Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды толкования правовых норм



2015-12-06 892 Обсуждений (0)
Понятие и виды толкования правовых норм 0.00 из 5.00 0 оценок




Толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, особенно в правоприменении, ведь прежде, чем применить право, нужно уяснить его смысл и содержание. В процессе толкования нужно определить историко-политические условия, цель и социальную направленность правовой нормы.

Норма права — это общее правило поведения, в котором явления общественной жизни представлены в типичных, а не в индивидуальных проявлениях. При помощи нормы права осуществляется социальное предвидение, т.е. предрекаются возможные в будущем общественные отношения. Законодатель, как подчеркивал С.С. Алексеев, формируя юридические нормативные предписания, рассчитывает и на будущее, на возможные изменения в общественной жизни. Таким образом, при реализации норм права, в особенности отличающихся высоким уровнем нормативных обобщений, возникает необходимость их толковать в применении к отдельному случаю.

Толкование норм права — это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.

Термин «толкование» употребляется в трех различных, хотя и связанных между собой смыслах.

Во-первых, толкованием называется уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом, ее применяющим (толкование по способу).

Во-вторых, толкованием называют принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью разъяснения содержания правовой нормы.

В-третьих, толкованием также называется интерпретация, т.е. выяснение соотношения объема толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных приемов (способов): грамматического (филологического); логического; систематического; историко-политического (историко-целевого); специально-юридического; функционального.

Грамматический (филологический) способ, в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Оно состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними (грамматическое толкование). При этом юристу приходится всецело опираться на знание языка, хотя при анализе текста нормы права могут потребоваться специальные юридические знания для определения значения специфических юридических терминов (например, «состав правонарушения», «осужденный», «неустойка», «представительство» и т.п.).

Для правильного уяснения содержания правовой нормы ее текст должен быть подвергнут самому тщательному лексическому и грамматическому анализу. Так, если два слова или два предложения в тексте правовой нормы соединены союзом «и», то для применения этой нормы требуется одновременно наличие обоих признаков, обозначаемых указанными словами или предложениями. Напротив, если такие слова или предложения будут связаны союзом «или», то для применения нормы будет достаточно наличия хотя бы одного из двух и более указанных признаков (ст. 108 УК РФ). Сошлемся на известный пример: «Казнить (,) нельзя (,) помиловать!», где от положения запятой роковым образом меняется смысл решения!

Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Связь между нормами права отражает объективно существующую связь регулируемых общественных отношений. Поэтому только с учетом этих связей можно понять подлинный смысл каждой из них.

Выяснение связи необходимо также и потому, что в других нормах могут устанавливаться какие-либо изъятия из общего правила, либо внесены коррективы в ранее принятые нормы, либо могут обнаружиться пробелы, прежде всего в коллизионных нормах.

Например, в трудовом законодательстве установлен срок предупреждения администрации работником об увольнении по собственному желанию за 2 недели. А распространяется ли данное положение на молодых специалистов? Анализ нормы права показывает, что если молодой специалист по истечении двух недель оставит работу, он должен считаться уволенным за прогул, а не по собственному желанию, так как он обязан отработать три года по месту своего распределения.

Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие. Чаще всего цели правовой нормы формулируются в самом тексте закона в преамбуле или в виде отдельной статьи (например, задачи УК РФ сформулированы в ст.1). Без историко-политического уяснения содержания правовой нормы создается опасность вынесения таких решений, которые формально правильные, а по существу некорректные.

Надо иметь в виду, что формальное применение закона является одним из грубейших нарушений законности. Применение правовой нормы требует правильного раскрытия ее политического смысла и четкой оценки всех существенных обстоятельств рассматриваемого дела. В частности, в уголовном законодательстве прямо указывалось, что спекуляция, то есть скупка и перепродажа с целью наживы является преступлением. Переход нашей страны на рыночные отношения меняет социально-экономическое содержание данного деяния, поэтому формальное применение этой нормы не соответствовало бы ее назначению.

Применение нормы права — это отнюдь не формально-логическая операция, а политико-юридический акт, который должен выражать политически правильную государственную оценку фактических обстоятельств дела и в рамках закона содержать политически и практически наиболее целесообразное для данного случая решение вопроса.

В текстах юридических норм часто встречаются относительно определенные формулировки, требующие раскрытия и конкретизации применительно к различным индивидуальным случаям. Например, закон считает нарушением трудовой дисциплины прогул без уважительной причины. Для правильного понимания причины прогула, признания той или иной причины уважительной или неуважительной необходимо глубокое уяснение общественно-политического смысла нормы трудового законодательства.

Специально-юридический способ — это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники. Специально-юридическое толкование включает в себя ряд приемов:

а) нормативное толкование, то есть такое уяснение воли законодателя, при котором устанавливается нормативность правила поведения;

б) конструктивное толкование, то есть уяснение особенностей юридической конструкции (например, при толковании норм договора важное значение имеет то, какой это договор - купли-продажи или дарения);

в) определение отраслевой принадлежности правовых норм;

г) терминологическое толкование — «неустойка», «штраф», «пеня», «залог», «поручительство» и т.д.

Логический способ толкования — это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта. Предмет анализа не сами слова, а совокупность слов и их соотношение между собой. При этом используются различные логические приемы, например такой, как доведение до абсурда.

Проанализируем в качестве примера понятие «источник повышенной опасности». Кто является субъектом деятельности, связанной с использованием источников повышенной опасности для окружающих? Владельцы автомобилей? Да ! Возникает предположение, что, может быть, все транспортные средства следует рассматривать источником повышенной опасности, тем более, что в определенных ситуациях они являются таковыми. Продолжим мысль, доведем ее до логического конца: владелец лошади, владелец велосипеда, владелец тележки, владелец тачки, владелец носилок и т.д. Доведя мысль до явно нелепого вывода — абсурда, приходим к заключению, что указанный вариант толкования не может быть признан правильным. Значит, дело не в транспортных средствах, а, как правильно показано в литературе, в мощности этого транспортного средства.

А.Ф. Черданцев выделяет наряду с общепринятыми еще один способ уяснения — функциональный. Под ним автор понимает толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых реализуется норма права. Здесь важное значение придается оценочным терминам и выражениям («добросовестность», «уважительная причина», «производственная необходимость», «интересы детей» и т.д.). Этот прием во многом совпадает с историко-политическим.

От толкования-уяснения следует различать толкование-разъяснение, которое либо дается компетентным государственным органом или управомоченной на то общественной организацией, либо содержится в высказываниях отдельных лиц. Данное толкование различается по субъектам — официальное и неофициальное.

Разъяснение юридической нормы, даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчиненных органов и должностных лиц либо в некоторых случаях даже общеобязательным, называется официальным легальным толкованием. Разновидностью официального толкования является аутентичное толкование, под которым понимается разъяснение, исходящее от органа, который установил данную правовую норму.

Напротив, разъяснения, исходящие от тех или иных лиц, не наделенных официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм, не имеют юридической силы, и их значение может состоять исключительно в их логической убедительности. Такие разъяснения называются неофициальными. Их разновидностью является доктринальное толкование, под которым понимается разъяснение, исходящее от ученых-теоретиков и юристов-практиков.

Для правильного применения юридической нормы необходимо руководствоваться официальными разъяснениями общеобязательного порядка или обязательными для данного органа.

Необходимость в разъяснении возникает только в тех случаях, если в процессе уяснения нормы обнаружилось, что воля законодателя не получила вполне определенного, однозначного, точного словесного выражения, и требуется обосновать применимость данного правового акта к определенной категории общественных отношений. В процессе толкования его смысл не может искажаться. Разъяснение не должно вносить изменений в содержание правовой нормы и преследует только одну цель: разъяснить, в чем состоит воля законодателя. Толкование - одна из стадий процесса применения норм права, но разъяснение может быть и самостоятельным актом, преследующим цель укрепления законности.

Что касается официальных разъяснений, даваемых государственными органами, то они имеют общеобязательную силу в тех случаях, когда данный орган наделен специальной компетенцией издавать инструкции и разъяснения по применению законодательства в определенной области общественных отношений, либо тогда, когда данный орган имеет специальное поручение Федерального Собрания или Правительства издать инструкцию или положение по применению данного закона, указа или постановления.

Так, Министерство труда России имеет право издавать обязательные постановления, правила и инструкции, а также давать министерствам и ведомствам разъяснения по вопросам труда и заработной платы (например, постановление Минтруда России от 4 декабря 1993 г. № 175а и разъяснение от 4 декабря 1993 г. № 15 «О порядке установления работникам науки и высшей школы доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук»). Верховный суд РФ имеет право давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. В остальных случаях официальные разъяснения обязательны только для тех органов или должностных лиц, которые подчинены органу, дающему разъяснение.

Официальное разъяснение может быть нормативным или казуальным. В первом случае это разъяснение общего характера, имеющее в виду определенную категорию дел; это общеобязательное толкование, сохраняющее свою силу для всех возможных будущих случаев применения данной правовой нормы. Его необходимость вызывается: во-первых, неясностью закона, неточным словесным выражением воли законодателя; во-вторых, неверным пониманием закона правоприменяющими органами.

Нормативное толкование может исходить только от компетентного органа. Законодатель дает толкования по любому вопросу государственной жизни, и они имеют высшую юридическую силу. Правительство может толковать лишь акты органов исполнительной власти. Нормативное толкование закона может давать Пленум Верховного Суда РФ. Он обобщает судебную практику и дает судам, другим органам, должностным лицам руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении данной категории дел. Однако Пленум не может давать толкование норм, с которыми суды не имеют дела.

Казуальное толкование — официальное обязательное разъяснение нормы права применительно к конкретному казусу (случаю). Оно обязательно только для решения дела, в отношении которого дано. Поэтому их ни в коем случае нельзя механически распространять на другие однородные дела, поскольку каждое из них имеет индивидуальные особенности.

Все органы, применяющие нормы права, могут давать казуальное толкование. Приговор, решение суда, мотивирующие применение той или иной нормы права, являются казуальным толкованием закона. Для других дел, которые будут решаться в дальнейшем на основе данной статьи закона, это толкование уже не будет иметь силы.

Весьма полезным для правильною уяснения и применения норм права является обстоятельное знакомство с неофициальным (особенно доктринальным) толкованием. Оно, как уже было сказано, не является обязательным и поэтому на него нельзя ссылаться при официальной мотивировке выносимого решения (приговора, распоряжения и т. п.). Но оно призвано помочь практическим работникам глубже разобраться в содержании применяемых норм, предотвратить возможные ошибки в будущем при реализации правовой нормы. Доктринальные разъяснения, содержащиеся в комментариях законодательства, в научной литературе, исходящие от юристов-практиков, призваны способствовать дальнейшему росту правосознания, воспитанию работников государственного аппарата, каждого юриста в духе глубокого понимания требований закона.

От толкования - уяснения и толкования - разъяснения следует отличать толкование-интерпретацию. Это толкование по объему, необходимое в том случае, если налицо формальное несовершенство закона, т.е. недостатки в юридическом оформлении мысли законодателя или несоответствие между содержанием закона и логической формой его выражения.

В целом интерпретация (истолкование) нормы права должна строго соответствовать смыслу ее текста в статьях нормативно-правового акта. Отступления от смысла статей недопустимы, ибо они могут открыть лазейку для нарушения законности. Истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи закона или иного нормативно-правового акта называется буквальным, или адекватным, толкованием.

Фактически результатом толкования должна быть полная определенность смысла нормативного акта, которая заключается в его точности, безоговорочности, отсутствии каких-либо параллельных решений; не следует допускать вывод «и то и другое», «и да и нет».

В результате систематического или историко-политического уяснения смысла правовой нормы может представиться явно необходимым истолковать норму несколько уже или несколько шире буквального смысла текста соответствующей статьи. В первом случае истолкование называется ограничительным, а во втором — расширительным.

При режиме законности расширительное и ограничительное толкование является исключением из общего правила, закрепляющего соответствие буквального текста и действительного смысла акта. В данном случае не происходит распространения нормы на новый круг общественных отношений или же исключения общественных отношений, охватываемых нормой. Действительное содержание нормы, ее «объем» остается неизменным. Задача состоит в том, чтобы раскрыть действительное содержание нормативно-правового акта. Воля законодателя определяется только по отношению к буквальному тексту.

При расширительном толковании факты, относящиеся к делу, охватываются смыслом нормативного акта, законодатель имел их в виду, хотя его воля и не нашла точного и ясного выражения в тексте закона. Именно этим оно отличается от аналогии закона, когда определенные факты не охватываются ни смыслом закона, ни буквальным текстом, ибо законодатель не имел их в виду. Здесь происходит распространение нормативного акта на новый круг общественных отношений, что возможно только, как мы уже выяснили, при строго определенных условиях.

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования — интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы. Их характерная особенность состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они зависят от них и в принципе разделяют их судьбу.

В теории государства и права различаются два вида актов толкования:

а) интерпретационные акты правотворчества — нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования;

б) интерпретационные акты правоприменения — специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.

 



2015-12-06 892 Обсуждений (0)
Понятие и виды толкования правовых норм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды толкования правовых норм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (892)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)