А. Создание рамки разрешения проблемы
Даже только называя такую ситуацию, как «консультационная работа в организации» или «психотерапия», «медицинское лечение» или «целительство», либо каким-то иным образом называя ее ситуацией разрешения проблемы, мы побуждаем человека к активному поиску ресурсов. Эффекты плацебо можно объяснить преимущественно влиянием подобных рамок. Такие понятия, как позитивные ожидания, сосредоточенное внимание, оплата, статус НЛ-Программиста, вера в собственные возможности, а также вера в то, что разрешение проблемы находится под твоим контролем, могут стимулироваться посредством создания рамки разрешения проблемы. Таким образом происходит усиление мотивации активных поисков. При этом очень важно обратить внимание клиента на суть проблемы, чтобы в процессе поиска он исходил из ее адекватного восприятия. Следовательно, важной задачей НЛ-Программиста является четкое определение встречи с клиентом как ситуации, в которой будет осуществляться работа по изменению. В различных обзорных моделях, например, в схеме потока взаимодействия, мы обнаруживаем это в виде «официального» шага. Важно осознавать, что определение рамки разрешения проблемы уже само по себе является желательным действием. Б. Вопросы: «Что тебе необходимо?» Почему бы нам просто не начать задавать людям прямые вопросы, какие ресурсы им необходимы? К примеру, их можно сформулировать следующим образом: «Что тебе необходимо в данной ситуации?», «Что тебе нужно было думать, чувствовать, мочь, во что верить, чтобы успешно разрешить эту проблему?», «Что тебе необходимо для того, чтобы достичь этой цели?», «Что тебе необходимо для преодоления этих препятствий?» В этом случае клиенту придется часто прибегать к номинализации, то есть называть слово, описывающее процесс, например: отдых, способность действовать, ясность и т.д. Следовательно, мы будем просить привести пример ситуации, в которой данное впечатление уже когда-то интенсивно переживалось. Как только клиент находит это воспоминание, мы помогаем ему сделать его более интенсивным или же просто просим его усилить это впечатление, или же систематически усиливаем его при помощи субмодальностей. 1. Задайте вопрос о ресурсе «Что тебе необходимо для того (чтобы достичь цели/ разрешить проблему/преодолеть препятствие)?». 2. Задайте вопрос об обстоятельствах переживания? Если клиент ответит: «Никогда», спросите у него: «Вообще никогда?!» Если клиент снова ответит: «Никогда», вы можете обратиться к другому ресурсу или попробовать использовать другую технику из данной главы. 3. Усильте данное переживание Постарайтесь сделать так, чтобы воспроизведение примера было более интенсивным. Этого можно добиться Двумя способами: (а) непосредственно попросите клиента сделать обра (б) сначала установите субмодальности, а затем изме В. Контрастный вопрос Мы также можем помочь клиенту использовать себя в качестве модели, направляя его внимание на те ситуации, в которых он действовал правильно. 1. Спросите об аналогичной ситуации «Постарайся вспомнить ситуацию, которая очень похожа на нынешнюю проблемную, но в которой у тебя не было проблем». «Постарайся вспомнить подобную ситуацию, в которой ты действовал правильно». 2. Ищите различия «Что ты думаешь/чувствуешь/делаешь по другому (по сравнению с проблемной ситуацией)?» (Если НЛ-Программист использует модель изменения, он собирает данную информацию автоматически.) 3. Переведите ресурс на проблемную ситуацию Г. Полярность чувств В личном опыте любого человека важную роль играют полярности. Не существует света без тьмы, разочарования без удовлетворения и спокойствия без напряжения. Тот факт, что кто-то получает в проблемной ситуации отрицательные эмоции, означает, что он, в известной степени, обладает способностью воспроизведения противоположных эмоций. В некотором смысле, в данном случае мы имеем дело с так называемым «универсальным рефреймингом»: то, что у тебя есть проблема, означает, что ты, в известной степени, знаешь ее решение. 1. Опишите эмоцию «Что именно ты чувствуешь в проблемной ситуации?» В случае необходимости помогите клиенту эмоционально войти в ситуацию. 2. Спросите о полярности «Какое чувство является противоположным этому чувству?» 3. Попросите клиента ассоциативно войти в си «Где и когда ты уже явно испытал это (противоположное) чувство?» «Попробуй войти в эту ситуацию и постарайся испытать это чувство с новой силой». НЛ-Программисту зачастую приходится на всякий случай усиливать это чувство методом якорения. 4. Используйте это чувство в проблемной ситуации «Почувствуй, как теперь ты реагируешь по-другому». Несколько иной формой данной техники является «пружина». При этом НЛ-Программист вначале побуждает клиента очень подробно поговорить о том, как отвратительно он себя чувствует в данный момент. Он поддерживает мысль клиента и соглашается с ним до тех пор, пока с его стороны не возникнет сопротивления, и тогда — вынуждает клиента вспомнить прямо противоположные ситуации или испытать противоположные чувства. 1. Подчеркните проблему «Да, твоя ситуация в настоящий момент просто отвратительна». Все отрицательные аспекты проблемной ситуации очень обстоятельно описываются. 2. Стимулируйте полярность «Но ведь так было не всегда, не правда ли?!» «Наверняка было время, когда все шло по-другому» 3. Подробно опишите полярность Теперь клиент должен описать противоположное чувство или подобную ситуацию, в которой у него не было проблемы, либо она была успешно разрешена. НЛ-Программист спрашивает обо всех подробностях либо говорит: «Попробуй мысленно полностью погрузиться в эту ситуацию». 4. Используйте найденные ресурсы «Постарайся удержать в памяти манеру думать/чувствовать/действовать и перенеси ее на проблемную ситуацию». «Почувствуй, как теперь ты реагируешь по-другому» .
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |