Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и структура правоотношений



2015-12-06 704 Обсуждений (0)
Понятие и структура правоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Теория правовых отношений разрабатывается правовой наукой в течение длительного времени. Первый этап связан с теоретической деятельностью Н. В. Крыленко, П. И. Стучки, Е. Б. Пашуканиса. В 40-50-х годах происходит дальнейшее углубление представлений о взаимосвязи правоотношений и норм права. Специально исследуются категории субъективных прав и юридических обязанностей. С 60-х годов внимание ученых приковано к углубленной разработке отдельных сторон проблемы и в особенности вопроса о месте правоотношений в системе других правовых явлений.

Теория правовых отношений, представленная в ряде фундаментальных работ — А. А. Пионтковского, Л. К. Стальгевича, С. Ф. Кечекьяна, Р. О. Халфиной, С. С. Алексеева и других ученых, относится к числу наиболее сложных комплексных проблем правовой науки. Она порождала и порождает оживленные обсуждения, причем круг спорных вопросов весьма велик. С правоотношением связана дискуссия о понятии права, о том, правомерно или нет включать в него наряду с нормами права и правоотношения. Хотя большинство ученых дало на этот вопрос отрицательный ответ (см.: Материалы заседания «круглого стола» //Сов. гос-во и право. 1979. № 7,8), его нельзя считать окончательно решенным.

Остается остро дискуссионным само понятие правоотношения, классификация. Большой спор вызывает, в частности, вопрос об относительных и абсолютных правоотношениях, об объекте правоотношения, о содержании субъективных прав и юридических обязанностях. В новейших научных публикациях подняты нерешенные вопросы относительно содержания правосубъектности, ее соотношения с понятиями «правоспособность», «дееспособность», «правовой статус». Продолжается разработка теории юридических фактов с вычленением вопросов их классификации и регулятивной роли.

Все это свидетельствует о том, что внимание ученых к теории правоотношений не ослабевает. Примечательно стремление подойти к этой проблеме с более широких методологических позиций (Ю. Г. Ткаченко), обогатить сложившийся научный аппарат новыми понятиями, такими, например, как «правоотношение — модель», «правоотношение — отношение» и т.п. Предпринимаются попытки глубже объяснить соотношение экономических отношений и их правовой формы. Делаются обоснованные выводы, что правовое регулирование общественных отношений не изменяет их характера, они остаются либо экономическими, либо политическими, либо духовными.

Поэтому освещение природы правоотношения как основной формы реализации норм права, определение узловых понятий, характеризующих правоотношения, представляет значительный интерес как в теории государства и права, так и в теории отраслевых юридических наук.

Специфика правоотношений как сознательно-волевых отношений в том, что они всегда возникают на основе норм права и представляют собой связь (корреспонденцию) юридических субъективных прав и обязанностей их участников.

В юридической литературе правоотношение определяется двояко:

с одной стороны, это фактическое общественное отношение, которое урегулировано нормой права, с другой — это общественное отношение, которое возникает в результате воздействия нормы права на фактическое общественное отношение.

При кажущемся принципиальном различии в решении вопроса о соотношении фактического общественного отношения и правового отношения оба определения имеют одно существенное общее:

правоотношение — это специфический результат воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Это дает основание сделать вывод, что правоотношение есть форма осуществления права, а не форма права; оно является средством регулирования общественных отношений, а не их регулятором (таковым остается норма права);

правоотношение включает в себя управомоченное и обязанное поведение, а не оставляет его за своими пределами; правовое регулирование общественных отношений не изменяет их характера, они остаются такими же, какими были до опосредования их нормами права: либо экономическими, либо политическими, либо духовными.

Центральным в теории правоотношений является дискуссионный вопрос о их связи с экономическими и другими фактическими отношениями. Исходная методологическая позиция была сформулирована К. Марксом в предисловии «К критике политической экономии». Его исследования привели к тому результату, что правовые отношения, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях.

Общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой надстройку над первыми, складываются помимо воли и сознания человека как форма (результат) деятельности человека, направленной на поддержание его существования.

Правовые отношения в широком плане есть форма выражения производственных отношений наряду с их политической формой в наиболее общем и неконкретизированном по субъектам виде, ибо существовавшие до сих пор производственные отношения индивидов должны выражаться в качестве правовых и политических отношений, а с развитием гражданского общества, т. е. с развитием личных интересов до уровня общих, правовые отношения изменяются и получают цивилизованное выражение. Они стали рассматриваться уже не как индивидуальные, а как всеобщие.

Идеологические отношения, где сознание и воля субъектов регулируются правом, являются правовыми. Следовательно, можно говорить об идеологической природе правоотношений в двояком смысле: что они возникают под воздействием государственной воли, закрепленной в нормах права, которая в конечном счете обусловлена соответствующим базисом; а также что правоотношения возникают, изменяются и прекращаются под непосредственным воздействием сознательно-волевых действий участников правоотношений.

Так как нормы права регулируют не только экономические, но и различные идеологические, культурные, семейные отношения, то и правоотношениями опосредуются не только экономические, но и неэкономические фактические отношения. Идеологическими по своей природе являются отношения по организации наказания, исправления и перевоспитания правонарушителей. Это широкий комплекс общественных отношений, в которые объективно вовлечены все звенья политической системы. Названные фактические отношения осознаются обществом как особые интересы по искоренению правонарушений, они побуждают государственный аппарат, общественные организации оценивать на каждом этапе развития общества состояние преступности, оперативную обстановку, динамику отдельных видов преступлений и тем самым обусловливают постановку конкретных задач перед звеньями политической системы.

Экономические (базисные) отношения разнообразнее, чем опосредующие экономику правоотношения, так как политическая экономия это совокупность отношений собственности не в их юридическом выражении как волевые, а в их реальной форме как производственные.

Права и обязанности субъектов — участников производства отличаются высокой степенью детализации и проникновения в производственные отношения, в особенности в условиях прогностического воздействия на экономику. Правоотношения охватывают лишь отношения производства, собственности, распределения, обмена и потребления. Но путем воздействия на волю, поведение участников общественного и частного производства они оказывают направляющее воздействие на сами экономические и другие фактические отношения. Если неполнота и качество воздействия обусловят какие-либо нежелательные процессы в экономике, государство через право вносит соответствующие коррективы.

Правовые отношения вплетаются в реальную ткань экономических и других отношений. Воздействуя на волю субъектов, они в конечном счете способствуют развитию данных отношений в нужном направлении, удовлетворяющем интересы общества.

Важно понять, в каких направлениях идет это воздействие.

1. Правоотношения закрепляют сложившиеся общественные отношения, например режим собственности, режим оплаты труда по количеству и качеству, режим исполнения наказания.

2. Правоотношения вызывают к жизни прогрессивные элементы в сложившихся отношениях или новые отношения, например режим отбывания наказания в виде поселения за преступления по неосторожности.

3. Правоотношения вытесняют чуждые отношения, например, охранительные отношения имеют своим результатом прогрессивные последствия.

Правоотношение — это реальное воздействие права на общественные отношения. Здесь долженствование взято в единстве с реальным общественным отношением, и этот синтез дает должное поведение. Тем самым правоотношение вплетается в реальную ткань общественных отношений, а право материализуется.

В литературе утверждается мнение, что содержанием правового отношения являются и права, и обязанности, и поведение. В этом случае различают собственно содержание правового отношения (Р. О. Халфина), внутреннее содержание (Б. М. Лазарев) и содержание, взятое в единстве материального содержания и правовой формы, его опосредующей. Под первым понимаются юридические права и обязанности, под вторым — поведение, которое, однако, выводится за пределы правового отношения. Подобный подход аргументируется тем, что производственные отношения, образуя содержание правовых, в то же время в это содержание не попадают. Таким образом, общественные отношения ошибочно отождествляются с поведением и делается неправомерный вывод, будто поведение — сфера, лежащая вне правоотношений. Недопустимо разрывать содержание правоотношений и сводить их только к правам и обязанностям, так как без поведения нет юридического взаимодействия и, кроме того, связь правовых и материальных отношений упрощается.

Подчеркнем, что чем богаче социальная практика субъектов, тем многообразнее правоотношения, в которые они вступают.

Норма права — одна из предпосылок возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Реальный жизненный процесс вторгается в механизм правового регулирования. Из взаимодействия конкретных фактических отношений людей с нормами права рождаются правоотношения. Это значит, что норма права лишь формально-юридическое основание правоотношения. Она фатально не порождает последнего. Тем не менее между нормой права и правоотношением существует органическая связь:

а) для правоотношения характерно воздействие государственной воли на волю его участников;

б) структура норм права предопределяет структуру правоотношения.

При этом гипотеза выступает в форме идеальной модели юридического факта, а диспозиция — в виде идеально сформулированных прав и обязанностей субъектов.

Правоотношения в отрыве от норм права не существуют. Нормы права не регулируют правоотношений. Они регламентируют фактические отношения и тем самым порождают правовые.

Об эффективности нормы права судят по практике ее реализации, представляющей действительную жизнь нормы права, а полученный материал имеет решающее значение для выводов о путях дальнейшего совершенствования норм права. Правильная стратегия правотворчества может быть выработана только на прочном фундаменте обобщения правоприменительной практики.

Каждая норма права, взаимодействуя с живой тканью общественной жизни, ее индивидуальными явлениями, многократно порождает правоотношения. Именно через них раскрывается важнейшая сторона правового регулирования.

Для того, чтобы анализ правоотношений был глубже, содержательнее, приведем их классификацию. Ее основу составляют элементы структуры правоотношения, а также его творческая роль как средства регулирования общественных отношений.

По отраслевой принадлежности (то есть по объектам воздействия) правоотношения соответствуют тем отраслям права, нормы которых они реализуют (государственно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, семейные, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные, уголовно-исполнительные и т.д.).

По субъектам правоотношения можно подразделить на конкретные, где существует связь индивидуально определенных субъектов — управомоченного и обязанного; общие (общерегулятивные), или абсолютные, где есть всеобщая юридическая связь индивидуально определенных управомоченных субъектов с неопределенным кругом обязанных лиц (всех и каждого). Таковы правоотношения, возникающие из конституционных прав граждан или, наоборот, обязанных субъектов с государством (правоотношения из конституционных обязанностей).

Государство берет на себя морально-политическую и общеюридическую обязанность обеспечить интересы граждан. Будучи властным институтом, оно выступает как правообязанный субъект, гарант их прав, а не как сила, отчуждающая себя от общества и личности. Предпосылкой этой его роли является закрепление в конституции прав и обязанностей социальных субъектов, что порождает общие (стабильные, длящиеся) связи. Они возникают в результате действия норм Конституции, которыми регулируются основополагающие отношения государства, общества или личности. Общие правоотношения — это статутные правоотношения первого порядка. Их существование объясняется богатством предметов правового регулирования и их ролью быть предпосылкой «индивидуализированных» правоотношений.

Н. И. Матузов справедливо заметил, что общую теорию правоотношений нужно создавать, начиная с анализа государственно-правовых отношений, с выявления роли и специфики действия норм Конституции, закрепленных в них прав и обязанностей.

Особенность общих правоотношений заключается в том, что они возникают на основе норм конституционного права; носят общий характер; являются длящимися (на все время действия закона); опосредуют наиболее важные и стабильные отношения; выражают статус (общее правовое положение) социальных субъектов, их право на собственные действия, их обязанности друг перед другом и перед государством.

В общих правоотношениях следует различать две группы прав и обязанностей: всеобщие и абсолютные субъективные права и обязанности и соответствующие им всеобщие и абсолютные правоотношения. Первая группа прав (обязанностей) вытекает непосредственно из закона (неприкосновенность личности, свобода слова, печати, митингов, шествий, демонстраций и т.п.), или конституционных обязанностей, или норм-запретов уголовного права, в которых конкретно определен один субъект — государство, а вторая — из закона через посредство юридических фактов (право личной собственности, право на труд, на отдых и т.п.). Здесь всеобщий характер носят лишь юридические обязанности, а субъективными правами пользуются конкретные лица.

Деление по генетической и функциональной связи (по месту в механизме правового регулирования) соответствует делению норм права по организационным формам: материальные (основные) и процессуальные (производные) правоотношения. В свою очередь последние могут быть процессуально-регулятивными (например, процесс заключения договоров) и процессуально-охранительными (уголовно-процессуальные отношения, административное производство).

По характеру воздействия (функциям права) правоотношения бывают регулятивные (активного и пассивного права), которые соответствуют всем регулятивным отраслям; их деление зависит от того, как определяется содержание юридической обязанности:

совершение действий (активное) или воздержание от действий (пассивное);

охранительные — правоотношения, возникающие из применения санкций правовых норм, оформляющие юридическую ответственность.

По целям воздействия правоотношения делятся на статические, имеющие целью закрепление сложившихся общественных отношений, и динамические, призванные вызвать прогрессивные изменения в регулируемых общественных отношениях. Это деление условно, так как закрепление сложившихся отношений предполагает, что последствием этого будет развитие, углубление прогрессивных тенденций.

По содержанию выделяют простые правоотношения, не расчлененные на составные части, элементарные (например, купля-продажа); сложные — включающие в себя систему самостоятельных, элементарных правоотношений, составляющих в системе единство направленного действия (исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) правоотношение, например, в которое входят комплексы элементарных правоотношений).

Структура правового отношения всегда образует связь субъективных прав и обязанностей. При этом субъективное право одного субъекта корреспондируется обязанностью другого и наоборот. Связь эта настолько жесткая, что ее отсутствие означало бы и исчезновение самого правоотношения.

Структура правоотношения — это его внутреннее содержание. По отношению к регулируемым жизненным обстоятельствам правоотношение в целом выступает в качестве формы. Этот вывод в науке сделан еще в 50-х годах. Так, Н. Г. Александров указывал, что возможное и должное поведение служит формой опосредования регулируемых нормами права общественных отношений.



2015-12-06 704 Обсуждений (0)
Понятие и структура правоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и структура правоотношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (704)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)