Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Органы государства: понятие и виды




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Важнейшим элементом в структуре механизма государства является государственный орган. Орган государства характеризуется рядом признаков, которые отличают его, с одной стороны, от негосударственных органов, а, с другой, от различных государственных учреждений, предприятий и тому подобных организаций, которые хотя и входят в механизм государства, но к органам государства не относятся.

Во-первых, основное назначение органа государства состоит в реализации властно-управленческих функций. Соответственно, любой орган государства обладает определенным объемом государственно-властных полномочий. Он действует как институт государственной власти. Властность в деятельности государственных органов проявляется, в частности, в их праве устанавливать определенные обязательные правила поведения, реализовывать в предусмотренных формах функции государственно-принудительного характера. Что касается иных государственных учреждений, то они осуществляют преимущественно культурно-воспитательные, социально-производственные и им подобные задачи.

Во-вторых, каждый орган государства создается и функционирует на правовой основе и представляет собой не только политический, но и правовой институт. Праводееспособность государственного органа, то есть объем его прав и обязанностей, называется его компетенцией (лат. competentia принадлежность по праву). Компетенция государственных органов определяются конституцией государства и иными законами, а также подзаконными нормативными актами. Например, полномочия прокуратуры РФ определены Конституцией РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». То же можно сказать и о других органах государства. Деятельность государственного органа всегда имеет публичный характер. Реализуя свою компетенцию государственный орган действует как официальный представитель государства и осуществляет его суверенные права.



В-третьих, каждый орган государства имеет собственную, как правило, достаточно сложную, внутреннюю структуру и его организация и деятельность наряду с принципами, которые характерны для организации и деятельности механизма государства в целом, строится на основе ряда специфичных политико-правовых начал. Например, в системе органов исполнительной власти можно выделить такие структурные подразделение как министерства, ведомства, комитеты и т. д. В системе органов судебной власти - суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд. Специфичным принципом организации и деятельности, скажем, прокуратуры, является принцип централизма, то есть жесткого подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. А для деятельности органов судебной власти характерны такие принципы как, в частности, коллегиальность, состязательность, равноправие сторон и другие.

В-четвертых, благодаря наличию собственной компетенции, особой структуры, необходимых материальных, финансовых, кадровых и иных ресурсов, органы государства обладают необходимой для решения возложенных на них задач организационно-правовой самостоятельностью. А, соответственно, несут ответственность, прежде всего, перед вышестоящими органами, за эффективность и качество выполнения порученной им работы. Произвольное вмешательство в компетенцию органа государства со стороны негосударственных органов и организаций, а также иных государственных органов не допускается.

В-пятых, каждый орган государства, как, впрочем, и любая другая организация, имеет свое физическое воплощение, то есть состоит из людей, государственных служащих, которые и осуществляют его функции. Социально-правовой статус указанной категории лиц определяется конституцией государства и иными законами (например, Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации).

Существование различных органов государства обусловлено, главным образом, сложностью и своеобразием задач и функций государства. Поскольку существует объективная необходимость участия государства в решении задач внешней политики, управлении производственной сферой, охране правопорядка и т.д., объективно необходимым является и наличие соответствующих органов государства. Потребность в специализации, далее, обусловливает деление отдельных органов государства на более мелкие структурные подразделения. Например, существование в структуре органов исполнительной власти таких министерств как, скажем, министерство сельского хозяйства, министерство транспорта, министерство внутренних дел и так далее объясняется значительной спецификой соответствующих сфер государственного управления, своеобразием решаемых задач.

Органы государства многообразны и их классификация может быть осуществлена на основе различных критериев. Так, с учетом федеративного устройства России можно выделить органы государственной власти Российской Федерации (представительные, исполнительные, судебные и другие) и органы государственной власти субъектов федерации. Их предметы ведения и полномочия разграничены Конституцией и соответствующими федеративными договорами.

В зависимости от способа формирования и источника юридической легитимности различают первичные и производные (вторичные) органы государства. Первые формируются при непосредственном участии граждан, или их представителями. Их статус определен Конституций государства и другими законами. Это, например, президент, парламент, правительство. Что касается производных государственных органов, то они выполняют вспомогательные функции, создают необходимые организационные условия для деятельности первичных органов. К ним относятся, например, аппараты палат Федерального Собрания, Администрация Президента РФ и т. п.

Одним из важных критериев классификации органов современного государства является принцип разделения властей. В соответствии с указанным принципом теория и законодательство выделяют - органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законодательная власть в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием - парламентом РФ, который является представительным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Основное назначение парламента состоит в разработке и принятии федеральных законов.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Его основные функции: разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения; обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.; осуществление управления федеральной собственностью; обеспечение обороны страны, государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан и другие.

 

 

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов федерации и ее субъектов; договоров между органами власти федерации и ее субъектов, а также между субъектами; не вступивших в силу международных договоров РФ; разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти; органами власти федерации и субъектов; высшими государственными органами субъектов РФ; по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; по запросам компетентных субъектов, осуществляет официальное толкование Конституции РФ; по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ, осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые им подсудны. Арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ, осуществляют судебное разбирательство по делам об экономических спорах и иным делам, которые отнесены к их ведению.

Особое место в системе органов государственной власти занимает Президент РФ, который является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

 

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7