Окно 3. Примеры производственных отношений. Производственные отношения и экономические категории
Совокупность производственных отношений включает все отношения, опосредующие воспроизводство материальной жизни людей «по-капиталистически». Для того чтобы жить, необходимо потреблять. В рыночной экономике предметы потребления являются товарами, приобретаются на рынке. Представим, что покупатель покупает автомобиль. Какие производственные отношения необходимы для того, чтобы автомобиль перешел в руки покупателя и вошел в процесс потребления? Прежде всего, это отношение «человек – вещь». Автомобиль – полезная вещь, удовлетворяющая человеческую потребность. Но он покупает автомобиль по определенной цене, заплатив деньги, т. е. вступает в отношение с продавцом (отношение «человек – человек»). За спиной продавца обнаруживается целая сеть производственных отношений. Он должен вступить в отношения с торговыми посредниками, получающими торговую прибыль, либо непосредственно с производителем. Головное предприятие осуществляет сборку, комплектующие производят предприятия-поставщики, представляющие практически все отрасли народного хозяйства. Чтобы произвести деталь или осуществить сборку, предприятия должны авансировать капитал: нанять работников и закупить на рынке товары – средства производства (сырье, вспомогательные материалы, оборудование и т. п.). В процессе производства занятые вступают в отношение к вещи (предмет труда, средство труда) и к друг другу (кооперация, специализация, или разделение труда). Предприятие будет функционировать до тех пор, пока оптовая цена автомобиля будет покрывать издержки его производства и приносить хотя бы среднюю (по отрасли) прибыль. Занятые получают заработную плату, а владельцы предприятий – прибыль. Предприятия могут использовать заемные денежные средства, кредит, уплачивая процент, они могут быть акционерными, выпуская акции и выплачивая дивиденд. Они также должны выплачивать земельную ренту собственникам земли. За спиной покупателя также целая сеть отношений. Автомобиль можно купить на заработную плату, или на прибыль, которую получает предприниматель. Его можно купить в кредит, выплачивая при этом процент. Источником дохода может быть земельная рента и т.д. За каждым отдельным актом купли-продажи скрывается совокупность многообразных производственных отношений, принадлежащих капиталистическому способу производства. Кажется логичным считать производственными отношениями отношения в непосредственном процессе производства (товаров) и определять их как «общественные отношения по производству» (В.И. Ленин). Во многих российских учебниках политической экономии капитализма было принято деление: «производство», «распределение», «обмен», «потребление». Производственными отношениями считались отношения в производстве. Соответственно капиталистический способ производства сводился к способу производства продуктов, или товаров. Но предмет – не способ производства товаров (это один из моментов производственных отношений), а способ производства материальной жизни. Производственные отношения капиталистического способа производства это вся совокупность отношений, обеспечивающих воспроизводство жизни трех больших классов: капиталистов, наемных рабочих, землевладельцев. В теоретической модели реальные производственные отношения отражаются научными категориями, такими как товар, деньги, цена, капитал, издержки производства, прибыль, заработная плата, процент, рента и т. д. НАЗАД к тексту: Метод общей экономики. Метод теории общественного богатства современной рыночной экономики – метод построения общей генетической модели общественного богатства рыночной экономики (сокращенно - модели рыночной экономики), разновидность диалектического метода Предмет – современное общество, взятое с точки зрения его экономической структуры, как живой развивающийся организм. Предмет – капиталистический способ производства жизни, или совокупность капиталистических производственных отношений. Напомним, что капиталистический способ производства жизни называется «рыночной экономикой». «Современное общество» может быть представлено отдельной страной, (например, Россия или Китай), группой стран. Единственная предпосылка: рассматривается только капиталистический способ производства жизни (хотя в современном обществе есть и другие способы производства) и предполагается, что он преобладает (господствует). Рассматривается совокупность производственных отношений, принадлежащих (конгруэнтных) исключительно капиталистическому способу производства: товар, деньги, капитал, издержки производства и прибыль, заработная плата, процент, рента и т.д. Задача – построение единой, или общей модели рыночной экономики. Цель – открытие экономического закона движения современного общества[24], выяснение условий воспроизводства жизни трех больших классов (капиталистов, наемных работников, земельных собственников). Действительный исходный пункт – конкретное, многообразие конкретных производственных отношений, или соответствующих им экономических категорий, образующих единое целое. Они образуют единство, поскольку принадлежат к одному и тому же экономическому организму (имеют одну и ту же природу) и представляют собой формы его жизнедеятельности. Они образуют тотальную взаимозависимость (напр., рента зависит от прибыли, прибыль от издержек производства и т.д.). В этом экономическом организме (как и в биологическом организме) нет «частей», которые можно было бы от него безболезненно «отделить», не умертвив и отделенную часть и целое. Каким методом исследовать этот сложный организм, совокупность многообразных производственных отношений? Можно ли построить модель рыночного экономического организма? Если теория общественного богатства рыночной экономики – наука, то к ней должен быть применим общий всем наукам метод познания: анализ и синтез.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |