Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


В процессе развития общества (от архаики к индустриальных цивилизациям) искусство постепенно превращается в самостоятельную и привилегированную сферу деятельности




3. Искусство выполняет эстетическую, компенсаторную, мировоззренческую и коммуникативную функции.

 

Контрольные вопросы

 

1. Религия, как и искусство, также удваивает мир. А в чем разница?

2. Моральное отношение, как и искусство, предполагает переживания. А в чем разница?

3. Что нужно, чтобы искусство стало социальным институтом?

4. Как истолковать смысл фразы «искусство достраивает мир до полноты»?

 

 

СЛОВАРЬ

 

Эстетическое отношение – особый способ отношения человека к миру, при котором главную ценность приобретают переживания, которые человек получает от созерцания мира

Искусство – человеческая деятельность по созданию предметов, которые могут или предназначены вызывать эмоциональные состояния

 

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» и «нет»)

 

1. Основная задача искусства верно отражать окружающую действительность

2. Радоваться и сострадать человеческим судьбам, которые показывает нам произведение искусства, есть нечто совершенно отличное от подлинно художественного переживания

3. Прекрасно то, что полезно

4. Если я испытываю негодование от созерцания безнравственного поступка – это не эстетическое отношение



5. Не всякий вымысел является искусством и не всякое описание реальности является знанием

6. Искусство в первую очередь представляет собой особую форму познания мира

7. Искусство находится вне добра и зла, потому что цели искусства принципиально отличны от целей морали

8. Основная задача искусства состоит в том, чтобы сделать человека нравственным существом

9. В первобытном обществе искусства не существовало, потому что не было профессионалов-художников

10. Искусство никогда не может быть использовано во зло человеку

11. В первобытном обществе искусство как социальный институт не существовало

12. Массовое искусство – это примитивное искусство, а элитарное – это высокохудожественное

 

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

(только один вариант)

 

1. Что является критерием принадлежности к произведениям искусства

а) способность верно отразить окружающую действительность

б) способность вызвать эстетическое переживание

г) то, что оно создано специалистом, а не любителем

д) то, что большинство считает его произведением искусства

 

2. Основная задача произведений искусства

а) суметь отличить добро от зла

б) дать знания об окружающем мире

в) вызвать эмоциональное состояние

г) правильно изобразить жизнь

 

3. Какое слово наиболее удачно описывает характер взаимоотношений искусства с действительностью

а) копирование

б) подражание

в) условность

г) вымышленность

 

4. Искусство отличается от науки тем, что

а) искажает действительность

б) создает вымышленную картину, а не реальное положение дел

в) ставит целью вызвать переживания, а не дать знания

г) представляет собою творчество

 

5. Стремление к созданию образов присуще

а) науке

б) производству

в) искусству

г) религии

 

6. Искусство возникло, когда

а) человек стал смотреть на природу не с целью ее использования, а с целью переживания и стал создавать предметы, вызывающие эмоциональные состояния

б) появились профессиональные художники, поэты, писатели

в) когда общество закрепило за определенным кругом людей право создавать предметы с целью вызывать эмоциональные переживания

 

7. Искусство стало социальным институтом, когда

а) искусством стало заниматься много людей

б) люди специально стали создавать предметы, вызывающие эмоциональные состояния

в) когда общество признало за определенным кругом людей право создавать предметы, вызывающие эмоциональные переживания, и появились профессионалы в создании предметов искусства.

г) когда люди перестали природу созерцать, а стали ее использовать

 

8. Человек после тяжелого рабочего дня приходит домой, включает телевизор и выбирает программу, где показывают кинокомедию. Какая функция искусства здесь реализуется

а) эстетическая

б) мировоззренческая

в) компенсаторная

г) коммуникативная

 

9. Если после прослушивания симфонической музыки вам перестала нравиться т.н. поп-музыка, какая функция искусства здесь реализовалась:

а) эстетическая

б) мировоззренческая

в) компенсаторная

г) коммуникативная

 

10. Массовое искусство - это

а) искусство, которое потребляется большинством людей

б) примитивное, низкокачественное искусство

г) коммерческое искусство, созданное по законам рынка

д) искусство, ориентированное на непосредственность переживаний и реализацию компенсаторно-развлекательной функции

е) искусство, которое носит демократический характер

 

ЗАДАЧИ

 

1. «Радоваться и сострадать человеческим судьбам, которые показывает нам произведение искусства, есть нечто совершенно отличное от подлинно художественного наслаждения» Х. Ортега-и-Гассет. Что хотел сказать автор цитаты? Прав ли автор данного утверждения?

2. «Искусство ничего не заменяет и ничто не заменяет искусство» А. Мальро. Попробуйте расшифровать и проиллюстрировать примерами данное утверждение.

3. Многие художники не могут ответить на вопрос: что они хотели сказать своим произведением искусства. Это говорит об их недостаточной культуре или о чем-то другом?

4. Принято считать, что предметом и задачей искусства является изображение прекрасного. А как быть с произведениями, в центре которых изображение смерти, ненависти, страдания? Могут ли они и при каких условиях стать предметом эстетического отношения?

5. Большинство людей могут испытывать сильное эмоциональное переживание от слушания примитивных песен. Следует ли тогда выделять низкохудожественные и высокохудожественные произведения? Если да, то чем может быть вызвана такая потребность?

6. «Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что это значит, если им нравится произведение искусства, к примеру, театральная постановка? Ответ не вызывает сомнения: людям нравится пьеса тогда, когда они смогли увлечься человеческими судьбами, показанными им. Любовь, ненависть, радость и горе героев волнуют сердца зрителей. Они – зрители – сливаются воедино с тем, что видят, как если бы персонажи пьесы были реальными людьми… Это значит, что для большинства людей эстетическое наслаждение не есть такое душевное состояние, которое в корне отличается от испытываемых в обычной жизни» Х. Ортега-и-Гассет. Что хотел сказать этим рассуждением автор?

7. «Непременное наслаждение тициановским портретом Карла V на коне состоит в том, что мы не должны видеть на полотне Карла V как человека, личность, подлинную и живую, но вместо этого – портрет, образ, вымысел» Х. Ортега-и-Гассет. Что хотел подчеркнуть автор этими словами? Прав ли он?

8. «Все нормальное искусство минувшего столетия было реалистическим. Продукция такого рода только частично является произведением искусства, художественным объектом. Чтобы насладиться им, не нужна способность приноравливать все свое существо к главным и ясным качествам, из которых складывается эстетическая восприимчивость» Х. Ортега-и-Гассет. Что хотел сказать этим автор цитаты? В чем состоят черты этой эстетической восприимчивости?

9. «Произведение искусства обладает ценностью лишь постольку, поскольку в нем проблескивают отсветы будущего» А. Бретон. Что хотел сказать этими словами автор высказывания?

10. «Искусство делает мышление и восприятие подвижными. Оно упражняет силу воображения так, чтобы оно могло создавать из беспорядка чувственных впечатлений новую форму там, где ничего общего не дано» П. Козловски. Как вы думаете, какая роль искусства нашла свое отражение в этих словах?

11. Многие палачи, тираны, диктаторы в прошлом и в современности любили слушать симфоническую музыку, наслаждаться творениями великих художников. О чем это говорит?

12. Чем отличаются друг от друга выражения «эстетическая потребность человека» и «социальная роль искусства»?


3.4. Мораль как форма духовной жизни

 

3.4.1. Основные черты морали

3.4.2. Мораль как регулятор общественных отношений. Исторические этапы развития морали

 

Цели и задачи темы

 

1. Дать характеристику основных понятий, предназначенных для описания поведения человека: мораль, этика, нравы, нравственность.

2. Сформулировать основные черты и специфические особенности морали путем сравнения с другими формами духовной и социальной жизни (наука, искусство, религия, традиция, право)

3. Выделить и дать характеристику социальных функций морали.

4. Дать представление о тенденциях развития морали в традиционных и индустриальных обществах.

 

Основные черты морали

 

Мораль является одной из основных духовных ценностей общества, особенно современного, а также одним из основных видов социальных норм. В чем же ее особенности? Прежде всего, в том, что мораль определяет не познание мира, не переживания, а действия или поведение в целом. Она регулирует не чувства и разум, а волю. Действия воли измеряется категориями «добро» и «зло».

Характерной чертой морали является ее универсальный характер. Это значит, что она должна быть значима для всех членов общества. Например, правила техники безопасности важны только для тех, кто занимается каким-либо специализированным видом деятельности. Такое правило, как запрет на плагиат, т.е. использование чьих-либо идей без указания на их автора, значимо только для членов научного коллектива. Эти правила называют «профессиональной этикой». А требование «возлюби ближнего» предполагает отношение ко всем членам общества.

Универсальность означает, что все частные системы предписаний должны согласовываться с моралью. Бессмысленно оценивать правила поведения ученого с позиций профессиональной этики врача. Ведь профессиональная этика, в конечном счете, определяется тем, насколько эффективно она позволяет добиваться целей той или иной профессии. Но вот с позиций морали мы вполне можем оценивать и действия врача, и действия ученого.

Универсальность морали состоит, конечно, не в единообразии моральных норм, а в характере исполнения ее предписаний. Она должна определять поведение человека и быть основополагающей причиной его действий. Это значит, что человек, принявший на себя моральные обязательства, должен быть последовательным, т.е. руководствоваться ими везде, всегда и по отношению ко всем.

Каков же должен быть характер предписаний, чтобы они могли носить универсальный характер? Моральное действие должно отличаться от действий, причиной которых является чувственное желание. Чем? Внешне они могут быть одинаковы. Так, человек может помочь другому человеку, потому что испытывает к нему симпатию. Такие действия, которые свершаются под влиянием наших чувств (симпатий или антипатий, радости, ненависти и т.д.), получили название «склонности».

Разница в том, что действие, совершенное только из-за чувства симпатии, не имеет общезначимого, универсального характера. Ведь тогда человек помогал бы только тем людям, к кому он испытывает симпатию, или помогал бы только тогда, когда у него есть соответствующее настроение. Универсальность же состоит в том, что делать добро я должен любому человеку везде и всегда вне зависимости от моих личных симпатий или антипатий. А такая универсальность может быть обеспечена не влечением чувств, а силой разума. Вот почему исполнение моральных норм приобретает характер долга. Это не значит, что разум подавляет чувства. В морали задача разума или правил направлять чувства.

Поэтому содержание моральных норм носит характер императивов, т.е. повелений. В отличие от советов, которым можно подчиниться, а можно и нет, мораль требует беспрекословного выполнения. Это проявляется в характере формулировки моральных принципов. «Возлюби», «Помоги», «Будь справедливым». Почему? Потому что советы не носят обязательного для исполнения характера. Можешь делать, а можешь и не делать.

В чем специфика морали по сравнению с другими сферами духовной жизни, также содержащими нормы. Впервые моральные нормы возникают в рамках религий. Более того, современная мораль во многом имеет религиозное происхождение. Но по сути своей религия есть учение о спасении. Ее конечной целью является определение условий, обеспечивающих возможность перехода из мира земного в мир иной, потусторонний. Поэтому, в конечном счете, нормы морали для религии играют роль средства, способствующего достижению цели спасения. А для некоторых религий являются лишь одним из таких средств. Вот почему религия не является этической системой.

Мораль же предназначена обеспечить регулирование поведения людей в этом земном мире и для этого мира. Более того, только тогда те или иные нормы поведения становятся моралью, когда их выполнение становится самоцелью. Вот почему в морали цель и средства не различаются. Это значит, что любое моральное предписание нельзя рассматривать как средство достижения каких внешних по отношению к морали задач. Ближнего следует любить ради него самого.

Еще одним регулятором поведения является традиция. Это слово многозначно. В частности под ней понимают некоторый неписаный, часто стихийно складывающийся, лишенный авторства комплекс правил поведения. Особенность традиции также состоит в том, что в ней четко не отделены друг от друга религиозные, правовые и собственно моральные предписания. Кроме того, обычно основой соблюдения тех или иных норм в традиции является давление общественного мнения. Т.е. человек соблюдает те или иные правила только потому, что боится осуждения окружающих. Сейчас бы мы назвали такого человека лицемером.

Сравнение с традицией позволяет также лучше понять отличие правовых норм от моральных. В современном индустриальном мире право также выступает универсальным регулятором человеческого поведения. Как и мораль, право является видом нормативности, а иногда по содержанию не отличается от нее. Как и мораль, оно носит императивный характер, т.е. требует беспрекословного подчинения.

Но, исполнение правовых норм гарантируется угрозой наказания со стороны государственных органов в случае их не соблюдения. Поэтому мотивом, побуждающим к соблюдению правовых норм, является страх наказания. Исполнение моральных норм осуществляется и должно осуществляться только силой собственного разума. Поэтому единственным мотивом, побуждающим к моральному поведению, может быть лишь совесть.

Кроме того, как правило, правовые нормы носят запретительный характер. Право повелевает, что не следует делать. Оно не может указывать человеку, что он должен делать и к чему он должен стремиться. В лучшем случае оно указывает, что он может делать как субъект права. А вот мораль как раз предназначена определять цели человеческих действий и требовать их выполнения. Всегда возможно определить правовое наказание за убийство другого человека и тем самым ограничить подобные действия. Но заставить с помощью органов государства любить другого весьма проблематично.

Отсюда вытекает и третье отличие морали от права. Можно конечно с помощью государственных органов заставлять людей любить друг друга. Но при этом трудно определить их подлинное внутреннее отношение к этому. Вот почему право не посягает на мысли людей, а регулирует лишь реально совершенные поступки. Мораль же требует, чтобы не только поступок, но стремление человека было нравственным.

Наконец, универсальность права отличается от универсальности морали. Оно едино и обязательно только для подданных или граждан государства, а мораль требует соответствующего отношения к любому разумному существу.

Конечно, морали вообще нет. Она всегда существует в исторически конкретных формах. Совокупность исторически определенных правил поведения, т.е. правил, которые существовали или существуют в том или ином обществе в то или иное время, принято назвать словами «этос» или «нравы». Так, когда мы говорим, «нравы древнегреческого полиса», то хотим отметить специфические черты тех норм, что определяли поведение афинян, спартанцев и т.д.

В той степени, в какой правила поведения приобретают формализованный характер, они становятся этикетом. Формализованность их проявляется в том, что правила этикета обычно не допускают отклонений, могут быть легко записаны и определяют только характер исполнения действия или поступка.

Поскольку знания и возможности людей исторически ограничены, то они вполне могут ошибаться в поиске норм поведения. Поэтому в человеческой культуре возникает потребность в рефлексии или размышлении над существующими нравами. Ту часть философии, которая занимается изучением существующих правил поведения, размышлением над ними, выработкой критериев их верности, принято называть этикой.

Еще одно понятие, относящееся к морали, – это нравственность. Нравственность – это знание человеком правил поведения, умение, а главное, желание ими руководствоваться. Нравственный человек – это человек, которые сам желает жить согласно законам морали и не мыслит своей жизни иначе. Нравственность – это идеал, к которому следует стремиться человеку и обществу.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)