Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 43: Систематизация нормативно-правовых актов. Кодификация как высший тип правотворчества



2015-12-06 651 Обсуждений (0)
Вопрос 43: Систематизация нормативно-правовых актов. Кодификация как высший тип правотворчества 0.00 из 5.00 0 оценок




Под систематизацией нормативных правовых актов понимается приведение их в соответствующую согласованную систему, группировка в определенном порядке. Систематизация является логическим завершением правотворчества.

Формы систематиза­ции: Инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация - это форма систематизации, в процессе которой осуществляет­ся внешняя обработка НПА, объединение и расположение их в определенной последовательности. Внешняя обработка актов означает:

1 вносятся последующие официальные изменение

2 устраняются устаревшие положения и противоречия

3 материалы располагаются по определенной схеме: хронологической или предметной - по сферам регулируемых общественных отношений.

Инкорпорация подразделяется на официальную официальная осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами

Результат инкорпорации - свод законов, сборники.

Консолидация — форма систематизации, в результате которой происходит объединение сходных по предмету регулирова­ния нормативных актов, сводятся в единый акт. Ранее действовавшие НПА прекращают свое существование. Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).

Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, т.к. в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, уст­раняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффек­тивные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную систе­му. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новых единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании. Кодификация осуществляется только в официальном порядке.

Кодификация законодательства может быть:

1 всеобщей (если переработке подвергается все законодательство государства),

2 отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства)

3 специальной (охватывающей нормы како­го-либо правового института).

 

Вопрос 38: Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие НПА в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той тер­ритории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты фе­деральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ - на территории этих субъектов, акты муници­пальных органов - на территории соответствующих муниципальных образований.

По общему правилу, НПА распространяются на всех лиц, находящихся на той территории, на которой действуют эти акты.

Действие НПА зависит от:

1 Уровня государственного органа

2 Юридической силы

Пор общему правилу НПА РФ действуют в отношении всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности.

Еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть в соответствии с законом быть субъектами ряда отношений (судьи, военнослужащие и т.д.). НПА могут действовать в отношении отдельных категорий граждан: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.

 

Вопрос 37: Действие нормативно-правовых актов во времени. Основной принцип действия нормативно-правовых актов во времени. «Обратная сила» и «переживание» закона. Прямое действие закона.

Пределах действия НПА во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возник­шим до его вступления в законную силу (обратная сила закона).

В РФ НПА вступают в силу одним из следующих способов:

1 в результате указания в тексте НПА на календарную дату, с кото­рой он вступает в силу;

2 в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление его в законную силу (с момента подписания, с момента опубликования).

3 В результате применения общих правил. По этим правилам законы РФ и др. НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте НПА не указано иное, ФС РФ - 7 дней,

НПА Президента и Правительства вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их офици­ального опубликования.

Издания, в которых осуществляется официальное опубликование: Российская газета и Собрание законодательства РФ. Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государ­ственной регистрации в Минюсте. Субъекты порядок устанавливают самостоятельно.

Прекращение действия НПА:

1 Истечение срока, на который был принят НПА;

2 Объявление об утрате юридической силы НПА (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном НПА);

3 Принятие нового НПА равной или большей силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

4 С изменением об­стоятельств, на которые был рассчитан НПА.

Действие НПА - это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Вопрос о действии НПА во вре­мени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

1 НПА не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулиро­вана еще древнеримскими юристами).

2 НПА действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Исключения допускаются в весьма редких случаях, когда об этом указано в самом акте или когда ему придана обратная сила компетентным государственным органом либо тогда, когда данный НПА смягчает или устраняет ответст­венность..

В Уголовном праве обратную силу имеют законы, которые устраняют наказуемость или смягчают ответственность. Переживание закона НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (переживание закона). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений. То есть НПА отменён, но по специальному указанию нового закона продолжает действовать по отдельным вопросам.

Момент вступления НПА в силу необходимо отличать от момента приобретения им силы. Закон приобретает юридиче­скую силу с момента приятия его ГД РФ в окончательной редакции и одобрения СФ РФ. Практически в соответствии со сложив­шейся практикой силу приобретает после подписания Президентом.

Прямое действие закона означает, что закон непосредственно порождает права и обязанности субъектов правоотношений, регу­лирует общественные отношения.

Прямое действие закона означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы закона в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.



2015-12-06 651 Обсуждений (0)
Вопрос 43: Систематизация нормативно-правовых актов. Кодификация как высший тип правотворчества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 43: Систематизация нормативно-правовых актов. Кодификация как высший тип правотворчества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)