Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Природные начала и бытие человека




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность современной

Эволюционной теории происхождения

Человека от животного предка

Одной из самых фундаментальных нерешенных проблем со­временного научного познания является постижение генезиса человека. Поскольку человек, представляя собой, часть жи­вой природы (биосферы), является космопланетарнымфено­меном, постольку традиционный подход к проблеме челове­ка в ключе рассуждений о взаимосвязи биологического и со­циального, подход к проблеме человека, понимаемого как «биосоциальный синтез», явно неадекватен современному состоянию дел в науке. Более перспективным является под­ход, рассматривающий человека как продукт длительной био­логической эволюции, воспроизводящей в информационном аспекте развитие нашей Вселенной после Большого взрыва, вместе с социокультурной эволюцией, с которыми связана его психическая эволюция.

Уже известно, что одним из процессов, придавших био­сфере неповторимый облик, является эволюция видов, со­провождающаяся гибелью одних, выживанием вторых и появ­лением новых(например, вымерли динозавры, сохранились кораллы, появились млекопитающие). В ходе эволюции ос­таются те организмы, которые своей жизнедеятельностью уве­личивают свободную химическую энергию в биосфере, то есть эволюция идет в определенном направлении.



В.И. Вернадский подчеркивал значимость высказывания американского геолога Д. Дана о том, что «в ходе геоло­гического времени наблюдается (скачками) усовершенство­вание — рост — центральной нервной системы (мозга), начи­ная от ракообразных и моллюсков (головоногих) и кончая человеком. Раз, достигнутый уровень мозга (центральной не­рвной системы) в достигнутой эволюции идет уже не вспять, а только вперед». В таком ракурсе появление человека есть закономерный результат развития биосферы, функциониро­вания ее космопланетарных механизмов. В свете последнего положения и следует рассматривать проблему происхождения человека, относящуюся к числу важнейших вопросов миро­воззрения и науки.

Согласно современным научным данным, наиболее адек­ватной действительности является эволюционная теория про­исхождения человека от животного предка — гоминид.Эволю­цию мозга гоминид (в плейстоцене) следует считать весьма особым процессом, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, в связи с ее темпами: это был один из наиболее бурно протекающих процессов макроэволюции в истории по­звоночных, если не в истории животного мира вообще. Во-вторых, в связи с его феноменальным последствием, этот процесс привел к возникновению уникального в животном мире биосферы явления, каковым является человеческая психика. Так, речь идет о следующих связанных между собой свойствах психики:

1) оперирование образами и понятиями,содержание кото­рых свободно от ограничений пространства и времени и мо­жет относиться к воображаемым, никогда и нигде не существовавшим событиям;

2) познавательная способность,основанная на проник­новении в структуру мира и построении модели мира;

3) способность, как соблюдения существующих моральных нормповедения, так и разрушения и саморазрушения;

4) самопознание и рефлексия,проявляющиеся в спо­собности созерцать собственное существование и осознаватьсмерть.

Роль естественного отбора

И социальных факторов в эволюции

Человека как комплексном процессе

Антропосоциогенеза

Эволюция древних человекообразных обезьян была целиком обусловлена естественным отбором и осуществлялась путем биологического изменения целого комплекса телесных особенностей и в первую очередь мозга. Этот путь привел, в кон­це концов, к появлению первобытных людей, морфофизиологическое строение которых обусловило их способность изго­тавливать орудия труда. Благодаря этому появилась возможность приспосабливаться к изменениям внешней среды не путем из­менения строения тела, а посредством создания новых орудий труда и искусственной среды обитания, защищавшей людей от неблагоприятных условий естественной среды.

Вначале, когда орудия труда и средства выживания человека были еще очень примитивны, естественный отбор продолжал действовать и вызывал существенное изменение строения тела древних людей, порождая новые их виды. Ко времени появле­ния кроманьонцев — ископаемых людей современного вида— ре­шающую роль стали играть не факторы биологической эволю­ции (наследственность, изменчивость и естественный отбор), а факторы социального развития (труд, речь, организация совме­стной жизни людей в стаде, потом и в собственно человеческом обществе и т.п.). В результате биологическая эволюция человекапо существу прекратилась. Вот почему современные люди так мало отличаются от ископаемых кроманьонцев.

Генетическое наследование морфофизиологических осо­бенностей, врожденных инстинктов и рефлекторного меха­низма деятельности у человека было дополнено социальной пе­редачей опыта предшествующих поколений новым поколениям в процессе их обучения с помощью членораздельной речи. На пер­вых шагах исторического развития людей, когда их речь была несовершенной, трудовые и другие навыки передавались боль ще показом, но ко времени появления кроманьонцев словес­ная передача опыта превратилась уже в устойчивую и важную форму обучения и воспитания молодежи. Со времен кромань­онцев природные факторы жизни людей все больше дополня­лись культурой — созданным ими самими миром орудий тру­да, жилищ, одежды, форм поведения, обычаев и т.п.

Созданные кроманьонцами каменные, костяные и рого­вые орудия труда значительно превосходили приспособления неандертальцев. Кроманьонцы изготавливали составные ору­дия, не только обкалывали, но и обтачивали каменные ору­дия. У них появилось искусство. На стенах их пещер обнару­жены рисунки животных и охотничьих сцен, вместе с оруди­ями труда найдены вырезанные кроманьонцами из кости фигурки животных и людей.

Современные исследования, в том числе и культурологи­ческие, в полной мере подтвердили решающую роль надбиологических факторов в формировании современного человека — Homo sapiens.

В социальной, культурной эволюции предков человека и самого Homo sapiens обычно выделяют следующие периоды. Палеолит — древний каменный век продолжительностью от 2—3 млн лет назад до 10 тысячелетия до н.э. За это время человеческий род продвинулся от вида Homo habilis («человек умелый») до кроманьонцев, т.е. до Homo sapiens («человек разумный»). Становящийся, формирующийся человек пользо­вался постепенно совершенствовавшимися каменными, де­ревянными, костяными орудиями, занимался охотой и со­бирательством. Неолит — новый каменный век (VIII—IIIты­сячелетия до н.э.). В эту эпоху осуществился переход от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты) к произво­дящему (скотоводству, земледелию).Люди научились шлифо­вать и сверлить орудия из камня, делать глиняную посуду, овладели навыками прядения и ткачества. Бронзовый век исторический период, сменивший неолит (IV—I тысячелетие До н.э.). Характеризуется производством и использованием бронзы (сплавов меди с оловом, алюминием, бериллием, свинцом и другими металлами), бронзовых предметов и ору­дия. Это время распространения кочевого скотоводства и Поливного земледелия, письменности, рабовладельческих ци­вилизаций и государств.

 

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7