Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОБЛЕМЫ И ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ



2015-12-06 1653 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМЫ И ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Отечественные предприятия транспорта, особенно те, которые связаны с международными перевозками, одними из первых в новых экономических ус­ловиях почувствовали необходимость внедрения информационных технологий в управление производственными процессами. Достаточно серьёзная конку­ренция на рынке транспортных услуг в связи с возникновением множества мелких частных компаний и активным освоением восточного направления пе­ревозок иностранцами в сочетании с жёсткой налоговой политикой и удорожа­нием ресурсов поставили транспортные компании (ТК) перед необходимостью мобилизовать все внутренние резервы. Очевидным стало то, что эффективная работа ТК уже невозможна без широкого использования информационных технологий и персональных компьютеров. Потребность в качественной и точной информации явилась основой структурных и концептуальных преобра­зований в дорыночных информационных службах предприятий транспортной отрасли. Концепция АСУ, достаточно широко распространённая на транспорте в 60-70-е годы претерпела существенные изменения. Из самостоятельного спе­циализированного подразделения для сбора и обработки данных АСУ посте­пенно преобразуется в распределенную информационную службу, службу, за­нимающуюся обработкой данных и производством необходимой для управле­ния информации непосредственно на рабочих местах. Изменился не только подход к информационной проблематике, но и терминология. Сегодня всё ча­ще говорят не о службах АСУ, а об информационных технологиях и системах, интегрированных информационных и коммуникационных системах, подчерки­вая тем самым приоритет информации над техникой и технологией обработки данных. Во главу угла ставится качество и доступность необходимой инфор­мации для специалистов, удобство ее представления и использования для ре­шения различных производственных задач. Намечается создание новых ин­формационно-коммуникационных служб, внешне напоминающих бывшие кус­товые вычислительные центры, но с совершенно новой концепцией и на иной технико-экономической основе. Это так называемые логистические центры (ЛЦ), призванные обслуживать транспортные процессы и обеспечивать пере­возчиков необходимой для их работы информацией на коммерческой основе. С возникновением ЛЦ и интегрированных транспортных систем концепция ин­формационно-вычислительного обслуживания транспортно-логистической деятельности становится не только реальной, но и востребованной. Ключевым направлением в развитии ЛЦ является интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение транспортировки товаров. В целом это на­правление связано с интеграционными процессами в экономике развитых стран и обозначено как новое научно-практическое направление телематика.

Очевидно, главным виновником кардинальных изменений в подходе к информационным проблемам предприятий стал персональный компьютер - первый массовый инструмент для обработки информации. Однако перемеще­ние центра обработки и потребления информации на рабочие места породило и массу новых проблем. Эти проблемы характерны не только для России. По­добное пережили и развитые страны Запада. Главные из них следующие:

• качество техники, организация её обслуживания и ремонта;

• интегрирование информационных процессов;

• обучение персонала;

• технологические изменения в процессах, связанных с обработкой или использованием информации на местах;

• стоимость ЭВМ и периферийного оборудования, средств коммуникации;

• программное обеспечение.

Чисто техническая сторона проблемы, казалось бы, в настоящее время решена. Рынок ПК в стране достаточно насыщен и стабилен. Существует ши­рокий выбор компьютеров и комплектующих от дешёвых вариантов отечест­венной сборки до дорогих моделей европейского и американского исполнения. Однако проблема выбора оборудования не исчезла, а скорее обострилась. Она, с одной стороны, обусловлена высокими требованиями к надёжности и произ­водительности компьютерной техники для автоматизации транспрортно-логистических операций, а с другой стороны, её быстрым моральным износом и низкой платёжеспособностью большинства ТК.

Как и любые новые, сложные, современные технологии, информационно - компьютерные системы становятся эффективными при их правильной, интен­сивной эксплуатации. Производительность и отдача этих систем существенно выше в интегрированных сетевых вариантах. Однако начальные затраты в этом случае также немалые. Достаточно отметить, что стоимость комплексной авто­матизации крупной автотранспортной компании на базе корпоративной инфор­мационной системы типа "Галактика" соизмерима со стоимостью современно­го магистрального автопоезда. В то же время, расчёты показывают, что при благоприятных обстоятельствах и при тщательно продуманной процедуре реа­лизации подобного проекта, он может окупиться за 2-3 года.

Другой серьёзной проблемой является обучение персонала. Сама по себе организация обучения работе на ПЭВМ не представляет особых сложно­стей, если не считать дополнительных затрат на это. Проблема состоит в том, что переход на компьютерную обработку информации неизбежно влечет изме­нения в технологических процессах. Именно к этому чаще всего не готовы ис­полнители на местах. Специалисту трудно изменить привычный подход в силу своей естественной консервативности и нежелания что-либо менять в том, что ему представляется удобным и привычным. Проблема лежит скорее всего в чисто психологической области и требует затрат времени, усилий и средств на переподготовку, стимулирование специалистов или подбор новых кадров.

Одной из самых сложных является проблема качественного программ­ного обеспечения (ПО). Ее решению препятствует многое. Это и ценовая поли­тика, делающая невыгодным труд отечественных программистов, уникальность программ для атп, чуть ли не каждое из которых имеет особенности в доку­ментообороте и управлении, нестабильность экономической ситуации в стране, затрудняющая унификацию бухгалтерских и финансовых задач, проблемы с защитой интеллектуальной собственности программистов. В целом положение на рынке специальных программ для предприятий транспорта меняется крайне медленно и программный голод уже явственно ощущается. Существует и про­блема соотношения «цена - возможности и качество ПО». Справедливости ра­ди следует отметить положительные сдвиги в области разработки программно­го обеспечения бухгалтерских и финансово-учётных операций, правовых ин­формационно-справочных систем и систем документооборота общего назначе­ния. Появились на рынке и системы корпоративного уровня, включающие спе­циализированные модули для решения транспортно-логистических задач.

Несмотря на проблемы, связанные с внедрением информационно-ком­пьютерных технологий (ИТ), этот процесс необходим и, более того, он неизбе­жен. Это обусловлено огромным объемом подлежащих обработке данных, объ­емом все возрастающим. Обычными, традиционными способами уже не уда­ется из этого потока извлечь всю полезную информацию и использовать ее для управления предприятием. Определяющим фактором в управлении стано­вится скорость обработки данных и получение нужных сведений. Оборот ин­формации все существеннее влияет на эффективность управления предпри­ятием, его финансовые успехи. Более того, все чаще информацию называют "стратегическим сырьем". В развитых странах Запада расходы на информацию уже превышают расходы на энергетику. И эти расходы при разумном, правиль­ном подходе дают плоды. Прежде всего, внедрение компьютерного учета и об­работки данных существенно повышают производительность труда в сфере до­кументооборота. Современные ИТ, построенные на основе использования кон­цепций информационных хранилищ и интеллектуальной обработки данных, уже сегодня могут обеспечивать отдачу в 1000 %.

Анализ зарубежного и отечественного опыта компьютеризации предпри­ятий позволяет сделать ряд обобщений и использовать их при разработке стра­тегии и тактики внедрения информационных технологий в ТК.

Процесс компьютеризации происходит поэтапно следующим образом:

начальный этап - связан с накоплением опыта использования ЭВМ и авто­матизацией бухгалтерских расчетов на позадачном уровне;

контрольный этап - характеризуется стабилизацией парка ЭВМ, опреде­лением сфер их применения, информационным поиском в Internet и органи­зацией локальных сетей в предприятии;

интеграционный этап - характеризуется использованием сетевых решений разного уровня, децентрализацией управления с помощью ЭВМ и новой ор­ганизационной основой предприятий, базирующейся на широком примене­нии ИТ в управлении, применением сложных корпоративных ИС, интегриро­ванных в Internet.

На начальном этапе все усилия направляются на автоматизацию простых рутинных операций учета, финансовых расчетов. Как правило, автоматизиру­ются задачи материально-технического снабжения, бухгалтерского учета, на­числения зарплаты и подобные им. Главной целью автоматизации на этом этапе является сокращение персонала предприятия. Причем большинство из этих задач не требует высокой скорости обработки данных и оборота информации и может успешно решаться централизовано специализированными вычислитель­ными центрами. Основными чертами второго этапа являются полная техниче­ская определенность относительно вычислительных систем и становление ло­кальных сетей ЭВМ для предприятий. В этот период начинает меняться целевая направленность информационных технологий - на передний план выдвигается концепция "информация для руководителя". Доминирующими на этих двух этапах являются так называемые информационно-справочные системы (ИИС). Для третьего этапа характерным является структурное изменение в предприя­тиях, в которых возникают собственные информационные службы с децентра­лизованной системой подготовки и обработки информации. Для этого этапа ха­рактерно создание корпоративных сетей, подключение предприятий к единой глобальной информационной системе страны, активное использование техно­логий электронного документооборота, организация логистических центров, предоставляющих пользователям на коммерческой основе доступ к удалённым базам данных и приложениям для автоматизации всех расчетных и поисковых операций, а также наличие нового, совместимого с ПЭВМ персонала. На этом этапе широко используются многофункциональные интегрированные инфор­мационно-вычислительные системы на низшем и среднем уровнях управления и специализированные экспертные системы и системы интеллектуального ана­лиза данных для составления прогнозов и поиска оптимальных решений на верхнем уровне. В целом, на третьем этапе информационные технологии стано­вятся новой единой организационной основой предприятий. Концепция управ­ления информационными ресурсами становится доминирующей.



2015-12-06 1653 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМЫ И ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОБЛЕМЫ И ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)