Их, необходимо выучить их»
Этот великий хадис включает в себя полезные сведения о познании, единобожии и поклонении Аллаху ('убудиййа).
Обращающийся к Аллаху с этой мольбой начинает её словами «я—раб Твой,и сын раба Твоего,и сын рабыТвоей»,то есть упоминает родителей и их предков вплоть досамых первых предков — Адама и Хаввы. Это попытка
приблизиться к Аллаху и снискать Его расположение посредством признания верующим того,что и сам он является Его рабом и все его предки также были Его рабами, и что нет у раба ничего , кроме врат господина его и его милости и благодеяния, и что если господин оставит его без своей помощи и заботы, то он погибнет, и никто не приютит его, и он пребудет в самом плачевном состоянии.
Под этим признанием подразумевается:поистине, не обойтись мне без Тебя и одного мгновенья, и нет у меня того, у кого я мог бы попросить защиты,кроме моего Господа, рабом Которого я являюсь. Сюда же входит признание верующим того , что у него есть Господь, Который распоряжается им, и веления и запреты Которого он обязан исполнять, а также того, что он
ибо это присуще не рабу, а царям и свободным, тогда как рабы действуют в соответствии со своим подневольным положением. Этих покорившихся рабов Всевышний назвал Своими в аяте: «Поистине, ты не властен над Моими рабами»(сура15 «Хиджр»,аят42).А также в аяте:
избегание того, что Он запретил, постоянная потребность в Нём, испрашивание у Него покровительства и помощи, упование на Него, испрашивание у Него защиты. При этом
застигнутый испытанием, своим духом и сердцем, языком и органами тела. Из этих слов также понимается: имущество моё и сам я принадлежу Тебе. Ведь раб принадлежит своему господину вместе со своим имуществом. 50 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Эти слова также подразумевают:поистине, это Ты одарил меня всеми благами, которые есть у меня, и всё это
— проявления благодеяния Твоего к рабу Твоему.
И эти слова подразумевают: поистине, я распоряжаюсь своим имуществом и самим собой только в соответствии с велением Твоим подобно тому,как раб не распоряжается ничем без веления своего господина. Поистине, я не владею для себя ни пользой, ни вредом, ни жизнью, ни смертью, ни воскрешением.
И если всё действительно так, то это означает, что он — истинный раб Всевышнего.
ным образом и не будет ощущать потребности в них и не
Всевышний Аллах обладает властью и Ему принадлежит хвала. Это и есть смысл слов Худа:«Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол».Затем онсказал: «Поистине, мой Господь — на прямом пути». То есть Он — Одолевающий Властелин, распоряжающийся Своими рабами и полностью контролирующий их, и при этом Он — на прямом пути. Подразумевайся справедливость, с которой Он распоряжается ими.Он — на прямом пути в
справедливы, и всякое Его веление— благо, а всё, что Он запретил, несёт в себе вред,и награда Его для тех,кто заслужил её, — награда, даруемая по милости и милосердию Его. А наказание Его для тех, кто заслужил его, — наказание, применяемое по справедливости и мудрости Его. Он разделил решение и приговор и охарактеризо- вал решения обязательностью, а приговор назвал спра- 52 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
ведливым. Решения Всевышнего включают решения религиозные [шариатские нормы] и решения, касающиеся Вселенной, то есть предопределение. Оба вида применимы к рабу Всевышнего, и он подчинён им, и они исполняются в отношении него вне зависимости от того, желает он этого или нет. Однако если решениям Всевышнего,касающимся Вселенной, он не способен противоречить,то решениям религиозным [то есть шариатским нормам]он может противоречить.
Приговор представляет собой завершение, доведение
довёл до конца и исполнил в отношении Своего раба , справедливо. Если же говорить о решении,то это то, что решает Всевышний Аллах, однако Он может исполнить это решение, а может не исполнить.Если это решение, касающееся религии, то оно исполняется в отношении раба,а если это решение, касающееся Вселенной, то если Всевышний Аллах исполняет его, то оно исполняется в отношении Его раба,а если нет, тогда оно не касается его. Всевышний Аллах исполняет Свои решения, тогда как другие могут решить что-то, но потом не смогут исполнить Своё решение из-за возникших препятствий.Всевышний
решает и претворяет Свои решения в жизнь.
Слова «а приговор, вынесенный Тобой мне,
справедлив» распространяются на все Его решения,касающиеся Его раба, к какой бы категории они ни относились, будь то здоровье или болезнь,богатство или
лах сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки»(сура42 «Совет»,аят30).
несправедливость — это распоряжение тем, что принадлежит другому, а всё сущее принадлежит'Аллаху, соответственно, Его распоряжение Своими творениями может быть только справедливостью». Другая же группа сказала:«Нет, справедливость заключается в том, что Он не подвергает наказанию за то, что предопределяет. Поскольку наказание от Него— благо, то становится понятно, что оно — не за Его ; предопределение, и справедливость — это воздаяние за трех посредством
наказания и порицания либо в этом мире,либо в мире вечном. Этим людям трудно объединить справедливость и предопределение. Они утверждают, что признающий предопределение не может утверждать о
54 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
единобожие, кроме как посредством отрицания качеств.И
единобожие превратилось в их понимании в отрицание качеств Аллаха, а их справедливость— в отрицание предопределения. Что же касается приверженцев Сунны, то они признают и то, и другое. Несправедливость, согласно их убеждениям, это
совершавшего грехов. О том, что это Ему не присуще и не свойственно, Всевышний Аллах говорит в нескольких местах
в Своей Книге,
И если даже Всевышний Аллах вводит в заблуждение кого пожелает и предопределяет ослушание и отход от истинного пути кому пожелает,то это в любом случае абсолютно справедливо, потому что Он помещает введение в заблуждение и оставление без поддержки туда, где им место. Да и как же иначе, если среди Его прекрасных имён— Аль-Адль [Справедливость], и Он — Тот, все действия Которого и все решения правильны и истинны?..
помогать Ему и оказывать ему поддержку. Это Его милость. И Он оставляет без Своей помощи тех,кто не заслуживает Его поддержки и милости. Таких людей Он предоставляет самим себе. Всевышний не желает помогать им, лишает их Своей милости, но не лишает их Своей справедливости. Тут можно назвать две категории.
Первая категория: то, что является Его воздаянием рабу за то , что тот отвернулся от Него и предпочёл
покорность Его врагу и жизнь в согласии с ним , предав забвению поминание Его и благодарность Ему. Такой человек заслуживает того, чтобы Всевышний оставил Его. без помощи и лишил Его Своей милости.
Вторая категория: Всевышний Аллах изначально не желает для этого раба , потому что знает, что тот не способен оценить по достоинству наставление напрямой путь и не станет благодарить и восхвалять Его за это и не будет любить Его. И Он не желает ему этого, потому что этот человек непригоден для этого.Всевышний Аллах сказал:
«Таким образом Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: "Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?" Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?»(сура6, «Скот»,аят53). Всевышний также сказал: «Если бы Аллах знал, что в
такими.
Мы подробно изложили эти вопросы в нашем большом труде, посвященном предопределению9. Его слова «решения Твои обязательны для меня,а
8 Хадисы об этом приводятся в сборниках аль-Бухари и Муслима.
9 Подразумевается труд под названием «Шифа аль-'алиль фи ма-саиль аль-када ва аль-кадр ва аль-хикма ва ат-та'лиль». 56 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
ление Аллаха в отношении Его рабов,и утверждают, что действия, совершаемые рабами Аллаха, не подпадают под
невозможна сама по себе. То есть в их понимании эти слова означают в точности то же, что и первая часть высказывания,
то есть «Твои решения относительно меня непременноисполнятся».
Его слова «Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имён...» есть приближение к Нему посредством всех Его имён,как тех, которые известны рабу Аллаха,так и тех, которых он не знает. Этот способ приближения к Аллаху наиболее любим Им. Это приближение к Нему посредством Его качеств и действий, на которые указывают Его имена.
Его слова «сделать Коран благодатным дождём моегосердца, светом моей груди».Подразумевается благодатныйдождь, оживляющий землю. Коран сравнивается с ним, потому что оживляет сердца. Аллах сравнил Коран с дождём, упомянув одновременно воду, приносящую жизнь, и свет, приносящий освещение и озарение. Так, Он объединил их в Своих словах: «Он ниспосылает с неба воду,и долины
наполняются потоками в соответствии с их размерами. Поток несёт пену,поднявшуюся на поверхность. Подобная же пена появляется на том, что раскаливают в огне для изготовления украшений или утвари»(сура13 «Гром», аят 17).
И в словах: «Они подобны тому, кто разжёг огонь.
Когда же огонь озарил всё вокруг него, Аллах лишил их света»(сура2 «Корова»,аят17). А также в словах: «Или же они подобны оказавшимся под ливнем с неба»(сура2 «Корова»,аят19). И в словах: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет [в
душе верующего] подобен...» (сура 24 «Свет», аят 35).
А затем Он сказал: «Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их...»(сура24 «Свет», аят 43).
Таким образом, это обращение к Всевышнему содержит
мёртвым, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?Так неверующим представляется прекрасным ,точто они совершают»(сура6 «Скот»,аят122).
Поскольку грудь просторнее и больше сердца,то свет, обретаемый ею, просачивается из неё в сердце,потому что наполняет нечто более обширное, чем оно.
А поскольку тело и все его органы живут благодаря жизни сердца, и жизнь из него просачивается в грудь, а потом и ко всем остальным органам, то в этой мольбе содержится
просьба даровать жизнь сердцу посредством благодатного дождя, который является тем веществом, которое приносит её. И поскольку печали и тревоги—явление противоположное жизни сердца и его озарению, он просил устранения их посредством Корана, ибо это наилучшая гарантия того, что они не вернутся. Если же они уходят не посредством Корана, посредством, 58 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
например, выздоровления, мирских благ, влияния, супруги или ребёнка, то печали и тревоги вернутся, как только всё это уйдёт.
Если говорить о том неприятном, что постигает сердце, то если оно относится к прошлому, то оставляет после себя скорбь. А если относится к будущему, то вызывает тревогу. Если же оно относится к настоящему, то рождает печаль. А Аллах знает обо всём лучше. Польза
Сердца могут служить троном для возвышенного и для низкого
Самое совершенное, чистое, светлое, почтенное, выcoкое и возвышенное и большое из творений — Трон Милостивого,
поэтому оно подходит для Его вознесения.
Чем ближе к Трону,тем больше света,тем всё совершеннее и прекраснее по сравнению с тем, что отдалено от Трона. И сады Фирдауса — наивысшие пределы Рая и самые прекрасные, светлые и величественные из-за своей близости к Трону: он служит для них потолочным сводом. А чем дальше от Трона,тем всё темнее и скуднее.Поэтому
познания Его, любви к Нему и стремления к Нему.Они — трон для самого возвышенного, то есть познания Его, любви и стремления к Нему.
Всевышний Аллах сказал: «Скверно описание тех, кто не верует в Последнюю жизнь,а описание Аллаха— самое возвышенное, ведь Он — Могущественный, Мудрый» (сура 16 «Пчёлы», аят 60).
И Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто создаёт творения в первый раз, а затем воссоздаёт их, и сделать это для Него ещё легче. Ему принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» (сура
30 «Румы», аят 27). 60 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Всевышний также сказал: «Нет ничего подобного Ему»
(сура 42 «Совет», аят 11).
Это познание Его , любовь и стремление к Нему относится к наилучшему и самому возвышенному из сущего, и все это зиждется на сердце верующего:оно является троном для него. И если сердце не будет самым чистым, совершенным, благим и отдалённым от всякой скверны,то оно не подойдёт для того, чтобы на нём зиждилось это самое достойное и возвышенное— познание Аллаха, любовь и стремление к Нему. И тогда на этот«трон» восседает этот низкий мир, любовь, стремление и привязанность к Нему, и
оно становится тесным и тёмным и отдаляется от своего совершенства и преуспеяния. Таким образом, существует две категории сердец: сердце — трон Милостивого, в котором свет, жизнь, радость, веселье, сияние и множество запасённых благ; и сердце — трон шайтана, в котором теснота, мрак, смерть, печаль, скорбь и тревога. Это сердце, которое
расширяется и раскрывается».Люди спросили: «Какова жепримета этого, о Посланник Аллаха?» Он ответил:
«Стремление к обители вечности, отдаление от обители обольщения и приготовление к смерти до того,как она придёт». Свет, который входит в сердце , это след самого возвышенного, поэтому оно расширяется и раскрывается. Если же в нём нет познания Аллаха и любви к Нему, то его удел — мрак и теснота.
10 Шейх аль-Альбаки назвал этот хадис слабым . Польза
Коран о качествах Всевышнего Аллаха и Его отношении к Своим рабам
Поразмышляй над кораническим обращением, и ты обнаружишь Царя, Которому принадлежит всё и
Которому надлежит вся хвала, в руке Которого бразды управления всеми делами. Источник их — от Него, и к Нему возвращаются они. Он — вознёсшийся над троном Своим, и ничто в Его владениях не может укрыться от Него. Он знает о том, что в душах Его рабов, Ему известно всё тайное и явное о них. Он один управляет Своим царством , Он слышит и видит . Он
умерщвляет и оживляет, распределяет, предопределяет и распоряжается. Малое и великое нисходит от Него и к Нему восходит, и ни одна мельчайшая частичка не двигается, кроме как с Его позволения , и даже лист не падает с дерева без Его ведома.
Посмотри и ты обнаружишь, как Он воздаёт Себе хвалу и славит Себя и восхваляет и как Он наставляет рабов Своих и указывает им на то , в чём счастье и преуспеяние для них, побуждая их к этому и предостерегая их от того, что губительно для них. Он даёт им возможность познать Его через Его имена и качества и помогает им полюбить Его посредством Своих милостей и . благОн напоминает им о Своей милости к ним и велит им то , 62 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
том, какой почёт Он приготовил для них в случае, если они будут покорны Ему, и о наказании, которое Он уготовал им, если они станут ослушиваться Его. И Он сообщает им о том, как Он поступает со Своими приближёнными и со Своими врагами, и о том, какая участь ожидает тех и других. Он хвалит Своих приближённых, упоминая об их благих делах и благих свойствах, и порицает Своих врагов, упоминая об их скверных делах и отвратительных качествах. И Он приводит примеры, а также разнообразные доводы и доказательства, и отвечает на сомнения, которые выдвигают Его враги, наилучшим образом подтверждая правдивость правдивого и выявляя ложь лжеца.Он говорит истину, и Он ведёт прямым путём, призывает к обители мира и приводит её описания, говорит о том, как она прекрасна, и о блаженстве, которое в ней. И Он предостерегает от обители погибели и упоминает о мучениях в ,нейо том, как она скверна, и о боли, испытываемой в ней. Он напоминает Своим рабам о том , что они нуждаются в Нём , очень нуждаются, с какой стороны ни посмотреть, и они не могут обойтись без него ни мгновенья. И Он упоминает о том, что Он не нуждается в них и во всём сущем , и что Он самодостаточен и не нуждается ни в чём и ни в ком, тогда как всё сущее не может обойтись без Него. И никто не способен обрести ни мельчайшей частички блага, ни того, что больше неё, кроме как по милости Его, и никто не может обрести ни мельчайшей частички зла, ни того, что больше неё, кроме как по Его справедливости и мудрости.
правляет в них то,что требует исправления, защищает и отстаивает их, помогает им, заботится о них, избавляет их от всякой беды, исполняет Своё обещание . имИз этого обращения также понятно, что Он — их Покровитель, кроме Которого нет у них никакого покровителя.Он — их истинный Покровитель, помогающий им против их врагов. И прекрасный Он Покровитель и Помощник.
И когда сердца видят благодаря Корану Великого Царя, Милостивого, Щедрого, Прекрасного, то как же они могут не любить Его, не состязаться в приближении к Нему,не стремиться с каждым вздохом обрести Его любовь?Как же может Он не быть для них любимее всего , и а всяЕго довольство — предпочтительнее довольства всех остальных? И как же могут они не поминать Его неустанно,и как же может любовь и стремление к Нему и ощущение Его близости не стать для них пищей и лекарством— таким образом, что если сердца лишатся всего этого, то испортятся и погибнут и не смогут воспользоваться своей жизнью?.. Польза
Освобождение сердца от ложного — непременное условие для его привязанности к Аллаху
ла — ради служения Ему до тех пор , пока они не будут
оно склоняется к любви не к Аллаху,в нём не остаётся склонности к любви к Нему. И когда его сердце поминает не Его, то у него не остаётся возможности поминать Его, как и в
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (709)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы (0.01 сек.) |