Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ



2015-12-06 398 Обсуждений (0)
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ*

Как компания выбирает конкурентную стратегию в условиях, когда ее руко­водство не знает, каково будущее отрасли? Например, в настоящий момент руководители компаний, производящих буровое оборудование, мучитель­но пытаются предсказать, сколько еще продлится период спада в добыче нефти; разброс в оценках очень велик — одни считают, что он продлится менее года, другие — что не меньше десяти лет. Отрасль — это не статич­ная структура, и во многих отраслях компании часто вынуждены работать в условиях неопределенности, когда неясно, в каком направлении будет ме­няться структура отрасли и какой она будет в будущем. Причины такого рода неопределенности многочисленны; они заложены как в самой отрасли, так и в более широкой среде, ее окружающей. Большинство экспертов со-

* Я благодарю участников коллоквиума по планированию на основе сценариев и кон­курентной стратегии, который прошел в Гарвардской школе бизнеса в июне 1983 года, и особенно Пьера Вакка, Ричарда Румельта и Рут Робичек; их ценные комментарии были учтены при написании этой главы. — Прим. авт.


600 ЧАСТЬ IV. ПРИМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

гласятся, что в последнее время неопределенность возросла — в частности, из-за перепадов цен на сырье, колебаний финансовых и валютных рынков, ослабления государственного регулирования, электронной революции и роста международной конкуренции.

Каждая компания, так или иначе, вынуждена работать в условиях неоп­ределенности. Однако при разработке стратегии фактору неопределенности не уделяется должного внимания. Часто в основе стратегических выкладок лежит убеждение в том, что ничего не изменится и будущее будет таким же, как прошлое; стратегия строится порой на неявных прогнозах по поводу наиболее вероятного будущего пути развития отрасли. Но как явные, так и неявные прогнозы бывают необъективны — на них влияет инерционное мышление, а сама методика этих прогнозов построена так, что все моменты, связанные с неопределенностью в отношении будущего отрасли, усредня­ются и приводятся к единому знаменателю. Руководители зачастую вообще не рассматривают возможности радикальных или скачкообразных измене­ний или недооценивают их вероятность; такие изменения порой кажутся маловероятными, но они серьезно меняют структуру отрасли и влияют на конкурентные преимущества компании.

Только немногие компании учитывают случайные факторы и непред­виденные обстоятельства в рамках стратегического планирования, таким образом, они связывают свои стратегии в том числе с действием основных факторов неизвестности. На практике, впрочем, такого рода планирование непредвиденных ситуаций встречается довольно редко, и стратегия соотно­сится в лучшем случае с действием одного-двух факторов, таких как рост инфляции или цен на нефть. При планировании непредвиденных ситуаций редко рассматриваются альтернативные варианты будущей структуры от­расли; столь же редко руководители оказываются вынужденными пересмот­реть свои предпосылки. Когда компания попадает в ситуацию неопределен­ности, руководители склонны скорее выбирать стратегии, позволяющие действовать гибко, хотя это и требует затрат в виде ресурсов или ведет к ухудшению конкурентных позиций.

СЦЕНАРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ

В последнее время растет число руководителей, осознающих необходимость эксплицитного учета фактора неопределенности в планировании; соот­ветственно некоторые компании начали использовать такой инструмент, как сценарии: это позволяет в полной мере понять, как правильно строить стратегию с учетом фактора неопределенности. Сценарий это последова-


Отраслевые сценарии 601

тельная, согласованная система взглядов на возможные варианты будущего развития. Разрабатывая несколько возможных сценариев, компания может систематически исследовать вероятные эффекты фактора неопределеннос­ти и применять эти результаты для разработки стратегии. Сценарии начали активно использовать после того, как в 1973 году нефтяной кризис способс­твовал возникновению самых разнообразных условий неопределенности.

Сценарии, традиционно используемые в стратегическом планировании, обычно строились с акцентом на макроэкономические и макрополитичес­кие факторы — я буду называть эти сценарии макросценариями. При пос­троении сценариев в центре внимания были возможные альтернативные точки зрения на национальную или мировую экономику, а также на поли­тическую обстановку; сюда относятся темпы экономического роста, инфля­ция, протекционизм, государственное регулирование экономики, цены на энергоносители и процентные ставки. Компании, занимающиеся добычей нефти и других природных ресурсов, а также предприятия авиакосмической промышленности* первыми начали широко использовать сценарии для пла­нирования, и пионером здесь бесспорно была компания Royal Dutch/Shell**. Использование этими компаниями макросценариев отражает тот факт, что макроэкономические и политические события действительно в значитель­ной степени определяют успех компании, работающей на международных рынках и занимающейся добычей нефти или природных ресурсов. Более того, сценарии часто разрабатывались на уровне корпораций в диверсифи­цированных компаниях, поэтому особое внимание уделялось переменным, которые касались в том или ином виде сразу нескольких подразделений.

Макросценарии, будучи важным концептуальным инструментом, но­сят слишком общий характер, чтобы применяться для разработки страте­гии в конкретной отрасли. Многие не понимают, что дает использование макросценариев в рамках отрасли. Создание макросценариев требует ана­лиза действия большого набора факторов, составленного в высшей степени субъективно. В большинстве отраслей, за исключением самых базовых, для

* Обзор 1979 года показал, что от 8 до 22% компаний из рейтинга Fortune 1000 так или иначе пользовались сценариями. Компании, использовавшие сценарии, были в основном из обрабатывающих отраслей и авиакосмической промышленности (см. Klein & Linneman [1979]). В более позднем обзоре европейских компаний (см. Malaska et al. (1983)) процент компаний, применяющих сценарии, вырос. Однако, интерпретируя такого рода данные, следует отметить, что определения сценариев сильно различаются, и методы использования сценариев также самые разные. — Прим. авт.

** Тот подход к планированию сценариев, пионером которого была компания Shell, описывается в работах «Shell's Multiple Planning» (1980), Mandell (1982) и Wack (1984). — Прим. авт.


602 ЧАСТЬ IV. ПРИМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

разработки стратегии важны всего лишь некоторые аспекты макроэконо­мической и политической среды. В стороне остаются макросценарии и не-определенность другого рода, например технологические достижения или психология конкурентов, но именно эти факторы могут оказаться домини­рующими, управляющими структурными изменениями в тех или иных от-раслях. В результате макросценарии вызывали только скептицизм у многих руководителей и так и не «прижились» в качестве интегральной составляю­щей стратегического планирования.

ОТРАСЛЕВЫЕ СЦЕНАРИИ

Сценарии — это мощный теоретический инструмент, позволяющий учесть фактор неопределенности при выборе и разработке стратегии. Примене-ние сценариев позволяет компании уйти от опасных узконаправленных прогнозов будущего в тех случаях, когда будущее предсказать в принци-пе невозможно. Применяя сценарии, руководитель получает возможность эксплицитно сформулировать свои неявные, неосознанные представления о будущем и научиться думать шире, чем позволяют рамки инерционного мышления. В процессе использования сценариев руководство может осоз-нанно, на основе своего опыта и знаний выбирать, как и в какой степени при разработке стратегии учитывать фактор неопределенности в вопросах будущего хода конкурентной борьбы.

Для разработки конкурентной стратегии наиболее подходящей единицей анализа сценариев будет отрасль — я называю такие сценарии отраслевыми. Они позволяют продумать конкретные стратегические шаги в той или иной отрасли с учетом неопределенности. Когда анализ строится в рамках отрас­ли, макроэкономические, политические, технологические и прочие прояв-ления неопределенности рассматриваются не сами по себе, а применительно к конкурентной борьбе в конкретной отрасли. Отраслевые сценарии также включают рассмотрение действий конкурентов, которые являются ключе-вым источником неопределенности при выборе стратегии.

В этой главе будет рассказано о принципах построения отраслевых сце-нариев и об их использовании при выборе конкурентной стратегии. Снача-ла я покажу, как обнаружить источники неопределенности в отрасли и как применить эти знания для построения максимально содержательных сцена-риев. Затем я рассмотрю процесс анализа сценариев, обращая внимание на то, какие его результаты будут наиболее важны для понимания структуры отрасли и конкурентных преимуществ. Я также расскажу, как выбрать на-илучшую для компании стратегию в условиях неопределенности. В завер-


Отраслевые сценарии 603

шение главы обсуждается включение отраслевых сценариев в постоянный процесс стратегического планирования компании.

Создание отраслевых сценариев

Отраслевой сценарий — это внутренне последовательная и непротиворечи­вая система взглядов на отрасль и на ее будущую структуру. В основе этой системы лежит множество предположений о том, какие именно ситуации не­определенности могут повлиять на структуру отрасли; эти предположения затем претворяются в утверждения, касающиеся разработки конкурентной стратегии и борьбы за конкурентные преимущества в данной ситуации. Та­ким образом, отраслевой сценарий — это не прогноз, а один из вариантов раз­вития структуры отрасли. Обычно тщательно выбирается несколько отрасле­вых сценариев — в совокупности они отражают весь диапазон возможных (и правдоподобных) вариантов развития структуры отрасли в будущем, и каж­дая такая структура требует своего, особого способа построения конкурен­тной стратегии. При разработке стратегии должен привлекаться весь набор сценариев, а не только один из них, даже если он наиболее вероятный. Период времени, для которого составляется сценарий, должен соответствовать тому периоду, для которого принимаются важнейшие решения об инвестициях.

В отрасли, как правило, присутствует множество факторов неопределен­ности. Самые важные из них — те, которые влияют на структуру отрасли: технологические прорывы, появление новых конкурентов, резкие скачки процентных ставок. Внешние факторы, такие как макроэкономическая об­становка и политика правительства, влияют на ход конкурентной борьбы опосредованно, через структуру отрасли, а не независимо от нее. Структур­ные изменения всегда требуют соответствующей модификации стратегии, что дает конкурирующим сторонам хорошую возможность улучшить свою конкурентную позицию.

Концептуальной базой для построения отраслевых сценариев будут те пять движущих сил конкуренции, о которых говорилось в главе 1. В ходе конкуренции необходимо понимать и учитывать действие факторов не­определенности, влияющих на любую из пяти сил, поэтому эти факторы требуется рассматривать при построении отраслевых сценариев. Создание отраслевых сценариев начинается с анализа существующей структуры от­расли и выделения всех факторов неопределенности, которые могут на нее влиять. С учетом всех этих факторов затем составляется множество разных возможных схем структуры отрасли. Этапы этого процесса изображены на рис. 13.1.


604 ЧАСТЬ IV. ПРИМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

Рис. 13.1. Процесс создания отраслевых сценариев

Процесс, изображенный на рис. 13.1, на первый взгляд несложен, но это обманчивая простота. Создание отраслевых сценариев требует нескольких итераций и базируется на субъективных суждениях. В полной мере опреде­лить, какие именно условия неопределенности наиболее важны для страте­гии, можно порой только после того, как будут проанализированы несколь­ко предварительных сценариев, поэтому на рис. 13.1 изображена стрелка, ведущая обратно к первому этапу процесса.


Отраслевые сценарии 605

На схеме процесса, изображенной на рис. 13.1, анализ действий конкурентов появляется в каждом сценарии только после того, как полностью сложились представления о будущей структуре отрасли и о том, как в этой ситуации следу­ет добиваться конкурентных преимуществ, хотя действия конкурентов несом­ненно влияют на структуру отрасли и часто сами по себе являются источником возникновения ситуаций неопределенности. Однако предсказать поведение конкурентов в рамках сценария—почти невозможная задача, если не понимать хорошо ту структурную обстановку, в которой работают конкуренты. Ожида­емое по сценарию поведение конкурентов может послужить источником для модификации структуры отрасли; неопределенность в оценке действий конку­рентов становится причиной возникновения новых сценариев.

Чтобы показать, как составляются отраслевые сценарии, я воспользуюсь подробным разбором примера из такой отрасли, как производство цепных пил в Америке. Для начала, чтобы сценарии в данной отрасли стали понят­нее, я немного расскажу о самой отрасли. Производство цепных пил было отраслью со стабильной и прибыльной структурой в течение нескольких десятилетий, до 1970-х годов. В начале 1970-х годов появились первые при­знаки того, что отрасль находится на пороге серьезных структурных изме­нений. Все были уверены, что продажи небольших цепных пил владельцам домов и другим категориям покупателей, пользующихся инструментом от случая к случаю, на некоторое время станут расти бурными темпами. Ес­ли бы такая ситуация действительно имела место, в отрасли произошли бы серьезные структурные изменения, а дальнейшее развитие могло пойти в нескольких направлениях.

В начале 1970-х годов большинство цепных пил продавали профессио­нальным пользователям — лесорубам, фермерам и другим категориям по­купателей, для которых это был основной инструмент при их роде занятий. Профессионалы интенсивно пользовались пилами, ценя при этом надеж­ность, удобство и продолжительность срока службы. Они покупали их в ос­новном у дилеров, которые также предоставляли услуги по техническому обслуживанию и продавали запасные части. Дилеры занимались реализаци­ей нескольких марок пил от относительно небольшого числа производите­лей. Большую часть этого оборудования представляли крупные устройства высокой мощности, работавшие на бензине; производители закупали неко­торые детали для их сборки, а остальные производили сами. Производите­ли деталей, таких как цепи, болванки и цепные колеса, выпускали большие партии продукции, что обеспечивало действие эффекта масштаба и рыноч­ную силу производителей. Потенциальными заменителями для цепных пил были электрические пилы, которые, однако, для некоторых операций про­фессиональной деятельности были не самым лучшим вариантом.


606 ЧАСТЬ IV. ПРИМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

В начале 1970-х годов на рынке цепных пил конкурировали компании Homelite (подразделение фирмы Textron), McCulloch и Stihl, а их последовате­лями были Roper, Remington и Beaird-Poulan. Соперничество в отрасли было не очень острым, конкуренция шла вокруг качества продукции, техничес­ких характеристик, дилерских сетей и репутации марок. Компания Homelite обладала наибольшей долей рынка, следующее место занимала компания McCulloch. Обе компании избрали стратегию дифференциации. Компания Stihl специализировалась на том сегменте, который закупал высококачествен­ные пилы, а дифференциация продукции компании была основана на таких параметрах, как качество, срок службы и техническое обслуживание.

К 1973 году в развитии отрасли появилась некоторая неопределенность. Первый всплеск спроса на цепные пилы среди любителей, пользовавшихся ими от случая к случаю, был вызван энергетическим кризисом, активиза­цией движения «Сделай сам» и другими причинами. Покупатели из числа любителей были недостаточно подготовленными в техническом отноше­нии по сравнению с профессионалами и пользовались инструментом менее интенсивно и для несложных задач. Кроме того, непрофессиональные поль­зователи не всегда приобретали пилы у тех дилеров, которые предоставляли техническое обслуживание, и сеть дистрибьюторских каналов начала рас­ширяться, охватывая, помимо всего прочего, торговые сети по продаже ме­таллоизделий, магазины продаж по каталогам и универмаги. Это способс­твовало притоку на рынок новых конкурентов. Компания Black & Decker приобрела фирму McCulloch, а компания Beaird-Poulan была куплена фир­мой Emerson Electric. Благодаря этим приобретениям конкуренты, которые ранее были ограничены в финансовых средствах, получили в свое распоря­жение дополнительные ресурсы. Далее в этой главе я разработаю набор сце­нариев для данной отрасли и опишу на этом примере принципы, лежащие в основе построения сценариев.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ОТРАСЛЕВЫЕ СЦЕНАРИИ

Обнаружение потенциальных ситуаций неопределенности и их важных последствий для конкуренции — базовая основа методики составления от­раслевых сценариев. Однако источники неопределенности выделить нелег­ко; руководителям бывает сложно распознать скачкообразные изменения или отказаться от инерционного мышления. Чтобы выделить возможные ситуации неопределенности, следует проанализировать каждый элемент структуры отрасли, поместив его затем в одну из трех категорий: постоян­ные элементы, предопределенные элементы и элементы неопределенности.


