Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Базовая фрактальная модель языка



2015-12-06 760 Обсуждений (0)
Базовая фрактальная модель языка 0.00 из 5.00 0 оценок




Структура модели
Средство Процесс

Фильтр Обобщение Искажение Опущение

Вопрос

Выявить рамки Установить связи Вставить деталь

Уточнение Как? Обновление Почему? Добавление Что? Кто?


Паттерны модели

 

Главный уровень Подуровни Тип паттерна Пример утверждения
Рамка Рамки С Статические рамки Меня не любят
    Д** Динамические рамки Мое состояние ухудшается
  Связи С Модальные опера­торы структуры Я не могу это сделать
    д Модальные опера­торы следствия Я нуждаюсь в помощи
  Детали С Квантификаторы Это очень много
    д Квалификаторы Это не интересно
Связи Рамки с Конкуренция (уравнивание) Я устал и заболел
    д Комплексный эк­вивалент НЛП не эффек­тивное, потому что быстрое
  Связи с Вывод Он отвернулся и я поняла, он не любит меня
    д Причинно-следственная связь Я не исправился и был наказан
  Детали с Суждения/чтение Ее мать меня не
    д мыслей Предписания любит Не касайтесь этой темы
Детали Рамки с Соотношения компонентов Все делается не так
    д Отношения процессов Его жизнь стала лучше
  Связи с Номинализация Они свободны
    д Номинализация Мы делаем любовь
  Детали с Компоненты Я удручен
    д Сравнительные степени Мне хуже
* С — стат ические      
** тт Д — Диь тмические.    

Переформулирование проблемы с помощью рефрейминга

После того, как вы обнаружили глубинную структуру проблемы, можно переходить к ее рефреймированию. Помните историю о том, как Том Сойер заставил маль­чишек покрасить за него забор? Это и был классический рефрейминг, в ходе которого юный хитрец, одним толь­ко своим вопросом: «Часто ли мальчикам достается кра­сить заборы?» настолько «изменил рамку», «рефрей-мировал» или попросту переопределил и переосмыслил ситуацию, что забор был не просто выкрашен не им, а другими, но целых три раза, да еще и перед забором бы­ла проведена белая полоса. И было бы сделано еще больше, да вот «краситель» закончился... Так что прин­цип рефрейминга (буквально, «изменения рамки») из­вестен уже очень давно (утверждают, что его — в тера­певтических целях — использовал еще Авиценна). И заслуга Нейролингвистического программирования заклю­чается только в том, что оно отнеслось к этому принципу с должным уважением и доработало его до совершенства.

С точки зрения специалистов по НЛП, рефрейминг — это очень мощный инструмент общения. В общей теории коммуникации есть базовая аксиома, что сигнал имеет смысл только в рамке или контексте, в котором он появ­ляется. Неожиданная задержка в отправлении поезда — это неприятность для пассажиров в вагонах, но подарок судьбы для тех, кто опаздывает на вокзал. Воспринимает­ся ли что-либо как преимущество или недостаток — очень существенно зависит от того обрамления, «рамки», в ко­тором понимается сообщение. Эффективный рефрейминг приводит к изменению переживания опыта.

Имеются два основных типа рефрейминга. Рефрей­минг содержания — это изменение значения содержа­ния, оставляющее контекст прежним. Поведение само по себе ничего не значит и вы всегда можете придать ему значение, которое сделает его полезным. Для рефрей­минга содержания подходит формула «Я чувствую X, когда случается У» (реакция X связана с классом собы­тий У комплексной эквивалентностью). Например:


К: «Я начинаю работать только тогда когда на­ступает крайний срок».

П: «Здорово. Значит у вас остается масса времени для отдыха.

Чтобы применить рефрейминг содержания к пробле­ме клиента, задайте себе вопросы:

Что еще могло бы это значить?

Какова позитивная направленность этого?

Как еще я мог бы описать это?

Какой другой аспект этой же ситуации, неявный для этого человека, мог бы создать другой фрейм (рам­ку) значения?

И найдите новое значение, которое может послужить переходом от негативного высказывания по поводу чего-то к хотя бы частичному признанию того, чем ценно это что-то.

Рефрейминг контекста — это изменение контекста на такой, в котором то, что связано с проблемой, представля­ет или приобретает ценность. Здесь вы меняете контекст, оставляя содержание прежним. Для рефрейминга контек­ста подходит формула «Они слишком X» или «Это слиш­ком Y» (сравнительное сообщение относительно себя или кого-то (чего-то). Например:

К: «Она слишком давит на меня\»

В: «Здорово. Ведь это делает вас более сильным».

Чтобы воспользоваться рефреймингом содержания, задайте себе вопросы:

Когда и где это могло бы быть полезным?

При каких обстоятельствах это было бы уместно?

В принципе, разница между двумя видами рефрей­минга не всегда выглядит ясной и однозначной. Да и не всегда рефреимировать приходится возражения, имеющие четкую формулировку «X, потому что Y» или «Слишком X». Что ж, тогда запомните, что в случае рефрейминга содержания вы просто меняете смысл возражения, а в случае рефрейминга контекста — точку или место его приложения. То есть, услышав суждение «Это слишком X», вы говорите: «Да, но только в этом контексте», по­сле чего предлагаете клиенту совсем другую ипостась си­туации, в которой X становится выгодным или удобным.


При утверждении же типа «Ваш X дает Y» — просто ответствуете: «Нет, наш X дает вам Z, а, кстати, ваш Y еще что-то весьма интересное». Однако и там и там вы в результате переопределяете «карту» клиента.

Значимый или генеративный рефрейминг. В Ней­ролингвистическом программировании существует еще одно модель рефреймирования, которая получила назва­ние значимый или генеративный рефрейминг. Суть ее — не столько в переопределении значения разногласия или проблемы, сколько в признании их определенной ценно­сти и достоинства. Использовать эту модель несложно, хотя годится она только для не слишком интенсивных противоречий. Например, клиент утверждает, что ему тяжело жить и работать. Для того, чтобы применить ге­неративный рефрейминг, сделайте следующее:

1. Признайте настоящее состояние проблемы («Да, жить и работать нынче тяжело»)

2. Постулируйте функциональное значение этого со­стояния («Но кому сейчас легко? Только тем, кто ниче­го не хочет добиться в жизни. Успех приходит лишь к тем, кто много и тяжело работает...»)

3. Дайте одобряющую индукцию («Так что хорошо, что вам тяжело жить и работать значит вы тот, кто сможет добиться успеха»)

4. И уведите клиента с опасной темы («Другое дело, что вас, наверное, интересует, чего именно вы хотите добиться и как? Давайте займемся всем этим...»)

Овладение рефреймингом — дело не простое. Потому дадим вам два подспорья:

• примеры рефрейминга Мастеров и

• общую технику рефрейминга значения.

Следующие примеры жалоб и ответов на них даны в классической работе Дж. Гриндера и Р. Бэндлера («Реф­рейминг»). Разберите их.

ЖАЛОБА. Я не говорю моей жене, чего от нее хочу, потому что для нее это было бы ограничением.

ОТВЕТ. Но вы ведь в самом деле ограничиваете ее, если она хочет сделать вам приятное, а вы не говорите что.


ЖАЛОБА. По вечерам больше не дают кофе, и это мне не нравится.

ОТВЕТ. Хорошо ли вы спали?

ЖАЛОБА. Слишком много занятий назначается в одно и то же время. Трудно выбрать, на какой семинар пойти.

ОТВЕТ. Сочувствую вам. Но в такой организации занятий есть своя хорошая сторона, ведь это дает вам дополнительную практику в принятии решений.

ЖАЛОБА. Моя жена ни на что не может решить­ся. Если ей надо выбрать платье, она осматривает все, какие есть, и сравнивает между собой.

ОТВЕТ. Значит, она очень тщательно принимает решения. Как Вам должно быть приятно, что из всех мужчин на свете она выбрала именно вас.

ЖАЛОБА Мои дети слишком уж кричат и бегают.

ОТВЕТ. Вы должны быть довольны, что благодаря вам они сохранили здоровье и естественную жизнерадо­стность,

ЖАЛОБА. Я ужасно себя чувствую, потому что мой начальник всегда меня критикует.

ОТВЕТ. Должно быть, ему нравится, как вырабо­таете, и он хочет помочь вам работать еще лучше.

ЖАЛОБА. Очень уж легко я отношусь ко всему на свете.

ОТВЕТ. Что ж, а я припоминаю, сколько моих дру­зей заработали инфаркт, потому что слишком серьез­но ко всему относились...

Ну а общая техника рефрейминга предполагает учет следующих четырех условий:

обнаружьте или создайте мета-фрейм для пре­дъявленной клиентом проблемы. То есть вместо того, чтобы «атаковать» проблему непосредст­венно, отступите назад и изучите «карту», в которой она «напечатана». Расширьте и видоиз­мените точку обзора и результат;

откройте и создайте пути, средства и контек­сты, при которых содержание проблемы, может стать ценным, выгодным и удобным;


4 3ак. 2731



определите выгоду клиента от предъявленной им проблемы. Что оправдывает эта проблема? Что объясняет? Для чего он использует эту проблему (чтобы быть/делать/иметь что?) Какая от нее польза (не быть/не делать/не иметь?) Если это ус­ловие исчезает, с чем еще придется справляться?

определите свою собственную цель в рефрейминге: что вы хотите получить от переформулирова­ния проблемы?

Упражнение 16.

-Сделайте полную «раскрутку» («вверх», «вниз» и «в сторону») любой своей цели.

-Осуществите все это для не слишком сложной проблемы вашего родственника или знакомого.

Упражнение 17.

-При всяком удобном случае уделяйте внимание визуализации высказываний ваших знакомых. Воз­никший образ сразу же оценивайте с точки зрения «полноты картины» и необходимости применения мета­модели.

Упражнение 18.

-Научившись определять неполные (без ясной и видимой глубинной структуры) сообщения, начните их записывать с тем, чтобы позднее осуществить их анализ с точки зрения конкретизаторов и схемы мета-модели.

-Заучите наизусть вопросы мета-модели и потре­нируйтесь в их использовании

сначала в речевом обиходе,

а далее в работе с высказываниями о проблемах ваших друзей.

Упражнение19.

-В любой подходящей беседе или ситуации попро­буйте выделить в сообщениях ваших партнеров ком­плексные эквиваленты. Обнаружив их и дождавшись паузы, уничтожьте связку А = В с помощью логическо­го квадрата.


Упражнение 20.

-Составьте список любых своих проблем или проти­воречий и потренируйтесь в создании контекстов и зна­чений, которые их рефреймируют. Для этого

идентифицируйте форму каждой проблемы или про­тиворечия, чтобы определить, какой тип рефрейминга здесь больше подходит — контекста или содержания:

в случаях «X - Y» создайте несколько различных значений, которые это поведение могло бы иметь в конкретном контексте, в котором оно появляется (рефрейминг содержания);

в случаях «слишком X» отыщите несколько других контекстов, в которых то, что подразумевается проблемой, приобрело бы ценность (рефрейминг контекста).

-После того, как вы потренировались в создании значений и/или контекстов на бумаге, объединитесь с кем-либо из своих знакомых и поупражняйтесь в непо­средственном рефрейминге. Один человек играет клиен­та и выдает проблемы, а другой предлагает возможные варианты рефрейминга.

-Потренируйтесь в осуществлении значимого реф­рейминга, используя в качестве материала для рефрей-мирования любые «сентенционные» суждения ваших знакомых.

Глава 5. Определение стратегии изменений

Как показывает психотерапевтический опыт, клиенты, обращавшиеся по поводу психологического консультиро­вания и психокоррекции, далеко не всегда знают, чего они действительно хотят. В большинстве случаев стре­мятся уйти ОТ проблемы вместо того, чтобы прийти К решению. И очень часто не обладают необходимой пси­хологической готовностью к достижению желаемой це­ли. При этом собственные их стратегии и способы разре­шения проблемы, «карты» сложившейся ситуации, ока­зывались заведомо неэкологичными — иначе они не об­ращались бы за помощью. Помочь определить желаемый


результат, наметить пути его достижения, разработать структуру необходимой деятельности и обрести готов­ность к достижению цели можно с помощью разработан­ных в Нейролингвистическом программировании мо­делей и фреймов стратегических изменений.

Базовая модель изменений

НЛП — это прежде всего стратегичность и нацелен­ность на результат. Для того, чтобы они осуществились, в Нейролингвистическом программировании есть много самых разных моделей, фреймов и техник стратегии осуществления изменений.

Самое интересное здесь то, что модели, фреймы и техники Нейролингвистического программирования уни­версальны и могут быть использованы в любой области человеческой деятельности, а не только в ПК.

Первая из моделей, которые мы предлагаем в данном пособии — это модель, которую для простоты можно на­звать «НС-ЖС». Графически она отображается следую­щим образом:

Ресурсы



Настоящее состояние

(проблема)


Желаемое состояние

(результат)




Техники

В сути своей модель «НС-ЖС» проста и эффективна. Клиент, обратившийся за помощью находится в своем настоящем состоянии (НС)— скорее всего, проблем­ном. Если он действительно хочет не просто уйти от про­блем, а прийти к решениям, его цель — некоторое же­лаемое состояние (ЖС) — тот самый результат, кото­рого он хочет добиться. Для того, чтобы это продвиже­ние осуществилось, ему и вам, во-первых, нужно точно знать, куда вы идете — т.е. результат должен быть определен и описан. Во-вторых, нужны ресурсы — пока



Рис.8


определим их как любые средства, которые могут быть задействованы для достижения результата: физиоло­гия, состояния, мысли, чувства, стратегии, пережива­ния, люди, события или вещи. Ну а в-третьих, необхо­димы техники — некие приемы и методы работы, с помощью которых вы и осуществите нужные изменения. Из модели «НС — ЖС» следует, что перед тем, как перейти собственно к осуществлению психокоррекции, нам надо определить «параметры» не только желаемого (что полностью соответствовало бы принципу стратегично­сти НЛП), но и настоящего состояния клиента. Наиболее простым способом здесь выступает составление карты про­блемы, при котором вы последовательно разукрупняете предъявляемые вам симптомы до уровня, допускающего возможность введения ресурса или использования какой-либо техники. Сущность данного составления достаточно наглядно представлена на рис. 8, где мы, однако, ограни­чились разбором только одного из симптомов клиента — чувства страха, да и то не до конца...


После составления детальной карты проблем следует, во-первых, внимательно изучить возможные взаимосвязи между частными проблемами, а во-вторых, попробовать выделить своеобразные их синдромы (т.е. системные со­вокупности симптомов). Например, в вышеприведенном случае нами было выделено два синдрома: страха, бази­рующегося на неуверенности в себе, и головной боли, основывающейся на глубокой обиде.

Последующий анализ выявленных проблем и/или синдромов может осуществлятся по следующей схеме (По: Б. Кейд, В.Х. О'Хэнлон. «Краткосрочная терапия. Интервенции, манипуляции, техники на основе эриксо­новского гипноза и НЛП»).

1. Когда появилась проблема?

2. Где она возникает?

3. Как внешне выглядит эта проблема?

4. В чьем присутствии она появляется?

5. Какие бывают исключения из правил, связанных с появлением проблемы?

6. Что из-за проблемы клиенту приходится делать иначе?

7. Какие из типов проблемного поведения проявля­ются во время сеанса?

8. Как клиент объясняет проблему и в каких катего­риях?

9. Какие способы решения проблемы видит клиент или значимые для него люди?

10. Как мы узнаём, что достигли цели?

Модель «НС-ЖС» универсальна, ибо даже рядовая ваша поездка из пункта А (настоящее состояние в плане местопребывания) в пункт Б (желаемое состояние в том же плане) требует определенных средств-ресурсов (напри­мер, денежных) и некоего технического устройства, в которое эти средства вложатся (например, автомобиля). Однако в ней нет одного очень важного момента: пре­дыстории вопроса, то есть причины, по которой вы или ваш клиент оказались в своем настоящем состоянии. От­вет на этот вопрос в Нейролингвистическом программи­ровании ищется с помощью другой модели — SCORE.


Модель SCORE

Эта английская аббревиатура расшифровывается сле­дующим образом:

S (simtom) — симптом

С (causa) — причина

О (outcame) — результат

R (resours) — ресурс

Е (effect) — эффект.

Графически для единичного случая она может быть отображена так:

РЕСУРСЫ
Причина Симптом Результат Эффект



2015-12-06 760 Обсуждений (0)
Базовая фрактальная модель языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Базовая фрактальная модель языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (760)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)