Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Пути формирования понятий




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В формировании понятий можно выделить несколько этапов, границы и содержание неодинаковы у разных авторов, что связано с позицией авторов. В настоящее время существует несколько классификаций этапов развития мышления. Эти подходы имеют различия и общее.

Основные этапы формирования понятий:

1. Связан с обобщениями. Первые обобщения ребенка неотделимы о практической деятельности, что проявляется в одних и тех же действиях со сходными предметами. Это проявляется к первому году жизни.

2. Связан с овладением речью. Слова являются опорой для обобщений (около 2-х лет).

3. На основе операции сравнения развивается индукция-дедукция ( к 3-3,5 годам.

4. Связано с интеллектуальными задачами, которые приходится решать, обучаясь в школе.

Закономерный путь формирования понятий – это движение от частного к общему.

Формирование понятий есть развитие строения этих понятий, т.е. развитие строения словесных значений. Понятия – не неподвижные вещи, способные связываться друг с другом только ассоциативно, они действительно движутся, переходят одно в другое.

В настоящее время в психологии укрепилось мнение, что формирование понятий у ребенка идет как бы по двум относительно самостоятельным направлениям. Одно из них – это обобщение эмпирических единиц материала и выделение общего как некоторого общего значения и обозначения рассматриваемого многообразия. Другое направление – это выделение генетически исходного, всеобщего отношения и выведение из него многообразия свойств и конкретных особенностей материала.



Противопоставление двух направлений формирования понятий исходно принадлежитЛ.С. Выготскому, который вслед за различением высших и низших психических функций человека дает определение различия путей образования так называемых житейских (спонтанных) и научных понятий у ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, житейские понятия, и в этом их главная особенность, не связаны с усвоением системы знаний, даваемых при обучении, а складываются в практической деятельности человека и в непосредственном общении его с окружающим.

Ж. Пиаже.Получила название «операциональная». Умственные операции имеют деятельностное происхождение. Выделял 4 стадии формирования понятий:

1. Сенсомоторного интеллекта (от 1 года до 2-х лет). Характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира. К концу первой стадии ребенок становится субъектом, т е. Осознает свое «Я».

2. Операциональная (от 2-х до 7-ми лет). Характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.

3. Стадия конкретных операций с предметами (от 7-8 до 11-12 лет).Могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить от одной точки зрения к другой, становятся более объективными с суждениях.

4. Стадия формальных операций (11-12 до 14-15 лет). Способности выполнять операции в уме и использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.

П.Я. Гальперин.В основе теории положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие перевод внешних действий во внутренние. Считал, что формирование понятий на ранних этапах непросредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами. Превращение внешних действий во внутренние происходит не сразу, а поэтапно.

Четыре параметра, по которым преобразуется действие: уровень выполнения; мера обобщения; полнота фактически выполняемых операций; мера освоения.

Этапы формирования умственных действий:

1. Ознакомление на практике с составом будущего действия и требованиями, которым это действие должно соответствовать.

2. Практическое освоение, которое осуществляется и использованием предмета.

3. Освоение заданного действия без опоры на реальные предметы. Происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного во внутренний план. Главное на этом этапе использование громкой речи в качестве заменителя манипулирования предметами.

4. Отказ от внешней речи. Осуществляется перенос во внутреннюю речь.

5. Выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом из сферы сознания (т.е. постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.

Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров.В ходе экспериментальных исследований выделены три стадии формирования понятий у детей:

1. происходит образование неоформленного, неупорядоченного множества предметов, которые могут обозначаться одним словом. Имеет в свою очередь три этапа: выбор и объединение предметов наугад; выбор на основе пространственного расположения предметов; приведение к одному значению всех ранее объединенных предметов.

2. Происходит образование понятий- комплексов на основе отдельных объективных признаков. 4 типа комплексов: ассоциативный (любая внешняя связь дает основание для соотнесения к одному классу); коллекционный(взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака); цепной (переход в объединении от одного признака к другому так, что одни предметы объединяются на основании одних, а другие совершенно иных признаков, причем все они входят в одну и ту же группу); псевдопонятие.

3. Происходит образование настоящих понятий. Включает в себя несколько ступеней: потенциальные понятия (выделение группы предметов по одному общему признаку); истинные понятия (выделение существенных признаков и на их основе объединение предметов).

Менчинская выделяет следующие ступени:

1. Знакомство с житейским понятием.

2. Очищение житейского понятия от несущественных признаков.

3. Выделение существенных признаков.

4. Словесная формулировка понятия:

а) в которой обязательно выделяются общие отличительные признаки данного понятия;

б) существуют признаки данного понятия. Если это отсутствует, то научного понятия нет.

5. Применение научного понятия на практике.

 

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (902)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7