Отраслевые сценарии 607

Постоянные элементы структуры отрасли — это те ее аспекты, которые из­менятся с минимальной вероятностью. Предопределенные элементы струк­туры — это те области, где структура меняется, но направление изменений можно предсказать. Предопределенные изменения идут быстрее или мед­леннее в зависимости от сценария. Часто, если анализ структуры отрасли выполняется достаточно продуманно и тщательно, можно обнаружить це­лый ряд предопределенных структурных изменений. Неопределенные эле­менты структуры — это такие ее аспекты, которые зависят от неразреши­мых ситуаций неопределенности. В каждом сценарии будут представлены постоянные элементы и предопределенные элементы, но определяющими для разных сценариев на самом деле будут как раз структурные переменные из разряда неизвестных.

Для того чтобы понять, в какую категорию попадает каждый элемент структуры отрасли, необходимо перечислить все очевидные тенденции в от­расли и все возможные серьезные изменения в ней, на которые уже обрати­ли внимание руководители компаний отрасли или которые были отмечены внешними экспертами. И хотя для построения сценариев важны только те ситуации неопределенности, которые влияют на структуру отрасли, важно с самого начала выделить все возможные ситуации неопределенности, чтобы не пропустить особо важных переменных. Маловероятные ситуации неоп­ределенности, которые при этом обладают большим потенциалом влияния на структуру, также нельзя упускать из виду. Каждая тенденция и любой возможный вид изменений затем подвергается анализу с тем, чтобы опреде­лить возможные последствия его влияния на структуру отрасли и предска­зуемость этих последствий.

Результатом применения данной процедуры, скорее всего, станет список ситуаций неопределенности, в котором перепутаны причины и следствия. Ведь если рассматривать только очевидные тенденции, можно не обратить внимания на серьезные прорывы и скачки в развитии структуры отрасли. Сценарии, построенные только на основе очевидных тенденций, отража­ют навыки инерционного мышления и не позволяют добиться глубокого понимания сути будущих изменений в структуре отрасли, то есть такого понимания, которое отличало бы компанию от ее конкурентов. Учесть все возможные скачки и разрывы в развитии отрасли помогут внешние экспер­ты, способные предвидеть новые возможности. Другой прием, позволяю­щий преодолеть инерционное мышление, заключается в том, чтобы узнать мнение внешних по отношению к отрасли людей или компаний, которые работают в отрасли совсем недавно.

Действие различных факторов, обусловленных обстановкой в отрасли, ведет к изменениям отраслевой структуры, которые носят как предсказуе-


608 ЧАСТЬ IV. ПРИМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

мый, так и непредсказуемый характер. Среди таких факторов — технологи­ческие тенденции, сдвиги в государственной политике, социальные измене­ния, нестабильные экономические условия. Изменения обстановки в отрас­ли важны не сами по себе, а в силу их возможного воздействия на структуру отрасли. В табл. 13.1 приведены некоторые эволюционные процессы, иду­щие в каждой отрасли подспудно.* Это своего рода перечень сил, движущих процессом структурных изменений в отрасли. При рассмотрении каждой из этих сил акцент должен делаться на то, чтобы выяснить, может ли она повлиять на структуру отрасли, и если может, то как. Иногда процессы эво­люции идут в предсказуемом направлении, в других случаях их скорость и направление неизвестны, что приводит к неопределенности в отношении некоторых элементов структуры.

Теоретически возможные изменения отраслевой структуры, которые, однако, трудно предвидеть, часто возникают за пределами отрасли. Напри­мер, многие компании, мало соприкасавшиеся до определенного момента с электроникой или вообще с ней не сталкивавшиеся, экспансия компьютеров застала врасплох. Когда на рынок приходят новые компании, их действия имеют совершенно непредсказуемые последствия для структуры отрасли. Они носят более серьезный характер по сравнению с действиями уже рабо­тающих на рынке компаний в начальной стадии развития.

Все это означает, что в некоторых отраслях наиболее целесообразно про­писывать сценарии, начиная изыскания внутри отрасли, а затем обращаясь к дополнительным источникам неопределенности за ее пределами. В дру-

Таблица 13.1. Силы эволюции, вызывающие структурные изменения в отрасли

Длительные изменения темпов и характера роста

Изменения в структуре обслуживаемых покупательских сегментов

Обучение покупателей

Снижение неопределенности

Распространение технологий

Накопление опыта

Рост (или сокращение) масштабов

Изменения в ресурсных и денежных издержках

Инновационные продукты

Маркетинговые инновации

Инновации производственного процесса

Структурные изменения в смежных отраслях

Изменения в государственной политике

Вхождение компаний в отрасль и выход из нее

* Силы эволюции подробно обсуждаются в моей книге «Конкурентная стратегия» в главе 8. — Прим. пер.


Отраслевые сценарии 609

гих отраслях более уместно начать с макросценариев, а затем сужать фокус анализа. Макросценарии позволяют лучше понять сущность возможных изменений в отрасли. Они выдвигают на первый план ожидаемые сдвиги в макроэкономических, политических и социальных переменных, которые невозможно предвидеть при том взгляде на внешние условия отрасли, кото­рый в значительной степени ограничен самой отраслью. Другой способ об­наружения ситуаций неопределенности — это прогнозирование изменений в развитии технологий в самом общем виде. Чтобы обнаружить изменения, которые не смог предвидеть технический персонал компании, требуется систематическое рассмотрение действия внешних сил на все технологии в цепочке создания стоимости компании (глава 5).

При создании сценариев очень важно попытаться предвидеть одно или несколько скачкообразных изменений, которые способны существенно пов­лиять на структуру отрасли, например технологические революции. Наибо­лее вероятные скачкообразные изменения при разработке сценариев необ­ходимо рассматривать как один из главных источников неопределенности. Если крупный скачок может серьезно повлиять на основания структуры от­расли, но произойдет он, вероятнее всего, в отдаленном будущем, его лучше всего рассматривать отдельно от обычных сценариев.

Чтобы проиллюстрировать применение метода на практике, в табл. 13.2 я привел некоторые примеры элементов неопределенности в производстве цепных пил в 1973 году. Значительная доля неопределенности присутс­твовала в действии всех пяти сил, кроме сферы поставщиков. И поскольку каждый элемент неопределенности может служить основой для нескольких сценариев, а список ситуаций неопределенности достаточно велик, как это было в производстве цепных пил, список источников неопределенности следует отфильтровать, получив на выходе небольшое число сценариев, ко­торые будут действительно важны для стратегии.

ЗАВИСИМЫЕ И СВОБОДНЫЕ СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Превращение списка неопределенных элементов структуры в сценарии на­чинается с того, что элементы неопределенности делятся на зависимые и свободные.

Свободные ситуации неопределенности. Они касаются тех элементов структуры отрасли, неопределенность которых не зависит от других элементов. Источники такого рода неопределенности могут находить-


610 ЧАСТЬ IV. ПРИМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

ся как внутри отрасли (например, действия конкурентов), так и за ее пределами (цены на нефть).

Зависимые ситуации неопределенности. Они касаются тех элементов структуры отрасли, неопределенность которых в значительной сте­пени или полностью определяется свободными элементами неопре­деленности. Например, в отрасли цепных пил объем телевизионной рекламы в будущем не определен, но будет зависеть от объема спроса на пилы среди любителей. Такие непрофессиональные пользователи хорошо воспринимают телевизионную рекламу, тогда как рекламиро­вать их среди покупателей-профессионалов и фермеров лучше всего через специализированные магазины.

Таблица 13.2. Элементы неопределенности в структуре отрасли цепных пил в США

Барьеры вхождения

Появятея ли новые патентованные конструкции продуктов?

Каким будет объем экономии на масштаба в производстве?

Каким будет объем экономии на масштабе в маркетинге (средства рекламы и процент

расходов на маркетинг)?

Насколько трудно будет получить доступ к каждому каналу?

Будут ли введены в действие новые нормативы по технике безопасности?

Покупатели

Каким будет уровень спроса среди непрофессиональных покупателей? Каким будет уровень спроса среди покупателей-профессионалов? Каким будет соотношение продаж через дилеров и другие источники? Какие это будут дилеры и другие источники?

Насколько важно будет продавать товар с розничной торговой маркой за пределами то­го дилерского канала, который осуществляет техническое обслуживание? Будут ли продажи прямыми или через дистрибьюторов? Насколько покупатели будут чувствительны к цене?

Соперничество

Какой будет форма кривой, соответствующей темпам проникновения в сектор пользо­вателей-любителей?

Как поведут себя «традиционные» конкуренты отрасли? Как поведут себя компании, приобретенные другими фирмами? Какие иностранные фирмы будут привлечены на рынки отрасли в США?Какими будут фиксированные издержки? Насколько серьезно каждый конкурент настроен на производство именно цепных пил?

Товары-заменители

Какой будет доля рынка цепных пил по сравнению с бензиновыми?

Поставщики

Достаточно постоянный элемент


Отраслевые сценарии 611

Свободные ситуации неопределенности — это сценарные переменные, на которых и основаны сценарии. Только свободные ситуации неопределен­ности могут использоваться для построения сценариев, так как именно они являются источником общей неопределенности. Как только приняты опре­деленные допущения по поводу свободных ситуаций неопределенности, не­определенность зависимого типа разрешается, и таким образом становится частью сценария.

Противопоставление зависимых и свободных ситуаций неопределеннос­ти — это зачастую вопрос степени, так как многие структурные характерис­тики отрасли отчасти определяются свободными ситуациями неопределен­ности, а отчасти — другими свойствами отрасли. Например, концентрация предприятий отрасли в значительной степени базируется на прочности ба­рьеров вхождения, а значит, на зависимых ситуациях неопределенности, но в то же время определяется независимым фактором, например, таким как неожиданное поглощение того или иного предприятия или появление на рынке новых конкурентов. Таким образом, на каждом этапе создания сцена­рия следует стремиться оценить все наиболее значимые факторы, влияющие на каждую переменную неопределенности; на основании этих факторов пе­ременные классифицируются как зависимые или как настоящие перемен­ные, которые можно использовать для создания сценариев. Когда сценарии подвергаются анализу, возможно, понадобится изменить классификацию, переместив какой-то конкретный элемент из одного класса в другой.

Для того чтобы разделить неопределенные элементы структуры отрасли на те, которые являются истинными сценарными переменными, и зависи­мые, требуется выделить причинные факторы неопределенности некоторых элементов структуры. Именно эти факторы определяют характер каждого неопределенного элемента структуры в будущем. Например, объем спроса на цепные пилы среди непрофессиональных пользователей будет определяться такими факторами, как цены на энергоносители, темпы покупки новых до­мов, количество новых домов, которые строятся с каминами, и т. д.

По ряду практических соображений иногда не стоит возвращаться к са­мому началу — к фундаментальным факторам, которые определяют пе­ременные неопределенности, так как этих переменных может быть много, а кроме того, трудно бывает вычислить их значения. Однако причинные факторы стоит все-таки искать достаточно глубоко, чтобы отделить сценар­ные переменные от зависимых. Эти факторы важны и тогда, когда нужно очертить соответствующее множество допущений, принятых относитель­но каждой переменной. Если уровень спроса среди непрофессиональных пользователей цепных пил в значительной степени определяется ценами на энергоносители, тогда для того, чтобы реально предсказать показатели


612 ЧАСТЬ IV. ПРИМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

спроса, необходимо сделать прогнозы по поводу возможного диапазона цен на энергоносители.

В табл. 13.3 приведены сценарные переменные в отрасли цепных пил, взятые из полного списка ситуаций неопределенности, которые были пе­речислены в табл. 13.2. В табл. 13.3 они ранжированы по значимости для структуры отрасли. Сценарные переменные в отрасли цепных пил доста­точно немногочисленны, так как большинство неопределенных ситуаций разрешаются, когда наступает ясность по поводу спроса среди непрофесси­ональных пользователей и по поводу того, через какие каналы пилы будут продаваться. Например, нормативы по технике безопасности будут введены только в том случае, если вырастет спрос среди непрофессиональных поль­зователей, что приведет к росту травматизма. Также, если продажи среди непрофессиональных пользователей вырастут, резко возрастет уровень ак­тивности маркетинговой деятельности, особенно в той сфере, которая каса­ется рекламы по телевизору.

В табл. 13.4 приведены причинные факторы, определяющие четыре на­иболее важные сценарные переменные в отрасли цепных пил. За каждой пе­ременной стоит обычно несколько факторов. Причинные факторы отражают действие как внешних по отношению к отрасли, так и внутриотраслевых сил. Из табл. 13.4 видно также, что некоторые из причинных факторов отражают и другие аспекты структуры отрасли или действий конкурентов. Например, спрос среди непрофессиональных пользователей отчасти определяется ин­тенсивностью маркетинговой деятельности и действиями конкурентов в сфе­ре ценообразования. В будущем набор каналов реализации будет зависеть от уровня спроса среди непрофессиональных пользователей, так как любители прибегают к услугам совсем не тех каналов, которыми пользуются професси­оналы. Неудивительно, что у сценарных переменных наряду с внутренними причинными факторами имеются также и внешние, и анализ сценария дол­жен отражать такие взаимозависимости.

Неопределенность, обрамляющая причинные факторы каждой сценар­ной переменной, ведет к образованию сценариев. Допущения по поводу сценарных переменных определяют разрешение связанных ситуаций неоп­ределенности. Затем к сценарию добавляются предопределенные и постоян­ные элементы структуры, и на выходе образуется набросок структуры от­расли в будущем с учетом того, что темпы изменений по тем направлениям, которые являются предопределенными, в каждом сценарии будут разными. Схематически этот процесс изображен на рис. 13.2.

Создание сценария, полезного с практической точки зрения, требует логической проработки соотношения между собой различных элементов структуры отрасли: таким образом можно отделить истинные сценарные


Отраслевые сценарии 613

Таблица 13.3. Сценарные переменные в отрасли цепных пил

Наиболее важные сценарные переменные Уровень спроса среди непрофессиональных пользователей

Характер кривой распространения цепных пил на рынке непрофессиональных пользо­вателей

Соотношение продаж через дилеров и другие каналы

Соотношение объемов продаж товаров под частными торговыми марками продавцов и товаров под общенациональными марками изготовителей через другие каналы помимо дилерских

Рис. 13.2. Факторы, определяющие будущую структуру отрасли

Менее важные сценарные переменные Уровень спроса среди профессионалов и фермеров Распространение электрических пил


614 ЧАСТЬ IV. ПРИМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

Таблица 13.4, Причинные факторы неопределенности в отрасли цепных пил

 

Сценарные переменные Причинные факторы
Уровень опроса среди непрофессиональных пользователей Внешние Социальные тенденции Стоимость энергоносителей Количество дровяных печей и каминов Количество приобретенных домов Каналы, реализующие цепные пилы Внутренние Маркетингом деятельность конкурентев Изменения, которые конкуренты вносят в продукт
Характер кривой распространения цепных пил на рынке непрофессиональных пользователей* Внешние Экономические условия Схема изменений в области цен на энергоноси­тели Схема социальных тенденций Темпы замены старых пил новыми Стратегии каналов реализации по отношению к цепным пилам Внутренние Маркетинговая деятельность конкуренте!
Соотношение продаж через дилеров и другие каналы Внешние Политика каналов по отношению к сериям про­дуктов Потребительская практика покупок i отношении цепных пил Способность каналов предоставлять техничес­кое обслуживание Схема использования цепных пил (она опре­деляет принципы закупки новых инструментов взамен старых, использование запасных частей и потребность в техническом обслуживании)
  Внутренние Политика конкурентов в отношении каналов
Соотношение товаров, реализуемых под част­ной маркой, и товаров общенациональных ма­рок, реализуемых через другие каналы помимо дилерских Внешние Политика канала в отношении торговых марок Политика

2015-12-06 398 Обсуждений (0)
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)