Категория «самосознание» в психологии. «Я-концепция» как интегральная характеристика самосознания
Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по Мерлину):
Кон: Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, его представления о самом себе складываются в образ «Я». Спиркин: под понятием «Я» имеется в виду личность, какой она себя воспринимает, знает и чувствует себя. Я – это регулятивный принцип психической жизни.
Критерии самосознания: 1. Выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической, социальной среды). 2. Осознание своей активности – «Я управляю собой». 3. Осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»). 4. Моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта. Структура самосознания:4 уровня. · Непосредственно-чувственный уровень – самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности. · Целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я». · Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия. · Целенаправленно-деятельный уровень – «синтез» трех уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения. Степень адекватности образа Я выясняется при изучении одного из его компонентов – самооценки личности (т.е. оценки личности себя, своих возможностей, качества и места среди других). С помощью самооценки регулируется поведение. Самооценка связана с уровнем притязаний – это желаемый уровень самооценки личности. Самосознание – индивидуальная форма сознания. Оно выступает как выделение себя из объективного мира, как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком. Может принимать различные формы: 1)самопознание (нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей), 2)самооценка, 3)самоконтроль, 4)самопринятие. 1) осуществляется через осознание, анализ резервов своей деятельности, отношение других ко мне и через самонаблюдение. Самопознание является основой развития самоконтроля и саморегуляции, основа для реализации оценочного отношения к себе. 2) 3 уровня самооценки, связь с уровнем притязаний (как реализация самооценки человека в деятельности и взаимодействии с другими людьми, это желаемый уровень самооценки личности). 3) Осознание субъектом и оценка им собственной деятельности, психических состояний. Их регуляция, протекание на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. 4) Зависит от выраженности образа Я, формируется самопринятие и самоуважение личности, которые соотносятся с ценностно-смысловыми установками личности. Самоуважение входит в структуру самосознания. Благоприятное развитие личности происходит при благоприятном принятии себя. Кон: Образ Я – соц. установка, отношение личности к себе. Как любая установка имеет 3 компонента: познавательный, эмоциональный (оценка своих качеств), поведенческий (практическое отношение к себе). Образ Я – динамическое образование личности, выделят: реальное Я, идеальное Я, фантастическое Я. Роджерс:Я-концепция – представления человека о самом себе, это часть поля опыта вокруг которого организованы другие представления. Поле опыта – совокупность представлений человека о мире, формирующаяся в процессе взаимодействия со средой. 1)Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой (социокультурной), 2)Я-концепция – система самовосприятий, 3) Я-концепция имеет определенное значение для личности, её поведения, 4)тенденция к самоактуализации. Развитие Я-концепции: 1. Организмический процесс оценивания – процесс, в соответствии с которым переживания сохраняющие и развивающие человека оцениваются позитивно и выбираются, угрожающие – негативно и избегаются. 2. Потребность в позитивном внимании. 3. Условие ценности – оценки, в основе которых лежит мнение других людей, а не собственный организмичекий опыт. 4. Конгруэнтность – соответствие между опытом и поведением.5. полноценно функционирующий человек (открытость опыту, жизнь здесь и теперь, свобода в любой ситуации, организмическое доверие – доверие к мудрости своего организма, креативность – способность к творчеству).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1762)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |