Из Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б)
Декабря 1947 г. В настоящее время перед Советским государством встала задача проведения денежной реформы в целях укрепления курса рубля, а также задача отмены карточной системы снабжения и перехода к развернутой торговле по единым государственным ценам. Великая Отечественная война I941 - 1945 гг. потребовала напряжения всех сил советского народа и мобилизации всех материальныхресурсов страны. В годы Отечественной войны резко возросли расходы Советского государства на содержание армии и на развертывание военной промышленности. Огромные военные расходы потребовали выпуска в обращение большого количества денег. Количество денег, находящееся в обращении, значительно увеличилось, как и во всех отраслях, участвовавших в войне. В то же время сократилось производство товаров, предназначенных для продажи населению, и значительно уменьшился розничный товарооборот. Кроме того, как известно, в период Отечественной войны на временно захваченной советской территории немецкие и другие оккупанты выпускали в большом количестве фальшивые деньги в рублях,что еще больше увеличило излишек денег в стране и засорило наше денежное обращение. В результате всего этого в обращении оказалось значительно больше денег, чем это нужно для народного хозяйства, покупательная сила денег понизилась, и теперь требуются специальные мероприятия по укреплению советского рубля. Несмотря на условия военного времени, Советскому правительству удалось на все время войны сохранить без изменения довоенные государственные цены на нормированные товары, что было обеспечено введением карточной системы снабжения продовольственными и промышленными товарами. Однако сокращение государственной и кооперативной торговли предметами широкого потребления и увеличение спроса населения на колхозных рынках привели к резкому повышению рыночных цен, которые в отдельные периоды были выше довоенных цен в 10-15 раз. Понятно, что спекулятивные элементы воспользовались наличием большого разрыва между государственными и рыночными ценами, равно как и наличием массы фальшивых денег, для накопления денег в больших размерах в целях наживы за счет населения. Теперь, когда на очередь встала задача перехода к открытой торговле по единым ценам, большое количество выпущенных во время войны денег препятствует отмене карточной системы, так как излишние деньги в обращении взвинчивают рыночные цены, создают преувеличенный опрос на товары и облегчают возможность спекуляции. Нельзя также допустить, чтобы спекулятивные элементы, нажившиеся в период войны и накопившие значительные суммы денег, получили возможность скупать товары после отмены карточной системы. Поэтому Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) решили провести денежную реформу, которая предусматривает выпуск в обращение новых полноценных денег и изъятие из обращения как фальшивых, так и неполноценных старых денег... Одновременно о проведением денежной реформы Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) решили провести отмену карточной системы на продовольственные и промышленные товары, отменить высокие коммерческие цены и перейти к продаже товаров по единым государственным ценам при снижении пайковых цен на хлеб и крупу. Тем самым для населения создаются большие материальные выгоды... Совет Министров Союза ССР и ЦК ВКП(б) постановляют:
I. Денежная реформа
1. Выпустить в обращение о 16 декабря 1947 г. новые деньги в рублях образца 1947 г. 2. Вся денежная наличность, находящаяся у населения, государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, а также колхозов, подлежит обмену, за исключением разменной монеты. Разменная монета обмену не подлежит и остается в обращении по номиналу. 3. Проведение обмена старых денег на деньги образца 1947 г. возложить на Государственный банк СССР. Обмен денег на всей территории СССР провести в течение недели, т.е. начиная о 16 декабря по 22 декабря включительно… Борьба КПСС за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период. М.,1961. C.I61
№ 11. Из отчетного доклада ЦК ВКП(б) XIX съезду Успехи в деле восстановления промышленности и сельского хозяйства позволили уже в 1947 году отменить карточную систему снабжения населения продовольственными и промышленными товарами и осуществить денежную реформу. Эти мероприятия, а также проведенное пятикратное снижение цен на продовольственные и промышленные товары повысили покупательную способность рубля. В 1950 году курс рубля был переведен на золотую базу и повышен в отношении иностранных валют... В результате осуществления мер, принятых партией и правительством, в сельском хозяйстве успешно преодолены трудности, вызванные войной и последовавшей в 1946 году сильной засухой, в короткий срок был восстановлен и превзойден довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции... Зерновая проблема, считавшаяся ранее наиболее острой и серьезней проблемой, решена с успехом, окончательно и бесповоротно. В своих произведениях наши писатели ихудожники должны бичевать пороки, недостатки, болезненные явления, имеющие распространение в обществе, раскрывать в положительных художественных образах людей нового типа во всем великолепии их человеческого достоинства и тем самым способствовать воспитанию в людях нашего общества характеров, навыков, привычек, свободных от язв и пороков, порожденных капитализмом. Между тем в вашей советской беллетристике, драматургии, так же, как в кинематографии, до сих пор отсутствуют такие виды художественных произведений, как сатира. Нам нужны советские Гоголи и Щедрины, которые огнем сатиры выжигали бы из жизни все отрицательное, прогнившее, омертвевшее, все то, что тормозит движение вперед. Величайшее значение для марксистско—ленинской теории, для нашей практической деятельности имеет только что опубликованный труд, товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР'. В этом труде всесторонне исследованы законы общественного производства и распределения материальных благ в социалистическом обществе, определены научные основы развития социалистической экономики, указаны пути постепенного перехода от социализма к коммунизму. Товарищ Сталин выдвинул программные положения об основных предварительных условиях перехода к коммунизму... Необходимо, во-первых, прочно обеспечить непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства... Необходимо, во-вторых, путем постепенных переходов, осуществляемых с выгодой для колхозов и, следовательно, для всего общества поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путем постепенных переходов заменить системой продуктообмена, чтобы центральная власть или другой какой-либо общественно-экономический центр мог охватить всю продукцию общественного производства в интересах общества... Необходимо, в-третьих, добиться такого культурного роста общества, который обеспечил бы всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития; чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию,не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии... Правда, 6 октября 1932 г.
№ 12. Из работы И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» Работа «Экономические проблемы социализма в СССР» была написана после состоявшейся осенью 1951 г. дискуссии по политэкономии. В работе рассматривались теоретические проблемы экономики социализма с целью обоснования правильности проводимого курса по руководству страной. Февраль - апрель 1952 г. <...> Нельзя рассматривать товарное производство, как нечто самодовлеющее, независимое от окружающих экономических условий. Товарное производство старше капиталистического производства. Оно существовало при рабовладельческом строе и обслуживало его, однако не привело к капитализму. Оно существовало при феодализме и обслуживало его, однако, несмотря на то, что оно подготовило некоторые условия для капиталистического производства, не привело к капитализму. Спрашивается, почему не может товарное производство обслуживать также на известный период наше социалистическое общество, не приводя к капитализму, если иметь в виду, что товарное производство не имеет у нас такого неограниченного и всеобъемлющего распространения, как при капиталистических условиях, что оно у нас поставлено в строгие рамки благодаря таким решающим экономическим условиям, как общественная собственность на средства производства, ликвидация системы наемного труда, ликвидация системы эксплуатации, Говорят, что после того, как установилось в нашей стране господство общественной собственности на средства производства, а система наемного труда и эксплуатации ликвидирована, существование товарного производства потеряло смысл, что следовало бы ввиду этого устранить товарное производство. Это также неверно. В настоящее время у нас существуют две основные формы социалистического производства: государственная - общенародная, и колхозная, которую нельзя назвать общенародной. В государственных предприятиях средства производства и продукция производства составляют всенародную собственность. В колхозных же предприятиях, хотя средства производства (земля, машины) и принадлежат государству, однако продукция производства составляет собственность отдельных колхозов, так как труд в колхозах, как и семена, - свой собственный, а землей, которая передана колхозам в вечное пользование, колхозы распоряжаются фактически как своей собственностью, несмотря на то, что они не могут ее продать, купить, едать в аренду или заложить. Это обстоятельство ведет к тому, что государство может распоряжаться лишь продукцией государственных предприятий, тогда как колхозной продукцией, как своей собственностью, распоряжаются лишь колхозы. Но колхозы не хотят отчуждать своих продуктов иначе как в виде товаров, в обмен на которые они хотят получить нужные товары. Других экономических связей с городом, кроме товарных, кроме обмена через куплю-продажу, в настоящее время колхозы не приемлют. Поэтому товарное производство и товарооборот являются у нас в настоящее время такой же необходимостью, какой они были, скажем, лет тридцать тому назад, когда Ленин провозгласил необходимость всемерного разворота товарооборота. Конечно, когда вместо двух основных производственных секторов, государственного и колхозного, появится один всеобъемлющий производственный сектор с правом распоряжения всей потребительской продукцией страны, товарное обращение с его «денежным хозяйством» исчезнет, как ненужный элемент народного хозяйства. <...> Сталин И. Экономические проблемы социализма в СССР. М.. 1952. С. 15-17.
Тема 14. СССР в 1953 – 1964 годах 1. Государство и власть после смети И.В.Сталина. 2. Реформы в экономике и социальной сфере. Понятия: Волюнтаризм. Ротация. «Оттепель». Карибский кризис. Реабилитация. Субъективизм. Шестидесятники Логические задания 1. Сравнить реформаторские проекты Маленкова, Берия, Хрущева. 2. Доказать, что в эпоху Н.С.Хрущева имела место «оттепель» 3. Заполнить хронологическую таблицу «СССР в середине 50-х – середине 60-х гг.»
4.Заполнить структурно-логическую схему «Реформы Н.С.Хрущева» Литература: 1. Отечественная история: Элементарный курс: Учебное пособие / Под ред. И.М. Узнародова, Я.А. Перехова. – М.:Гардарики, 2002.. С.340-353 2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2000. С.426-435 Доклады 1. Карибский кризис. Литература: А.Алексеев. Карибский кризис. Как это было.// Хрущев Н.С. Материалы к биографии. М.1989. С. 67-81. Н.Верт. История Советского государства. М.,1992. С.375 – 382 2. Государственная деятельность Н.С.Хрущева. Литература: Денисов Ю.П. Никита Сергеевич Хрущев. //История России 1Х – ХХ1 вв. От Рюрика до Путина. Учебное пособие. Отв. ред. Я.А. Перехов. М.,2003. С. 547 – 572. Ф. Бурлацкий. Хрущев. Штрихи к политическому портрету. // Хрущев Н.С. Материалы к биографии. М.1989. С.9 – 24 Методические указания При изучении темы «СССР в 1953-1964 годы» необходимо прежде всего обратить внимание на те процессы, которые происходили в общемировом пространстве и внутри советского государства. 1953 год со сменой руководителей СССР и США положил начало оттепели в отношениях двух сверхдержав, о чем свидетельствовали перемирие в Корее, Женевские соглашения по Индокитаю, вывод советских и американских войск из Австрии, установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ, первый визит главы советского правительства Н.С.Хрущева в США. Одновременно с потеплением международной обстановки продолжалось создание военно-политических блоков (СЕНТО, СЕАТО, Организация Варшавского договора), что способствовало обострению международных отношений. В конце 50-х – начале 60-х годов ситуация в мире обострилась до предела: полеты разведывательных самолетов США над СССР, начало возведения Берлинской стены, Венгерские события, Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны. После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в советско-американских и международных отношениях. В августе 1963 г. был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса. Это закладывало положительную основу под будущее советско-американских отношений. Но после гибели Д.Кеннеди и отставки Н.Хрущева этот процесс оказался на какое-то время прерванным. Главной тенденцией внутри политического развития СССР были попытки реформирования командно-административной системы во всех сферах жизни общества. При этом проводимые реформы были противоречивы и не всегда последовательны. Хронологические рамки периода «оттепели» включают время с 1953 г. (смерть И.В.Сталина) до 1964 г. (смещение с руководящих постов Н.С.Хрущева). Оценки данного периода в исторической литературе очень разнообразны. В 60-70 годы преобладало определение этих лет, как времени субъективизма и волюнтаризма. В 80-90 годы хрущевское десятилетие называют первым штурмом административной системы, первыми попытками десталинизации общества и проведения либеральных реформ и даже «далеко не дальним родственником перестройки». При этом многообразии оценок наиболее признанным, утвердившимся является определение этого периода, как «оттепели». Периодизация общественно-политического развития включает следующие этапы: 1953-1956 гг. – начало формирования нового политического курса, десталинизации, реабилитации, утверждения принципов коллективности руководства и реформирования экономики. 1961-1964 гг. – определение стратегического курса развития страны (построение коммунизма), начало реформы партии (введение принципа ротации кадров, разделение парторганизаций на промышленные и сельскохозяйственные, усиление критики сталинской политики. На этом этапе возникают трудности в экономическом развитии, усиливается администрирование, происходят волнения в стране (Новочеркасские события и др.). Значение периода 1953-1964 гг. в развитии государства и общества состоит в том, что начавшееся реформирование командно-административной системы коснулось всех сфер жизни общества. Однако этот процесс не всегда был достаточно обдуман и последователен, что привело к сужению социальной базы реформирования и к замене его на консервативный после смещения Хрущева в октябре 1964 г. При подготовке первого вопроса необходимо проанализировать процесс борьбы за власть с 1953 по 1964 гг., который отражал противостояние демократической и тоталитарной тенденций (см. Отечественная история. Элементарный курс. С. 340-346). В этой борьбе сталкивались предложения разных реформаторских проектов (см. док.4), попытки властных структур определить пределы «оттепели» (док.6)и главное – разное отношение к наследию Сталина, разоблачению его культа (док.7-8).Документы 1-2 дают возможность представить характерные черты биографий Маленкова и Хрущева, ведущих борьбу за лидерство. Материалы док.3 свидетельствуют о неоднозначных оценках эпохи «оттепели» и личности Н.С.Хрущева. Изучая вопрос №2, следует обратить внимание на то, что предлагались разные варианты реформирования экономики, что в аграрной политике Хрущева было три этапа, что шли поиски путей реформирования управления промышленностью (см. Отечественная история. Элементарный курс. С.346 – 349). Док.№9 свидетельствует о большом внимании правительства Хрущева к решению жилищной проблемы. Несмотря на значительные успехи в социальной сфере, в начале 60-х гг. заметно нарастание социального недовольства в обществе. Причины и проявление этих процессов поможет понять материал, содержащийся в док. 10 – 11. Выполняя задания по сравнению реформаторских проектов, следует обратить внимание на то, что после смерти И.В.Сталина в обществе и руководстве страны существовало осознание необходимости перемен. Поэтому пришедшие к власти и ведущие за нее борьбу Маленков, Берия, Хрущев предлагали варианты реформирования, отличающегося содержанием, глубиной, последовательностью реформ. По этим параметрам и необходимо провести сравнительный анализ предложенных вариантов реформ. При подготовке второго задания целесообразно вести поиск доказательств наличия «оттепели» в 1953-1964 гг. по отдельным сферам жизни общества – политической, экономической, социальной, культурной, осуществляемые в них преобразования были разными по времени, глубине, направленности.
Учебные материалы № 1. Из биографии Г.М. Маленкова (1902-1980 гг.) Родился в Оренбурге в семье служащего железнодорожного департамента. Закончил оренбургскую классическую гимназию с золотой медалью. В 1921-1925 гг. учился в Московском высшем техническом училище. В 1919-1921 гг. служил в Красной Армии. С 1925 г. работал в аппарате ЦК ВКП(б). В 1939-1946 гг. — начальник Управления кадров ЦК ВКП(б). В 1946-1953 гг. и в 1955-1957 гг. заместитель Председателя Совета Министров СССР. С 1957 г. - директор Усть-Каменогорской ГЭС и Экибастузской ТЭЦ. С 1961 г. - на пенсии. Герой Социалистического труда (1943 г.). На июньском (1957 г.) Пленуме ЦК выведен из состава ЦК «за несовместимость с ленинскими принципами партии и фракционную деятельность». В ноябре 1961 г. бюро Экибастузского ГК Компартии Казахстана исключен из КПСС. Известия ЦК КПСС. 1991. № 7. С. 109 № 2. Из биографии Н.С. Хрущева (1894-1971 гг.) Родился в селе Калиновка Курской губернии в крестьянской семье. Окончил рабфак, учился в Промышленной Академии (1930-1939 гг.). Трудовую деятельность начал пастухом, работал слесарем в Донбассе. Во время гражданской войны стал членом ВКП(б) (1918 г.) и комиссаром Красной Армии, С 1924 г. на партийной работе в Донбассе и Киеве. С 1931 г — секретарь Бауманского, Краснопресненского райкомов партии в Москве. В 1932-1934 гг. - второй секретарь Московского горкома партии, в 1934-1935 гг. - первый секретарь МГК и второй секретарь МК партии. В 1935-1938 гг. - первый секретарь МК и МГК партии. В 1938 - марте 1947гг. и декабре 1947- 1949 гг. - первый секретарь ЦК КП(б) Украины. Во время Великой Отечественной войны - член военных советов ряда фронтов, генерал-лейтенант. С 1949 г. - секретарь ЦК ВКП(б), одновременно первый секретарь МК партии. В 1953-1964 гг. -Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 г - Председатель Совмина СССР. С 1964 г. на пенсии. Герой Советского Союза (1964 г.). Герой Социалистического труда (1954, 1957. 1961 гг.). Лауреат международной ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1959 г.). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Известия ЦК КПСС. 1990,.№7. С. 129. № 3. Оценки эпохи оттепели и личности Хрущева Н.С. «Говорят, что любая эпоха выдвигает своих героев. Финал общественной деятельности героев эпохи Хрущева говорит сам за себя, Вспомните фактический развал хозяйства страны к 1964 году; вспомните, как после XXII съезда, на котором безграмотный Хрущев пообещал за 20 лет воздвигнуть коммунизм - одним махом достичь то, над чем ломали головы лучшие умы человечества. - вспомните, как после этого начали уничтожаться приусадебные участки и отбираться скот и даже домашняя птица». Перов И.» Открытый ответ Ю.Буртину. Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989. С. 110. <...> «Спору нет, были непоследовательность и неполнота в осуществлении реформ, административные меры в их проведении. Но можно ли это отнести ко всем реформам времен «первой «оттепели»? Безусловно нельзя. Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдать возлагавшиеся на них надежды». <...> <...> «Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза. .. А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь - ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет... В нашей истории немало злодеев - ярких и сильных. Хрущев - та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам...» Из выступления кинорежиссера М.Ромма. Материалы к биографии... С.5. «То десятилетие, я убежден, еще ждет объективных исследований, анализа, в результате которых, во-первых, надо выделить главное в тот период. Главным я считаю разоблачение культа личности, его преступлений, освобождение миллионов людей, утверждение в стране новой атмосферы - более свободной, демократической; победу над мощной просталинской группой Молотова. Маленкова. Кагановича. Во-вторых, надо четко отделить достижения этого периода от ошибок, перегибов. Надо, например, ясно сказать, что если кто и хотел насадить кукурузу вплоть до Белого моря, так это безумные исполнители либо карьеристы. Серьезные же люди как начали ее культивировать, скажем, в Краснодарском крае, так и сейчас от нее не откажутся, поскольку она составляет основу кормовой базы. Или возьмите «хрущобы», тоже давшие немало поводов для анекдотов. Смеяться, право, не грешно, но правда в том. что благодаря именно панельным пятиэтажкам удалось впервые по-настоящему широко приступить к решению жилищной проблемы: выселить миллионы людей из подвалов, коммуналок, бараков. Можно критиковать с сегодняшних позиций идею совнархозов, но не надо забывать, что тогда именно совнархозы помогли ограничить всевластие министров и ведомств, разбудить хозяйственную инициативу на местах. В-третьих, надо разобраться в причинах ошибок, отделив субъективные, в которых виноват лично Хрущев, от объективных. И тут надо признать, что при всем природном уме и энергии Хрущеву недоставало подлинной культуры, широты кругозора, необходимых, чтобы быть лидером такого государства, как наше. Понимая это, Хрущев как раз и старался шире опереться на окружение, но кому и в чем стоит доверяться, а кому нет, разбирался не всегда. Именно здесь надо искать, по-моему, причину его покоробивших многих оценок и установок, например, в области литературы и искусства. Не говоря уже о сельском хозяйстве. Вообще я бы выделил три парадокса, которыми отличен тот период. Первый: люди, подводившие Хрущева к самым непопулярным решениям, голосовавшие за них, в итоге оставались в тени, в то время как общественная антипатия доставалась в полной мере Хрущеву - лидеру. Второй парадокс в том, что, утверждая новаторский дух, Хрущев все чаще опирался на тех, кто ему поддакивал. Третий же парадокс - именно они, эти люди, впоследствии наиболее беспощадно обвинили его в ошибках, в волюнтаризме...» Воронов Г. От «оттепели» до застоя. Материалы к биографии... С.215-216 № 4. О реформах 1953 – 1964 гг. В начале рассматриваемого этапа предлагались три типа реформирования. Первый формулировался Берией. В течение марта—июня 1953 г. он выступил с предложениями реформировать систему МВД—МГБ, ограничить сферу принудительного труда в экономике, отказаться от «великих строек» коммунизма, пересмотреть сфабрикованные дела, отменить пытки при проведении следствия, провести широкую амнистию, отказаться от старых принципов национальной политики и др. Кроме того, он предлагал прекратить поддержку социалистического строительства в ГДР, восстановить отношения с Югославией, в целом перестроить внешнюю политику. Политика Маленкова (второй тип реформирования) включала наряду с ликвидацией ГУЛАГа смену экономических приоритетов во внутренней политике: поворот экономики лицом к человеку; пересмотр соотношения темпов роста тяжелой и легкой промышленности в пользу последней; осуществление социальных программ (жилищное строительство, развитие торговли, здравоохранения и др.); новый курс в аграрной сфере (изменение системы налогообложения, введение принципа материальной заинтересованности, снижение норм обязательных поставок сельхозпродукции, списание долгов с колхозников). Маленков осуществил на короткое время принцип главенства советской власти над партийной. Программная речь Маленкова была заслушана Верховным Советом, который и принял решения в связи с ней. Сентябрьский Пленум ЦК КПСС лишь корректировал и развивал основные решения Верховного Совета. Но больше подобного не повторится: партия во главе с Хрущевым возьмет инициативу в свои руки. Маленкову же принадлежит первенство в постановке вопроса о культе личности Сталина. Третий тип реформирования связан с утверждением единоличной власти Хрущева и вначале включал в себя постепенное свертывание «маленковской» аграрной политики. При Хрущеве получила развитие тенденция, тяготевшая к уравнительному принципу распределения заработной платы и общественных благ, повышению минимальной заработной платы, росту выплат и пособий из общественных фондов потребления. К идее материальной заинтересованности Хрущев вернется за два года до конца своего правления, но будет уже поздно. Апогей реформ Хрущева приходится на 1957—1962 гг. Обилие реорганизаций шло по всем направлениям. В сфере экономики широкие меры проводились по изменению ситуации в сельском хозяйстве: обновление материально-технической базы, кадров; строительство новых совхозов на освоенных целинных землях; реорганизация МТС; введение авансирования колхозников, и др. В промышленности и строительстве менялась система управления: упрощена система министерств, сокращен управленческий аппарат, введен территориальный принцип управления и созданы совнархозы. В политической сфере были проведены массовая реабилитация жертв сталинских репрессий, чистки в системе МВД, реформа системы законодательства и правопорядка (упразднены внесудебные органы, введен партийный контроль над органами госбезопасности), реорганизация политорганов в Советской Армии; разделение партийного руководства по производственному принципу и упразднение сельских райкомов, реформирование системы политпросвещения, постепенная и прерывистая десталинизация общества. В социальной сфере была реформирована система пенсионного обеспечения, была снижена доля налогов в доходах государства, сокращен рабочий день на два часа, расширялась и специализировалась торговля, развернулось жилищное строительство, и др. Апогеем реформистской ориентации стал курс на развернутое строительство коммунистического общества. Оценивая направленность реформ, следует отметить: большинство авторов склонны считать, что указанный период — это одна из страниц советского реформизма. Своим содержанием он разрушил прежний и создал новый баланс социальных интересов, что сопровождалось дифференциацией общества. Отмечается, что реформы Хрущева фактически не привели к укреплению вертикали «власть—народ», но, напротив, расшатали систему. Это дает основания отдельным авторам (Е. Зубкова) считать преобразования 50—60-х гг. вовсе не укрепляющими реформами, а реформами формирующего типа. При этом отмечается исчерпанность арсенала реформистских методов, узость их социальной базы. С точки зрения эволюции советской системы, эти реформы означают особый тип обновления — советский модернизм (некоторая замена целей и задач движения при сохранении старых административных методов). История России в вопросах и ответах./ Сост. Кислицын С.А. Ростов-на-Дону, М.,2001. С. 436 - 438
На мой взгляд, хрущевские аграрные реформы - это, прежде всего, прорыв нескольких звеньев сталинской закостенелой административно-бюрократической системы, ликвидация крайних проявлений тоталитарного режима, завершившиеся впечатляющими результатами. А затем в начале 60-х гг. - сбои, пробуксовки, частичное возвращение к методам администрирования. В 1963-1964 гг. были определены пути и способы дальнейшего движения вперед на основе углубленной интенсификации и модернизации аграрного сектора экономики, сделаны важные шаги по реализации этого курса. В заключение - два малоизвестных факта из истории аграрного реформирования Хрущева, весьма поучительных. Первый относится к декабрю 1959 г. В речи на пленуме ЦК Хрущев решительно отверг предложения некоторых зарубежных «доброжелателей», которые советовали России покупать водку за границей. «Зачем же нам, - заявил он, - покупать водку на стороне? Мы вам свою можем предложить, пожалуйста, покупайте». Второй, заимствованный из беседы Хрущева с министром сельского хозяйства США О.Л. Фримэном в июле 1963 г. Тот настойчиво предлагает: «У меня, г-н председатель, своя проблема. Я готов продавать вам значительное количество птицы (бройлеров). Этот продукт очень хороший и дешевый». Хрущев: «Мы сами создадим у себя производство и будем иметь достаточно птицы... А вот машины для производства минеральных удобрений мы у вас купим». Неплохие рекомендации для реформаторов новой России, к которым следовало бы прислушаться более 10 лет назад! Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство страны. Отечественная история. 2000, №1. С.91
№ 5. Указ Президиума ВС СССР « О снятии ограничений по спецпереселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» 16 июля 1956 г. Учитывая, что осуществление ограничений в правовом положении находящихся на спецпоселении чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны с Северного Кавказа, в дальнейшем не вызывает необходимости, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Снять с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел СССР чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны с Северного Кавказа. 2. Установить, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в статье первой настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены. История СССР. 1991. № 1. С. 159.
№ 6. Из информации Министерства просвещения РСФСР в ЦК КПСС о состоянии идейно-воспитательной работы в Вузах 29 ноября 1956 г. ...В ряде институтов проявилось стремление части студентов к созданию всякого рода инициативных групп, не находящихся под контролем партийных организаций и руководителей кафедр, факультетов и института. Так, на историко-филологическом факультете Ленинградского института им. Герцена группа студентов подготовила и повесила в коридоре факультета стенную газету под названием «Литфронт», в которой издатели поместили статьи с критикой социалистического реализма. Во многих институтах, в том числе Московском, Ленинградском, Удмуртском, Владимирском и др., были попытки организации дискуссий по книге Дудинцева «Не хлебом единым». Инициаторы этих дискуссий, как правило, ссылались на рекомендацию Константина Симонова, высказанную им на совещании кафедр литературы при МГУ. В Ленинградском институте имени Герцена группа студентов в обход руководства факультета и партийных организаций вывесила объявления о широкой дискуссии по вопросу о свободном посещении лекций. На студенческом собрании, созванном вместо названной дискуссии, вносились предложения о создании студенческих комитетов по заведыванию студенческими делами и защите интересов студентов перед администрацией и кафедрами, высказывались возражения против того, чтобы декан факультета председательствовал на общем собрании факультета, против того, чтобы предоставить слово директору и т.д. В Московском государственном педагогическом институте им. Ленина 16-]7 ноября группа студентов IV курса физико-математического факультета самочинно развесила и разослала по другим институтам объявления о широкой дискуссии о выставке картин Пикассо. При запрещении из-за неподготовленности этой дискуссии студенты дерзко вели себя по отношению к директору института и пытались дискуссию провести явочным порядком. <...> Излишнее стремление к широким дискуссиям, не связанным с результатами выполненных научных работ, имеет место и в среде профессорско-преподавательского состава. Все эти факты являются свидетельством того, что наряду с повышением политической активности студентов и преподавателей педагогических институтов, которое является положительным фактором нашей работы, активизируются и нездоровые настроения части студентов и преподавателей. <...> Вопросы истории. 1987. № 1. С. 11-13. № 7. Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева на ХХ съезде партии «О культе личности и его последствиях» «В связи с тем. что не все еще представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, каков огромный ущерб был причинен нарушением принципа коллективного руководства в партии и сосредоточением необъятной, неограниченной власти в руках одного лица. ЦК партии считает необходимым доложить КПСС материалы по этому вопросу... Мы должны серьезно разработать и правильно проанализировать этот вопрос для того, чтобы исключить всякую возможность повторения даже какого-либо подобия того, что имело место при жизни Сталина, который проявил полную нетерпимость к коллективности в руководстве и работе, допуская грубое насилие над всем, что не только противоречило ему, но что казалось ему, при его капризности и деспотичности, противоречащим его установкам. Он действовал не путем убеждения, разъяснения, кропотливой работы с людьми, а путем навязывания своих установок, путем требования безоговорочного подчинения его мнению. Тот, кто сопротивлялся этому или старался доказать свою точку зрения, свою правоту, тот был обречен на исключение из руководящего коллектива с последующим моральным и физическим уничтожением. Это особенно проявилось после XVII съезда партии, когда жертвами деспотизма Сталина оказались многие честные, преданные делу коммунизма, выдающиеся деятели партии и рядовые работники партии... ... Центральный комитет, располагая многочисленными фактами,
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (896)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |