Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение деятельности для человеческого существования



2015-12-06 944 Обсуждений (0)
Значение деятельности для человеческого существования 0.00 из 5.00 0 оценок




Функция – постоянные, повторяющиеся (обратимые), целенаправленные действия одного элемента структуры по отношению к структуре и другим элементам.

Ценности – высказывания или утверждения о желаемом или должном с точки зрения человека или общества.

 

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» или «нет»):

 

1. Объектом обществознания является общество в целом, а предметом – закономерности общественной жизни.

2. Чтобы понять, чем занимается обществознание, нужно вычесть из такого объекта изучения, как общество, объекты изучения остальных социальных наук (экономики, правоведения, политологии и прочих). Остаток и составит объект обществознания.

3. Общества вообще не существует, а существуют только конкретные общества. Поэтому единственная наука, которая дает верные знания об обществе - это история.

4. Выявление законов общественной жизни позволяет не только объяснять факты настоящего и прошлого, но и делать предсказания будущего.

5. Обществовед изучает, что такое государство вообще, а историк – что такое рабовладельческое государство.

6. Хозяйственная жизнь общества является одним из элементов структуры общества.

7. Египетское государство возникло около 3000 г. до н. э. – это факт, а то, что государство возникает тогда, когда общество раскалывается на группы с противоположными или несовпадающими интересами – это закон.

8. Сказать о том, что рабовладельческое общество делилось на рабов и рабовладельцев, которые эксплуатировали рабов, означает выявлять структуру рабовладельческого общества.

9. Познавательная функция обществознания состоит в том, чтобы помочь человеку извлечь практическую пользу в жизни.

10. Ценности существуют до тех пор, пока наука еще не получила точных знаний о каком-либо объекте.

11. Мировоззренческая функция обществознания состоит, прежде всего, в том, чтобы снабдить человека точными знаниями об обществе.

12. Если человек не размышляет над тем, что такое Вселенная, значит он не обладает мировоззрением.

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

(только один вариант)

 

1. Между правоведением и обществознанием есть сходство: право, как и социальные отношения, пронизывает все стороны человеческой жизни. А отличаются они друг от друга тем, что

а) изучают разные части общественной жизни

б) правовед знает свою область глубже, а обществовед знает право поверхностно

в) правовед занимается фактами правовой жизни, а обществовед строит теории

г) правовед изучает свойства самого права, а обществовед – как общество влияет на право и как право влияет на общественную жизнь.

 

2. Наука история отличается от обществознания тем, что

а) история изучает прошлое, а обществознание – современность

б) история изучает изменения, а обществознание – статику

в) история изучает особенности общественной жизни в определенном месте и времени, а обществознание – общие закономерности общественной жизни.

 

3. В чем заключается критика обществоведа как ученого

а) критиковать существующие знания об обществе

б) критиковать существующую общественную жизнь

в) показать, что существует изнанка благополучной общественной жизни

г) показать не только темные стороны общественной жизни, но и предложить способ их изменения

 

4. «Социологическое знание [знание об обществе] ведет к существенной утрате иллюзий» (П. Бергер). Это значит, что смысл научных знаний об обществе состоит в том, чтобы

а) всегда показывать отрицательные стороны общественной жизни

б) открывать те стороны общественной жизни, которые недоступны повседневному житейскому опыту

в) осознать, что невозможно получить полную и окончательную картину жизни общества

 

5. Какие высказывания относятся к знаниям, а какие к ценностям

а) «Все общества, кроме первобытного, делились на господствующие и эксплуатируемые классы»

б) «Следует любить ближних»

в) «Добро – это отношение к другому человеку как к цели, а не как к средству»

г) «Как прекрасна эта картина»

д) «Наука не должна заниматься оцениванием окружающего мира»

е) «Бросить в беде друга – безнравственно»

ж) «Ханжество – это стремление скрыть подлинные, как правило, низменные мотивы своих поступков»

з) «Свобода является одной из главных ценностей индустриального общества»

 

6. Сущность мировоззрения состоит в том, что оно

а) дает научную картину мира

б) формирует представление о Вселенной, окружающей человека

в) дополняет гуманитарные знания естественнонаучными знаниями

д) формулирует принципы познания мира и ценности, которые надлежит осуществлять

 

7. Мировоззрение существует

а) только в том обществе, где развита наука

б) в том обществе, где существуют люди, специально занимающиеся умственным трудом

в) в любом обществе с периода его возникновения

г) в обществе с периода возникновения религии

д) в обществе, где развивается разделение труда, возникает сложная социальная структура и государство

 

ЗАДАЧИ

 

1. «Первая заповедь социолога [ученого, изучающего общество] заключается в следующем: вещи суть не то, чем они кажутся» (П. Бергер). Какие особенности научного познания отражены в данном высказывании?

2. Как вы думаете, что объединяет и что отличает друг от друга ученого-экономиста и ученого-обществоведа?

3. «Если то, что подростки катаются на краденых машинах, есть “проблема”, то “решением” ее можно считать их приход в местный клуб для участия в коллективных играх» (П. Бергер). А чья это проблема: науки, полиции и социальных служб, главаря подростковой банды? А что нужно, чтобы это стало научной проблемой?

4. «Социологическое сознание [т.е. научный взгляд на общество]… никоим образом не дает окончательного ответа на вопрос об истине, но чуть-чуть уменьшает вероятность того, что мы угодим в сети, которые расставляют на нашем пути проходимцы, мнящие себя спасителями человечества» (П. Бергер). Как вы думаете, о каких преимуществах научного познания общества говорится в этих словах?

5. Естественнонаучное знание, как правило, дает нам представления о тех вещах, с которыми мы никогда не сталкивались в нашей повседневной жизни. Но ведь с общественной жизнью каждый из нас постоянно имеет дело помимо всякой науки. Что же тогда такого нового дает нам обществознание?

6. Как вы думаете, может ли заинтересовать ученого-обществоведа тема возникновения Киевской Руси или германских государств в Западной Европе? А если заинтересует, чем будет отличаться подход обществоведа от подхода историка?

7. История изучает конкретные события и процессы, реально происходившие в пространстве и времени. Обществовед изучает абстракции. Зачем изучать абстракции, когда можно изучать конкретные вещи?

8. Ученый-астроном, изучающий свойства Вселенной, несомненно, имеет дело с миром во всей его полноте и глубине. Значит ли это, что люди, которые не интересуются законами Вселенной, не имеют мировоззрения? А если имеют, на каком основании мы можем назвать их воззрения мировоззрением?

9. «Мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений об окружающем мире». Верно ли данное определение мировоззрения?


1. ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

 

1.1. Деятельность как основа человеческого существования

1.1.1. Понятие деятельности

1.1.2. Значение деятельности для человеческого существования

1.1.3. Соотношение природного и социального в человеческом существовании

1.1.4. Виды человеческого отношения к миру

 

Основные цели и задачи темы

 

1. Сформулировать основную черту, характеризующую специфику человеческого существования и разъяснить ее путем сравнения с активностью животных, т.е. показать, что есть деятельность и чем она отличается от поведения животных.

2. Показать какие особенности человеческого существования и как порождаются деятельностным отношением, а именно дать характеристику сознания, опосредованного отношения к миру, универсальности, искусственности и социальности и показать их обусловленность деятельностью.

3. Определить место деятельности через проблему соотношения деятельности и поведения в человеческом существовании, продемонстрировав тем самым сложность и противоречивость человеческого бытия.

4. Показать, в каких основных формах проявляется человеческая активность, и дать их характеристику, а именно дать анализ сущности труда, общения, игры и творчества.

 

1.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

Понятие деятельности

 

Не случайно мы начинаем изучение общества с анализа особенностей человеческого бытия. Чтобы понять свойства общественной жизни, следует понять, в чем состоит своеобразие места в мире. С этой целью вводится понятие деятельности. Оно характеризует специфику человеческого существования, т.е. то, что делает человека особым, уникальным существом. В то же время деятельность показывает наиболее существенные свойства человека. В чем же она состоит?

Прежде всего, деятельность представляет собой отношение человека к миру.

Сразу заметим, что не все человеческие действия носят деятельностный характер. Деятельность есть преобразовательное отношение к миру. Преобразовать – это не просто взять какой-то предмет, передвинуть его с места на место или уничтожить. Преобразовать значит создать нечто такое, чего раньше не существовало, поместить в мир природы такие предметы, которых там до этого не было и в принципе быть не может. Собственно это и есть весь мир, окружающий человека, в виде техники, технологии, продуктов культуры и т. д. Можно сказать, что человек связывается с миром посредством преобразовательной активности.

Какими свойствами она обладает?

1. Деятельность есть бытие человека. Это значит, что преобразование является не просто следствием произвольных желаний человека, а способом существования или выживания человека и как живого, и как специфического существа. Нет деятельности - нет человека. Поэтому человек преобразует мир не потому, что ему так хочется, а потому, что это необходимое условие человеческого существования.

2. Вы можете сказать, но ведь крестьянин-общинник в древности совсем не ставил цели преобразовывать действительность. Наоборот, в прошлом люди часто очень подозрительно относились ко всяким новшествам. Поэтому когда мы говорим о деятельности, то подразумеваем под ней не действия конкретного человека или группы, а способ существования человечества в целом. Крестьянин лично может отрицательно относиться к нововведениям, но способ его существования, т.е. занятие сельским хозяйством, предполагает преобразование природы. Поэтому действия определенных людей или групп представляют собой составную часть деятельностного отношения к миру, которое осуществляет человечество.

3. Деятельностное отношение обладает еще одним важным свойством. Оно направлено на создание предметов новых, до этого не существовавших. Чтобы их создать, сначала надо выстроить в своем сознании план, образ желаемого предмета. Это свойство называют словом «целеполагание», т.е. предварительное создание образа, схемы, образца желаемой вещи. Поскольку мы создаем такой образец для того, чтобы его осуществить, воплотить в действительности, то обозначаем его словом «цель». В этом отличие целеполаганияот целенаправленности и целенаправленного поведения животных. Они тоже действуют в соответствии с целью, но не воплощают ее в виде предварительно выстроенного плана, образца, схемы.

Теперь мы можем описать структуру деятельности. Она состоит из следующих элементов: мотив – идеальный образ желаемого предмета, само действие, которое представляет собой последовательность операций достижения цели (как правило, применение орудий труда), результат и сравнение цели с результатом.

В противоположность человеческой деятельности отношение всех остальных живых существ к миру принято обозначать словом «поведение». Поведение - это адаптация или приспосабливание к окружающей действительности. Конечно, не надо понимать адаптацию примитивно. Животное тоже проявляет активность. Но оно не меняет устройства природного мира. Более того, его активность является частью этого устройства, частью системы природы.

Поведение животного также представляет собой особый тип действий. Это действия в соответствии с видовой программой, т.е. с некоторой жестко заданной последовательностью действий. Сигналом к их совершению является как внутреннее состояние животного (жажда голода), так и ключевой раздражитель, т.е. некоторый сигнал в природе. Появление такого сигнала (звук, цвет, запах, изменение температуры) является условием запуска программы, которая далее исполняется автоматически. Поэтому основная задача животного в выживании - распознавание ключевого раздражителя. При таком способе существования ему нет надобности формировать образ желаемой вещи, задумываться над методами достижения целей, поскольку все объекты их потребностей в готовом виде существуют в природе.

Поэтому связь животного с миром носит непосредственный характер, т.е. оно потребляет вещество природы в готовом виде. Кроме того, животное зависимо от своего окружения. И мир для животного стабилен, постоянен, устойчив и только благодаря такому миру животное выживает.

Анализ особенностей деятельности и поведения как способов связи с миром позволяет нам понять еще одну вещь. То, что необходимо для эффективного осуществления деятельности, совсем не нужно для поведенческой активности. И наоборот. Вот почему нельзя говорить, что животные на эволюционной лестнице стоят ниже, чем человек. Скорее мы видим разные пути существования, которые приводят к совершенно различным последствиям.

 

Значение деятельности для человеческого существования

 

1. Прежде всего, именно деятельность выступает необходимым условием применения сознания. Это не означает, что наше сознание работает только тогда, когда мы созидаем нечто новое, но именно там оно необходимо. Сознание является необходимым инструментом для эффективного осуществления деятельности. Конечно, это не значит, что сначала появилась деятельность, а потом возникло сознание. Ведь, для преобразовательного действия необходимо наличие плана, схемы, образца желаемой вещи в сознании. Поэтому отношение сознания и деятельности лучше обозначить словами «взаимосвязь» и «взаимозависимость». Итак, первый вывод, который мы можем сделать, состоит в том, что принципиальные свойства сознания определяются характером деятельности.

Давайте посмотрим, что это за принципиальные свойства. Прежде всего, это уже известное нам целеполагание. Нетрудно заметить, что создание новых вещей, новых способов решения жизненных ситуаций требует развития еще одного свойства. Его принято называть словом «самосознание». Самосознание - это способность отличать себя и свои действия от состояний внешней среды. Образно говоря, самосознание есть способность сказать «Я», осознать свою непохожесть, отличие своих свойств и действий от а) свойств природы (быть человеком, а не животным), б) действий других социальных групп (Мы - Они), в) действий других людей вообще (быть Я, а не Ты). Проявляется потребность в самосознании тогда, когда повторение опыта других людей или своего собственного опыта перестает давать положительные результаты. Для определения причин неудачи и создания нового проекта действий мы, образно говоря, выходим из погруженности в мир и заглядываем внутрь себя, т.е. начинаем анализировать свои собственные свойства и способности.

Создание плана, проекта, образца перед началом действия требует применения еще одного свойства сознания. Его принято называть словом «мышление». Мышление есть способность соединять и разъединять предметы в своем сознании. Иначе эти черты мышления называют словами «анализ», или разделение на части, и «синтез», или соединение частей в целое. Нетрудно заметить, что в применении мышления нуждается только то существо, которое переделывает окружающий мир. Ведь чтобы получить желаемый предмет, вещество природы сначала надо разбить на части, а потом соединить их в желаемом виде.

2. Деятельность порождает опосредованный характер связи человека с миром. Во взаимоотношениях между природой и человеком встает посредник. Ведь человек потребляет не вещество природы в готовом виде, а только те предметы, которые сам создает. А прежде чем предмет потребить, он должен его создать, что, в свою очередь, требует предварительного создания орудий труда. Можно сказать, что связь человечества с природой опосредована сотворенными им предметами потребления, а получение их опосредовано совокупностью трудовых операций.

Данный посредник в самом общем виде можно назвать словом «искусственная среда» или «вторая природа». Это сами предметы потребления (пища, жилища, одежда, например) и средства их получения или способы преобразования природы. Они состоят из «техники» - орудий, которые человек использует, и «технологии» - приемов, правил, которые человек применяет в процессе создания нужных ему предметов.

Эта искусственная среда выполняет две функции:

а) она является средством освоения природного мира через технику и технологии.

б) она является конечной целью человеческих усилий.

Ведь сама по себе природа в ее естественном виде не столь нужна человеку. Она важна ему в форме продуктов его деятельности. Это значит, что человек нуждается в искусственной среде как в условии своего существования, поскольку только ее наличие делает его человеческим существом. Вот почему мир природы он воспринимает и осваивает опосредованно через свои потребности, теории, технику и технологию.

3. Опосредованное отношение к миру определяет универсальность человеческого существования. Оно возможно повсюду и применимо по отношению ко всему. Деятельность приводит к тому, что человек начинает зависеть не от мира природы, а от своих собственных целей и продуктов собственной активности. Можно сказать, что поведение человека задается миром культуры. Мир культуры есть область образцов человеческого существования. Они определяют, к чему должен стремиться человек и как он должен действовать. Поэтому человек сначала помещает в природную среду искусственную оболочку, которая обеспечивает ему возможность существовать везде.

4. Существование человека приобретает искусственный характер. Это означает, что приемы овладения природой и образцы желаемых вещей по наследству не передаются, не закладываются в генетическую или видовую программу. Они являются продуктом творческой активности и требуют специальных усилий по их сохранению. Пока люди желают сохранять их, найденные способы человеческого выживания будут действовать. Поэтому в человеческой культуре важнейшее значение приобретает разработка способов хранения, передачи и закрепления накопленных человеческих навыков.

5. Существование человека обладает еще одной особенностью. Оно носит общественный характер. В чем он проявляется? В первую очередь в том, что для сохранения и передачи накопленного опыта этого необходим коллективный способ существования. Только коллектив может сохранить открытые навыки и передать их по наследству.

Но и коллектив должен быть организован особым способом, чтобы эти навыки имели значение. Можно сказать, что люди - это стадные или стайные существа. Но деятельность влияет на характер этой коллективности. Преобразовательный характер активности (например, занятия сельским хозяйством) требует как постоянных совместных усилий, так и специфического характера этой совместности. Это разделение труда, когда одни делают орудия, к примеру, а другие их используют. Но самое главное, что связи между людьми начинают строиться на других принципах, а именно на нормах, придуманных ими самими. Суть этих правил состоит в обеспечении особого взаимодействия между людьми, порожденного деятельностью.

Вот теперь мы видим, как связана деятельность с важнейшими свойствами человека, позволяющими ему выживать. Деятельность определяет сознание, опосредованное отношение к миру, универсальность отношения к миру, искусственный и общественный характер человеческого существования.

 



2015-12-06 944 Обсуждений (0)
Значение деятельности для человеческого существования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение деятельности для человеческого существования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (944)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)