Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Экологическая проблема




 

Человек – живое существо, поэтому природа является источником его жизни. Но современная практика показывает, что во взаимоотношениях человека и природы произошли серьезные нарушения. Такая ситуация порождает целый спектр вопросов: какова степень неблагополучия? Можно ли её считать кризисом? Случаен кризис или неизбежен? Каковы его причины и перспективы преодоления?

Человек, как и любой живой организм, может существовать, пока есть внешняя среда. Более того, организм сохраняет свою жизнь и целостность до тех пор, пока сохраняются некоторые качества этой среды. Так, если некоторые виды животных существуют только в условиях леса, то его уничтожение, как правило, ведёт к гибели этих форм жизни. Осознание этого обстоятельства и породило специальную научную дисциплину экологию, которая изучает взаимоотношения организма и среды.

Анализ показывает наличие существенных различий между такими типами взаимоотношений, как «среда-животное» и «среда-человек». Эти различия заключаются в степени стабильности, устойчивости, повторяемости связей между организмом и средой. Поэтому одним из существенных понятий экологии будет понятие равновесия (гомеостазиса) или совокупности факторов, обеспечивающих стабильность выживания организма, а одним из разделов экологии - анализ факторов, сохраняющих или нарушающих это равновесие. Специфика равновесия в системе «среда-животное» состоит в следующем:



1. Все в природе взаимосвязано. Биологически важное вещество после его использования одним организмом превращается в форму, пригодную для усвоения другими организмами. Это ещё называется круговоротом вещества в природе.

2. Окружающая среда задаёт границы для существования организма. Так, в озере не сможет плавать 200 рыб, если корма хватает только для 100.

3. Cам организм является фактором, обеспечивающим стабильность среды. Количество зайцев, например, определяется количеством волков, но в свою очередь, и количество волков определяется количеством зайцев. Таким образом, оба элемента системы поддерживают стабильность существования друг друга в определенном соотношении. Итак, организмы приспосабливаются к уже существующим условиям.

Равновесие не является статическим, т.е. конкретные формы жизни могут изменяться, однако общая масса существующего живого должна сохраняться. Жизнь тем самым существует, пока существует равновесие, т.е. сохраняется стабильность факторов, обеспечивающих ее сохранение.

Опираясь на такое понимание равновесия, можно сформулировать понятие «экологический кризис». Это глобальное, необратимое нарушение факторов, обеспечивающих выживание существующих форм жизни. Зачастую мы неправильно понимаем сущность экологического кризиса. Ведь проблемы нехватки продовольствия, исчерпанности природных ресурсов вообще являются трудностями, которые имеют социально-экономический характер и могут быть разрешены человеческими способами (совершенствованием технологий, например). В экологическую проблему они начинают превращаться только тогда, когда несут угрозу не только человеческому существованию, но и природе как некоторой стабильной системе, порождающей и воспроизводящей существующие формы жизни на планете.

Экологическая проблема прошла в своём развитии ряд этапов. Если в 18-19 веках она связывалась с гибелью животных от прямого уничтожения, то в 19-20 веках – с уничтожением мест обитания живых организмов. Современный этап экологических проблем связан с нарушением физико-химических параметров стабильности среды обитания (температурный режим, радиационный фон, химический состав воздуха и т.д.). Опасность этой стадии в частности в том, что эти факторы недоступны прямому наблюдению. Поэтому ощущение и осознание людьми степени опасности может запаздывать.

Причины экологического кризиса справедливо связываются с деятельностью человека. Существует несколько гипотез, объясняющих эти причины.

1. Неразумность человека. Ведь человек не может до конца постичь законы природы, поэтому-то и использует эти законы неумело – использует непродуманно природные ресурсы, не умеет планировать и прогнозировать результаты своей деятельности.

2. Рост потребностей. Люди всегда хотели жить комфортно, поэтому их потребности постоянно возрастают, ведь чем больше имеешь, тем большего хочешь иметь. Поэтому человеку приходится вовлекать в орбиту своих интересов всё новое и новое вещество природы.

3. Эгоистические интересы господствующих социальных групп. На Западе это класс предпринимателей, для которых ведущим интересом является прибыль, а природу они рассматривают лишь как средство ее получения. В тоталитарных обществах это интересы чиновничьего аппарата, для которого основной ценностью является власть, а всё остальное – только средством ее укрепления.

Вот почему распространено представление, что если бы люди ограничили свои потребности, знали бы законы природы, если бы они планировали свои действия по отношению к природе и не руководствовались эгоистическими интересами, то экологическая проблема была бы исчерпана. Но так ли это? Думается, что указанные явления – факторы, только усиливающие кризис, но не порождающие его.

Основное условие, в котором заложен возможный исток экологической проблемы, порождено самим способом человеческого существования. Существеннейшая отличительная черта человека заключается в том, что он преобразовывает природу, а не приспосабливается к ней, как животное. Следовательно, человеческое существование возможно только за счет подавления других живых форм. Человек создает свою, искусственную среду, чуждую природе. Поэтому сам факт его существования как преобразующего существа уже нарушает сложившееся до человека природное равновесие, даже если его потребности минимальны.

 

Кроме того, человек всегда действует в условиях ограниченности своих знаний и возможностей. Он не знает (да и не может постичь) до конца законы природы, поэтому не может предсказать всех последствий своих действий, которые зачастую являются не только неожиданными, но и нежелательными. Человек распахивает поля, этим он нарушает климатический баланс, соотношение между численностью различных живых организмов, истощает почву. Следовательно, ему нужно ожидать падения урожайности, изменения климата, увеличения численности насекомых, птиц, животных, использующих его посевы в своём пищевом рационе. Потребность устранить нежелательные последствия порождает новое изменение окружающей среды, и тогда человек попадает в порочный круг. В этом круге каждое новое изменение природы вызывает нежелательные последствия и наоборот. Иногда говорят, что человек должен возвращать природе то, что он у неё берёт. Но как он может вернуть что-то природе, даже желая этого всей душой, если сам способ его существования есть создание того, что природе чуждо (фабрики, города, дороги и т.д.)? Такая логика человеческого существования разрушает стабильность, повторяемость взаимоотношений организма и среды, а значит, усиливает вероятность возникновения экологических проблем именно в отношениях человеческих сообществ с природой.

А вот переход общества к индустриальной цивилизации, сопровождающийся развитием рыночной экономики, а значит неудержимым стремлением к прибыли, и ориентацией на безграничный рост потребностей, превращает экологическую проблему в экологический кризис. С появлением машинной техники масштабы воздействия на природу стали перевешивать возможности природных систем поглощать и адаптировать продукты человеческих действий. А ценностные ориентиры индустриальной цивилизации только усугубляют положение дел.

Если одной из основных причин возникновения экологического кризиса является усиление (особенно со времени возникновения индустриального общества) воздействия человека на природу, то, может быть, выход из кризиса состоит в создании экологических производств, т.е. циклов, основанных на замкнутой технологии и утилизации отходов. Но возможно ли в принципе создание непротивоприродной техники? Скорее всего, это лишь отодвигает наступление экологического кризиса, но не преодолевает его.

Довольно распространено утверждение о необходимости ограничить развитие техники и потребностей человека. Предполагается, что человечество должно осуществить сознательный контроль над собой. Такой контроль всегда связан с ограничениями. Но сначала следует выработать критерий разумности потребностей. Кроме того, для значительной части населения ещё не решена проблема голода, для преодоления которого необходимо внедрение новой техники. Ограничение потребностей человека, конечно, позволит существенно ослабить напряжённость экологической ситуации, но породит подавление человеческих желаний и социальную дискриминацию. Это поворот истории вспять, к тем временам, когда господствующие социальные группы подавляли или ограничивали потребности низших классов.

Данное утверждение не означает, что создание экологических технологий и ограничение потребностей бесполезно. Но это не решает проблему. Видимо, ее решение лежит не только в контроле над собой, а в контроле над природой. Природные процессы не в состоянии компенсировать темпы и масштабы человеческих действий, а значит, не могут обеспечить стабильности факторов выживания организма в среде. Природа как саморегулирующаяся система не в состоянии этого сделать. Поэтому общество должно взять на себя функцию контроля и управления природным равновесием. Человек, а не природа, должен обеспечивать регуляцию и круговорот природных веществ, а также состав живых организмов. Это означает риск и шаг в неизвестное, так как неверное решение грозит гибелью. Это налагает ответственность на научное сообщество и тех, кто принимает решения. Но перед человечеством стоит выбор: контроль над собой будет возвращением прошлого, а значит возрождением подавления, принуждения, ограничения; контроль над природой – это шаг в неизвестное. Но это стратегическое решение должно быть принято.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Глобальными являются проблемы, которые существуют либо в одной, либо во многих странах и последствия которых губительны для человечества в целом.

2. Глобальные проблемы возникают в 20 в. Их порождают особенности развития современных индустриальных цивилизаций. Решение глобальных проблем требует изменения характера современного производства, социально-политического порядка и ценностных ориентаций индустриальных цивилизаций.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите причины возникновения и существования глобальных проблем?

2. Почему проблема войны и мира приобрела глобальный характер?

3. В чем суть экологической проблемы?

 

 

СЛОВАРЬ

 

Глобальные проблемы – это проблемы, которые существуют в одной стране или одинаковые проблемы в большинстве стран, которые могут привести к последствиям, губительным для всего человечества

Экология – наука о закономерностях взаимоотношений организма (в том числе и человека) и окружающей среды.

Экологическая проблема – это глобальное, необратимое нарушение факторов, обеспечивающих выживание существующих форм жизни.

 

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» или «нет»)

 

1. Глобальные проблемы характерны только для эпохи современных индустриальных обществ.

2. Основная причина возникновения глобальных проблем лежит в недостаточном уровне знаний.

3. Глобальной может быть проблема, которая существует только в одной стране.

4. Стирание традиционных границ и превращение человечества в единую систему – это глобальная проблема.

5. Проблема состоит в том, что на поставленный вопрос существующие способы решения не дают удовлетворительного ответа.

6. Суть экологической проблемы состоит только в истощении природных ресурсов.

7. Для решения глобальных проблем необходимо согласие и скоординированные действия всех стран мира.

8. Демографическая проблема – это проблема неконтролируемого роста численности населения.

9. С терроризмом должны бороться только те страны, в которых он распространен.

10. Чтобы предотвратить мировую войну, необходимо создавать равновесие в обладании передовыми системами вооружений.

11. Экологическая проблема – это угроза выживанию не только человечества, но всех остальных форм жизни.

12. Чтобы решить глобальные проблемы надо все цивилизации сделать индустриальными.

 

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

(только один вариант)

 

1. Глобальные проблемы человечества

а) существовали всегда

б) возникли с переходом от первобытных обществ к цивилизациям

в) возникли с переходом от традиционных к индустриальным обществам

г) возникли с развитием индустриальных обществ

 

2. Глобальные проблемы характерны

а) для традиционных цивилизаций

б) для индустриальных цивилизаций

в) для Запада

г) для Востока

д) для человечества в эпоху индустриальных цивилизаций

 

3. Глобальной проблемой современности не является:

а) угроза мировой войны

б) переход от традиционного способа ведения хозяйства к рыночным отношениям

в) международный терроризм

г) демографическая ситуация

 

4. Глобальной проблемой является

а) социальное неравенство

б) переход к рыночной экономике

в) истощение природных ресурсов

г) научно-техническая революция

 

5. Причина возникновения экологической проблемы лежит, в первую очередь, в

а) низком уровне человеческих знаний

б) эгоистическом интересе господствующих классов общества

в) ориентации на безграничный рост потребностей

г) примитивности технологий

 

6. Экологический кризис – это главным образом

а) истощение природных ресурсов

б) гибель лесов Амазонки

в) необратимое нарушение условий выживания существующих форм жизни

г) нехватка продовольствия

 

7. Глобальный характер проблемы войны и мира состоит в

а) природной агрессии человека

б) создании оружия массового уничтожения

в) отказе одних стран прислушиваться к мнению других

г) войны всегда сопутствовали истории человечества

 

8. Для решения глобальных проблем необходимо

а) заменить традиционные общества индустриальными

б) вернуться к прошлому

в) ориентироваться на мнение высокоразвитых стран

г) установить отношения диалога со всеми типами обществ

 

9. Чтобы решить глобальные проблемы, необходимо

а) самоизоляция страны

б) совместные действия всего человечества

в) действия наиболее передовых стран мира

г) ограничение прав неразвитых обществ

 

ЗАДАЧИ

 

1. «Экологическая проблема – это проблема неразвитой технологии. Поэтому решать ее следует технологическими средствами». Как вы поняли смысл данного высказывания? Верна ли эта мысль?

2. «Если ввести в дело больше науки и больше техники, это не выведет нас из нынешнего экологического кризиса» Л. Уайт. А почему?

3. «Природа нашей планеты еще имеет последний шанс, если человек не совершит требуемого ныне экотехнического поворота, то он рано или поздно, согласно экологическим принципам исчезнет. Тогда и только тогда вновь будет существовать одна лишь природа. Однако если люди с требуемой для этого последовательностью сумеют довести до совершенства свою заботу о земной экосистеме, то это будет означать не более и не менее как конец природы» Г. Рополь. Как понять смысл данной идеи?

4. «Что эффективно, т.е. позволяет с минимальными затратами достичь поставленных целей, то и справедливо». Можно ли согласиться с данным тезисом?

5. «Слепой культ разума и научно обоснованных действий уже толкнул человечество на грань катастрофы» Р. Хиггинс. Как понять смысл этого выражения? Значит ли это, что от разума нужно вернуться к вере, к ненаучным способам познания?

6. «Индустриальное общество – это общество, которое с помощью интеллекта достигло такого господства над природой, которое казалось немыслимым еще сто лет тому назад. Подхлестываемый постоянно возрастающими техническими возможностями, человек сконцентрировал все свои усилия на производстве и потреблении вещей. В этом процессе он ощущает себя как вещь, которая манипулирует машинами, а те в свою очередь манипулируют ею. Существует, таким образом, опасность, что человек может забыть, что он человек» Э. Фромм. Как вы поняли, в чем автор видит проблему, возникающую перед современным обществом, за что он его критикует?

7. «Так что если «чудище в чулане» и существует, его роль могут играть не сами новые методы и технологии и даже не та власть, которую мы приобретаем благодаря им. И дело тут не в тенденции «играть роль Господа», приобретая знания, которых людям «не следует» иметь, и нарушая границы, за пределы которых человеческая власть «не должна» распространяться. Проблема состоит не в попытках «игры в Бога», а в смешивании игры с реальностью. Неприятности начинаются тогда, когда мы забываем, что это только «игра», а Бог остается Богом независимо от наших представлений» К. Лебак. Что хотел сказать автор данного высказывания? В чем, по мнению автора, состоит подлинная проблема?

8. «Хороша любая мера, способствующая сохранению целостности, стабильности и красоты биотического сообщества. Все же, что препятствует этому, дурно» О. Леопольд. Предложен принцип сохранения биосистемы. Можно ли с ним согласиться?

 

4.2. Перспективы развития современной индустриальной цивилизации. Переход к постиндустриальным

или информационным обществам

 

4.2.1. Особенности новой экономики

4.2.2. Изменения в социальной жизни

4.2.3. Изменения в духовной жизни

Цели и задачи темы

 

1. Показать, как следует понимать идею о движении человечества к постиндустриальным обществам.

2. Показать, в чем могут или будут состоять предполагаемые особенности постиндустриального общества.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (719)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)