Типолог. и классиф-я прогнозов
Предметом являются параметры или функции объектов прогнозирования. Достоверность, точность зависит от правильности выбора масштаба территориальных и временны прогнозных единиц. Геопрогнозы по территориальному масштабу: - глобальные (а масштабах поверхности Земли. Обеспечивают поиск глобальных стратегий. Они не требуют конктетных детальных привязок выводов к поверхности планеты, т.е. рассматривают систему, где нет входов и выходов) - континентальные - региональные (системы с широко представленными разноовбразными входами, состояние которых в рамках регионального прогноза не предсказуема.) - локальные Различия в методах: - глобальные строятся на методах дедуктивных - региональне носят статитстич.характер и опирается на факты – индуктивный метод. По срокам заблаговременности подразделяют на типы: 1. сезонные .(менее 1 года). Отраж сезонное изм-е природы и др.прир.явлений 2. красткосрочные (до 5 лет) позволяют оценить 1е признаки изменений происходящих в геосистеме в рез-те техног.возд-я. 3. среднесрочные (до 15 лет) 4. долгосрочные (неск десятков лет). Они имеют большое стратегическое значение. Отражают состояние прогнозирующих событий на близкую перспективу. 5. сверхдогосрочные (более 100 лет). Классификация методов прогноз-я(по Саркисяну): 1уровень.Методы объединяются по признаку информационного основания. - фактографичекие методы – базируются на имеющемся материале прошлого и современного состояния объекта. - экспертные – основан на информации специалистов-экспертов 2 уровень. Методы по признаку обработки маериалов. Фактографические: статистические методы, м.аналогии и опережающие м. Статистические методы – взаимосвязи и зконности являений опред-ся с пом-ю математич-стат.методов М.аналогии – построение прогнозных состояний объекта по изученным у других методов , если между ними можно провести аналогию Опережающие м. – исследуют динамику НТП и выявляют его св-ва. Экспертные методы:пододят методы 2го уровня: прямые и обратные методы экспертной оценки 3. уровень. Методы по использующему аппарату. Например: среди статистич. методов 2го ур-ня примен-т метды 3го ур-ня : - экстраполяции – тенденция, продолжение ряда - интерполяции – исслед-е внутр.закономерностей - регрессии – ранжирование по опред-м св-м - корреляции – зависимость фаркторов - факторные модели.
Для методов аналогов используются матетматич. Или историч.аналоги. Для опережающих методов исследуется динамика НТП. Для экспертным методов используется опрос, анализ, игровые модели. Экспертные методы используют, - если отсутствуют надлежащее теоретическое обоснование развития объекта. - если отсутствует достоверная стат.инфо - если необходмо среднее и долгосрочное прогнозир-е объектов новых отраслей пром-ти - если необходимо проводить прогнозирование в условиях дефицита времени. 13. Общие треб-ния при проектир-нии районных планировок, детал. планировок, генпланов. Схемы и проекты районной планировки: разраб-ся на срок до 20 лет; это предпроектный док-т, предназ. д_обеспечения рац. орг-ции хоз. комплекса на тер-рии р-на. Позволяет эф-но исп-ть прир. ресурсы, рац-но разместить отдел. объекты. Р-ны м.б. админ-е, промышл-е и т.д. Масштаб 1:300000 до 1:100000. Ген. планы м.б разные: город. и сельск. насел. пункта, курорта: на 20 лет. Масштаб от 10000 до 2000, зависит от величины нас. пункта. Д/городов с насел.> 500тыс ген. плану предшествует разработка технико-экон. основы. Ген. план –градостроит. док-т, в от. опр-ся перспективы развития нас. пункта и его функцион. элементов (промыш-ть, транспорт и т.д.). Гл. задача – обеспечить оптимал. экол. равновесие в проц. взаимод-я чел. и ОС. Выдел-ся опробный план – план современ. сост-я тер-рии. Прилаг-ся план тер-рии, прилег. к нас. пункту; схемы инженер. подготовки и оборуд-ния тер-рии и др. Ген. планы сельск. нас. пунктов разраб-ся в сокращен. вар-те. Проекты детал. планировки – разраб-ся на основе решений, принят. в ген. плане, д/отдел. частей селитеб. тер-рий. На 10 лет. Масшаб 1:1000, 1:2000. Осн. разделы: схемы размещений, опорный план, эскиз застройки с планом красных линий. Схемы ген. планов группы пред-тий: д/обеспеч. оптимал. решений планировки инженер. оборуд-ния, благоустр-ва тер-рии. Осн. разделы: пояснит. записка, архитек.-планировоч. решения. транспорт, водоснабжение и т.д. Экол. треб-ния, предъявл. к проектам: они отраж-ся в разделе охрана ОПС, рац. исп-ние прир. ресурсов. В нем выдел-ся подразделы: общая экол. хар-ка тер-рии, охрана атм. в-ха, воды, почв, рекул-ция, улучшение сан-эпид. усл. и др. Кажд. из подразделов состав-ся на основе норматив. док-тов. В разделе сан-эпид. усл. выявляют р-ны геохим. аномалий, р-ны прир.-очагов. заболев-ти, анализ осн. сан-гиг. мероприятий, опр-ние сан-гиг. усл. д/ пром. пред-тий. Заключит. часть раздела охраны ОПС явл-ся комплекс. схема охраны ОПС. Она разраб-ся н основе инженерно-технич. зонир-ния тер-рии. 14. Определение демографической емкости территории(НЕТ ТАКОГО ВОПРОСА) 15. Учет прир. особ-тей л-та при проектир-нии. При проект-нии осущ-ют архитект.-ландшафт. оценку тер-рии с учетом подразделения на классы: 1) класс А-сочет-е 3-х факторов (живописные леса, выразит. рельеф и водоёмы, водоёмы и леса). 2) класс Б: сочетание 2 ф-ров.(рельеф и лес, рельеф и водоёмы) 3) класс В: наличие одного из ф-ров (лес, либо водоём, либо рельеф). 4) класс Г: тер-рии, лишен. благопр. л-ных ф-ров (плоский барельеф, безлесье и др.). Примен-ся диференц. шкала баллов с учетом удел. веса всех этих ф-ров. Учит-ся степень зрит. восприятия и усл. доступности площадок. Опр-ют необх. меры защиты ценных л-тов от антроп. перегрузок. Больш. значение имеет возвыш-ти, покрыт. деревьями: озерно-луговын низины, рощи, дубравы. Это создает мозаич. структуру планировки. В градостр. проектир-нии одно из осн. требований – вклинивание очагов природы в тер-рию застройки. Особ. знаяение у зел. насаждений. Они дел-ся: объемные, вертикал., гориз. Выдел-ся зона с наветрен. стороны барьера на расст-нии 6 высот: скорость верта сниж-ся; скорость min наблюд-ся на 3-4 высотах от подветрен. стороны барьера; от 6 до 12 высок скорость ветра постепенно увелич-ся до 80% от свобод. ветра, обр-ся завихрения; на расст-нии 25-30 высот скорость достигает первонач. величины. Солнцезащит. ф-ции лесопосадок (лучше использовать листвен.). Снегозащит. посадки: учит-ся степень густоты и высоты насаждений. При увеличении числа рядов посадок в снегозащит. полосе до 10-12 рядов наблюд-ся оптимал. снижение скорости воздуш. потока, а >10-12 нецелесообразно. Пылезащит. насаждения: 3-5 ряда полос в зависим-ти от интенсив-ти пылевого источника. Шумозащит. посадки: осн. усл. – вертикал. плотность (неск-ко ярусов растений с густ. кронами, смыкающ. м/ду собой, под кронами кустарники. Min ширина – 10м, 2-3 ряда деревьев. Больш. значение имеют газоны: снижают шумоотражение на 10% >, чем грунт и 20%, чем асфальт. 16. Лицензир-ние ПП (НЕТ ТАКОГО ВОПРОСА) Предпроек-е изыск-я. 1) Инж.-геологич-е изыскания. необходимо узнать на сколько прочные грунты. Провод-ся бурение скважин для инж. обследования грунтов и подзем. вод (мех. состав, пучинистость, агрессивностьгрунта, хар-р экзогенных (наличие разломов) и эндогенных (вероятность склоновых проц.). Проводится анализ грунтовых вод, есть ли агрессивные вещ-ва, гидрологич. хар-ки: глубина залегания, расход и т.д. На этом этапе проводится инж. расчёты, кот. требуются для строительства фундамента. Геодезическое исследование – точно привязывают шурфы и скважины к общебалтийской системе высот.2) Инженерно-гидрометеоролог-е. Задача: описать, оценить существ-ю гидрометеообстановку. А)Метеорологический блок: нужно описать метеоситуацию: т.е. t (мах, мин, сезонный режим), ветровой режим( мах скор. ветра, роза ветров, ср.годов и по везонам), скорость ветра, кол-во дней с штилем. Данные берутся в Гидрометцентре и привязывают к ближайшей метеостанции. +НМУ, осадки, фон хим. состава. Все хар-ки строго расписываются, определ-ся потенциал загрязнения атм-ры (ПЗА) и общий вывод на сколько благоприятны в климатич-м отношении для намеч. деят-ти. Б) Гидрологический блок. Треб-ся информация кот. нет в гидрометцентре. Можно делать их самим, а можно использовать аналоги. Выбирается наиболее близкая река-аналог с такими же характеристиками. Если нет аналога применяется программа и рассчитывается. Расчётным методом используют метод. пособия которые позволяют использвать региональный характер (Предуралье, Поволжье). Гидрологические характеристики предполагают большой спектр работ: графики, расчёты и даётся гидрохимическая хар-ка вод на основе многолетних данных. После этого составляется отчёт где отражены гидрологич. и гидрохим. хар-ки с выводами. 3) Инженерно – экологические изыскания. Выполн-ся в содружестве с биологами т.к. даётся инфа о хим фоне атм-ры, подз. и пов. вод, о хим. агр-ти почв, хар-ка физич. полей, шумовое возд-е и оценка разнообразия биологических ресурсов. необход. выезжать на место и собирать инфу. Сост-ся почвенные карты, геоморфологич-е, гидрогеологич-е геологич-е, тектоническая. Для составления карт необходимо обследование на местности и работа с фондовыми материалами (изыскания прошлых лет). Отбир-ся анализы проб воды, опред-ся биоразнообразие, биологи прохдят по объекту в радиусе СЗЗ, опред-т обитаемые виды жив-х и растений, чтобы не встретились краснокнижные виды. 18. ОВОС – опр-ние, принципы, общий порядок. Проект ОВОС предназначен д/обоснования намеч. деят-ти с позиции соблюдения экол. и сан.-гиг. нормативов. Задачи: оценка сущ-щей обстановки, анализ технич. решений по различ. вар-там, оценка возд-вия на отдельн. среды; разраб-ка программы мониторинга по средам, оценка экол. ущерба. М-ды: инструментал., расчетный, картогр., статистич. Принципы: учет наихуд. усл., исп-ние м-дов, кот. прошли экспертизу; приоритет сан-гиг. критериев кач-ва; прогноз. оценки; вариантность обслед-ния. Осн. блоки: 1) обслед-ние сущ-щей тер-рии (прогнозный фон): провод-ся инженерно-геол. изыскания (анализ грунта прилегающей тери-рии), инженерно-гидрометеорол. изыскания (климатич. условия, хим. оценка состояния атм. в-ха, морфометрич состав реки и др.), инженерно-экол. изыскания (физ-геогр. хар-ка тер-рии без учета намеч. деят-ти. 2) оценка возд-вия на ОС. Этап строит-ва: провод-ся инвентаризация всех источников выбросов, сбросов, размещения отходов. Этап эксплутации: по атм-ре провод-ся инвен-ция источников и моделир-ние, по воде строится баланс, делается инвен-ция отходов, присваив-ся степень токсичности, приклад-ся пакет док-тов об утил-ции. Рассмат-ся физ. возд-вие по 3 составляющим: инизир., ЭМ излучение, шумовое зз. 3) мониторинг ОС: предполагает выбор м-да д/кажд. в-ва и частоту отбора. Выбор м-да явл-ся строго опр-ной инф-цей, кот. зафиксир-на ГОСТом. Частота отбора зависит от конц-ции примеси. Указ-ся точки отбора на карте На сегодня реально оцен-ся только шумовое и вибрац. возд-вие. 4) блок аварийн. ситуаций: необх-мо предложить мероприятия по минимизации последствии аварии. 5) экон. оценка возд-вия на ОС: опр-ся ущерб д/штат. режима, д/возмож. аварий. Проект ОВОС направ-ся в гос. экспертизу. На сегодня согласован. проект идет на экспертитзу, в одном месте идет детал. рассмотрение проекта. Если решение «+», то заказчик имеет право начинать работу. После постройки объекта орг-ся строит. гос. экспертиза. 19. Осн. принципы процедуры ОВОС в заруб-х стр-х.На сегодняшний день проекты ОВОС притерпели изменения. Они стали в обязательном порядке требоваться только при наличии деятельности круп.хоз. объектов или объектов горнодобыв.промышленности, а для остальных сегодня необходимо разработать ПМООС.По своей структуре он дублирует проект ОВОС но гораздо в меньшем объеме. 20. Стадии процедуры ОВОС за рубежом. Первая Стадия. Этап первичной ОВОС предназн. д/выясн-я целесообр-ти провед-я ОВОС,и возм-й процедурыпровед-я более детал-й ОВОС.Проводят«сканир-е»,заключ-ся в осн-м в анализе ключ-х парам-в проекта и потенц.уязв-х в эколог-м отнош.тер-й. Этап предвар-й ОВОС д/опред-я широты охвата ОВОС, т.е.выявл-я разнообр-я экол-х послед-й предпол-го проекта и возм-х альтер-х его вар-в. Активно привл-ся обществ-ть,после чего прин-ся реш-е о том,пров-ть ли детал-ю ОВОС. Вторая стад. Этап детал-й ОВОС предназ.д/выпол-я всестор-го анализа и прогноза прир-х и соц.-экон-х пр-сов. Важна экон-я и экол.интерпр-я ожид-х возд-й при разл-х вар-х. Этап заканч-ся публик-й Заявл-я о возд-и проекта на окр.ср.(ЗВОС),в кот. тщательно и сжато обосн. оценки ожид-х послед-й и даны соотв-е рекомен-и. Этап завершающей ОВОС закл-ся в общест-й, специализ-й и оконч-й экс-зах, получ-й ОВОС. Независ-х эксперты. Реш-я о приемлемости или неприемлемости проекта. Третья стад. Выработка ОВОС-провер-х и монитор-х. Прич.:1.необходим спец-й надзор за соблюд-м реком-й,выраб-х при провед-и ОВОС. 2.необх.проверка правил-ти сдел-х оценок и реком-й,т.к. ОВОС,основ.на прогнозах той или иной степ.неопред-ти. 3.необх-ть допол-й ОВОС. Этап провер. ОВОС. Суть-провер.факт-го разв-я предсказ-х в ОВОС изм-й ОС, а также контроль за практ-им соблюд-м меропр-й. Регуляр-е опублик-ие резул-ов. Этап мониторин-й ОВОС предназ.д/мон-га за реал-м ходом при-х и соц.-экон. изм-й. Срав-е прогноза с фактами. Контроль за практ-им собл-ем меропр-ий. Начал-я стадия соотв-ет вр-и строит-ва запроект-го объекта,сред.стад-я ознам-на менее кардинал-ми,но разно-ми перестр-ми среды,связ-ми с постеп-м уравновеш-ем сооруж-го объекта с окр.ср.,а третья стад.соотв-ет вр-и,когда объект уже "вписался" в среду,но вместе с тем м.оказ-ть на нее специф-е технол-ое возд-ие. В заруб-м опыте провед-я ОВОС многоэтап-ть этой проц-ры предстает в кач-ве своеоб-го ср-ва "экономии усилий". Оценщик д.четко огран-ть круг оцен-х аспектов,рассматр-ых вар-ов,учит-ых ур-ей,испол-ых м-дов, чтобы итог-я инф-я, предост. лицу, приним-му реш-е, была нагл-й, убедит-й и компак-й, облегчая принятие оптим-го реш-я.
21. Социол-е м-ды в практ.заруб-х ОВОС. Глав.цель ОВОС- не оцен.,а прин-е реш-я на основе этой оценки, реш-я рац-го,и одновр."оценка этой оценки",кот.выраб-ся всем общ-м. Процедура ОВОС д.б.рацион.организ-на не только в научно-исслед-м,но и в общ.-админ-м отнош-и. Исход-е усл-е-всем-е вовлеч-е в процедуру ОВОС всех сущ-но заинт-ых в ней сторон. В заруб-й практ.провед-я ОВОС отчет-во выд-ся 4 осн-е группы,охват-е важ-ие интервалы спектра обществ-го мнения: 1)а)"проектировщики",т.е. специалисты, планир.средопреобраз-е технич-ие дейс-я, кот.подлежат оценке, б)"оценщики", т.е. спец-ты раз-х областей науки,оцен-е послед-я действий и вырабат-ие рекомен-и по их оптимиз-и; 2)испол-я и законод-я власть. 3)обществ-ть разл-х групп насел-я,стор-ки и против-ки. 4)а) лица,приним-е реш-я. б)рецензенты, т.е. советники и консул-ты ЛПР, а также независ. эксперты, провод-е оконч-е рецензир-е выпол-х ОВОС. Научно- исслед.пр-с взаимод-т с общ-но админ-м пр-сом. У нас ЭЭ-ы яв-ся поначалу сугубо научно-иссл-м,замк-м в себе пр-сом,кот.до его науч-го заверш-я пров-ся вне рамок общ.-админ-х струк-р,и лишь после заверш-я эк-зы д/нее уже независ.от ее науч-го содер-я начин-т искать пути законод-го и админ-го призн-я. Обязат.многоасп-ть оценок (глав.отличие-учет мнения насел-я,реакция общ-ва) Принцип-я многовар-ть предлаг-х реш-й. Восемь групп параметрич-х альтернатив исх-го проекта-альтер-вы потреб-ей,видов деят-ей, местонах-ие проекта,произв-ых пр-сов,времени выпол-я проекта, рес-в, спос. удал-я отх-в, эстет-го возд-я. Многоуров-ти общ.-админ-го соглас-я реш-й по проекту. Осуществ-е социолог-го профилир-я: 1.это всестор-я обраб-а уже имеющ-ся социолог-х данных путем статист-го и графич-го анализа эконом-х,демограф-х и футуролог-х свед-й о насел-и,прожив-ем в р-не размещ-я предполаг-го проекта. 2.организ-я информир-я обществ-ти о проекте, д/чего предлож.свыше двух десят.форм коммун-и. 3.провед-е разнообр-х социоло-х опросов насел-я. 4.Осущест-е разл-х социолог-х набл-й за повед-ем насел-я. На основе собран-й социолог-ой информ-и пров-ся прогнозир-ие соц.-экон-х и соц.-экол-х пр-сов,связ-х с предлаг-м проектом. Оно закл-ся в огр-м многообр-и м-дов и методик,примен-ых при провед-ии ОВОС. Многоэтапность процедуры ОВОС. 22. Срав-е процедуры ОВОС и ЭЭ.На перв.взгляд похожие понят. ЭЭ и оцен.возд-я на ОС имеют и некот.различ., треб-е поясн-й(ОВОС).1.ОВОС-это «процедура учета» эколог-х треб-й или их выявл-е и обоснов-е. Она реализ-ся при подгот-ке оптим-го реш-я (на стадии намер-й или проектир-я). В отличие от нее ЭЭ-это «установ-ие соотв-я» эколог-м треб-м уже гот-го проекта и «опред-е допуст-ти»прин-я реш-я о его реализ-и (т.е.администр-я мера). 2.ОВОС яв-ся пр-сом исслед-ия возд-я проектир-й деят-ти и прогноза его послед-й д/окруж-й ср.и здор.чел-ка, в то вр.как ЭЭ яв-ся пр-сом предвар-ой контр-й провер.приним-х хоз-х реш-й на соотв-ие треб-ям эколог-го законод-ва. 3.Целью ОВОС яв-ся «выявл-е и принятие» (т.е. исслед-е, разраб.и внедр-е необх-х природоохр-х мер, адекв-х существ-й и прогнозир-й эколог-й сит-и), в то вр.как цель ЭЭ - «предупреждение» (т.е. запрет, доработ.проекта или выбор лучш.альтернативы) неблагопр-х возд-й, несмотря на прин-е (или только предполаг-е)профилак-е меры. В отлич.от процедур ОВОС и эколог-го аудита,кот.имеют един. с ЭЭ методолог-ю осн-у,закл-е ГЭЭ имеет статус правового акта индивид-го предпис-я, т.е.облад-т юр-й сил-й аналог-й реш-ю суда. Ни один вид эксп-зы, кроме эколог-й, не удост-н принятия по нему отдельного закона. Все это говорит об особ.знач-ти института ЭЭ. 23. Проект ПДВ. Цель: обоснование б/о-ти выбросов вред. в-в в ат-рe при штатном режиме отдельн. пр-ва. Задачи: проведение инвен-ции всех источников выделения вред. в-в; моделир-ние пр-са зз; разработка мониторинга; опр-ние статуса кажд. ЗВ; оценка экон. ущерба. М-ды: инструметнал., расчетн. Структура ПДВ: 1) экол.-геогр. хар-ка объекта. Хар-ся местоположение объекта: р-ф, расположение отн-но жилой застройки, соседство пром. пред-тий, их профиль. Наличие охраняем. тер-рий. Эти тер-рии оцен-ся по более жест. критериям. Внимание удел-ся р-фу: наличие пересечен. р-фа. Учит-ся хим. состав в-ха д/дан. тер-рии без вклада дан. пред-тия. Эту инф-цию м. взять в гидрометцентре (заказ-ся справка о фон. конц-ции вред. в-в). Данные фон. конц-ций Гидрометцентр выдает платно. Конц-ция вред. примесей не всегда м.б. выдана Гидрометцентром на основании их наблюдений. Если нас. пункт имеет числ-ть <1тыс.чел, то фон. конц-ция=0. Когда справка готова, необх-мо согласование с ор-нами РосПотребНадзора, справка получает юрид. силу. Необх-мы 2 карты: ситуацион. карта-схема с М 1-10тыс; ген. план пред-тия, на кот. нанесены все цеха, уч-ки, границы пред-тия М 1:500. 2) инвен-ный. Инвен-ция – учет всех источников выделения вред. в-в с колич. и кач. хар-ками. В основу положена класс-ция источников выброса. Кажд. источник нанос-ся на карту. Инвен-ция провод-ся разн. м-дами. Инструм. замеры дел-ся: м-ды, основан. на удел. коэф-тах; м-ды, основ. на баланс. приходе/расходе в-в. Расчет. м-д д/небольш. и неорг. источников явл-ся наиб. преемлем. Баланс. м-д: если исп-ся кол-во в-в и какое-то из них испар-ся, а какое-то остается; по разнице состав-щих м. сказать сколько в-в попало в ат-ру. Инвен-ция предполагает получение 2 значений: Gi – max разов. выброс; Mi – валов. выброс. Gi д. учит-ть времен. диапазон, сезонность в работе пр-ва. В основе опр-ния Mi – баланс. м-д. Инвен-ция закан-ся составлением табл., в кот. хар-ся кажд. источник выделения. 3) моделир-ние. Кажд. источник д. рассмат-ся во времен. диапазоне; моделей м.б. неск-ко. Учит-ся застройка и р-ф. Рез-том модел-ния б. явл-ся изолинии конц-ции вред. в-в, конц-ция примесей в отдельн. расчетн. точках. Если рез-ты расчет. конц-ции не сотт-ют ПДК, то предлаг-ся мероприятия по улучшению обстановки: изм-ние технич. хар-к выбросов; возможное применение очист. соор-ний с задан. эф-тью; манипулир-ние времен. диапазоном; предложение поменять хар-р сырья и др. Достиг-ся снижение выброса в-в => снижение конц-ции. 4) опр-ние юрид. статуса вред. в-ва. Статус ПДВ выдается д/тех вред. в-в, конц-ция кот. не превышает установл. ПДК. Если пред-тие в теч. года выбросит большее кол-во ЗВ, то разницу оно д. оплачитвать в 5-крат. размере. Если пред-тие выбрас-т ЗВ, кот. создает конц-wb. выше ПДК на контрольн. точках, то в-ву придается статус ВСВ и приклад-ся план мероприятий, выполнение кот. д. обеспечить выполняемость критерия ПДК. 5) разработка мониторинга. Чем ближе конц-ция в-ва к верх. точке ПДК, тем чаще необх-мо вести мониторинг. Мониторинг ведется д/отдельно взятой контрол. точки. 6) оценка экон. ущерба: плата за зз. 24. Проект НДС. Цель – обоснование исп-ния вод. ресурсов на объекте и способы утил-ции остаточ. вод. Задачи: составление баланса водопотреб. и водоотведения; обоснование оценки возд-вия сточ. вод на ОС; оценка экон. ущерба; разработка мониторинга кач-ва вод прилегающей тер-рии. Проектов м.б. неск-ко: сброс сточ. вод в ВО; на р-ф; в кнализац. коллектор. Рассмотрим 1 вар-т. Структура проекта НДС: 1 блок: дается описание мест-ти, прир. усл., крат. хар-ка пр-ва как источника зз ВО. Здесь говорится о том какие водотоки принимают сточ. воды, их гидролог. и гидрохим. хар-ка. Привод-ся инф-ция о водосбор. бассейне дан. уч-ка. Дается крат. инф-ция пр-ва. Рассмат-ся цеха, уч-ки, площади тер-рии, что выполн-ся на пред-тии, откуда берется вода, наличие очист. соор-ний, их эф-ть. 2 блок: составление баланса водопотреб. и водоотвед. Дан. блок требует серьез. подхода и опир-ся на инструм. и расчет. замеры. Баланс водопотреб. предназначен д/обоснования кол-ва воды д/внутр. нужд пред-тия. Сначала составл-ся схема со всеми цехами, уч-ками. Кажд. уч-к в зависим-ти от нагрузки, производит-ти требует опр-нрого кол-ва воды задан. кач-ва. Как правило, кач-во воды д. удовлет-ть ПДК хоз-питьев. В отдел. случаях вода требует особой подгот-ки. На кжд. пред-тии д.