Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Экономическая наука: предмет, метод, история науки



2015-12-04 440 Обсуждений (0)
Тема 1. Экономическая наука: предмет, метод, история науки 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Предмет экономической науки – отношения, обеспечивающие воспроизводство жизни индивида в обществе, или производственные отношения. Верно ли утверждение, что «производственные отношения – отношения в процессе производства благ», что «предмет экономической науки – производство материальных благ»?

Верно ли утверждение, что «производственные отношения – экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ»?

1.1. Способ производства жизни – особая конкретно-историческая совокупность производственных отношений.

Опишите производственные отношения русской сельской общине начала прошлого века (можно использовать интернет).

1.2. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил в частности означает, что переход от общинной собственности к более прогрессивной частной возможен, если продуктивность (производительная сила труда) достигнет такого уровня, когда отдельные семьи окажутся в состоянии самостоятельно обеспечивать воспроизводство своей жизни.

Можно ли стимулировать переход на более прогрессивную форму собственности путем насильственного введения частной собственности в традиционной русской общине?

Предмет теории общественного богатства современной рыночной экономики – совокупность производственных отношений капиталистического способа производства жизни, получившего название рыночной экономики.

Почему выдающиеся ученые-экономисты при определении предмета выдвигали на первый план «богатство народов» (Смит), «капитал» (Маркс), «общественное богатство» (Вальрас), а не производственные отношения?

2.1. Верно ли утверждение, что предметом экономической науки является «человек» или «поведение человека»? Возьмите в качестве примера конкретного человека, который жил в условиях социалистического и капиталистического способа производства и рассмотрите его поведение (напр., поведение М.Б. Ходорковского, который был заместителем первого секретаря Фрунзенского райкома комсомола, а в 90-е годы прошлого века стал крупным бизнесменом). Почему поведение кардинально изменилось – изменился ли сам человек, или изменились объективные отношения воспроизводства жизни человека, т.е. производственные отношения?

2.3. Предмет политической экономии, «Капитала» Маркса, микро- и макроэкономики един – это совокупность производственных отношений рыночной экономики.

Верно ли утверждение, что «поскольку экономикс применяет метод, отличный от метода «Капитала», то у экономикс иной предмет»?

Можно ли доказать, что предмет экономической науки един, сравнив экономические категории, которые рассматриваются в различных направлениях экономической науки?

Можно ли утверждать, что «от производственных отношений предмет сместился в сторону выбора оптимального использования дефицитных ресурсов, к психологическому восприятию отдельными субъектами экономической действительности, от сущностных зависимостей к функциональным, от политической экономии к экономической политике» (П.А.Покрытан. О некоторых тенденциях в методологии экономических исследований. http://propaganda-journal.net/4636.html)?

3. Метод теории общественного богатства рыночной экономики – метод построения общей генетической модели общественного богатства рыночной экономики (сокращенно - модели рыночной экономики), разновидность диалектического метода – включает два этапа: (1) анализ экономического организма, в ходе которого выделяются факторы-гены общественного богатства, которые присутствуют во всех клетках организма и являются носителями наследственной информации; (2) синтез, или построение модели, в которой экономический организм развивается из полученных факторов-генов (стоимости и потребительный стоимости).

Модели в микро- и макроэкономике – «упрощенное изображение каких-либо сторон или процессов экономики». Для их построения используется общенаучный метод анализа и синтеза, но они статичны и не могут дать модели развивающегося экономического организма. Почему?

3.1.В учебниках микро- и макроэкономики, как правило, в самом начале дается модель основных экономических потоков, которая должна давать обобщенное представление о рыночной экономике[4]. Многообразие связей представлено в виде потоков между домашними хозяйствами и фирмами (Рисунок 1).

К схеме даются пояснения. Ресурс – это все, что используется в экономической деятельности людей для создания благ и услуг. Ресурсами являются природные факторы – земля, ее недра (природные ресурсы), а также труд, капитал (созданные человеком средства производства), предпринимательские способности людей, информация.

Домашние хозяйства владеют ресурсами — рабочей силой (трудом), землей, и капиталом. Фирмы покупают эти ресурсы и используют их как факторы производства, оплачивая домашним хозяйствам услуги факторов. Доходы, полученные домашними хозяйствами от продажи ресурсов, идут на приобретение ими товаров и услуг.

Фирмы производят товары и услуги, предлагая их домашним хозяйствам, доходы от продажи товаров и услуг фирмы используют для приобретения факторов производства.

В учебнике отмечается, что диаграмма упрощает реальный мир, не учитывает обмен между фирмами, производство продукции внутри домашних хозяйств и т.п., но отражает главные зависимости в экономике; позволяет рассматривать экономические процессы в логическом порядке; позволяет ответить на три главных вопроса: что, как, для кого производит экономика.

Диаграмма – точное отражение обыденных представлений экономических агентов о доходах и их источниках, о движении товарных и денежных потоков, представлений противоположных реальному положению вещей. Проведите самостоятельный логический анализ диаграммы и сделайте вывод о жизнеспособности такой экономики.

Вопросы, которые могут помочь при анализе:

(а) Почему прибыль – категория, без которой немыслима рыночная экономика – не отражена на диаграмме?

(б) Домашние хозяйства владеют «капиталом, (созданными человеком средствами производства)» – зданиями, сооружениями, станками, оборудованием, трубопроводами и т.д. Они предоставляют капитал фирмам, получая взамен лишь «процент» (плату за пользование капиталом), но не получая компенсации износа капитала (амортизации). Получается, что рыночная экономика должна погибнуть, как только произойдет полный износ капитала?

Если же хозяйства все-таки получают амортизацию, что не отражено на диаграмме, то тогда они должны приобретать новые средства производства взамен изношенных, но не на рынке благ и услуг, а на другом рынке – рынке средств производства, который на схеме отсутствует.

(в) из диаграммы вытекают ответы на три главных вопроса. Что производить? – Предметы потребления (блага и услуги); Как производить? – Без прибыли. Для кого производить? Для домохозяйств, у которых есть деньги. Является ли такая экономика жизнеспособной? Может ли она называться рыночной?

3.2. Фундаментальная модель рыночной экономики начинает с анализа «доходов и их источников» (см. табл. 1), с экономических потоков в исходном пункте движения от конкретного к абстрактному, а затем возвращается к ним, в результате построения модели в движении от абстрактного к конкретному, но уже с объяснением того, почему экономическим агентам экономика представляется в таком фантастическом искаженном виде. Нет ничего удивительного в том, что «в головах агентов капиталистического производства и обращения должны получаться такие представления о законах производства, которые совершенно отклоняются от этих законов и суть лишь выражение в сознании движения, каким оно кажется». «Задача науки заключается в том, чтобы видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению», а это «дело в высшей степени сложное и требующее очень серьезного труда» (Маркс) [46].

Мы ужи приводили физическую аналогию. Представления земного наблюдателя о том, что Солнце вращается вокруг Земли – искаженное отражение действительного движения Земли вокруг Солнца. Задача науки состоит в том, чтобы объяснить, почему земному наблюдателю дело представляется именно таким образом.

(а) Возникает вопрос – зачем строить и осваивать фундаментальную модель рыночной экономики, зачем выяснять внутренние законы ее развития (Маркс), «законы явлений» (Кэрнс)? Можно ли обойтись понятным и очевидным математическим описанием самих явлений, которое дается в микро- и макроэкономике?

При ответе вопрос можно поставить его в физической плоскости: зачем знать, что Земля вращается вокруг Солнца, если «в повседневной жизни» можно обойтись и без этого? Ведь по Маршаллу "Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни».

При ответе можно использовать положение Кэрнса, работа которого вышла в 1857 за 10 лет до появления «Капитала» Маркса[47].

(б) Микроэкономика изучает отдельные экономические единицы (домашние хозяйства, фирмы) и их взаимодействие. Макроэкономика изучает экономику в целом. Аналогия: микроэкономика изучает часть Земли, которую фиксирует отдельные земные наблюдатели; макроэкономика – весь Земной шар. И в том и в другой случае Земля представляется неподвижной, а Солнце вращается вокруг Земли.

Казалось бы, нет ничего более надежного, чем опираться на непосредственно наблюдаемые факты и устанавливать связь между ними. Во время первого кругосветного путешествия Магеллан вел счет дней календаря, каждый новый день начинался в полдень, когда Солнце было в самой верхней точке. Но когда они вернулась в Испанию, оказалось, что их календарь отстал на сутки, они «потеряли один день» (http://igo.3dn.ru/load/krugosvetnye_plavanija/krugosvetnoe_plavanie_magellana/8-1-0-2).

Корабли Магеллана плыли на Запад, а Филеас Фогг (в романе Жюль Верна) совершил свое путешествие вокруг света за 80 дней, двигаясь на Восток. При этом он «выиграл один день».

С позиций микро- и макроэкономического метода перед нами две описательные модели. Первую (когда субъект перемещается на Запад, теряется день) можно назвать – «эффектом Магеллана», а вторую (когда субъект перемещается на Восток, добавляется день) – «эффектом Фогга». Конкретное движение со сменой курса описывается сложной моделью, сочетающей два «эффекта». Если природа явления известна (вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси), то требуется только одна модель.

(в) Прочтите описание и определите каким методом в микроэкономике получены категории «эффект замещения» и «эффект дохода»: «Эффект дохода (в результате изменения цены). Изменение величины спроса на благо из-за того, что изменение его цены приводит к изменению реального дохода потребителя. В сочетании с эффектом замещения образует общий эффект изменения цены». «Эффект замещения (замены) (в результате изменения цены). Стремление потребителей потреблять благо в большем количестве, когда его относительная цена понижается (замещать этим благом другие) и потреблять его в меньшем количестве, когда его относительная цена повышается (замещать это благо другими)»[48].

3.3. Для построения модели генома (генотипа) человека, или биологического вида берется данный живой организм, для построения модели рыночной экономики берется «современное общество» (Маркс), а не его история.

Марксистская политическая экономия применяет не генетический, а описательно исторический метод, и представляет собой «исследование производственных отношений данного, исторически определенного, общества в их возникновении, развитии и упадке» (В.И.Ленин).

Исходное отношение ищется не в современном обществе, а за его пределами: в обмене между первобытными общинами, в «простом товарном производстве», предшествующем капитализму. Считается, что логика построения модели должна соответствовать истории, очищенной от случайностей (принцип соответствия логического историческому). В соответствии с эволюционной теорией Дарвина с самого начала предполагается, что капиталистический способ производства должен погибнуть и смениться социализмом. Отсюда «империализм как высшая и последняя стадия капитализма» (Ленин), неизбежность социалистической революции.

Применительно к биологии такой метод означал бы, что построение генетической модели обезьяны начинается с анализа одноклеточных, которые исторически предшествовали обезьяне, затем берутся переходные биологические виды, непосредственно предшествующие обезьяне, рассматривается ее возникновение (генезис), развитие и упадок. С самого начала предполагается, что обезьяна «временное явление», она должна превратиться в человека. Внимание исследователя сосредоточено не на воспроизводстве обезьяны (наследственности и репликации), а на ее изменчивости.

Вопрос. Можно ли построить модель капиталистического способа производства, или модель капитала описательно историческим методом?

Для ответа используйте параграф (3) «Капитал. Критика политической экономии» К. Маркса (1867).

Соотношение общей модели рыночной экономики и модели национальной экономики: модели рыночной и национальной экономики соотносятся как модели генотипа и фенотипа биологического организма.

Каковы внутренние и внешние условия развития рыночной экономики в России, или национальные особенности вхождения России в рынок в конце XX – начале XXI века?



2015-12-04 440 Обсуждений (0)
Тема 1. Экономическая наука: предмет, метод, история науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Экономическая наука: предмет, метод, история науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)