Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Исторический характер человеческого существования




 

Человеческое существование обладает еще одной примечательной чертой. Ее нет в мире природы. Человечество живет в истории. Что же это такое? Уже из опыта изучения истории мы знаем, что интерес к ней связан с тем, какое значение общество придает изменениям в своей жизни. История также всегда связана со временем. Наконец, внимание к отдельным событиям, особенностям в жизни того или иного общества, к уникальности и неповторимости происходившего – тоже отличительная черта истории.

Рассмотрим эти черты подробнее. Человечество живет во времени и придает ему большое значение. Но время – это не просто деление на секунды, минуты, годы и т.д. Для истории важно, что мы делим время на прошлое, настоящее и будущее. Будущее – это наши планы, проекты, цели, т.е. нечто еще не осуществленное. И будущее для нас возникает тогда, когда мы начинаем строить планы или проекты. Настоящее – это совокупность того, что мы осуществляем или в процессе осуществления чего находимся. Прошлое представляет собой все то, что завершилось, закончилось, уже осуществлено. Я учусь в университете и это мое настоящее. Я планирую быть преподавателем и это мое будущее. Обучение в школе – мое прошлое.



Но самое важное для нас в такой характеристике времени состоит в том, что разделение на прошлое-настоящее-будущее является способом человеческого самопонимания, а движение из прошлого через настоящее в будущее становится способом человеческого существования. Философы называют это свойство «историчностью» человека. Животному нет необходимости строить планы и осмысливать прошлое как опыт решения проблем. Видовая программа будет гарантировать успех его действий вчера, сегодня, завтра. Тем самым для животного не существует историчности. Человек вынужден проектировать будущее и осмысливать для этого прошлое.

Вторая важнейшая черта историчности человеческого бытия состоит в уникальности и неповторимости каждого этапа жизни. Человек и человечество всегда находятся в ситуации, которая каждый раз нова и непохожа на все, что было до этого. Все ситуации, в которые попадает животное, типичны. Вот почему его видовая программа прекрасно справляется с тем, что было, есть и будет. Люди оказываются в положении, которое каждый раз нетипично, индивидуально, не стандартно. Поэтому они вынуждены выстраивать план еще неведомого им будущего и обращаться к прошлому как для осмысления этапа, на котором они находятся, так и для определения своих перспектив. Ведь одно дело сталкиваться с ситуациями известными, предсказуемыми, для решения которых ответ давно известен. А другое дело столкнуться с чем-то таким, что ново и необычно.

Третья важнейшая черта историчности – это изменчивость человеческого бытия. Так как человечество постоянно сталкивается с новизной, оно и движется от этапа к этапу, от одного состояния к другому. При этом каждый этап нов и поэтому ставит всякий раз перед человечеством особые задачи. Вы, конечно, можете возразить. А разве в природе нет эволюционных процессов, нет изменений. Есть, но прошлое для них, как говорил один мыслитель - это «мертвое» прошлое. Прошлое для человека – это «живое» прошлое.

Это значит, что свое прошлое мы осмысливаем, пытаемся его изучить. Благодаря этому оно нас чему-то может научить. С этой целью мы к нему и обращаемся. И вот как только мы это понимаем, то для нас открывается история. История тем самым является такой совокупностью уникальных этапов, стадий, периодов человеческого существования, которая его и определяет.

Почему же человечество живет в истории? Причину следует искать в деятельности. Человек ставит цели и преобразует мир для их реализации. Но ведь человек не обладает абсолютными знаниями и поэтому не может предсказать, даже если бы и пытался, все последствия своих действий. Значит рано или поздно, через годы, столетия и даже тысячелетия, будут накапливаться незапланированные последствия действий предшественников. В какой-то момент человеческого бытия они проявятся и создадут перед потомками новую нетипичную ситуацию. Решать ее человек может только одним образом: снова все преобразуя. Новый акт преобразования будет порождать новые незапланированные последствия и так без конца.

Вот как рождается история и почему человечество даже обречено в ней существовать. В этом смысле история носит объективный характер. Причина ее возникновения лежит не в желаниях и прихотях людей, а в способе связи человека с миром. Поэтому, чтобы осознать на каком этапе мы находимся, почему мы находимся на этом этапе, каковы наши перспективы и что следует сделать, приходится обращаться к осмыслению прошлого. Только оно может ответить на вопрос, почему мы являемся такими, какими мы есть, т.е. открыть причины настоящего. И только оно может дать опыт решения тех или иных проблем.

Хотя история, как и свобода, является сущностной чертой человеческого бытия, отношение к ней в разные эпохи было различным. В первобытную эпоху, когда масштабы человеческой деятельности были достаточно малы, да и люди не желали изменений, то и динамичность жизни была минимальной. Как правило, она не замечалась. Поэтому сознание людей было неисторичным. Они не интересовались прошлым, не уделяли внимания событиям, которые у них когда-то происходили. Из прошлого они помнили только мифы, легенды, сказания, повествующие о деяниях богов или предков и указывающие потомкам как жить. Все, что в жизни им противоречило, игнорировалось или забывалось.

С возникновением первых цивилизаций жизнь стала более динамичной. На историю стали обращать внимание. Стали появляться первые исторические труды, в которых не просто отмечались наиболее яркие события прошлого, но делались попытки их осмыслить. Авторы пытались увидеть связь между событиями, определить их возможное направление, дать им оценку. Но ход истории в основном связывался с действиями великих личностей. Для большинства людей древних цивилизаций, боявшихся новизны и не являвшихся творцами истории, она по-прежнему воспринималась как враждебная и чуждая им сила. Поэтому исторический процесс воспринимался ими в виде цикла, круга, где все, в конечном счете, должно было вернуться к старым добрым временам. Люди терпели историю и ждали, когда она закончится.

Отношение к ней меняется с возникновением современных цивилизаций, ориентированных на активное преобразование мира. История начинает восприниматься как носитель долгожданных положительных изменений. С середины 18 века и особенно в 19 веке в Западной Европе становится популярным учение о прогрессе. Мыслители считают, что все человечество неумолимо, неизбежно и необратимо движется от низших стадий к высшим. Прогресс связывается ими с развитием техники, науки, промышленности, рыночной экономики, демократического устройства.

В 20 веке представления человечества об истории изменились, особенно после мировых войн. Теперь к восхвалению прогресса стали относиться более осторожно. Современные мыслители считают, что сформулировать какой-то единый закон всей истории невозможно, поэтому будущее представляется открытым и многовариантным. В истории теперь отрицают однозначную предопределенность одного этапа другим. Считается, что в каждую эпоху было несколько линий развития, которые конкурировали друг с другом. Поэтому понять своеобразие каждого этапа можно, только если учитывать переплетение, борьбу разных линий развития. Современные мыслители считают, что невозможно объяснить ход всей истории только какой-то одной причиной, будь-то экономика, политика или духовная жизнь. В истории действуют разные причины, и своеобразие каждого исторического этапа можно объяснить только конкретным переплетением весьма конкретных причин. Например, невозможно объяснить причины Октябрьской революции 1917 г. теми причинами, которые вызвали к жизни Французскую буржуазную революцию 1789 г. Наконец, современные исследователи отрицают возможность только одной единственной периодизации исторического процесса. Историю можно делить по-разному. Все зависит от того, какие стороны общественной жизни мы считаем важными. Если для нас важна экономика, то и в истории мы будем изучать влияние экономики на жизнь общества. Если значение приобретает духовная жизнь, то и роль ее в истории для нас будет важнейшей.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Свобода является сущностной чертой человеческого существования и порождена деятельностным отношением к миру.

2. Основные признаки свободного действия: способность преодолеть препятствие и достичь поставленной цели; способность быть самому причиной собственных действий; цель, поставленная разумом как причина свободного поступка; ответственность как осознание последствий своих действий; наличие выбора и творчество как создание новой альтернативы.

3. Свобода находит свое выражение в формировании индивидуальности и личности. Быть индивидуальностью значить обладать способностью и желанием проявлять автономию и своеобразие. Быть личностью значит сознательно направлять свою способность и желание автономии и своеобразия на укрепление и развитие социальных отношений.

4. Исторический характер человеческого существования состоит в уникальности или своеобразии каждого его этапа; в том, что эта уникальность каждый раз определяет важнейшие черты человеческого существования; в том, что для определения своеобразия каждого этапа и его перспектив следует обращаться к осмыслению прошлого как накопленного опыта человеческого бытия.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назвать основные черты свободного действия

2. Что такое индивидуальность, и при каких условиях необходимо проявление индивидуальности?

3. Назовите основные формы отношения к истории в человеческой культуре

 

СЛОВАРЬ

 

Индивид – характеристика отдельного существования в противовес группе, коллективу

Индивидуальность – способность и желание человека быть своеобразным (т.е. проявлять свойства, которыми не обладают другие) и автономным (т.е. самому быть причиной своих действий)

Личность – способность и желание человека проявлять индивидуальность и автономность для укрепления и развития общественных отношений

Необходимость – совокупность условий, препятствий, заставляющих человека поступить помимо его воли

Прогресс – направленное, необратимое, закономерное изменение объекта (общества, например) от низшей стадии к высшей, от менее совершенного состояния к более совершенному

Свобода – способность самому быть причиной своих действий

 

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» или «нет»)

 

1. Свобода и произвол - это одно и то же

2. Свобода - это способность выбирать осознанно

3. Обладать свойством свободы может только человек

4. Свобода - это иллюзия человека, а на самом деле все подчинено законам природы

5. Человечество всегда стремилось к свободе, потому что свобода – это сущность человека

6. Люди боятся быть свободными из-за необразованности

7. Все восстания и революции в жизни общества происходили из-за любви человека к свободе

8. Когда человек живет только чувствами и эмоциями, он подчинен необходимости

9. Свобода – это подавление разумом человеческих чувств и эмоций

10. Только в обществе человек может быть свободен, потому что общество избавляет человека от власти сил природы

11. Став жить в обществе, человек просто сменил один вид рабства на другой. Раньше он подчинялся силам природы, а теперь - власти общества

12. Индивидуальность не может нормально существовать в обществе, потому что всегда будет вступать в конфликт с потребностями общества

13. Личность – это человек, который пожертвовал своими интересами ради интересов общества

14. Человек начинает задумываться над прошлым и будущим только тогда, когда сталкивается с открытостью и изменчивостью жизни

15. Люди во все времена одинаковы, потому что всегда испытывают одни и те же страсти (любовь, ненависть, храбрость, трусость), поэтому история – это только внешняя и поверхностная сторона жизни

16. Человечество совершенствуется, о чем свидетельствует прогресс в науке и технике

17. Знания о недавнем прошлом достовернее, чем знания о далеком прошлом, потому что от недавнего прошлого осталось больше информации и сохранились очевидцы событий

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)