Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 25. ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) – школа дизайнеров в Советской России. История, концепция, представители



2015-12-06 5535 Обсуждений (0)
Вопрос 25. ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) – школа дизайнеров в Советской России. История, концепция, представители 0.00 из 5.00 0 оценок




Традиции промышленного искусства в России суще­ствуют с XIX века. В 1825 году по инициативе графа Сергея Григорьевича Строганова в Москве открылась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». К концу века ана­логичные школы и училища, готовившие «ученых-рисо­вальщиков» среднего и высшего уровня для художествен­ной промышленности, существовали в Санкт-Петербур­ге, а также на Урале. После Октябрьской революции в 1918 г. в Советской России была осуществлена реорганизация всей системы художественного образования. Академическая система обучения была заменена совершенно новой, которая со­четала в себе принципы взаимоотношений мастера (пре­подавателя) и подмастерьев (учеников), восходившие еще к эпохе Возрождения. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа - Свободные государ­ственные художественные мастерские (СГХМ).Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индиви­дуальных мастерских. Каждому студенту предоставля­лось право учиться в мастерской избранного им руково­дителя. В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответ­ственно Первые и Вторые СГХМ. Двумя годами позднее, в 1920 г., была проведена вторая реформа художественного образования в Советс­кой России. В Москве Первые и Вторые СГХМ были объединены в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).В 1926 году ВХУТЕМАС был переименован в Выс­ший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Проводив­шаяся в 1929-1930 гг. реформа высшего образования пре­следовала цель приблизить профиль выпускаемых спе­циалистов к запросам конкретных отраслей народного хозяйства. В связи с этим был расформирован ряд ком­плексных высших учебных заведений, готовящих специ­алистов для различных отраслей народного хозяйства. ВХУТЕИН в 1930 году был расформирован с распределе­нием факультетов по соответствующим ведомствам. На его основе были созданы Высший архитектур­но-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Мос­ковский полиграфический институт, Художественный фа­культет Московского текстильного института.

Учебные цели и структура ВХУТЕМАС.Целью ВХУТЕМАСа была "подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессио­нально-технического образования". ВХУТЕМАС состоял из восьми специализирован­ных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных фа­культетов - живописного, скульптурного. Положение всех факультетов было равным. Деревообделочный и металлообрабатывающий фа­культеты Мастерских стали своеобразной лабораторией, где формировался новый вид проектно-художественной деятельности, получивший позже название "дизайн". Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипло­мированных дизайнеров ("инженеров-художников") шел сложный процесс поиска и уточнения сферы и профиля новой деятельности, выяснения роли дизайнера в форми­ровании этой сферы творчества, методов дизайн-проекти­рования.

Обучение во ВХУТЕМАСе строилось "от общего художественно-пластического образования, через специ­альное художественное к профессиональному образова­нию". Соответственно была построена и структура ин­ститута: он включал, помимо специальных факультетов обязательное для всех вводное Основное отделение. Вводное обучение осуществлялось по четырем так называемым "концентрам" (направлениям): графическо­му, плоскостно-цветовому, объемно-пространственному, пространственному.

Металлообрабатывающим факультетом (Метфак) с 1922 года руководил Александр Родченко. Первые два года студен­ты овладевали общими профессиональными навыками (техническая грамота, пропорции технических форм, раз­витие изобретательных, комбинаторских и композицион­ных способностей и т.д.). Затем студенты специализировались на двух отделениях: конструкторском (разработка формы и конструирование вещи в целом) и композици­онном (красочная композиция и лицевая обработка ме­талла). Наряду с общеобразовательными, студенты Мет­фака изучали такие специальные теоретические предме­ты, как машиноведение, химия, детали машин, техноло­гия металлов, искусствоведение, история, искусство обра­ботки металлов, теория художественной обработки метал­лов, организация производства. Кроме того, проводились практические занятия в мастерских по кузнечному, сле­сарному, токарно-давильному и литейному делу, чеканке, монтировке, гравировке, эмали, скани, гальванопластике, декоративной обработке металлов.

С 1925-26 учебного года основ­ную художественно-творческую дисциплину на деревообделочном факультете (Дерфак) - композиция мебели ("мебелестроение") преподавал Эль Лисицкий. Лисицкий ориентировал студентов на разработку оборудования и мебели для реальных типов квартир как массового, так и экспериментального строительства. При этом была характерна ориентация на встроенное и транс­формированное оборудование.

Осенью 1926 года Дерфак и Метфак были слиты в Объединенный факультет по обработке дерева и метал­ла (Дерметфак) с двумя специализациями с ориентацией на материал. В структуре факультета существовали два отделения - по обработке дерева и по обработке металла. Каждое из них выпускало специалистов своего профиля. В 1929 году состоялся первый выпуск Дерметфака. Он свидетельствовал о становлении отечественной шко­лы дизайна - был создан центр по подготов­ке дизайнеров.Не сразу был найден термин для обозначения новой специальности. На дерфаке с 1922 года использо­вали термин "инженер-художник", на метфаке этот тер­мин использовали в более громоздком варианте: "инже­нер-художник-конструктивист". С середины 20-х годов для обозначения новой профессии все чаще использовали термин "художник-конструктор". Однако в первых дипломах дерметфака ВХУТЕИНа стояло "инженер-художник".

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) сыграл выдающуюся роль в форми­ровании новой художественной культуры, становле­нии советской художественной школы, в развитии авангардной архитектуры, многих прикладных видов искусств, дизайна, оставил глубокий след в истории XX века. На 1920-е годы приходится этап формирования дизай­на (производственного искусства) в Советской России, наиболее авторитетные творческие концепции которо­го проявились во ВХУТЕМАСе, где под руководством таких мастеров, как Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий были подготовлены первые советские дипломированные дизайнеры.

 

 



2015-12-06 5535 Обсуждений (0)
Вопрос 25. ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) – школа дизайнеров в Советской России. История, концепция, представители 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 25. ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) – школа дизайнеров в Советской России. История, концепция, представители

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)