весны и труда;

• 9 мая - День Победы;

• 12 июня - День России;

• 4 ноября - День народного единства;

отпуск — предоставляется как штатным работникам, так и ра­
ботающим по совместительству (последним - одновременно с
отпуском по основному месту работы). Право на использова­
ние отпуска за первый год работы возникает у работника по
истечении 6 месяцев его непрерывной работы на данном пред­
приятии. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет:

• не менее 28 календарных дней;

• до 48 рабочих дней — для некоторых категорий работников
(научно-исследовательских, культурно-просветительных, учеб­
ных учреждений).

В соответствии с Трудовым кодексом РФ на предприятиях разрешается работа в режиме гибкого рабочего времени (ст. 102).

3. Сущность гибких графиков рабочего времени заключается втом, что для отдельных работников или коллективов допускается в определенных пределах саморегулирование времени начала, окон­чания, продолжительности рабочей смены (по соглашению сто­рон трудового договора). Применение гибких графиков воз­можно там, где отсутствие работника не ведет к нарушению производственного процесса.

Различают несколько вариантов режима гибкого рабочего време­ни (в зависимости от учетного периода времени):

гибкий рабочий день - предполагает обязательную отработку дневного норматива времени;

гибкая рабочая неделя — недоработка нормативного времени в одни дни компенсируется полной отработкой недельной нор­мы времени в другие дни;

гибкий рабочий месяц - работник обязан отработать норму в течение месяца.

Достоинства гибких графиков рабочего времени:

• снижение неблагоприятных эмоций в связи с объяснениями по поводу опозданий;

• сокращение транспортной усталости;

• сокращение числа самовольных отлучек икратковременных отпусков с разрешения администрации, вызванных необходимостью решения бытовых проблем.



2015-12-06 2624 Обсуждений (0)
Вопрос 14. Условия труда и их элементы 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Вопрос 14. Условия труда и их элементы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2624)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)