б. 2 водомерн. счетчика: нас тадии приема воды и на стадии отвода. Получ-ся общие цифры – ск-ко на пред-тие треб-ся воды. Вода м. поступать из разн. источников. След. часть инвен-ции 0 баланс водоотвед. Кажд. источник, кот. получает воду, после ее исп-ния сбрасывает ее. Указ-ся какое кол-во от кажд. цеха отходит и какого кач-ва воды. Дается хар-ка усл.: какое кол-во воды, распред-ние во времени и простр-ве. В подтверждение этого баланса приклад-ся договор с водоканалом на поставку необх. кол-ва воды в теч. года. 3 блок: оценка возд-вия сточ. вод на ОС. Примен-ся 2 м-да: Родзиллера-Фролова и м-д Караушева. Д/моделир-ния необх-мы след. параметры: 1) технолог.: расход сточ. вод, d трубы, глубина, расст-ние от берега. 2) гидрологич.: роасход воды, длина, ширина, глубина, скорость течения, коэф-т шероховат-ти, коэф-т меандрир-ния. Эти базов. величины занос-ся в модель. По коэф-ту Шези опр-ся кратность разбавления. 3) гидрохим. показ-ли: конц-ция кажд. ЗВ, фон. конц-ция. В итоге получ-ся конц-ция i-го в-ва, кот. нужно сравнить с ПДК. Если Ci >ПДКi, то н. предлагать природоохр. мероприятия. 4 – мониторинг. рекоменд-ся делать замеры в 2 местах: ниже сброса на 500м и в месте сброса. Проект предполагает моделир-ние зз, когда сброс осущ-ся не в водоток, а в водоем. В этом случае исп-ся модель Руффеля. Кратность разбавления услож-ся доп. ф-рами. Еще один вар-т проекта НДС – сброс на р-a/ Как правило, рассм-ся случаи, когда с тер-рии пром. площадки стекает дождев. и талая вода. Здесь разбав-ния нет, моделир-ть нечего. Если с тер-рии пром. площадки стекает вода, пред-тие за это платит. Пред-тие заключает договор с орг-цией, кот. забирает стоки. В самой низкой части на тер-рии пром. площадки вырывается колодец. По мере накопления колодца вызыв-ся водовоз, кот. откачивает воду. 25. Проект ПНООЛР. Цель: сделать прозрач. д/контроля движение отходов с момента их обр-ния до утил-ции или рекуперации. Задачи: проведение детал. инвен-ции всех источников обр-ния отходов; опр-ние степени опас-ти продуктов; рекомендации по их размещению и утил-ции; подбор юрид. док-тов, подтверж. движение отходов на всех этапах; оценка экон. ущерба. Стркутура проекта: 1) инвен-ция. Анализ кажд. цеха, уч-ка пр-ва, где м. обр-ся выделения отх. Исп-ся расчет. м-ды, кот. положены в основу . Идет перечисление возможных видов отх и на основе удельн. показ-лей опр-ся колич-ная хар-ка образ-ся отх. Во всех остал. случаях пред-тие обоснов-ет колич. и кач. хар-ки на основании физ-хим. з-нов, балансов. м-дов, инструм. м-дов. Рез-т инвен-ции – сводн. перечень всех образ-ся отх. 2) оценка опас-ти отх. КО: 1- чрез. опас., 2- опас., 3- умер. опас., 4- малоопас., 5 –нетоксич. На основании многолет. предварит. испытаний разработан фед. справочник опас. отх. Это перечень отх, кот. явл-ся стабильн. д/многих пред-тий. кажд. отх имеет свой код. посдел. цифра означает КО. Предполаг-ся, что если на каком-то пред-тии имеется вид отх, хар-ный тольеко для него, то с помощью инструм. м-дов опр-ся его степень опас-ти. После проверки гос. экспертизы этой величины опас-ти данные передаются в общерос. информац. центр, кот. накапливает эту базу данных. По мере накомпления этот классификатор дополн-ся новым перечнем. С др. стороны его не спешат дополнить, т.к. КО явл-ся ориентировоч. Помимо опр-ния КО исп-ся еще 2 м-да: 1) расчетн.: основан на комплекс. анализе отдельн. отх. Состав-ся крат. токсиколог. хар-ка на все компоненты отх. 2) инструм.: опр-ние хим. состава отх. Основаны на опр-нии биотоксич-ти отх. Исп-ся 2-3 биоиндикатора. Наиб. популяр. – дафнии. 3) рекомедации по размещению, рекуперации. Он разраб-ся на основе данных по конкрет. р-ну. Любой отх м. утил-ть. Любой объем отх, кот. планир-ся передать на сторону, д.б. документально оформлен. После разраб-ки проекта его отправляют на согласование. На сегодня пред-тие обяз-ся разраб-ть еще один вид проекта. пред-тие д. получить лицензию на право обращения с отх. Лицензия – небольш. проект, обоснов. о возмож-ти обр-ния отх на дан. пред-тии и их потенц. опас-ть. Это проект ПНОЛР в тезисном виде. К нему необх-мо приложить сертификат. Материалы, подготовл. на лицензию на право обращения с отх. проходят гос. экспертизу. После этого весь комплект материалов подается на утверждение. Оценка экон. ущерба опр-ся также как по в-ху, только плата рассчит-ся д\кажд. КО отх в т/год. 26. Проект СЗЗ. Цель-обосновать б/о работы пред-тия по хим. и физ. ф-ру д/ОПС. Глав. аргумент этого проекта – рекомендации по выделению буферной СЗЗ; также цель – мера защиты Н от вред. возд-вия. Задачи: оценка б/о пред-тия по хим., физ. ф-ру зз; составление объедин. комплекс. границы, ее удален-ть от источника зз. М-ды: картографич., инструм., расчет. СЗЗ устан-ся неск. способами: 1) нормативный: основан на положении СанПиНа о границе СЗЗ. В нем пред-тия класс-ся на 5 категорий: 5 класс опас-ти – СЗЗ 50м, 4 – 100м, 3 – 300м, 2 – 500м, 1 – 1000м и >. этот подход явл-ся ориентировоч. 2) расчетн. 3) инструметнал. Структура проекта СЗЗ: 1) общеинформац. блок: нормативн. размерности СЗЗ, обоснов-ся способ построения границы СЗЗ: концентрич. способ, с учетом. розы ветров. Д/города допуск-ся концентрич. способ, д/сельск. мест-ти – способ с учетом розы вестров. Если источники организ., высокие – отсчет границы ведется от центра источника. Если низкие орг. или неорг. источники, отсчет ведется от границы пром. площадки. 2) обоснование СЗЗ по хим. ф-ру зз. Привод-ся инвен-ция источника выбросов. Осущ-ся расчет рассеивания по ОНД-86. Рез-тами расчета стан-ся изолинии отдельн. ЗВ. СанПиН допускает изм-ние р-ра СЗЗ в сторону увелич. и в сторону умен-ния. По хим. ф-ру пред-тие д. иметь р-р СЗЗ, удевлет-щий величинам ПДК на его границе д/кажд. ЗВ. 3) обоснование СЗЗ по физ. ф-ру: шумов., вибрац., инфразв., ЭМ зз. Шумовое: сущ-ет 2 СНиПа, по кот. прелаг-ся модель опр-ния уровня звук. давления д/охраняем. зон. СНиП 77г и модифицир. СНиП 2003г. Согласно послед. СНиП 77г недействителен, а СНиП 2003г не утвержден. Принцип расчета: созд-ся инвен-ция источника шума на пред-тии, занос-ся в модель, согласно кот. шум ослабевает с расстоянием. Д/этого исп-ся расчет. м-ды, либо автоматизир. ч/з программ. продукты. Итог расчета – карта с изолиниями равных уровней звук. давления. Уровень шума опр-ся по 8 частотам, по эквив. ур. шума. Д/кажд. значения имеется свой ПДУ. Также наклад-ся на границы СЗЗ, чтобы они полностью вписыв-сь. Если нет, то примен-ся шумоглушители и др. Помиом шум. зз н. доказ-ть б/о по инфразвуку и вибрации, это осущ-ся инструм. м-дами. ЭМ источники зз: 1. неионизир.: рассмат-ся магнит. и эл. состав-щая, кот. рассчит-ся д/высоковольт. ЛЭП, подстанций, приемников, передающих устройств. Когда мы говорим о хим. зз, мы оконтуриваем СЗЗ. Когда говорим о физ. зз оконтуриваем сан.-гиг. разрыв. 2. неионизир.: опр-ся по 2 показ-лям – общее гамма-излучение; устан-ние б/о по сод-нию радона. 4) обоснование СЗЗ по объединен. показ-лям 5) предложение программы мониторинга. Если нет нарушений – разовые замеры в контрол. точках. Если меняем р-р СЗЗ отн-но норматив. значений – мы д. подтвердить инструм. м-дами обоснован-ть этих изм-ний. Расчет. м-дов не досточно, поэт. на основании СанПиНа пред-тие устан-ет на осн. ЗВ точки наблюдений, в кажд. из кот. д. провестись не < 30 замеров – д/пред-тий 5,4,3 КО. Если пред-тие 1 и 2 КО – не <50. 27. Проект ЗСО. Цель: обосновать размещение объектов, пр-в, различ. хоз. деят-ти на тер-рии, кот. оказ-ся защищенной по отн-нию к действующим водозаборам. Задачи: провести инвен-wb. всех действ. водозаборов подзем. вод; охарак-ть четвертич. и корен. породы, окруж. водозаборн. соор-ние; выделить 3 пояса защиты водозабор. соор-ний. Проект начин-ся с того, что в специализир. учреждениях собирается инф-ция о всех скв, кот. распол-ся вблизи интересующего объекта. Собир-ся инф-ция технич. сод-ния: технич. паспорт на кажд. скв, на кажд. водозабор. Он содержит инф-цию о: конструкции скв: глубина, d труб, интервал залегания фильтра. Кондуктор обсажив-ся цемент. р-ром. После этого разбурив-ся осн. ствол скв. В УР осн. переход от пресс. вод к солоновтым – до 150м. После бурения скв провод-ся гидролог. испытания и анализ-ся керн. Где встреч-ся песок там потенц. водоток. В таких местах устан-ся фильтры. Также паспорт содержит гидравлич. хар-ки (напорн. ур. воды) и данные о хим. составе воды. Проводчт откачку: воду насосом откачивают из скв. Если после 20ч напорн. ур. дошел до фильтра =>низкий ур. откачки. Далее опр-ся 3 пояса: 1) зона строгого режима (30-50м). Она д.б. огорожена. Она предот-ет зз поверх. стоков, кот. м. попасть вдоль ствола скв. 2) предназначен д/защиты от биол. зз. Это расчетн. величина, кот. зависит от скорости движения подзем. вод. Предполан-ся, что осн. опас. биол. формы в течение 400 суток теряют свою опас-ть по отн-нию к ч-ку. Механизмы: адсорбция воды с вмещающ. породами; времен. промежуток, кот. хар-ет продол-ть актиав. жизни патологич. ор-мов. 3) предпогает защиту подзем. вод от хим. зз. Здесь времен. порог – 1050 суток. Это время добегания потенц. зз воды до скв. На сегодня зоны ЗСО делают примитивно: из границы делают концентрич-ми, но петлеобраз. форму тоже нельзя делать => депресион. воронки. Проект ЗСО проходит согласование в МПР. Отдельно его не делают, он явл-ся состав. частью проекта ОВО или др. проекта.
28 Рекомендации по проектированию размещения производства и учета особенностей источников загрязнения на предприятиях нефтедобычиКласс I - санитарно-защитная зона 1000 м.1. Промышленные объекты по добыче нефти при выбросе сероводорода от 0,5 до 1 т/сутки, а также с высоким содержанием летучих углеводородов.Класс III - санитарно-защитная зона 300 м.1. Промышленные объекты по добыче нефти при выбросе сероводорода до 0,5 т/сутки с малым содержанием летучих углеводородов. В местах скважин в атмосферу поступают выбросы газов и продуктов сгорания при работе двигателей буровых установок и ДЭС (сернистый и серный ангидриды, оксиды азота, соединения ванадия,)и испарении легколетучих веществ(склад хранения ГСМ). Повышается загазованность и запыленность воздуха за счет химических реагентов, тонкодисперсных порошков извести, цемента, глинопорошков, утяжелителей(при приготовлении бурового раствора). При добыче – утечка газов и нефтепродуктов через неплотности . Характерные загрязнители разнообразные УВ, ктроме них в процессе обслуживания и работы технол. Оборудования выдел- окс.углерода,азота, серы бензопирен, формальдегид, сажа. На компрессорных станциях при газоперекачке выдел окс.азота и углерода, если в газа содерж сера, то сероводород, то оксид серы. Мероприятия : внедрение установок очистки выхлопных газов дизелей буровых установок,, установка более совершенных клапанов сброса газа из затрубного пространства скважин. Внедрение герметизированной системы сброса нефти и газа,строительство установок для улавливания и обезвреживания вв и отходящих газов, применение закрытой факельной системы, для ликвидации выбросов сероводорода, при продувке скважины, с последующим его сжиганием. : Основными источниками загрязнения водоемов являются: - пластовые воды; - буровые растворы и жидкости для ремонта скважин; - технические и сточные воды, включая бытовые. Земляные работы могут сильно изменить существующую систему стока, а это, в свою очередь, может привести к изменениям в растительном покрове и живой природе. Технологические процессы на промысле могут быть источником загрязнения водоемов.
Скваж-ы необратимо наруш-т целост-ть водоупоров,измен-е парам-в подз-х вод. Увеличивается минерализация вода, кол-во микро и макро элементов , появление в поверх. водах хлориды сульфаты кальций мадний,УВ фелоны. При добыче нефти воды закачивают в плат для поддержания давления поэтому сброс не осуществляется. Случаются нефтеразливы, хлоридное загрязнение – обусловлено попаданием в поверхностные воды буровых сточных вод. Защита водной среды от загрязнений – использование бурового раствора, не содерж. токс добавок, гидроизоляция шламовых амбаров, обустройство скважин бетонными площадками и дренажными емкостями , обеззараживание стоков. Загрязнение почв-захламление строительно-бытовым мусором, скопление метеллолома. Хим.загр-от буровых растворов(отсутствие гидроизоляции в амбаре), разлива нефти(повреждение трубопровода),ГСМ(трещины в емкостях хранения), химреагентами. Изменение почвенных условий может повлечь за собой дальнейшие вторичные воздействия в результате того, что места обитания не могут в прежней мере обеспечить жизнеспособность фауны и флоры. Интенсивная разведка и многолетняя эксплуатация нефтяных месторождений вызывает также деформации земной коры, сопровождающихся вертикальными и горизонтальными смещениями горных пород, под влиянием просадочных явлений происходит искривление стволов скважин, деформация обсадных колонн и разрушение объектов промыслового обустройства. Локальное понижение поверхности вызывает изменение водного и теплового режима, происходит заболачивание территории за счет подтока грунтовых вод. Как следствие изменяются микроклиматические условия и выводятся из с/х оборота ценные земли. Просадочные явления наблюдаются далеко не повсеместно и, чтобы они имели место, требуется сочетание многочис
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (817)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |