Классификация ощущений
Существуют различные подходы к классификации ощущений. 1. Б.Г. Ананьев выделял одиннадцать видов ощущений,по принципу модальности таких как: зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия и ускорения (статико-динамические ощущения), обонятельные, вкусовые, общеорганические, или внутренностные (интероцептивные). 2. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой). 3. Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощущений. Например, генетический подход, предложенный английским неврологом Х. Хэдом. Генетическая классификацияпозволяет выделить два вида чувствительности:1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относят органические чувства (голод, жажда) и др. 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью. 4. Известный отечественный психолог Б.М. Теплов, рассматривая виды ощущений, разделял все рецепторы на две большие группы: Экстероцепторы (внешние рецепторы), расположенные на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешних раздражителей, и интероцепторы (внутренние рецепторы), расположенные в глубине тканей, например мышц, или на поверхности внутренних органов. Группу ощущений, названных нами «проприоцептивные ощущения», Б.М. Теплов рассматривал как внутренние ощущения. 5 .Чарльз Скотт Шеррингтон - английский физиолог предложил систематическую классификацию ощущений. По характеру и месту расположения рецепторов (по другому ее еще называют по источнику раздражителей) он выделил три основных группы ощущений: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Интероцептивные - ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. В данную группу входят: органические ощущения, ощущения боли. Проприоцептивные – ощущения, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. К ним относятся ощущения равновесия и ощущения движения. Экстероцептивные – ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела. Группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы (по характеру воздействия): контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. К таким ощущениям относятся вкус, осязание. Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух, зрение и обоняние. По виду анализаторных систем: 1.Зрительные (хроматические и ахроматические); 2. Слуховые (звонкие, шумные); 3. Вкусовые (кислые, сладкие, горячие, соленые). Еще Аристотелем было выделено пять рецепторов, соответствующим видам ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. В действительности видов ощущений гораздо больше. Закономерности сенсорных процессов и методы их изучения. Закономерности ощущений:
Закономерности восприятия: 1. Целостность – соотношение фигуры и фона;
Память. Теории и механизмы памяти. Классификация видов и типов памяти. Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле памятьможно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом.Человеческая память— это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т. е. всего, что с ним произошло. Память — это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память — необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности. Теории памяти. · Первая теория принадлежит ученым Древней Греции. Память – это определенное количество отпечатков в головном мозге. · В 17 в. в Англии создана ассоциативная теория памяти. Ассоциация – связь между предметами и явлениями. Память – цепочка определенных ассоциаций (физиологический механизм образования ассоциаций – временные нервные связи). · Гештальтеория – исходным понятием было не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная целостная организация – гештальт. Процессы памяти определяются формированием гештальта. · Биохимическая теория памяти – память связана с биохимическими процессами, происходящими в организме. · Нейронная теория памяти – нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. · Молекулярная теория памяти – под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы для «записи» информации. · Смысловая теория памяти – работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в смысловые структуры. До настоящих дней нет единой теории механизмов памяти. Каждая наука определяет их по-своему. Виды памяти:
Двигательная память – это память на определенные движения. Эмоциональная память – это память на пережитые чувства. Образная память – это память на лица, ситуации, звуки, цвет. Словесно-логическая память – это память на слова, формулы, абстрактный материал. Произвольная память – это память, основанная на запоминания с усилием воли, со специальной установкой. Непроизвольная память – информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией Долговременная – от нескольких дней до бесконечности после многократного повторения. Кратковременная – от нескольких секунд до нескольких часов после однократного восприятия. Оперативная – связана с решением текущих задач, включает долговременную и кратковременную. Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно. Типы памяти.Индивидуальные различия в памяти проявляются также в том, что у одних людей лучше закрепляется тот или иной материал: наглядно-образный, словесно - абстрактный, промежуточный.Эти типы зависят в определенной мере от соотношения первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности людей. Требования жизни, профессиональной деятельности обусловливают более или менее выраженные особенности того или иного типа памяти. Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании. В соответствии с этим различают двигательный, зрительный и слуховой типы памяти. Но в чистом виде эти типы встречаются редко. Чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо - двигательный. Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Основой развития смысловой памяти является содержательная познавательная активность личности. Память у людей различается: по быстроте запоминания; по его прочности или длительности; по количеству или объему запоминаемого; по точности. В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого. Особенность процессов запоминания (быстрота, прочность и т.д.) зависит от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4787)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |