Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Деятельность как психологическая категория. Теория деятельности




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Д. является одним из фундаментальных понятий в отечественной психологии и рассматривается в качестве психологической категории.

В отечественной психологии деятельность определяют как специфический вид человеческой активности направленный на творческое преобразование совершенствованием действительности и самого себя.

В отличие от активности животного, Д. человека носит продуктивный характер Д. всегда целенаправленно активна. По сложившейся в психологии традиции, под поведением понимают внешние проявления психической Д.человека

Психол. теория Д. начала разрабатываться в 20-х-начале 30х г. (Л. С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Ф. Ломов). Психологические теории деятельности основываются на философии диалектического материализма – теории К. Маркса, ее главный для психологии тезис – не сознание определяет бытие, Д., а наоборот, бытие, Д. человека определяет его сознание. Философское открытие Маркса состоит в том, что познание не существует вне жизненного процесса, который по своей природе своей есть процесс материальный, практический. Отражение действительности возникает в процессе развития реальных связей познающих людей с окружающим их человеческим миром, этими связями определяется и в свою очередь оказывает обратное влияние на их развитие.



Рубинштейн С.Л.: сущность данного подхода – субъект, в своих деяниях, в актах своей творческой, субъективной деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому, тем, что он делает можно определять то, что он есть.

С точки зрения Рубинштейна - Д. характеризуется субъективностью (Д.всегда осуществляется личностью как субъектом), содержательностью, реальностью, предметностью. Кроме того, Д.носит творческий и развивающий характер, сознательный и целенаправленный.

1935г. – 40 г Рубинштейн выделяет внутри Д. разноплановые компоненты движение –действие – операция – поступок, в разрешении их взаимных связей с целями мотивами и условиями Д. В центре этих компонентов находится действие, которое является единицей психологии, действие всегда целенаправленно и сознательно, целью является конкретный результат . Соотношение целей с условиями в которых ее предстоит реализовать определяет задача, которая должна быть действием.

Составными частями действия являются операции, которые необходимы для достижения результата составляющего цель конкретного действия.

Всякое действие, направляясь на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений. Более или менее осознанные побуждения выступают как мотив, то или иное побуждение становится для человека мотивом действия через соотнесение его с целью, также как с другой стороны, объект на который направляется действие, и который побуждает к нему становятся целью действия через соотнесение с мотивом. Мотивы и цели Д.носят обобщающий, интегрирующий характер проистекают из потребности их интересов.

Действие, которое воспринимается и осознается действующим субъектом как общественный акт, как проявления субъекта, которое выражает отношение субъекта к другим людям – это поступок (особая форма действия).

Виды действий - рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые.

Специфически человеческим видом является волевое действие, т.е. сознат. акт, направленное на осуществление определенной цели.

Движения - это механизмы, посредством которых осуществляются действия, выражающие поведение, движения человека направлены на предмет, на орудие как средства труда.

Виды Д. – труд, игра, учение.

Труд – сознательная целенаправленная Д., которая направляется на осуществление результата, до действия данного в представлении трудящегося и регулирующаяся волей в соответствии с ее сознательной целью.

Игра– осмысленная Д, которая разрешает противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка и ограниченностью его оперативных запросов.

А.Н. Леонтьев: Д. это активный, целенаправленный, содержательный процесс, в ходе которого человек целенаправленно осуществляет действия с предметным миром рассматривая предметную Д. как процесс внутри которого возникает психическое. Д присуща как человеку, так и животному, но у животных как жизнедеятельность.

Четко различая внешнюю Д. и внутреннюю Д. Внешняя Д чувственно предметная, материальная Внутренняя Д.- Д по оперированию образами представлениями о внешней среде, т.е. идеальная Д - больше сознания; т.к. формируется на основе внешней деятельности.

Процесс перехода внешней предметной Д. во внутреннюю Д. – интериоризация.

Переход от внутренней психи. Д. к внешней Д.- экстериоризация.

В роли субъекта в деятельности могут выступать индивид группа. Становление субъекта Д. осуществляется тогда когда человек овладевает содержанием Д.

Строение Д.- потребности - мотив –Д

Анализ любой Д. начинается с анализа предметного содержания потребности и мотива, т.е. определенному мотиву и потребности соответствует определенный вид Д.

Потребность– состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне человека. Переживаемая человеком потребность побуждает человека к Д., к поиску предмета ее удовлетворения.предмет потребности это действительный мотив (форма проявления потребности) на основе одной и той же потребности могут возникнуть мотивы к различным видам Д. и наоборот

Одна и та же Д. вызывается различными мотивами и потребностями

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели. Которая будет осуществляться в тех или иных условиях, требует выполнения действия по поиску предмета отвечающего мотиву и удовлетворяющего потребность.

Цель - представляемый результат Д.

Действия как составная часть Д. любая Д осуществляется в форме действий / цели действий.

Способы осуществления действия операции – это преобразования действия ставшие способом осуществления других более сложных операций мало осознающихся/ совсем не осознающихся, в отличии от действий .

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина:

Проявления активности субъекта – действия. Действия внешние ( предмет.,матер.,) и внутренние (психич., идеальные).

Совокупность внешних действий образует внеш., предмет.Д. а совокупность внутр. –психич. Д.

Психическая Д.- это единая совокупность умственных действий. Внутренние умственные действия есть интериоризованные , ставшие идеальными предмет действие.

Интериоризация – процесс формирования психики из материального это процесс индивидуального присваивания социального результатом являются образы понятия и вообще знания.

Процесс формирования умственных действий по этапам.

1. этап составления предварительного представления о задании образование ориентировочной основы действия – главная задача и главное содержание этого этапа при выполнении действия это ориентирующая основа, определяет процесс ориентировки в задании

2. Материализация мысленных свойств и отношений вещей, нужно подвергнуть действия сложной обработке;

2.1 развернуть (т.е. показать все его операции в их взаимных связях;

2.2 выделить те свойства объекта, которые нужны для выполнения этого действия, т.е. обобщить его, когда это будет достигнуто, некоторые операции действия начинают сокращаться

3. после достижения наивысшей материализованной формы (наиболее обобщенной сокращенной и достаточно освоенной), действие отрывает от его последней внешней опоры это этап перенесения действия в план громкой речи без опоры на предмет. Речь есть форма предметного действия.

4. перенесение громко речевого действия во внутренний план заканчивается этот этап свободным проговариванием действия целиком – про себя. Звуковая форма речи становится представлением, звуковым образом слова.первой формой собственного умственного действия оказывается четко развернутая речь про себя.

5. сокращение самой речевой формулы. Внешняя речь начинает превращаться во внутреннюю. Так Предметное действие оказавшись в разных формах внешней речи в конце концов становится актом внутренней речи.

Подход Б.Ф. Ломова

Индивид как субъект Д. В Д. формируется развивается проявляется так / иначе вся совокупность процессов состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические . Д. Как детерминанта совокупности психических процессов и свойств субъекта ; психическое как фактор Д.

Структура любой Д. едина – она включает внешнюю и внутреннюю

Основные образующие Д.:

Мотив, цель, планирование, Д, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действие проверка результатов и коррекция действия. Вектор «мотив –цель «является ведущим регулятором Д. определяющим строение и динамику всех др. ее составляющих. Каждая новая цель приводит к изменению мотивационной сферы, что создает возможность постановки новой цели.

Цель как образ выступает в качестве предпосылки определяющей начало Д.. Образ-цель – это специфическое явление опережающего отражения. В плане Д отражающаяся стратегия и тактика на основе объективных и субъективных условий выполняемой Д.

Информация о текущем состоянии предметов.

Идеальное специализированное отражение преобразуемого в Д. предмета, складывающаяся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненная задаче этого действия – оперативный образ. Рассогласование между оперативным образом и образом целью определяет направление поиска решения в процессе которого происходит выдвижение гипотез, их проверка и оценка те принятие решения, конкретные действия.

В ходе выполнения Д. совершаются переходы действий с реальными предметами в действия с идеальными и наоборот.

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1513)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7