Вопрос 25. ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) – школа дизайнеров в Советской России. История, концепция, представители
Традиции промышленного искусства в России существуют с XIX века. В 1825 году по инициативе графа Сергея Григорьевича Строганова в Москве открылась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». К концу века аналогичные школы и училища, готовившие «ученых-рисовальщиков» среднего и высшего уровня для художественной промышленности, существовали в Санкт-Петербурге, а также на Урале. После Октябрьской революции в 1918 г. в Советской России была осуществлена реорганизация всей системы художественного образования. Академическая система обучения была заменена совершенно новой, которая сочетала в себе принципы взаимоотношений мастера (преподавателя) и подмастерьев (учеников), восходившие еще к эпохе Возрождения. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа - Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ).Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя. В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ. Двумя годами позднее, в 1920 г., была проведена вторая реформа художественного образования в Советской России. В Москве Первые и Вторые СГХМ были объединены в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).В 1926 году ВХУТЕМАС был переименован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Проводившаяся в 1929-1930 гг. реформа высшего образования преследовала цель приблизить профиль выпускаемых специалистов к запросам конкретных отраслей народного хозяйства. В связи с этим был расформирован ряд комплексных высших учебных заведений, готовящих специалистов для различных отраслей народного хозяйства. ВХУТЕИН в 1930 году был расформирован с распределением факультетов по соответствующим ведомствам. На его основе были созданы Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Московский полиграфический институт, Художественный факультет Московского текстильного института. Учебные цели и структура ВХУТЕМАС.Целью ВХУТЕМАСа была "подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования". ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов - живописного, скульптурного. Положение всех факультетов было равным. Деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Мастерских стали своеобразной лабораторией, где формировался новый вид проектно-художественной деятельности, получивший позже название "дизайн". Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизайнеров ("инженеров-художников") шел сложный процесс поиска и уточнения сферы и профиля новой деятельности, выяснения роли дизайнера в формировании этой сферы творчества, методов дизайн-проектирования. Обучение во ВХУТЕМАСе строилось "от общего художественно-пластического образования, через специальное художественное к профессиональному образованию". Соответственно была построена и структура института: он включал, помимо специальных факультетов обязательное для всех вводное Основное отделение. Вводное обучение осуществлялось по четырем так называемым "концентрам" (направлениям): графическому, плоскостно-цветовому, объемно-пространственному, пространственному. Металлообрабатывающим факультетом (Метфак) с 1922 года руководил Александр Родченко. Первые два года студенты овладевали общими профессиональными навыками (техническая грамота, пропорции технических форм, развитие изобретательных, комбинаторских и композиционных способностей и т.д.). Затем студенты специализировались на двух отделениях: конструкторском (разработка формы и конструирование вещи в целом) и композиционном (красочная композиция и лицевая обработка металла). Наряду с общеобразовательными, студенты Метфака изучали такие специальные теоретические предметы, как машиноведение, химия, детали машин, технология металлов, искусствоведение, история, искусство обработки металлов, теория художественной обработки металлов, организация производства. Кроме того, проводились практические занятия в мастерских по кузнечному, слесарному, токарно-давильному и литейному делу, чеканке, монтировке, гравировке, эмали, скани, гальванопластике, декоративной обработке металлов. С 1925-26 учебного года основную художественно-творческую дисциплину на деревообделочном факультете (Дерфак) - композиция мебели ("мебелестроение") преподавал Эль Лисицкий. Лисицкий ориентировал студентов на разработку оборудования и мебели для реальных типов квартир как массового, так и экспериментального строительства. При этом была характерна ориентация на встроенное и трансформированное оборудование. Осенью 1926 года Дерфак и Метфак были слиты в Объединенный факультет по обработке дерева и металла (Дерметфак) с двумя специализациями с ориентацией на материал. В структуре факультета существовали два отделения - по обработке дерева и по обработке металла. Каждое из них выпускало специалистов своего профиля. В 1929 году состоялся первый выпуск Дерметфака. Он свидетельствовал о становлении отечественной школы дизайна - был создан центр по подготовке дизайнеров.Не сразу был найден термин для обозначения новой специальности. На дерфаке с 1922 года использовали термин "инженер-художник", на метфаке этот термин использовали в более громоздком варианте: "инженер-художник-конструктивист". С середины 20-х годов для обозначения новой профессии все чаще использовали термин "художник-конструктор". Однако в первых дипломах дерметфака ВХУТЕИНа стояло "инженер-художник". ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) сыграл выдающуюся роль в формировании новой художественной культуры, становлении советской художественной школы, в развитии авангардной архитектуры, многих прикладных видов искусств, дизайна, оставил глубокий след в истории XX века. На 1920-е годы приходится этап формирования дизайна (производственного искусства) в Советской России, наиболее авторитетные творческие концепции которого проявились во ВХУТЕМАСе, где под руководством таких мастеров, как Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий были подготовлены первые советские дипломированные дизайнеры.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5535)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |