Упражнение «Эмоции в конфликте»
Участники работают в парах. Каждый из партнеров получает игровую карточку с названием той или иной эмоции (карточки распределяются случайным образом, например вытягиваются из коробки). Необходимо придумать сценарий конфликтной ситуации, в которой демонстрировались бы заданные им эмоциональные состояния: например, один из конфликтующих находится в состоянии обиды, второй — в состоянии раздражения; один — стыда, второй — гнева и т. д. Один другому должен денег. — Ты собираешься мне отдавать долг? Сколько можно ждать?! (злость). — А я-то думал, что ты мне друг. А ты, оказывается... (разочарование). Готовые сценарии представляются участникам. Желательно рассказывать свои сценки с интонациями, соответствующими заданным эмоциональным состояниям. Наблюдающие должны догадаться, какие эмоциональные состояния испытывают участники. Затем в обсуждении необходимо попытаться предсказать ход развития событий в том случае, если эмоциональные состояния не изменятся, а также способы изменения эмоциональных состояний и их последствия. Упражнение Участникам предлагается отметить слова и фразы, которые помогают оставаться спокойными во время конфликта. Можно даже поэкспериментировать с этими фразами, чтобы установить, какие из них действительно помогают. Полезно повторять «свои» слова по многу раз, пока они не станут сами собой разумеющими и не превратятся во внутреннюю установку. - это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это. - я могу взять это в свои руки. -то, что я чувствую, естественно. - он (она) делает это не для того, чтобы навредить мне, а чтобы удовлетворить свою потребность. - я могу спокойно выяснить, что нужно этому человеку, и мы благополучно все решим. - я не стану упрекать этого человека и ухудшать положение вещей. - я забочусь об этом человеке и верю, что мы можем прийти к согласию. - это останется в прошлом. - все идет нормально. - переживем! - мои мысли сейчас в беспорядке только из-за гнева, который меня схватывает. - к этому можно подойти с юмором. - это останется важным и через 100 лет. - какой результат будет наихудшим? - не беспокойся и будь счастлив. - у меня два уха и один рот, так что надо больше слушать и меньше говорить.
Умение вовремя осознать первые признаки возбуждения в конфликте – это ключ к тому, чтобы выбрать наилучшую реакцию, найти нужные для себя и для других слова. Почувствовав специфические ощущения в теле, вы сможете попытаться свести реакцию до минимума и , следовательно, вновь стать более разумным. Предупреждающие сигналы. · голова сдавлена · вены на висках начинают пульсировать · кажется, что голова чем-то связана · уши горят · горло сдавлено или пересыхает · челюсти стиснуты либо стучат зубы · сердце ускорено бьется · стеснение в груди · желудок сжат или в нем пустота · плечи как бы связаны · кулаки сжаты; ладони потеют · болит поясница · икры свело · пальцы ног сводит.
Упражнение Участникам предлагается отметить в таблице те симптомы, которые свойственны лично каждому в конфликте, оценить степень их проявления по 10-бальной шкале и поставить соответствующий балл перед характерным симптомом. ________голова сдавлена ________ вены на висках начинают пульсировать ________ кажется, что голова чес-то связана ________ уши горят ________ горло сдавлено или пересыхает ________ челюсти стиснуты либо стучат зубы ________ сердце ускорено бьется ________ стеснение в груди ________ желудок сжат или в нем пустота ________ плечи как бы связаны ________ кулаки сжаты; ладони потеют ________ болит поясница ________ икры свело ________ пальцы ног сводит Ранние физические симптомы, которые я замечаю у себя_________________ ________
Теперь вы видите, как страдает ваше тело, когда происходит конфликт. Если эта реакция продолжается долго, может серьезно пострадать здоровье. Необходимо успокоиться, охладить себя, вернуть тело в равновесное состояние, чтобы начать решать проблему. В качестве вывода на доске фиксируются способы совладения с негативными эмоциональными состояниями, например: Посчитать до семи. Сказать «Давай отложим этот разговор до завтра, а там решим то, из-за чего конфликт. Предложить свой вариант решения и спросить вариант соперника и т. д. Дыхание – один из наиболее важных факторов, за которым надо следить во время конфликта. Когда мы боимся, сердимся, раздражены, дыхание становится прерывистым и затрудненным.чем спокойнее и ритмичнее мы дышим, тем в большей степени сохраняется наша способность к ясному мышлению, тем шире выбор самых разнообразных реакций для решения поставленных перед нами задач. Можно разделить все способы разрядки и успокоения на : ФИЗИЧЕСКИЕ -медленно, глубоко вдохните и спокойно выдохните. - займите делом свои руки: описывайте или рисуйте то, что вам хочется сделать с человеком, с которым вы в ссоре. Бейте подушку. - займите ступни ног : подбрасывайте мяч или танцуйте. - займите все тело: бегайте, прыгайте, делайте упражнения, требующие больших затрат энергии. - займите уши: слушайте какую-нибудь музыку. - найдите занятие для голоса: разговаривайте, кричите, пойте. - примите теплую ванну, выпейте теплый чай или сое. - поменяйте на время род занятий. - погуляйте по земле ( не по асфальту), постойте на солнышке. - потрите свой лоб, чтобы кровь омыла ваш мозг. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ -поплачьте. -опишите свои переживания : вслух или на бумаге. - говорите сами себе успокаивающие слова, даже вслух. Например: « Это не вопрос жизни и смерти», « Я все преодолею». МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ -определите слова и фразы, которые вы мысленно говорите сами себе, не давайте себе забыть, что они необязательно верны. -успокаивайте себя такими мыслями, как « С начала я приду в себя, а потом соображу, что делать», « Я знаю, мне только кажется, что речь идет о жизни и смерти». - попытайтесь перенести внимание на предмет, далекий от конфликта. - старайтесь найти то положительное, что дает вам создавшаяся ситуация. - поймите пользу приобретенного опыта. ДУХОВНЫЕ - побудьте в тишине и одиночестве, чтобы отвлечься. - постарайтесь простить, полюбить своего оппонента или посочувствовать ему. - напомните себе, что человечество едино, и вы тоже ему принадлежите. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ -не принимайте на свой счет слова или действия других людей. Поймите для себя, что они пытаются преодолеть свои собственные страхи и беспокойство. - не забывайте перефокусировать сознание на сегодняшний день в случае возникновения старых воспоминаний. Точно определите дату и время происшедшего, свое местонахождение, имена людей, которые находятся с вами, чтобы мысленно отвлечься от прошлого. - иногда бывает полезно вспомнить похожие ситуации, с которыми вам удалось справиться.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2025)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |