Факторы произв-ва и их мобильность в основем/народного обмена и соврем-ый мировой экономики
Факторы произв-ва - ресурсы, к-е необх-мо затратить, чтобы произвести товар. Выделяют четыре основных фактора производства: 1)Труд - физическая и умственная деят-ть человека, направл-ая на достиж-е полезного результата. 2)Технология - ресурс знаний и научные методы достиж-я практич-х рез-ов. 3)Земля - всё, что предоставила природа для производств-ой деят-ти человека (количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнергии, а также климатические условия и природно-географическое положение. 4)Капитал - количество и стоимость капитала, к-ый м/б направлен на создание матер-х благ. По происхождению факторы произв-ва дел-ся на основные и развитые. Основные - те, что достались стране от природы или стали результатом длительного историч-го развития. К основным факторам произв-ва относ-ся: географ-ое полож-е, природ.ресурсы, климат, неквалифициров-я рабоч. сила. Развитые - те, что приобретены страной в результате интенсивных поисков и капиталовложений. К развитым факторам произв-ва относ-ся: современная инфраструк-ра, квалифицир-е специалисты, современ-я технология. По степени специализации факторы произв-ва делятся на: общие и спец-е. Общие - те, к-е можно применять в различных отраслях для создания разнообразной продукции. Специальные - те, к-е можно применять для выпуска только в одной отрасли или для создания узкой группы продукции. Развитые факторы произв-ва обычно специализированные, а основные - общие. М/народное раздел-е факторов произв-ва явл-ся предпосылкой для м/народного разд-я труда и предоставляют собой исторически сложившееся сосредоточение отдельных факторов произв-ва в различных странах. М/народное разделение фактора произв-ва земля означает, что страны в разной степени наделены физическими ресурсами, географическим положением и климатическими условиями. М/народное раздел-е капитала выражается в различной обеспеченности стран накопленными капиталами, что явл-ся важнейшей предпосылкой для инвестиций и расширения произв-ва. М/народное раздел-е технологии явл-ся результатом различий в уровне развития НТП, достигнутого в отдельных странах. Практически все факторы произв-ва обладают м/народной мобильностью, т.е. могут свободно перемещаться из страны в страну. Степень мобильности зависит от функционального типа, к кот-му относ-ся каждый конкретный фактор. Основные факторы обычно характериз-ся низкой м/народной мобильностью (земля, климат, недобытые природные ресурсы). Кроме того, с развитием технологии их значение как структуры, формирующей мировое хозяйство, быстро уменьшается: транснациональные корпорации, располагающие свои филиалы в зарубежных странах, без особого труда получают доступ к природным ресурсам, не перемещая их через границы. Дешевая рабоч.сила все чаще исп-ся для произв-ва прямо на месте, а не перевозится для работы за рубеж. Развитые факторы произв-ва, напротив, обладают большой способностью к м/народной мобильности. Однако способностьк м/народной мобильности не означает возможности такой мобильности. Каждая страна стремится удержать развитые факторы произв/ва в национ-ых рамках (запрещает вывоз новейших технологий, ограничивает выезд ученых, вводит валютный контроль и пр.), понимая, что обеспеченность ими является главной опорой в конкурентной борьбе на мировом рынке. Общие факторы произв-ва обычно отличаются более высокой м/народной мобильностью по сравнению со специальными. Это основано на универсальности их применения к широте номенклатуры продукции, кот-ю можно произвести с их помощью. Спец-ые факторы произв-ва характеризуются меньшей м/народной мобильностью или ее полным отсутствием. Невозможность для спец-х факторов переместиться за рубеж обычно связана не с нежеланием их там принять или экономической нецелесообразностью такого перемещения, а с мерами гос-ой политики, к-е этому препятствуют. В современном мировом хозяйстве хорошая обеспеченность основными и общими факторами не является больше основой достижения конкурентного преимущества на товарном рынке. Создаваемое ими преимущество незначительно и нестойко. Напротив, хорошая обеспеченность страны развитыми и специальными факторами гарантирует ей лидирующее положение в мировом хозяйстве, по крайней мере, по узкой номенклатуре продукции. Но положение это напрямую зависит от ее способности постоянно их совершенствовать. Современная экон-ая наука к новым факторам произв-ва, помимо перечисленных, относит: знания, информацию и предпринимательскую активность, значимость к-ых для современного хозяйства трудно переоценить. Императивы «новой» эк-ки – информационно-коммуникационная революция, финансовая революция, революция в менеджменте и маркетинге – оказывают существенное влияние на ключевые эк-ие индикаторы. «Новая» эк-ка способ-ет существенному изменению структуры ВВП, всех параметров соц-экон-го развития, включая качество и продолжительность жизни. Огромное влияние импульсы «новой» экономики оказывают на всю систему предпринимательства, его структуру, формы, механизмы, институты. При этом «новый» портфель ресурсов включает: - мобильную рабочую силу, обладающую современными ключевыми профессиональными компетенциями; - производительные (в т.ч. управленческие и маркетинговые) инновац-ые технологии; - включенность в мировые производств-е цепочки добавленной стоимости; - контрактную базу; - наличие доступа к современным каналам дистрибуции; Как свидетельствует мировая практика, «новые ресурсы» самым активным образом вторгаются в современный бизнес, модифицируют и перестраивают его по лекалам «новой» эк-ки, поэтому их обязательно необходимо учитывать.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (633)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |