Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гуманистические позиции биоэтики



2015-12-06 427 Обсуждений (0)
Гуманистические позиции биоэтики 0.00 из 5.00 0 оценок




Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х гг. в Западной Европе и США. Большую роль в становле­нии биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Новый уровень технико-практических возможностей медицины и эксперимен­тальной науки поставил перед учеными новые этические про­блемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вы­зовы в медицине. Новые технологам трансплантации органов, зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие и даже в конфликт с традиционными культурными ценностями и с традиционными аксиологическими(ценностными) ориентация-ми.Например, для христианства сердце — это не только важ­нейший биологический, но и духовный орган человека.

Можно сказать, что биоэтика — это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на от­ветственное и свободное самоопределение своей жизни. Если рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоот­ношений врача и пациента, а в более широком; контексте и всиловом поле тех ментальных и ценностных форм, которые определяют отношение к жизни и смерти, к детству и старо­сти, то в таком случае эта наука окажется аксиологически на­груженной. Она не только включит в себя врачебную этику, этические нормы отношения к животным, но и экологичес­кую, этику отношений человека с биогеоцинозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции. Биоэтикой выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты:

1. Единство науки и гуманистических ценностей.

2. Необходимость ставить гуманистические цели выше ис­следовательских.

3. Регулирование исходя из гуманистических ценностей научных исследований, включая и запреты на некоторые виды экспериментов, связанных с участием человека.

4. Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав Яличности, включая юридические нормы.

Следует остановиться на вопросах неразрывной связи био-Яэтики с медицинской этикой и правом. Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным |проявлением гуманизма в медицине.Этот критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. И какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте — такой подход служит мерилом любой человеческой деятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи необходимо развивать экологическую этику и разрабатывать специальный экологический 1 кодекс.

Что нового в биоэтике сравнительно с традиционной вра­чебной этикой? Современный врач сталкивается с конфлик­том духа и буквы клятвы Гиппократа, которая была незыблемой этической основой врачевания в течение двадцати че­тырех веков.

Вспомним наиболее известную этическую заповедь Гип­пократа — прежде всего не навредить пациенту.Когда со­временные хирурги-трансплантологи пересаживают почку или долю легкого живого донора (даже имея на это добровольное согласие донора) обреченному больному, приведенное этичес­кое предписание по отношению к донору с очевидностью нарушается. Далее. Сторонники разрешения проблем умираю­щего больного с помощью активной эвтаназии (введения смер­тельной дозы яда) говорят, что в этом заключается его «право на смерть». Есть потребность в допустимости «убийства из милосердия» неизлечимо больного близкого человека. Сле­дует признать, что такая ситуация является особенно психологически убедительной, ведь здесь требование милосердного отношения к страданию, «смертной муке» другого человека может обрести силу категорического императива. Но это еще не значит, что такой выбор можно безоговорочно оправдать этически. Врач, осуществивший «убийство из милосердия», совершает отчаянный и рискованный шаг «по ту сторону доб­ра и зла» и обрекает себя на вечную (до конца своей созна­тельной жизни) работу самооправдания: достаточно ли весо­мыми были в тот момент его аргументы, когда он в привычных определениях добра и зла единственно по своей воле поменял местами знаки «плюс» и «минус».

В биоэтике уже стали привычными такие понятия, как «право на аборт», «право на смерть» и т.д. Но, может быть, это есть квазиправо — оно не может быть записано во Всеоб­щей декларации прав человека. В самом деле, сторонники права на аборт делают акцент на следующих аргументах: кри­минальные аборты есть еще большее зло, общество должно уважать право женщины на свободное и ответственное мате­ринство; в особенности на ранних сроках беременности поня­тие «эмбрион» не тождественно понятию «человек» и т.д. В то же время они не придают должного значения другим аргу­ментам: отмена запрета на аборт просто игнорирует мораль­ный статус эмбриона, ценность жизни плода; аборт как мо­ральный выбор самой женщины, врача-оператора, юристов, легализировавших такую социальную практику, не свободен от противоречий.

Современный прогресс клинической медицины потребо­вал уточнения самого принципа гуманизма. Соответствует ли гуманности искусственное оплодотворение или прекращение жизнеподдерживающего лечения умирающего пациента? Под­линным началом духовных исканий в биоэтике является тре­вога и забота о будущем человеческого рода. Когда американский биолог В. Р. Поттер предложил термин «биоэти­ка», назвав ее «мостом в будущее», он был, несомненно, прав, так как биоэтика все более явно занимается поиском реальных путей к созданию глобальной этики человечества бу­дущего.

 

 



2015-12-06 427 Обсуждений (0)
Гуманистические позиции биоэтики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гуманистические позиции биоэтики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)